Проекты

Тинчурина Диния Исхаковна

Работа обучающихся и участие в  школьных и региональных проектах.Конспекты  занятий, рисунки и сочинения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Кобылкино

Каменского района

Конкурс творческих работ «Победа далекая и близкая»

Проект «Дети  войны  в литературе»

(по произведениям отечественной литературы)

Автор: Тинчурин Рамиль

обучающийся 7 класса

 МОУСОШ  с.Кобылкино

                                                                                 Руководитель:

ТинчуринаДинияИсхаковна

учитель русского языка и

литературы

ОглавлениеСтр.

  1. Введение…………………………………………………………………..3-6
  • Актуальность выбранной темы……………………………………..3-4
  • Гипотеза……………………………………………………………….4
  • Проблема……………………………………………………………...4
  • Цель проекта………………………………………………………….4
  • Задачи…………………………………………………………………4-5
  • Объект исследования………………………………………………...5
  • Методы исследования………………………………………………..5
  • Новизна проекта……………………………………………………...5
  • Практическая значимость…………………………………………...5-6
  • Продукт проекта……………………………………………………..6
  1. Основная часть

          Глава 1.

 Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов..........7-13

         1.1. Боевой подвиг юной радистки.    

         (По повести А. Бринского «Девчонка из Марьиной  рощи»)……....7-8                                                

  1. Отважная Ёлка.      

         (По повести С. Баруздина «Её зовут Ёлкой»)………………………..9-10                                                                                  

  1. Партизанка Лара.

 (По повести Н. Надеждиной «Партизанка Лара»)…………………..11-12

  1. Вывод…………………………………………………………… .13

   Глава 2.

 Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах

         юных героев войны…………………………………………………....14-15

  1. Результаты анкетирования……………………………………14
  2. Вывод………………………………………………………….....15
  1. Заключение……………………………………………………………..16
  2. Список литературы…………………………………………………...17
  3. Приложение……………………………………………………………....18
  1. Введение

Их силуэты почти не видны,
В маршах их голос совсем не приметен –
Дети Великой и страшной войны.
Может герои, но, в сущности – дети.
В мае берёзки свежи и стройны,
Солнце для всех одинаково светит…
Чистая жертва для грязной войны –
Дети живые, погибшие дети.

Сергей Афонин 

Актуальность выбранной темы

        Проблема чтения осознается  в современном мире как общенациональная и государственная.  Тенденция падения  интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда  было занятием исключительно значимым.

С целью сохранения и повышения читательской компетентности

обучающихся  наш класс совместно с родителями  работает по проекту «Семейное чтение».

Все учащиеся 7 классачитают одно  произведение художественной литературы в неделю из рекомендуемого перечня произведений по проекту.

В этом году исполняется 72 года со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. В преддверии этой даты в нашей школе и в классе  запланировано и проводится много мероприятий: просмотр документальных фильмов, встреча с участниками боевых сражений, конкурсы чтецов стихотворений и  прочтение книг о войне… Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников. По проекту мы прочитали много интересных книг о наших ровесниках – современниках. Но не менее важно знать и о судьбах тех моих ровесников, которые подарили нам счастливое  и светлое будущее. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать сегодня каждый из нас. 

     Открывая для себя героические страницы литературы, я глубоко заинтересовался подвигом отважных «детей войны». Это побудило меня принять участие в конкурсе творческих работ «Победа далекая и близкая».

Гипотеза

  • В произведениях писателей изображена правда о героической судьбе моих ровесников в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

Проблема

  • Для современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет намосознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о истории Отчизны, воспитать на примере героических поступков «детей войны» чувство патриотизма и любви к Родине.

Цель проекта

  • Расширить свои знания о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героевпутем прочтенияпроизведений русской литературы.

Задачи:

  1. Изучить художественную литературу по данной теме.
  2. Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой.
  3. Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины.
  4. Узнать, что известно современным школьникам о молодых героях Великой Отечественной войны.
  5. Проанализировать результаты исследования.
  6. Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне.

Объект исследования – художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:

  1. Ольга Громова. Повесть «Сахарный ребенок».
  2. Сергей Баруздин. Повесть «Её зовут Елкой».
  3. Надежда Надеждина. Повесть «Партизанка «Лара».
  4. Воронкова «Девочка из города»

Методы проведения исследования:

  1. Анализ художественной литературы.
  2. Сравнительный метод.
  3. Описательный метод.

