Конспект итогового логопедического занятия Тема: «Прогулка в сказочном весеннем лесу»

Шаломеева Юлия Александровна

Конспект итогового логопедического занятия

Тема: «Прогулка в сказочном весеннем лесу»

(Старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

•       Обобщать представления о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.

•       Обогащать лексику признаками, действиями, родственными словами, относи тельными и притяжательными прилагательными.

•       Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов, существительных в различных падежах.

•       Закреплять использование в речи предлогов за, из, под,

•       Закреплять понятия «гласный— согласный звук», «твердый — мягкий согласный звук» (составление схемы предложения через игру «Живое предложение»).

•       Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.

•       Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук

•       Воспитывать продолжительность выдоха.

•       Развивать мимическую мускулатуру лица, фонематический и фонетический слух и восприятие, воображение, фантазию, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов.

•       Воспитывать чувство коллективизма, сопереживание «героям» сказок и своим товарищам.

ОБОРУДОВАНИЕ

   Фонограммы «Звуки леса», «Кваканье лягушек»; картинки с изображением зверей; картинки с изображением деревьев весной; макеты деревьев, силуэты перелетных птиц и снегиря;

дидактическая игра «Чей хвост?»; символы гласных и согласных звуков для звукового анализа; теремок, карты для игры «Рассели животных».

 

Ход занятия.

 Логопед. Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение давайте подарим друг другу свои     

 улыбки.

 Отгадайте загадку.

 Она приходит с ласкою

 И со своею сказкою,

 Волшебной палочкой взмахнет,

 В лесу природа оживет. (Весна.)

Я приглашаю вас на прогулку вместе с Весной в сказочный весенний лес. Чтобы попасть в  сказочный лес, надо наполниться волшебной силой.

   Носом вдох, а выдох ртом,

   Дышим глубже, а потом —

   Мы подуем высоко,

   Дети поднимают руки вверх, встают на носки, дуют.

Мы подуем низко,

Вытягивают руки перед собой, приседают и дуют.

Мы подуем далеко,

Держат руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.

Мы подуем близко. Кладут руки на грудь и дуют  на них.

Наполнились волшебной силой?

У весны есть помощники - весенние месяцы, попробуйте угадать их название.

1.  Дует теплый южный ветер,   Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач  горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

2.  Яростно река ревет И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель.)

3.  Зеленеет даль полей, Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад, Пчелы первые лепят. Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

 

Логопед. А теперь ответьте на вопросы: без чего не может быть весны?

Дети: Без таяния снега, ручейков, капели, прилета птиц, ледохода, набухания почек, первых зеленых листьев, травы, первоцветов, весеннего дождя, грома, ...

Логопед. А чего не может быть весной?

Дети: Не может быть снега, снегопада, листопада, сбора урожая, ...

Логопед. А что хорошего в таком явлении, как дождь?

Дети:  Растения умываются, питаются и растут, ...)

Логопед. А что плохого?

Дети:  Грязно, можно промокнуть, промочить ноги и заболеть, ...

Логопед. Какой может быть дождь?

Дети: Сильный, грибной, проливной, холодный, слепой, ...

Логопед. Что может делать дождь?

Дети:  Идти лить, крапать, моросить, ...

 

Логопед. Закончите предложение словом «весна» и повторите его полностью:

   Мы ждали ... (весну)

   Долго не было ... (весны).

Мы рады ... (весне).

Мы сняли теплую одежду ... (весной).

Мы любим ... (весну).

Куда пришла весна? (Весна пришла в лес, в город, на полянку, в поле, ...)

Упражнения для развития силы голоса, речевого дыхания, артикуляции и мелкой моторики

Логопед. Продолжим наше путешествие.

Вновь под ветками прошли,

В чащу леса мы зашли.

А в лесу среди стволов

Слышно много голосов:

Птица к дереву летит,

Громко крыльями шуршит — ш-ш-ш.

Ветер что-то говорит Тихо веточкам ракит — с-с-с. Вот комарик пролетел,

Нам на ушко зазвенел,— з-з-з.

На лужайке над ромашкой

Жук жужжит

в цветной рубашке — ж-ж-ж.  

Где-то слышен звон копыт —

   Олень по камешкам бежит. Дети щелкают языком

   От веселого от смеха Смеются.

   Где-то там проснулось эхо.

   Садятся на коврик.

 

   Это не простая полянка, а звуковая.

 Звучит фонограмма «Звуки леса» — шумит ветер, журчит ручеек, поют птицы,...

 Дети с закрытыми глазами слушают музыку, а потом называют звуки, которые они услышали.

 

   Слышите, кто-то пищит? Это же полевая мышка, она просит нас взять ее с собой.

Мышка предлагает вам поиграть в игры со звуками: «Доскажи словечко» — назвать первый и последний звук в словах и количество слогов (любые стихи по теме «Весна»); «Собери слово из звуков» (три, четыре звука).

Выставляются картинки с изображением деревьев, картинка с изображением мышки помещается под осину.

 

Логопед : Дети, прошу ответить на вопросы.

 Под каким деревом сидит мышка?

(Мышка сидит под осиной.)

К какому дереву мы подошли?

(Мы. подошли к тополю.)

Постоим под чем? (Под тополем.)

Дальше пошли и подошли к липе. Где стоит дуб?

(Дуб стоит около осины.)

