Опыт работы

Лепшокова Лилия Абильваповна

 «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_moego_opyta.docx510.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

XXI век – век информационных технологий, век – межкультурной коммуникации. Роль английского языка в современном мире трудно переоценить. Это один из международных языков, язык межнационального общения. Происходят изменения и в системе обучения английскому языку в школе. Пространство современного урока английского языка можно ограничить несколькими проблемными рамками.

Первая рамка – это изменения в образовании. В нашей стране была принята Стратегия развития государства до 2020 года, в которой ставятся и новые цели перед образованием: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Появляется Федеральный Государственный Стандарт начального  общего и основного общего образования, приоритетом которого становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В связи с этим у меня, как у учителя английского языка, возникают вопросы: как организовать современный урок английского языка с позиции ФГОС? Какие методы и приемы способствуют самостоятельному усвоению новых знаний?

Другая рамка – это введения предмета «Английский язык» в перечень обязательных при аттестации школьников. «В 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной. А с 2020 года она пойдет у нас в штатном режиме по нескольким регионам как пилот», — рассказала министр образования О. Васильева, «Страна медленно, но верно готовится к ЕГЭ по иностранному языку», — добавила она. И тогда у меня, как у педагога, возникают следующие вопросы: как организовать обучение английскому языку в школе, которое способствует успешному прохождению итоговой аттестации школьников? Какие методы и приемы целесообразнее применять в данных условиях?

Посмотрим на третью рамку, - это низкая учебная мотивация школьников, и в частности к изучению английского языка. Всем известно, что мотивированный человек достигнет больших результатов, чем человек, который действует «по принуждению». В связи с этим у меня возникает вопрос: как повысить уровень учебной мотивации на уроках английского языка?

И четвертая рамка – это собственно сам английский язык, как знаковая система, как средство коммуникации.

Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Будучи средством общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии "готовности к употреблению".

Моя цель обучения английскому языку - научить учеников эффективно общаться в языковой среде. Коммуникативное преподавание языка предполагает обучение учащихся не отдельно говорению и пониманию, а что особенно важно - выражению своих мыслей с пониманием.

              Для того, чтобы ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, при которых с помощью языка он смог бы решать нужные для себя проблемы: что-то доказать, опровергнуть, с чем-то согласиться или не согласиться, то есть его высказывания и на уроке должны иметь смысл.
              В своей работе я опираюсь на учебно-методический комплект (УМК) под редакцией
Верещагина И.Н, Афанасьева и О.В.Афанасьева, И.В. Михеева    данный УМК создан на основе "Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе". Учебники этого УМК построены в соответствии с учебным планом ( 5 часов в неделю в начальных классах ,  в среднем и старшем звене) и ориентированы на государственный стандарт применительно к учебному предмету "иностранный язык". В основу УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности - чтением, говорением, аудированием, письмом.

                  В своей работе при обучении иностранному языку я, в соответствии с концепцией компетентностно-ориентированного образования, занимаюсь формированием следующих ключевых компетентностей:

  • технологической компетентности,
  • готовности к разрешению проблем,
  • использования информационных ресурсов,
  • готовности к самообразованию,
  • готовность к социальному взаимодействию
  • коммуникативной компетентности.

           Основными элементами любого языка, неразрывно связанными между собой, являются лексика и грамматика. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т. е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя при работе с детьми. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации. Как выстроить уроки английского языка в школе так, чтобы выпускники смогли использовать английский язык как средство общения?

Среди трендов современного образования выделяется ключевое понятие – деятельность. Ребенку необходимо создать условия для возникновения у него инициативной активности. Именно в создании условий, при которых возникает живая коммуникативная ситуация, и у детей возникает необходимость коммуникация, я вижу точку соприкосновения всех четырех проблемных рамок в обучении английскому языку в школе.

При работе с лексическим материалом на своих уроках я использую разные методы приемы. На этапе введения новых лексических единиц можно использовать переводные и беспереводные методы.

Переводные методы предполагают работу со словарями. Здесь можно использовать, например, такой прием, как игра «Кто быстрее». Обучающиеся ищут перевод слов в словарях на скорость. Работа может быть организована в группе, в паре или индивидуально.