Новизна проекта заключается в том, что, принимая участие в проекте «Семейное чтение» и читая книги о сверстниках, мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей, ценой своей жизни завоевавших Победу ради нашего счастливого будущего. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение  к чтению произведений о войне.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать на уроках по обсуждению книг по проекту «Семейное чтение», на читательской конференции; отрывок из повести О.Громовой«Сахарный ребенок» был выбран  для чтения на муниципальном этапе конкурса чтецов «Живая классика». Список произведений о войне будет рекомендован моим одноклассникам для самостоятельного прочтения.

Продукт проекта

«». Рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне для детей среднего возраста.

II. Основная часть

Глава 1. Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.

  1. Боевой подвиг юной радистки.

(По повести Антона Бринского «Девчонка из Марьиной рощи»)

     Автор книги – партизанский командир Герой Советского Союза Антон Петрович Бринский. Много смелых, преданных Родине людей встретил он на своем пути. Среди них и радистка Наташа, девчонка из Марьиной рощи, погибшая смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.

     Главная героиня повести –Рая Майорова – до войны обычная девочка. Она родом из Москвы, проживала с родителями и бабушкой в районе Марьиной рощи. «Там родилась и детская мечта ее… Сначала  мечта манила пионерским галстуком…»  Самый волнительный момент в жизни Раи – это вступление в ряды пионеров: «Вот она, самая торжественная минута! У девочки вдруг перехватило горло… Пионерка! Вот чего она ждала, вот о чем мечтала. Казалось, весь мир  переменится: небо будет другое, солнце будет другое. Вся Москва должна смотреть на ее красный галстук…»  Жизнь Раи была очень интересной: пионерский лагерь, походы, костры, зовущие звуки горна… «Но мечта стремилась вперед: скорее бы стать комсомолкой!.. А когда приняли в комсомол, ей и этого стало мало: впереди рисовалось окончание школы, институт, большое взрослое дело…»[1]  Но планам девушки не удалось осуществиться: началась война. Вся жизнь словно перевернулась. Защита Родины от фашистов стало главным делом для всех. Рая с нетерпением ждала повестки из военкомата. Но на войну ее не брали: слишком была мала. Она обегала пороги райкома комсомола, военкомата, просила записаться на учебу - но все безрезультатно! В июле 1943 года, когда Рае исполнилось 16 лет, ее взяли на учебу в школу радистов. Как только она овладела профессией радиста-разведчика, по окончании учебы ей было присвоено звание сержанта. Юную разведчицу направили в тыл врага, к партизанам. Рая должна была сменить свое имя. Среди боевых товарищей она стала носить имя Наташа. Впечатление на своего командира она вначале произвела удивленное: «Куда такого ребенка! Ей в куклы играть только…» Но Наташа доказала всем обратное: отважно прыгнула с парашютом, не растерялась, когда пришлось отстреливаться от фашистов. Боевое крещение она легко прошла  и  стала радисткой-разведчицей партизанского отряда. Все поручения «чертова девчонка» (как ее прозвали в отряде за упрямый и строптивый характер) выполняла добросовестно. Ее позывной «Роза» передавал всегда важные сообщения: то сведения о частях противника, то о совершенных диверсиях, то о столкновении с противником. Скромную радистку, «чертову девчонку» из Марьиной рощи наградили орденом Отечественной войны 2-й степени. «Шестнадцатилетняя девушка успела повидать и кровь и смерть. Приходилось перевязывать раны, подавать воду умирающим, видеть, как в суровом молчании товарищи опускают погибших в могилу. К этому нельзя привыкнуть, можно научиться спокойно переносить великие бедствия войны – и только. И Наташа научилась».

    Поздней холодной осенью донесения Наташи прекратились… В ноябре партизанский отряд попал в окружение, никому из партизан не удалось спастись. Раненая Наташа мужественно защищалась. Когда фашисты были совсем рядом, девушка подумала в первую очередь не о себе, а о своем долге – о радиостанции, которую надо было вывести из строя, о шифрах, которые нужно уничтожить. Выстрел в сердце «Розы» прозвучал как в сердце друга. Для себя она достала гранату…

     Так окончилась жизнь маленькой радистки, «чертовой девчонки», Наташи из Марьиной рощи. Остался невысокий холмик над ее могилой и добрая память в сердце народа, который никогда не забудет героизма своих сынов и дочерей, вышедших победителями в смертельной схватке с немецким фашизмом. Подвиг Раи  Майоровой будет вечным призывом для смелых и гордых, борющихся за мир и счастье на всей земле.

