Индивидуальное логопедическое занятие

Шаломеева Юлия Александровна

Индивидуальное логопедическое занятие 1

 

Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных; расширение словаря по теме «Овощи и фрукты»; образование имен существительных с помощью суффикса; развитие восприятия.

 

Ход занятия.

1.  Организационный момент.

2.   Дыхательные упражнения «Футбол» - задуть в воротики «мяч» из ваты.

3.Артикуляционная гимнастика: упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье»,
 «Качели», «Маляр».

4.  Постановка звука [ш]

Логопед дает ребенку инструкцию: язычок поднять в форме «чашечки»; губы округлить; подуть на язычок теплым воздухом. У ребенка должна получиться «песенка гуся»: ш-ш-ш.

Автоматизация звука [л]

Произнесение изолированного звука [л].

Повторить слоги и чистоговорки: ла - ло, лу - лы,

ал - ил, ол - ул;

ла-ла - у папы пила;

ло-ло - на улице тепло;

ул-ул - у нас новый стул;

ил-ил - Вова сок пил.

Назвать картинки: платье, клоун, клубок, флажок, елка.

Вместе с логопедом составить предложения с этими словами.

У Кати новое платье. В лесу растет елка. Витя купил флажок

 

Повторить предложения еще раз. Пересказать рассказ с помощью картинок.

Белка.

Жила - была в лесу ловкая белка. Она любила грибы, орехи и шишки. Однажды в лес пришли дети. Катя увидела белочку и сказала: «Смотрите, вот белочка ищет шишки. А белочка схватила шишку и стала прыгать с ветки на ветку, а потом спряталась в свое дупло.

5.  Дидактическая игра «Сад и огород»

На столе муляжи овощей и фруктов: яблоко, огурец, морковь, груша и т. д. Назвать их и разложить к символам «сад» и «огород» (нарисованы деревья и грядки), классифицируя овощи и фрукты. Дидактическая игра «Большой - маленький».

Указывая на муляжи, логопед называет большой, а ребенка просит сказать, как правильно назвать маленький: яблоко - яблочко, огурец - огурчик, апельсин -апельсинчик; груша - грушка.

6.  Сложить разрезную картинку.

 

Индивидуальное логопедическое занятие 2

 

Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [л] в словах с двумя звуками [л]; образование относительных прилагательных; развитие мелкой моторики рук.

 

Ход занятия

1.  Организационный момент.

2.  Дыхательные упражнения «Пропеллер»

3.  Артикуляционная гимнастика: упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели»,  

  «Лошадка»

4.  Постановка звука [ш]

Произвести «песенку гуся», вспомнив правильную артикуляцию.

С помощью рисунка добиваться длительного произнесения звука [ш]: ребенок

должен   пальчиком   проследить  дорожки   к   цыпленку,   котенку, мышонку.

(картинка)

Повторить слоги аш - ош - уш; ша - шо - шу. Автоматизация звука [л]

Разложить картинки, назвать их: пила, елка, голубь, белка, лампа, булка.

Закончить предложение логопеда одним из слов:

Вечером мы включили ...(лампу).

Шишки растут на ...(елке) и т. д.

Повторить за логопедом слова с двумя звуками [л]:

делал, полол, лакал, плыл, служил, гладил, лаял, колол.

Повторить предложения:

Отец служил на флоте. На улице лаял пес. Володя делал самолеты.

Заучить загадку:

Я красива, я кругла,

Меня бабушка пекла,

Маком посыпала,

Маслом поливала.

              (булочка)

ребенок произносит за логопедом, четко проговаривая звук [л]

5.  Дидактическая игра «Какой сок?»

Ребенок образовывает относительные прилагательные, отвечая на вопрос: какой в стакане будет сок, если его приготовить из апельсина? (Апельсиновый сок); из яблока? (Яблочный сок) и т. д.

6.  Отгадай загадку

Логопед загадывает загадку, состоящую из описательных слов, а ребенок из пластилина должен вылепить то, что является отгадкой:

 круглое, красное, сладкое, сочное - что это? (Яблоко)

 

Индивидуальное логопедическое занятие 3

 

Цель: автоматизация звука [ш] в словах; закрепление произношения в речи звука [л]; образование и использование множественного числа имен существительных; закрепление сенсомоторных навыков.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.  Дыхательные упражнения: пускание мыльных пузырей.

3.  Артикуляционная гимнастика: упражнения "Чашечка", "Качели", "Вкусное варенье",  

  "Лошадка".

4.  Автоматизация звука [ш].

Повторить "песенку гуся", произносить звук [ш].

Повторить слоги: ша - шо - шу,

ош - уш - аш,

щу - ша - шо,

иш - уш - аш.

Повторить чистоговорки :

уш-уш - мы включили душ;

аш-аш - вот котенок наш;

шу-шу - я письмо пишу;

ша-ша - мама моет малыша.

Автоматизация звука [л]

 Повторить загадку про булочку, заученную на прошлом занятии.  

 Пересказать сказку с помощью опорных картинок.

                      Зонтик.

 Жил-был зайчик. У него был разноцветный зонтик. Он спасал его от дождя и закрывал от солнца.  

 Зайчик плавал на зонтике, как на лодке. Летал он на зонтике, как на шаре.

5.  Дидактическая игра « один - много»

 Ребенку предлагается изображение одного предмета и многих предметов.

 Логопед дает образец, а затем ребенок продолжает самостоятельно:

 груша - груши - много груш;

 лимон - лимоны – много лимонов и т. д.

6.    Выполнить точечную штриховку цветными карандашами.