Беспереводные методы могут включать в себя следующие приемы введения и объяснения лексики:

  • Пантомима и мимика
  • Догадки о значении слов по контексту
  • Составление историй-небылиц из новых слов
  • Метод ассоциаций
  • Подбор синонимов/ антонимов к новым словам
  • Графический органайзер
  • Игра «Таинственные значения»
  • Рифмовки, стихи, песни.
  • Игра в мяч

Открытый урок во 2а классе «Давайте читать и говорить по-английски».

(https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2019/02/19/urok-po-angliyskomu-yazyku-vo-2-klasse-davayte-chitat)

Начиная с пятого класса учащиеся учатся представлять свою точку зрения и цивилизованно отстаивать её, принимая участие в дебатах, диалогах, в публичных выступлениях и ролевых играх, которые помогают ученикам раскрыться, показать себя. Такие формы работы, а также использование коммуникативного подхода оказываются эффективны в обучении и служат платформой для формирования готовности к социальному взаимодействию и формированию коммуникативной компетентности.

Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма. Исходя из собственного опыта работы, хотелось бы отметить, что при изучении грамматического материала особую сложность у учащихся младшего и среднего звена вызывает образование видо-временных форма глаголов, а также вопросительных предложений.

При обучении учащихся младшего звена грамматическому времени Present Simple (настоящее простое время) очень хорошо помогают “погончики”. Так как учащиеся очень часто забывают прибавлять окончание -s или -es к глаголу, который употребляется в 3 лице, единственном числе, я говорю им, что когда мы говорим о лице, о человеке, о ней или о нем (3 л., ед.ч.) мы к глаголу прибавляем окончание (“погончик”) -S или -ES и при этом показываю руками на плечи, там, где у военных располагаются погоны. В дальнейшем при отработке этого грамматического времени в случае ошибки учащегося я показываю руками на “погоны”, и они тут же исправляются. Это так называемый зрительный прием, учитывая тот факт, что ученики младшего звена в основном визуалы, то необходимо сопровождать учебный процесс визуальными опорами, схемами, картинками, таблицами, подсказками.

                 Для более старшей возрастной группы в качестве формирования готовности к самообразованию как одной из ключевых компетентностей результативным оказывается критическое чтение литературы через индивидуальное чтение, когда отдельно взятый ученик получает литературное произведение (адаптированное или оригинальное, в зависимости от уровня учащегося), которое он или она дома самостоятельно изучает.

Открытый урок в 11а классе «Компьютеры в моей жизни»

( https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/01/01/urok-kompyutery-v-moey-zhizni)

В качестве приоритета при формировании коммуникативной компетентности учащихся и их готовности к социальному взаимодействию, я выбрала ролевую игру, так как именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их личный жизненный опыт.

                 Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.

C:\Users\Lenovo\Desktop\Лиля\6А\фото 5а\Новая папка\IMG-20190214-WA0032.jpg

Открытый урок в 6 б классе «Прогноз погоды»

 (https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2019/02/18/tehnologicheskaya-karta-uroka-angliyskogo-yazyka-v-6)

                 Так как последние годы английский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование его в особое положение с другими языками, поэтому я работаю над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса. Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик), навыков использования лексико-грамматических структур в изучении видо-временных глагольных форм, интеллектуальном марафоне.

C:\Users\Lenovo\Desktop\Лиля\6А\фото 5а\Новая папка\IMG-20190214-WA0029.jpg

Урок –Викторина  «Образование» в 6б классе

(https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/08/31/otkrytyy-urok-po-angliyskomu-yazyku-v)

Важный аспект в работе - больше времени отводить на организацию и осуществление группового самоконтроля на примере «Communicative activities» в 7 классе. Контроль в группе мотивирует и стимулирует уч-ся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки. Метод проектов на уроке: творческие проекты - сочинение на тему «Село, в котором я живу» 5 класс, учащиеся делятся на группы, выбирают совместные задания и планируют результат и форму их представления самостоятельно; по теме «Средства массовой информации» 8 класс ученики готовят презентацию проекта в слайдах в Power Point, в группах выбирается технический консультант, который отвечает за  фотосъемку, уч-ся представляют уже имеющийся в домашних архивах фотоматериал, самостоятельно работают над сопроводительным текстом устно или письменно.

На уроках используются, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса.

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-игра;
  • урок-соревнование;
  • урок-викторина;
  • урок-конференция;
  • урок-игра;
  • урок-защита проекта;
  • урок-зачет;
  •  урок-экскурсия.

