Для родителей

Романова Марина Федоровна

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


 
 Если бы дети продолжали расти так же быстро, как они росли в период внутриутробного развития, то к 20 годам их рост составил бы 6, 1 м. И весили бы они, больше чем весит земной шар! К счастью темп роста к 5- 6 годам замедляется, до 12-13 лет остается примерно тем же и вновь резко увеличивается в подростковом возрасте.

По мере роста рук и ног и уменьшения жирового слоя дети все больше становятся похожими на взрослых, пропадает их неуклюжесть.

В первые, школьные годы мальчики и девочки мало различаются по физическому развитию, но в старших классах это равновесие нарушается, это связано и с индивидуальными различиями, и с более ранним становлением организма девочек.

РОСТ И ВЕС

В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-летних детей лишь 1,22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7 кг в год.

За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличиваясь примерно от 18 до 36 кг.В 6-летнем возрасте девочки весят обычно немного меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а 9-10 лет девочки обгоняют мальчиков.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых.

Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединения больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности и в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы в спортивных соревнованиях.

Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек, поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.

Но несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость, характерна для детей с незрелой достаточно развитой мышечной тканью.

По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.

ОСАНКА

Правильное, прямое положение тела требует постоянного напряжение мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Такие виды деятельности, как танцы, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц. Но если занятия танцами начинаются слишком рано, да еще связаны с перегрузками, они могут быть опасны для костей и мышц.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

У школьников в возрасте от 7 до 12 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки.

РАЗЛИЧИЕ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЫ  

Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, и в первые школьные годы.

К 7 годам 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95 % детей.

Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов обучения.

ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ АКТИВНОСТИ

К 6 годам плохой аппетит, присущий ребенку в раннем детстве, постепенно исчезает. Ребенок ест больше, особенно если пища разнообразная. В это возрасте и вплоть до 12 лет у детей, как правило, нет проблем со здоровьем. Однако родители не должны терять бдительность во избежание несчастных случаев.

ПИТАНИЕ                                                                      

 Впервые школьные годы ребенок растет не очень быстро, поэтому потребность в калорийной пище у него не столь велика, как во время ускоренного физического развития в подростковом возрасте.



Предварительный просмотр:

Формирование у ребенка желания учиться

Первый класс - это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности.

Подготовка ребенка к школе должна включать в себя не только определенный набор знаний, умений и навыков, которые обязательно потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни.

Это также и начало нового этапа в жизни семьи, в которой воспитывается первоклассник. От родителей тоже требуется определенная психологическая готовность помочь юному человечку вступить в новый мир. 

Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.

Дети являются свидетелями активной подготовки к школе: они присутствуют при записи в школу, видят, как приобретаются школьные принадлежности, и это несколько успокаивает их, настраивает на позитивное восприятие школы, вызывает интерес. 

Зачастую у детей складывается неправильное представление о школе. По их мнению, школьник - это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, не замечая трудностей реального школьного обучения.Ребята воспринимают в этом возрасте свою жизнь как некую игру, так же предстает в их воображении и школа. 

Ребенок, чье представление о школе было основано на игре, может уже с первых дней школьного обучения почувствовать себя обманутым, ведь в школе приходится не только играть, но и по-настоящему трудиться. 

Безусловно, важно, чтобы изначально у малыша сложилось позитивное представление о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в процессе обучения. Система подготовки ребенка к школе обязательно должна включать в себя психологическую подготовку малыша к продолжительному обучению.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел необходимыми знаниями и умениями, расскажите ему о школьной жизни так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.

Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Следует воспитывать интерес у детей к содержанию самих занятий, к получению новых знаний.

Не выражайте своей негативной оценки к школьному обучению. Ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку о том, что в школе неинтересно, что школьное обучение - это напрасная трата времени и сил.

Кроме того, еще до поступления в первый класс у ребенка необходимо выработать набор качеств и свойств личности, которые значительно облегчат его существование в школе. Среди таких качеств принято выделять хорошую память, сообразительность, любознательность, развитое воображение, начальные навыки чтения, письма и счета. Очень важно, чтобы у ребенка было развито внимание, поскольку ему необходимо уметь концентрироваться, нужно выработать способность к длительному сосредоточению.Для детей младшего школьного возраста такая длительность составляет обычно 15-20 минут.