  1. Отважная Ёлка.

(По повести Сергея Баруздина «Её зовут Ёлкой»)

      Главной героине повести С. Баруздина - Ёлке - в начале произведения 13 лет. Проживает она в подмосковной деревушке с красивым названием Сережки. У Ёлки большая семья, отец осужден «за покушение на общественную собственность». Будучи председателем колхоза, он раздал людям картошку, прихваченную морозом. Ёлку исключили за это из пионеров, но она вопреки всем носила пионерский галстук и хотела вступить в комсомол. Характер девочки тоже, как и у «девчонки из Марьиной рощи», был упорный и настойчивый. В школе ее даже дразнили мальчишкой. Ёлка легко подружилась с Ленькой, который каждое лето приезжал к бабушке из Москвы. Ребята любили проводить лето на реке Наре, помогали колхозникам по хозяйству. Ёлка научила Леньку собирать сено, управлять лошадью. Когда заканчивались каникулы, Ленька уезжал в Москву к родителям.

    Прошло время, и Ёлкиного отца освободили из тюрьмы. Но в очередные летние каникулы Ленька уже не приехал в Сережки, так как началась война. Сообщение о наступлении немцев на страну Ёлка услышала по радио. Всех мужчин, в том числе и её отца, забрали на войну. В колхозе работали женщины и дети-подростки с раннего утра и до позднего вечера. Осенью копали траншеи, строили оборонительные рубежи. На Москву летели сотни вражеских самолетов, по ночам воздух содрогался от рева машин. Всю родную Ёлкину деревню разрушило немецкими снарядами. «Первым взлетел на воздух клуб. Потом школа. Вот и церковь — зерновой склад…» Гитлеровские войска вели решительное  наступление на столицу, все силы Красной Армии были направлены на оборону. Семья Ёлки жила в землянке. Война изменила девочку. Вместо веселой, озорной пацанки она стала «молчаливая, замкнутая, словно ее подменили. Ни улыбки. Ни бойкости. И внешне неузнаваема: чумазое лицо, платок, надвинутый на лоб, драное пальтишко, высокие резиновые сапоги. Руки красные, обветренные, в пупырышках. Это от воды. Елка ли это? Елка. Елочка. Елка-палка… Она ли? Она».

    Однажды Ёлку вызвали в штаб. Ей поручили ответственное задание – передавать информацию на другой берег Нары. Через ледяную реку Ёлка стала ходить на чужой, уже немецкий берег, и потом возвращалась обратно. Отец Ёлки был командиром отряда, он располагался в соседнем лесу и передавал через дочь важные сведения. Фашисты готовились к форсированию реки Нары. Ёлка должна была передать слова отца о заминировании моста через Нару. Ей предстояло пройти через немцев. Она мужественно прошла несколько километров, но потом  ее схватили и закрыли в погреб. Потом Ёлку вывели и заставили идти через мост. Колонна немецких бронемашин двинулась за ней. Девочка отважно шла по мосту, а когда достигла берега, прозвучал сильный взрыв. Она быстро побежала ксвоим, ведь ей нужно было передать срочную информацию, спина и грудь горели. Затем рядом с Ёлкой разорвался немецкий снаряд… Отважная девочка погибла. Ей было всего лишь пятнадцать лет. Её друг, Ленька, тоже не вернулся с войны, он похоронен в братской могиле в далекой Венгрии.

    Сейчас в подмосковном селе Сережки новый бетонный мост, названный в честь Ёлки, красивая современная школа тоже носит ее имя. На местном кладбище похоронена вся семья Ёлки, только нет одной ее могилки. Ёлку никто не хоронил.

