Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ

Тинчурина Диния Исхаковна

 Задания, тесты и упражнения для 5-11 классов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над сочинением 

  • Шаг первый.  Я внимательно читаю формулировку темы. 
  • Шаг второй.  Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. 
  • Шаг третий.  Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему. 
  • Шаг четвёртый.  Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что  я   хочу  сказать по этому  поводу?», «Что  я могу  сказать по этому поводу?». 
  • Шаг пятый.  Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения. 
  • Шаг шестой.  Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения 
  • Шаг седьмой.  Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. 
  • Шаг восьмой.  Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств. 
  • Шаг девятый.  Записываю их, составляю план. 
  • Шаг десятый.  Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. 
  • Шаг одиннадцатый.  Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения 
  • Шаг двенадцатый.  Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.  

Материалы вебинара изд-ва «Просвещение»

Красовская Светлана Игоревна  доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и  литературы Издательства «Просвещение».



Предварительный просмотр:

  Текст 1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. 

          Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. 

          Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

Текст 2
Ссылка на аудиозапись 

          У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

          В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 

          Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Очная подготовка к изложению ОГЭ по русскому языку


Текст 3
Ссылка на аудиозапись 

          Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. 

         Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. 

           И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.


Текст 4
Ссылка на аудиозапись 

          Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 

          Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

           Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.


Текст 5
Ссылка на аудиозапись

          Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. 

          Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. 

           Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. 



Текст 6
Ссылка на аудиозапись

           Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

           Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

           Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.


Текст 7
Ссылка на аудиозапись 

          Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? 

           Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. 

          Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.


Текст 8

Ссылка на аудиозапись 

          Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

          А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

           Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Текст 9
Ссылка на аудиозапись 

          Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

          Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

           Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.




Текст 10
Ссылка на аудиозапись 

           Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. 

          Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. 

           Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.



Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №4

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана. (2)Спинка и бока у нее были голубовато-стального цвета, брюшко – оливкового, отливающего серебристо-белым, а крупные плавники-крылья – пыльно-серого оттенка. (3)Пойманная рыба была сравнительно крупным экземпляром – длиной в фут и почти в фунт весом.

(4)Что и говорить, двум таким изголодавшимся людям её хватило, что называется, на один зуб. (5)Но все-таки немножко она их подкрепила.

(6)Надо ли даже упоминать о том, что съели они её сырой. (7)Конечно, при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или варёная. (8)Она им показалась настоящим деликатесом, и они только пожалели, что им досталось так мало.

(9)Но вот пришла новая беда. (10)Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась. (11)Может быть, виновата в том была рыба с ее солоноватыми соками, но только не прошло и нескольких минут после того, как они её съели, а жажда стала уже нестерпимой.

(12)Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело. (13)Но нигде она не бывает так мучительна, как в море. (14)Самый вид обилия воды, которую нельзя пить, потому что ею так же невозможно утолить жажду, как и сухим песком в пустыне, непосредственная близость этой водной стихии скорее распаляют жажду, чем облегчают её. (15)Стоит только взять в рот немножко этой горьковато-солёной влаги, как слюнные железы моментально пересыхают и всю внутренность начинает жечь с удвоенной силой.

(16)Бен Брас хорошо знал это и раз или два, когда юнга, зачерпнув ладонью немного морской воды, подносил её к губам, чтобы выпить, матрос уговаривал его не делать этого, потому что это только усилит мучения. (17)Обнаружив у себя в кармане свинцовую пулю, Брас дал её мальчику, посоветовав взять в рот и сосать. (18)Это, учил его Бен, усилит выделение слюны, и рот не будет так пересыхать. (19)Конечно, это жажды не утолило, но стало как будто легче терпеть.

(20)Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.

(21)Но всё это служило только жалкими средствами уменьшить страшную жажду, которая вытеснила у них все мысли, все чувства – и весёлые и грустные.

(22)Из этого настроения его внезапно вывело одно обстоятельство, на которое юнга, хотя и заметивший его, не обратил никакого внимания. (23)Неведомо откуда вдруг взявшаяся туча закрыла солнце – только и всего.

(24)«Что это его так удивило?» – подумал Вильям, увидев, как поразило его товарища это незначительное явление. (25)Действительно, Бен Брас, заметив тучу, вскочил и жадно уставился на небо. (26)Лицо его преобразилось. (27)Глаза, в которых только что читалось одно мрачное отчаяние, заблестели надеждой. (28)Поистине, туча, омрачившая лик солнца, произвела, казалось, прямо противоположное действие на лицо матроса.

(по книге М. Рида «Затерянные в океане»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Бен Брас дал юнге свинцовую пулю и посоветовал сосать её во рту?»

1) Бен считал, что это развлечёт мальчика.

2) Бен считал, что юнга будет молчать и не будет просить еды.

3) Бен считал, что это усилит выделение слюны и рот не будет так пересыхать.

4) Бен считал, что так юнга быстрее уснёт.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана.

2) Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась.

3) Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело.

4) Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.

4Из предложения 14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что после неё следует глухой согласный?

5Из предложений 3-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН».

6Замените книжное слово «изрядно» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

7Замените словосочетание «свинцовая пуля» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые при вводном слове.