Для успешного вхождения дошкольника в новую жизнь необходимы еще и такие качества, как физическая ловкость, организованность и аккуратность, дружелюбие, умение общаться со сверстниками и со взрослыми. Нужно также сформировать определенные волевые качества, основным из которых является способность делать не только приятную и привлекательную работу. Ребенок должен уметь заниматься такой деятельностью, которая не вызывает удовольствия, но которую так или иначе необходимо выполнить.

Следует ли из этого, что хорошо учиться в первом классе будут только дети, обладающие всеми вышеперечисленными качествами? Конечно же это не так, ведь у каждого ребенка есть свои достоинства и свои недостатки. 

Так, например, любознательный ребенок с легкостью откликается на все новое, но при этом не любит повторения пройденного и у него серьезные проблемы с усидчивостью. Дружелюбный ребенок, легко завязывающий новые контакты, в свою очередь склонен беспрестанно болтать с одноклассниками во время урока и т. п.

Конечно же, речь не идет о том, чтобы до поступления в школу выработать у малыша все вышеперечисленные личностные качества, поскольку это просто невозможно. Тем не менее, практически все эти качества не являются врожденными. Следовательно, при соответствующем подходе их можно сформировать. 

Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т. е. тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимо, чтобы у детей было развито произвольное внимание, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать свое внимание на конкретном предмете.

Для успешного обучения необходимо также умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные упражнения, описанные ранее, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка.

Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя", на первых порах придется очень нелегко.

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.

Особенно сложно в младших классах придется тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад. Поэтому, постарайтесь все же обеспечить ему нормальное общение со сверстниками. 

Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим, уважать чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми разнообразные конфликтные ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт. 

Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда.  Дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой.

Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".

Таким образом, комплексная подготовка детей к школе определяется не только умением читать, писать и считать. Она также включает в себя физиологическую и психологическую готовность дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

 



Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающих  технологий

Консультация для родителей по вопросу организации режима дня младшего школьника

   Для того чтобы быть здоровым и хорошо физически развитым человеком, необходимо рационально организовать свой режим дня и обеспечить правильное чередование учебных занятий и отдыха.

Давайте разберемся, какое значение имеет слово «режим» в толковом словаре русского языка.

Режим – это:

  1. Государственный строй, образ правления.
  2. Точно установленный распорядок жизни, занятий.

Давайте уточним, что такое распорядок – установленный порядок в каком-нибудь деле, в течение дел.

  1. Условия существования, функционирования, деятельности чего – либо.

  Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.  

Что включат в себя режим дня?

Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:

полноценное питание;

физические нагрузки;

обучение;

соблюдение гигиенических норм;

сон.

Большинство родителей знают, что этот самый режим важен и необходим. Но это теоретически, а на практике, что скрывать, довольно трудно убедить их, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. На режим смотрят как на правильную, видимо, но все-таки выдумку врачей и педагогов. А ведь он не ими придуман - он основан на закономерностях, по которым живет организм. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. У первоклассника она снижается довольно быстро; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут урока число неслушающих, "вертящихся", отвлекающихся, а то и просто играющих детей катастрофически вырастает; то же самое отмечают родители во время приготовления уроков. Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления. Попытка умерить двигательное беспокойство детей словами, окриками, упреками, назиданиями - дело пустое; и только продуманные переключения с одного вида деятельности на другой, смена видов занятий позволяют отодвинуть утомление.

При занятиях дома необходимо  учитывать  закономерности смены деятельности ребенка: дать время собраться, сосредоточиться (не торопите ребенка в этот момент!), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, потягивается - дайте ему возможность передохнуть. Не забывайте: письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста. В математике самое трудное - решение задач. Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Питание

Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.

Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.

Физические нагрузки

Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе. 

  Соблюдение гигиены

Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.

Сон

Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.