    «Она так и не успела съездить на родину отца в Таллин. И в комсомол вступить не успела. Она не успела даже надеть солдатскую шинель, как Ленька. Не успела… Ее звали Ёлкой.  Её и по сей день зовут Ёлкой».[2]

  1. Партизанка Лара.                                                                                       (По повести Надежды Надеждиной «Партизанка Лара»)

 Счастливое детство Лары Михеевой – героини повести Н. Надеждиной – тоже было прервано войной. Она разрушила все детские мечты юной ленинградки, особенно самое заветное желание - поступление в балетную школу. Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы к бабушке в Пустошкинский район, а вернуться не сумела:  деревню заняли фашисты. Немецкие палачи всех подростков отправляли в Германию, но Ларе удалось вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами она ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир-майор П. В. Рындин вначале отказался принять «таких маленьких»: ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Они охотно выполняли все приказы командира: разносили листовки, ходили в разведку. «Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях...»[3] Партизаны относились к ней с большим уважением, доверяли ответственные поручения. Пришло долгожданное время, и ее торжественно в партизанском штабе приняли в комсомол. Лариса была впервые по-настоящему счастлива.

     Дождливым осенним днем девочки отправились на очередное задание – в разведку. Из-за плохой погоды они рискнули идти напрямую, через село Тимоново. Голодные, они остановились у поля и стали есть зерна спеющей ржи. Забыв осторожность, подружки громко смеялись. И тут их схватил патруль.  Девочек отвели в дом к раскулаченному кулаку, но утром им удалось бежать и спрятаться надежно в доме Лариной подруги. Юных партизанок разыскивали везде. Но им посчастливилось вернуться опять в свой отряд.

     Есть в повести строки, где Лара вспоминает одно интересное задание в Усть-Долыссах, когда ее товарищи, переодевшись полицаями, выкрали немецкую полевую почту, а она притворилась нищенкой и просила милостыню. Немцы думали, что полицаи задержали нищенку, а на самом деле ребята передали ей конверты, и в своей нищенской сумке под корками хлеба она принесла эти конверты в штаб. Из писем была известна важная информация. За это Ларе была объявлена благодарность.

    Борьба Ларисы с фашистами продолжалась, но больше всего она очень ждала Победу и хотела вернуться домой к маме, в родной Ленинград.

    Но её мечте не суждено сбыться. Однажды немцы захватили дом, в котором находилась Лариса. Ей пришлось отстреливаться, враги зашли в дом. Лара бросила на пол гранату, но она не взорвалась. Отважную девочку фашисты жестоко избили. Когда везли её на подводе, то она была с головой накрыта коровьей шкурой. Каратели не хотели, чтобы люди увидели её зверски избитое тело. Лара Михеенко, четырнадцатилетняя партизанка, была расстреляна 4 ноября 1943 года.

За операцию по разведке и взрыву железнодорожного  моста через реку Дрисса ленинградская школьница Лариса Михеенко была представлена к правительственной награде, но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: «Посмертно».

     Погибшая героически Лара Михеенко продолжает жить в наших сердцах.  На месте расстрела партизан Ларе поставили обелиск. Океанский теплоход носит её имя. Когда теплоход с честью выдержал испытание на шторм, строители сказали: «Этого надо было ожидать. Как мы слышали, она и в жизни была такой!»

  1. Вывод

Прочитав художественные произведения о подвигах на войне моих сверстниц: Раи Майоровой, Ёлки и Ларисы Михеевой - хочется отметить, что писатели каждый по-своему выразили свой художественный взгляд на происходящее. Антон Бринский – участник военных событий, командир партизанского отряда, его повесть основана на реальных событиях с его участием. Сергей Баруздин и Надежда Надеждина не участвовали в войне, но свои произведения написали по рассказам очевидцев. С родственниками и близкими героини повести Лары Михеевой Н. Надеждина встречалась лично, была на местах сражения и гибели партизанки Лары.

     Проанализировав  образы главных героинь, я отметила между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих «детей войны» похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел суровый час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых кораблях, в Брестской крепости, в керченских катакомбах. Это строки истории нашей Родины и биографий её  маленьких граждан — обыкновенных мальчишек и девчат.

     Юные героини повестей даже похожи чем-то внешне, обладают «железным» характером, они наравне ненавидят фашистов, мстят за своих родных; дорожат званием пионеров, следуют заветам комсомола; все девочки погибают смертью храбрых, их посмертно награждают высокой наградой, в их честь названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…

Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

2.1. Результаты анкетирования.