Какие еще деревья вы узнали? Каких деревьев много в лесу?

(В лесу много лип, осин...)

Что вы видите на деревьях? (Листья.)

Назовите их ласково. (Листики, листочки.)

На деревьях много (листьев).

Деревья, покрытые листьями, называют лиственными. Дуб высокий, а сосна еще ... (выше).

Береза тонкая, а рябина еще ... (тоньше).

Какое дерево лишнее? (Лишняя сосна) Почему? (Сосна — хвойное дерево.)

 

Речевая подвижная игра «Листики»

Мы листики весенние, На ветках мы сидели. Ветер дунул — полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.

Логопед. Как называется лист, упавший с дуба ... дубовый;

с березы — березовый; с липы —-с осины -- ...; с клена — ... Слышите, что за шум?

Звучит фонограмма «Кваканье лягушек»

Пришла весна в лес, что случилось с лягушками? (Осенью лягушки засыпают, а весной просыпаются) Лягушки так обрадовались приходу весны, так громко принялись распевать песни, что из слов выскочили все первые звуки [с] и [ш]. Поймайте эти звуки и верните их на свои места:

_анки, _уп,  _апка,  _осна,  _ахматы, __рн,  __уба,   _орох,  _ахар.

 

Пение каких птиц вы слышали на звуковой полянке? Найдите их на доске и назовите.

Какая птица среди них лишняя? (Снегирь.) Почему? (Снегирь —зимующая птица) Как называются оставшиеся птицы? (Перелетные.) Почему птицы улетают на зиму в теплые края? Кто открывает весну, прилетает первыми? (Первыми, прилетают грачи.) Кто прилетает за грачами? (Скворцы, жаворонки, дрозды.) А за ними? (Водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли.) Кто прилетает за водоплавающими птицами? (Соловьи, ласточки, кукушки.) Проверьте, все ли правильно в гнездах? (Гуси не строят гнезда на деревьях, это водоплавающие птицы. У кукушек нет своих гнезд, они подбрасывают яйца в чужие гнезда.)

 

Логопед

   Буду я сейчас водить,

   Дети указательным пальцем правой руки отстукивают каждый слог в словах по левой ладони.

   Слова вслух произносить.

   Слова нужно повторить

   И на части разделить.

   Под высокой сосной

   Скачет зайка косой,

   Под другою сосной

   Скачет зайка другой.

Кем был заяц раньше? (Зайчонком.) Как можно назвать зайца ласково? (Зайчо­нок, заюшка, заинька.)

 

 

Речевая игра «Волк»

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали   

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елкой — убегайте!

Ребенок называет семью волка — волк, волчица, волчонок, волчата, ему надевают костюм волка. Волк приготовил вам задание. Однажды звери решили потанцевать, сняли свои хвосты, чтобы они им не мешали. А потом никак не могли найти их. Помогите им.

 

Игра «Чей хвост?»

Логопед. Отгадайте, чей это был хвост? Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост — краса.

 Кто это? (Лиса.) Чей был хвост? (Лисий.)

 

Логопед. Лиса просит показать ей, как мы умеем проводить звуковой анализ слов. Ребенок проводит звуковой анализ слова «лиса» и ему надевают костюм лисы,

Дети проводят звуковой анализ слов:  Лиса  лес  лук  кот  кит

Логопед. Кого мы встретили в лесу?

 (Мы встретили в лесу мышку, лягушку, зайца, лису, волка.)

Кого еще можно увидеть в лесу?

(Жука, белку, бабочку,...)

Что можно увидеть в лесу?

 (Деревья, траву, цветы, ...)

Назовите запахи весны.

(Цветы, мокрая трава, зелень,...)

Как вы думаете, в какой сказке встречаются все эти животные?

 (В сказке «Теремок».)

 

 А вон и теремок стоит

Стоит в поле теремок, теремок.

Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.

Он не низок не высок, не высок.

Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх.

На двери висит замок, да замок.

Показывают «замок» сомкнутыми ладонями и пальцами.

Кто его открыть бы смог?

Поднимают плечи вверх, опускают.

Слева зайка, справа мышка,

Дети занимают свои места около теремка.

Отодвиньте-ка задвижку.

Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке».

Справа лягушка с лисой, слева волк.

Занимают свои места около теремка.

Нажимайте на замок! Сильно сжимают пальцы.

Мышка, лягушка, зайка, лисичка

И волк открывают теремок!

Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и разводят руки в стороны.

Логопед. Надо расселить животных в теремке. (Дети открывают конверты с животными и расселяют их на игровой карте «Теремок»)

Логопед. Какого героя не хватает?

 (Медведя.)

 А вот и медведь.

 (Из-за теремка выходит ребенок в костюме медведя.)

 Где ты прятался, медведь?

 (Я прятался за теремком.) У медведя не голова, а ... (головища),

 не лапы, а ...(лапищи),

 не когти, а ... (когтищи),

 не зубы, а ... (зубищи).

 Где медведь провел всю зиму?

 (Всю зиму медведь проспал в берлоге.)

Логопед. Как закончилась сказка «Теремок»? Давайте придумаем другой конец сказки (коллективно, с элементами драматизации).

Логопед. Вот и подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад, Сюрпризный момент

Ну вот, со сказкою прощаться нам пора. Веселая была игра?

За знание, старание и умение Вам от меня всем угощение.