Выступления на заседаниях ресурсного методического центра по направлению ФГОС ДО"

Полежаева Юлия Александровна

1.Тема: «Обучение детей  старшего дошкольноговозраста рассказыванию  по Экокниге  посредством использования мнемотаблиц». 2017 год - Год экологии.  г. Нижневартовск

 

2. Тема: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука. В рамках программы "Социокультурные истоки"  г. Нижневартовск

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_vystuplenie_15.11.doc1.91 МБ
Microsoft Office document icon rmts_vystuplenie_lepbuk.doc487.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Снеговичок»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/25/33141/hello_html_m22565c5b.jpg

Тема: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука.

Воспитатель первой

 квалификационной категории

Полежаева Ю.А.

г.Нижневартовск 2017

Я хочу начать свое выступление со слов Виссариона Григорьевича Белинского  «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

       По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от русской народной культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.  

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако,  утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры ,которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы, могли получит развитие» - так писал известный религиозный философ В.В. Зеньковский.  Я считаю, что приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание.

Тема моего выступления: «Использование проектно – исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука».

Для того чтобы соответствовать современным требованиям  ФГОС, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением детей. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

      Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Проекты в дошкольной организации, это не новшество, но конечный продукт деятельности проекта заставляет задуматься. В своей работе я начала изучать и использовать, интересное методическое пособие – лэпбук. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это  небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Стратегической целью развития образовательного учреждения на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.

На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.

В соответствии с нормами «Конвенции о правах ребёнка», детям гарантировано право получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» ( ст. 29).

Концентрический принцип построения программы «Социокультурные истоки» обусловил  следующую логику  освоения основных категорий курса:  

  • в младшей  группе (3  - 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных  категорий Слово, Образ, Книга;
  • в средней группе (4 - 5 лет) происходит первоначальное знакомство детей с истоками наиболее близкой социокультурной среды и деятельности в ней человека;
  • в старшей группе (5 - 6 лет)  в связи с формированием  способности к эмоциональной децентрации, обращается внимание на истоки ценностей  внутреннего мира человека;
  • в подготовительной группе (6 - 7 лет) осуществляется  первоначальное ознакомление дошкольников с  истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению  базовых социокультурных ценностей родного народа.    

Впервые в дошкольном образовании взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками осуществляется на основе активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, которые проводятся по определённым технологиям).  

Мы вместе с родителями приобрели для каждого ребёнка серию книг «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы» и «Семейные традиции», главная задача которых – приобщить взрослого и ребёнка к истокам русских традиций. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребёнку вернуться к педагогической традиции России, базовым основанием которой всегда была любовь к людям. Центральное место в каждой книге занимает сказка и её анализ. Сказка ценна тем, что она помещена в полном объёме, в первоначальном контексте, является копилкой мудрости. Мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, жизненные ценности, жизненные уроки, народные традиции). 

В начале учебного года разработала проект, опираясь на книгу из серии «Социокультурные истоки» «Мастера и рукодельницы».

Темой проекта является создание Лэпбука «Русская изба».

Цель: Применение новой технологии – интерактивной папки (лэпбука) для закрепления знаний у детей об  истоках русских традиций на примере лэпбука «Русская изба»

Задачи: 

1. Изучить и подобрать материал по теме «Русская изба»;
2. Изготовить схемы, кармашки, сюжетные картинки, фото;
3. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому, через изучение быта  русского народа;

     4. Воспитывать чувство патриотизма, любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. 

Предварительная работа с детьми:

  • Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
  • Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек
  •  Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
  • Рисование декоративное «Весёлые матрёшки»
  • Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
  •  Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
  •  Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
  •  Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
  • Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать  Лэпбук: «Русская изба»
  • Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала для создание лэпбука;
  • Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
  • Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии. 

2. Основной этап (деятельностный)

  • На основном этапе мы создавали  развивающие элементы из которых будет  состоять лэпбук «Русская изба», (кармашки, фигурные конверты, книжки-гармошки,  книжки-раскладушки, фон, игры и т.д.)

3.  Заключительный.

  • Оформление материала проекта изготовление лэпбука: «Русская изба». Совместная работа детей, родителей и педагога.
  •  Презентация проекта.

Результативность использования лэпбука: 

1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную
  • техническую (фото, видео, рисунки)
  • познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)

2. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

3. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

В результате использования лэпбука:

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • Имеют представления о традициях русского народа;
  • Осознают принадлежность к своему народу;
  • Имеют представления о национальном костюме русского народа;
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук по теме «Русская изба» – это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на ознакомление  с истоками русских традиций творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для решения поставленной цели. А также это хороший закрепительный материал  для ознакомления с истоками русских традиций, к которому можно возвращаться вновь и вновь.

В дальнейшем я также планирую работу в этом направлении, и уже в планах у нас создание Лэпбуков на тему «Семейные традиции», где непосредственное  участие примут семьи воспитанников, включая старшее поколение.