Надо ли даже упоминать о том, (1) что съели они её сырой. Конечно,(2) при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, (3)но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или вареная.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

Может быть,(1) виновата в том была рыба с её солоноватыми соками,(2) но только не прошло и нескольких минут после того, (3) как они её съели, (4) а жажда стала уже нестерпимой.

13Среди предложений 12-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 9-11 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. 



Предварительный просмотр:


Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Русский язык.

 

2017 год. 

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 39.

  •  0—14 баллов — отметка «2»
  • 15—24 баллов — отметка «3»
  • 25—33 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «4» Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка "3".
  • 34—39 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «5» Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка "4".

Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы - 31 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).

 

 



Предварительный просмотр:

Трактовка понятий к сочинениям ОГЭ - 2015 

из Открытого банка заданий ФИПИ

Взаимовыручка 

Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

 

Внутренний мир человека

Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Выбор  

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Доброта

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Драгоценные книги

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Дружба

Дружба –  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. 

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь. 

Любовь

Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Материнская любовь

Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.

Настоящее искусство

Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

Неуверенность в себе

Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует  вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди  беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Нравственный выбор 

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром. 

Сила духа

Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей. 

(Николай Тихонов)

 



Предварительный просмотр:

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе "Евгений Онегин"». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, "вздоха".  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема "Любовная лирика Н. Некрасова" — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева "Отцы и дети". Какие темы сочинений могут быть предложены? "Образ Базарова в романе", "Конфликт отцов и детей", "Любовь в романе", "Композиционный особенности романа" и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы "Жизненный путь Печорина", ключевое слово — "путь", т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием "Редактор". Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, "Критики о Пушкине". И ученик "растекся мыслью по древу", не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться "объять необъятное". Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: "Любовь в жизни человека". Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе "Война и мир"». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу. В чем они похожи, в чем различаются?

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, "Моя комната". Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: "Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем".

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — "альфа и омега" любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос "Какой…"

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

  • Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

1. Вступление

Художник ФИО

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

 

2. Передний план картины

1. Время года — зима

 

2. Береза

 

 

3. Пень

 

 

1. Суровая, холодная

 

2. Тонкая, кудрявая

 

3. Старый, рассохшийся

 

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

 

 

 

 

4. Заключение

 

 

 

 

 

  • Прием "Кластер" также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме "Зимний лес" учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему "Мой лучший друг", ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.
  • Прием "Дневник памяти". При работе над сочинением у детей нередко возникает "страх чистого листа" (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный "дневник памяти". Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

  • Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок).

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
  • Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение "на потом", и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы "Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени"):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова "Герой нашего времени".
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

  • А начинать лучше с… заключения. Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям. 



Предварительный просмотр:

Памятка для написания итогового сочинения

  1. Читаю пять предложенных тем и думаю, какую главную мысль буду доказывать в своем сочинении. После этого выбираю тему, для которой у меня больше доказательств и прочитанного литературного материала.
  2. Ищу в формулировке темы ключевые слова, помогающие сузить тему до нужного ракурса.
  3. Записываю на черновике проблему (главный вопрос), которую обозначу во вступлении к сочинению, и главную мысль, с которой начну основную часть.
  4. Формулирую на черновике 3—4 тезиса для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
  5. Записываю на черновике примерный план сочинения, выстраивая тезисы, аргументы и примеры в логической последовательности. После этого пишу на черновике основную часть работы. Перед написанием заключения перечитываю вступление, затем записываю выводы, отвечая на вопрос темы.
  6. Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей. Редактирую текст так, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами и примерами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными.
  7. Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста). Переписываю работу начисто.
  8. Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки с помощью анализа синтаксической структуры предложений.
  9. Слежу на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
  10. Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и все у меня получится.



Предварительный просмотр:

Направления и список

Список произведений «Забвению не подлежит»

  • А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  • Б. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  • В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
  • К.М. Симонов «Живые и мертвые»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
  • А. Ахматова «Реквием»
  • «Слово о полку Игореве»
  • И. Стоун «Жажда жизни»
  • Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
  • Х.Л. Борхес «Цербер»

Список произведений «Время перемен»

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • И. Гончаров «Обломов»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
  • А. Блок «Двенадцать»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
  • М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
  • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
  • М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
  • Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
  • Список произведений «Я и другие»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
  • А. Островский «Гроза»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • В.В. Быков «Обелиск»
  • К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
  • Е.И. Носов «Кукла»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»
  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Список произведений «Разговор с собой»

  • А.П. Чехов «Вишневыи сад»
  • А.П. Чехов «Черный монах»
  • Л. Леонов «Русский лес»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Л. Толстой «Война и мир»
  • B. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • A. Блок «Двенадцать»
  • Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»
  • М. Горький «На дне»
  • У. Шекспир «Гамлет»
  • И. Гете «Фауст»
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Список произведений «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»
  • Стругацкие «Трудно быть богом»
  • К. Паустовский «Телеграмма»
  • М. Шолохов «Тихий Дон»
  • Т. Толстая «Кысь»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
  • Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
  • Я. Вишневский «Одиночество в сети»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • Д. Браун «Код да Винчи»
  • С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»
  • С. Лем «Солярис»
  • О. Рой «Изгои»
  • П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Стругацкие «Трудно быть богом»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  • Я. Вишневский «Одиночество в сети»