     Я решила узнать, что  знают  мои  одноклассники о  своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что  вообще  знают о войне, о детях, которые были непосредственными  участниками  или  свидетелями  тех страшных дней.  Решила выяснить,  читают  ли  мои сверстники литературу  о войне. Интересует ли  их эта тема. С  этой  целью  я  провела  анкетирование с учащимися своего класса. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1.    Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

  1. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.
  2.  Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?
  3.  Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.


     Проведя анкетирование, я выяснила, что  мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. Только один человек (20%) читал книги о войне, 2 респондента (40%) знают некоторых пионеров-героев войны;  книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, а вот авторов художественных произведений о войне в нашем классе, к сожалению, не знают.  И тогда я решила устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать ребятам прочитать книги о юных героях. Провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.

Вывод

     Проведенное исследование на предмет знания обучающимися 7 класса произведений о войне, о героических подвигах детей показало, что не все мои одноклассники  интересуются героями войны. «Героями» нашего времени, к сожалению, становятся вымышленные, виртуальные персонажи из компьютерного мира. Участвуя в нашем семейном проекте, мои одноклассники знакомятся с новыми героями.

Уровень начитанности детей повышается.

    Я постараюсь удовлетворить читательский интерес своих ровесников, предложив им список художественных произведений о войне.

III. Заключение

       Каждый из нас узнает о войне по-разному: кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, а кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика…

Прочитанные мною художественные произведения о подвиге отважных девочек-разведчиц расширили мое представление о войне, вернули к трудным, но героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесниц, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы. Написанные по «горячим следам» событий  книги о войне являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, оказаться в страшном аду нечеловеческих страданий, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны. Из содержания прочитанного я извлекла главный нравственный урок: повести учат добру, человечности, справедливости.

       Я постараюсь «достучаться до сердец» моих одноклассников, заинтересовать их военными произведениями, чтобы рассказы и повести о войне стали их настольными книгам

IV. Список литературы

1.  Баруздин С.А.  Её зовут Ёлкой: повесть.- М.: Дет.лит., 1985.

2.  Бринский А.П.  Девчонка из Марьиной рощи: военная повесть. - М.: Дет.лит.,  1973.

3.  Дети военной поры/ Сост. Э.Максимова.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.

4. Идет война народная. Стихи о Великой Отечественной войне/сост. Н.И. Горбачева. – М.: Дет.лит., 2002.

5. Навечно в памяти народной. – М.: Молодая гвардия, 1975.

6. Надеждина Н.А.  Партизанка Лара: повесть. – М.: Дет.лит., 1988.

7. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.

8. Час мужества: стихотворения и рассказы. – М.: Изд.Оникс, 2008.

                                              Интернет-ресурсы

1. Большая электронная библиотека   http://www.big-library.info/

V. Приложение

 «О сверстниках былых времен»

Рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне

для детей среднего возраста

  1. Авраменко А.И. Повесть «Гонцы из неволи».
  2. Баруздин С.А. Повесть «Её зовут Ёлкой».
  3. Богомолов В.О. Повесть «Иван».
  4. Бринский А.П. Повесть «Девчонка из Марьиной рощи».
  5. Верейская Е.Н. Повесть «Три девочки».
  6. Вишнёв П.П. Повесть «Юнги».
  7. Воронкова Л.Ф. Повесть «Девочка из города».
  8. Дубровин В.Б. Повесть «Мальчишки в сорок первом».
  9. Жариков А.Д. Сборник рассказов «Юные партизаны».
  10.  Ильина Е.Я. Повесть «Четвёртая высота».
  11.  Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Повесть «Улица младшего сына».
  12.  Катаев В.П. Повесть «Сын полка».
  13.  Корольков Ю.М. Рассказы «Лёня Голиков», «Марат Казей», «Валя Котик», «Зина Портнова».
  14. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре.
  15.  Крапивин В.П. Повесть «Тень каравеллы».
  16. Лиханов А.А. Повести «Мой генерал», «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони».
  17.  Надеждина Н.А. Повесть «Партизанка Лара».
  18. Найдич М.Я. Повесть «Шинель на вырост».
  19.  Суворина Е.И. Рассказ «Витя Коробков».
  20.  Яковлев Ю.Я. Сказка «Как Серёжа на войну уходил», рассказ «Девочки с Васильевского острова».