Режим выходного дня

Воскресенье должно быть днём полного отдыха, этот день должен быть предоставлен любимым занятиям и развлечениям, быть непохожим на будни — это помогает отдыху. Лучший отдых — это активный отдых, насыщенный деятельностью, но не такой, как в обычные дни. Лучше всего проводить воскресенье на свежем воздухе. Вставать в выходной день лучше пораньше и начинать его, как всегда, с зарядки, а затем после завтрака отправляться на прогулку, зимой на лыжах или на каток. После обеда хорошо немного почитать, поиграть в шахматы, сходить в кино. Не рекомендуется в воскресенье допускать резких отклонений от обычного режима дня, особенно в отношении соблюдения времени приёма пищи, утреннего подъёма и сна. Уклонение от обычного распорядка нарушает привычный ритм жизни, и восстановить его потом значительно труднее, чем нарушить. Не следует в выходной день посвящать много времени учебным занятиям. Если необходимо повторить нетвёрдо усвоенный материал или наверстать пропущенное, то этому делу можно уделить не более 1,5—2 часа. Иначе не получится полноценного отдыха, что значительно затруднит условия занятий на будущей неделе.

Подведем итоги: правильно организованный режим дня обеспечивает условия для сохранения хорошей работоспособности организма в течение всего времени бодрствования, способствует созданию ровного и бодрого настроения, интереса к учебной работе в школе, творческой деятельности при внеклассных занятиях, играм и развлечениям.



Предварительный просмотр:

Пишем под диктовку

  1. Мы сидим в беседке у старого пруда. По воде бежит серебристая рябь. Под корявой низкой ивой качается лодка. Гордые белые лебеди плывут по воде, низко выгибая шейки. А вот на берег важно выходит черный лебедь. Мы замираем, боясь спугнуть красивую птицу (41 слово)

  1. Наступил апрель. Снег исчез. Рассеялась в лесу легкая дымка. Воздух значительно потеплел. Грачи уже заняли свои квартиры на вершинах берез. Они немилосердно ломают своими крепкими клювами прошлогодние побеги, чтобы починить старые гнезда. (32 слова)

3. Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Даль затянулась беловатым туманом. Лед на реке начал подтаивать.  С крыш заплакали сосульки. Снег осел и почернел.  Снеговик во дворе печально опустил свой нос-морковку. (30 слов)

4.

Пушок.

       У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый.  Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.        

 Грамматическое задание  В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.  

5. Осенний лес.     

 Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.      Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.     

Грамматические задания 1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение. 2.  В последнем предложении в каждом слове поставьте  ударение, подчеркните безударную гласную.  

6.   В роще.

   Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.      

  Грамматическое задание  В первом и во втором предложении подчеркнуть

7. Зимние забавы.   

  С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.      Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошком изо льда. У Тани получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.        

 Грамматические задания 1.     Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения. 2.     Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.                                                                

8. В лесу.         

 Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.         

 Грамматические задания 1.     В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки. 2.     Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра. 3.     Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.                                                

  9.                                         Зяблик.   

    По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.      

  Грамматические задания 1.     Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните. 2.     Сделайте звуко- буквенный анализ слова (вариант 1 – снег, вариант 2 – лед).                                                                 

10.   Главный город.  

       Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.      Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.    

 Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.            

 Грамматические задания 1.     Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. 2.     В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами. 3.     Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.                                                    

    11.  Друзья.  

   Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева  есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка , взял еду и скрылся за деревьями.              Грамматические задания 1.     Подчеркнуть имена собственные. 2.     В четвертом предложении подчеркнуть главные члены. 3.     В первом предложении обозначить имена существительные. 4.     Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном лице.                                                        

12.                                                      Дети в лесу.     

  Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.  

  Слова для справок: пора, кладет.      

   Грамматические задания 1.     Выпишите предлоги. Вариант 1: из первых трех предложений. Вариант 2: из последних трех предложений. 2.     К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова. 3.     В первом предложении над словами подпишите части речи.  

   13. Гроза.

     Наступила большая засуха.  Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча.  Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!    

 Грамматические задания 1.     В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. 2.     Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. 3.     Разделите слова для переноса: Сильный , длинные, пыль.    

                                        

13.                                              Утро.    

  Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.