            В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в «жизнеподобных» ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому внеклассная работа направляется на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого я провожу конкурсы, игры, викторины, интеллектуальные марафоны,

конкурс на лучший проект.

Игры в начальных классах, приучающие детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогающие воспитывать целенаправленность (игры: репортер, да-нет-ка, китайский шепот, горное эхо, угадай-ка, умный попугай, фэн-клуб, бинго, исчезающая карточка, морской бой, кошки-мышки, запоминалка, неоконченный рисунок, имитация, рождественский чулок, маскарад, цирковой портфель, настольные игры, вопрос вслепую, сделай сам, живой алфавит, чтение мыслей и др.).

Можно сказать, что при обучении школьников английскому языку дело не в сумме выученных слов и правил, а в приобщении к культуре другого народа. И задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы слова, бывшие чужими, иностранными, зазвучали в новом контексте, создали яркие образы в художественном тексте. А устная речь и диалоги должны раскрывать не какие-то отвлеченные проблемы, а именно те, которые волнуют всех подростков.

Благодаря информационным компьютерным технологиям я могу реализовать своё увлечение, создавать презентации к своим урокам. Я импровизирую к каждой ситуации, использую свою мелодию, чтобы урок не был скучным.

Современный урок английского языка представляет сложное образование. Такой урок требует от учителя большой затраты творческих сил. На сей момент в преподавании английского языка складываются тенденции, которые соответствуют  уровню технического прогресса.

Использование современных информационных технологий позволяет сделать мои уроки разнообразными и насыщенными по формам деятельности. Как мне кажется, информационные технологии вызывают у учащихся особый интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы в жизни ребёнка. Диапазон использования мной компьютера в учебно-воспитательном процессе велик.

На моих уроках английского языка применение информационно-коммуникативных технологий – эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю их практически на каждом уроке: при введении новой темы или её обобщении, повторении пройденного  материала,  использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

В процессе своей работы использую изредка нестандартные методы обучения: дискуссии, проектную деятельность, тематические презентации.

Использование информационных технологий позволяет мне создавать наглядные пособия. Именно они, думаю, повышают наглядность и увлекательность урока.

Мультимедийные презентации позволяют организовать взаимо - и самопроверку быстро и эффективно.

 В моём кабинете интерактивная доска. При использовании интерактивной доски на уроках английского языка использую следующие виды образовательной деятельности: работа с текстом и изображениями, задания на выбор варианта ответа, задания на последовательности, демонстрация презентаций, созданных моими учащимися.

Именно использование информационных технологий  на уроке английского языка, как мне кажется, понимается и воспринимается учащимися в решении практических и познавательных задач.

Считаю, что использование информационных технологий является важным направлением в обучении английскому языку. Оно , как мне кажется, нуждается в дальнейшем исследовании. На своих уроках  мы  с учащимися решаем целый ряд дидактических задач: расширение кругозора у обучающихся, формирование мотивации к изучению английского языка.

Мои учащиеся принимают активное участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах.

Я уверена, что, основная цель изучения английского языка в школе – формирование коммуникативный компетентности. Всё остальное реализуется в процессе осуществления именно этой цели. Под остальными целями подразумеваю воспитательную, развивающую и образовательную. Моим основным требованием на уроках является создание взаимодействия на уроке, что принято называть интерактивностью.

Я часто внедряю информационные технологии в обучение английского языка. Это значительно вносит разнообразие в процессе восприятия и отработки информации учащимися на моих уроках.

Я стараюсь идти в ногу с развитием возрастных особенностей моих детей, а также и с развитием информационных технологий. Процесс не стоит на месте, мы шагаем вместе.

А также для достижения цели в работе очень часто обращаюсь к методу проектов. Проектная методика на уроках английского языка, как средство повышения мотивации школьников мне очень помогает в работе. Ведь, проект- это исследование конкретной проблемы, её практическая или теоретическая реализация.

 Целью такого метода является - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

А также, это способствует детям:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • уметь работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

В то же время, на мой взгляд:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся,
  • ученики должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер,
  • работа должна быть осмысленной и активной,
  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном или устном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей,
  • для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы, активизируется совместная познавательная деятельность.

Основная идея данного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение иностранного языка играет важную роль в воспитании личности. Оно способствует выработке таких качеств, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели. Кругозор человека, знающего иностранный язык, шире и полнее. И очень важно начинать добиваться этого с детства.