       21.Козлов В. Витька с Чапаевской улицы

        22. Рудный В. Дети капитана Гранина

23.Соболев А. Тихий пост

       24.Алексеев С. Рассказы о войне

25.Балтер Б. До свидания, мальчики!

26.Богомолов В. Зося

27.Митяев А.Письмо с фронта

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть...». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Дубровин В. Б. Мальчишки в сорок первом : [повесть] / Виктор Дубровин ; худож. Виктор Вальцефер. - Москва ; Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 221, [2] с. : ил. - (Серия "Вот как это было"). - 6+.

Автобиографичная повесть о детстве в блокадном Ленинграде. Живут себе ленинградские мальчишки, дружат, ссорятся, мирятся, учатся... И вдруг в их жизнь врывается война. Конечно, они хотят бить фашистов, сражаться за свой город, за Родину, представляют себя лётчиками, славными героями. Для них война - захватывающее приключение, мальчишки пока не подозревают, что она принесёт голод, холод, боль утраты, и их жизнь никогда не будет прежней. Повесть рассказывает не только о детях блокады, но и о том, что всегда нужно оставаться человеком, ценить то, что имеешь, дружить по-настоящему, признавать свои ошибки, уметь прощать и просить прощения и никогда не терять надежду. Такие книги не только помогают узнать исторические факты, но и воспитывают уважение к ветеранам, к нашей истории.

Рудный Владимир. Дети капитана Гранина

  • Файл формата zip
  • размером 387,88 КБ
  • содержит документ формата fb2
  • Добавлен пользователем ziggi 23.06.15 19:14
  • Отредактирован 12.01.17 21:09

Повесть. — Москва: Детская литература, 1976. — (Слава солдатская).

В тяжкий 1941 год, когда битва с фашистами шла уже под Москвой и Ленинград был зажат кольцом блокады, далеко на Балтике твердо стоял на Гангуте героический гарнизон. Матросы, воины и романтики, нашли где-то большой ключ от крепостных ворот и повесили его на сосне над скалой, возле боевого поста. Так и было: ключ от входа в Финский залив был в руках гангутцев и они не пропустили фашистскую эскадру к Ленинграду.
Эта маленькая повесть «Дети капитана Гранина» написана автором на основе его романа «Гангутцы», посвященного славной балтийской эпопее.


[2]Баруздин С.А.  Её зовут Ёлкой: повесть.- М.: Дет.лит., 1985.

[3]Надеждина Н.А.  Партизанка Лара: повесть. – М.: Дет.лит., 1988.



Предварительный просмотр:

В помощь начинающим

Читающий должен стать участником события

Выдумывать

ИВ средства, эмоционально- оценочные слова

Место действия

Действие

Герои

Свои ощущения и чувства

Красками разукрасить текст

Секреты - крючочки:

  1. Заглавие (должно привлечь внимание читателя, зацепить)
  2. Начало рассказа (должно тоже заинтересовать)

Можно задать вопрос и отвечать на него, необычный разговор, ситуация

  1. Построение рассказа

(нетрадиционный подход) не обязательно зачин, развязка и концовка.

Можно начать с конца.

  1. Конец рассказа

Должен быть самым замечательным. После чтения должно остаться послевкусие. Пусть этот рассказ живет в его сердце.

Сильный эмоциональный накал должен быть в конце



Предварительный просмотр:

Алгоритм создания собственного текста

Алгоритм ассоциативного текста

  1. Все сюжеты связаны как одно звено
  2. Отталкиваются от ассоциаций

Одно и то же слово вызывает разные ассоциации у разных людей

Тема

Школа

Ассоциации

Расположить их сверху вниз

Идти при создании текста от этих ассоициаций

Как красиво и грамотно писать

Полюбить свой текст

Критерии

  1. Информативность

(Чем точнее речь, тем она стремится к краткости)

Не допускать  плеоназмов – моя автобиография, памятный сувенир)

Пустословие – что- то очень простое объяснять большим количеством слов

  1. Логичность

Речь должна быть последовательной, приводить  аргументы, загрязненность речи – слова-паразиты,  заимствования)

Использовать в речи синонимы

  1. Точность и ясность

Троллейбус обогнал гоночный автомобиль

Порядок мыслей

Уместное употребление местоимений

  1. Богатство речи

(как много слов вы используете)

  1. Нормативность

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: