Творческое самовыражение ребенка

Молящева Ольга Викторовна
ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Дети рисуют все что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь единицы. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его здоровье. Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изобразительной терапии всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого - мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию, и обеспечивает путь для проявления чувств. Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроятся в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребенку нужен не зритель, а человек сопереживающий. Ведь дети рисуют то, что для них важно! Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно. Дети любят, обмакнув палец в краску, оставлять следы на бумаге. В зависимости от настроения ребенок выбирает ту или иную краску. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствует состоянию чувств, можно попросить ребенка нарисовать то, как он чувствовал себя в тот момент, когда мама ушла и оставила его в детском саду. В период адаптации особенно эффективна будет так называемая «настенная» живопись, которая доставляет детям большую радость, эмоциональный заряд. Для этого на стену в уголке изодеятельности можно повесить большой лист ватмана и периодически по мере загрязнения менять листы. Ребенок должен иметь возможность без просьбы воспитателя подойти к стене и нарисовать то, что ему захочется. Когда ребенок плачет, можно взять его за руку и также подвести к листу ватмана и дать возможность выплеснуть свои эмоции на бумагу, путем рисования пятен, штрихов, линий или даже порисовать пальчиками. Для творчества должен быть «набор художника» - цветные карандаши, мелки, фломастеры, гуашь, акварель. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Если потом драматизировать содержание детских рисунков, то еще и развитию театрально-игровых способностей детей. Какие техники рисования при этом можно использовать? Набор позитивных, интересных техник рисования, развивающих творческое воображение, поднимающих настроение: Живопись пальцевая Изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арт-терапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. «Пластилиновое рисование» Используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй – со старшими дошкольниками. Пластилин — замечательный материал для лепки детьми. Занятие лепкой из пластилина способствует развитию мелкой моторики рук. А поделки из пластилиновых шариков по технике напоминают мозаику. Попробуйте, возможно, вы откроете для себя новый вид творчества! Выдувание (Кляксография) Выдувание краски через костяную трубочку применялось для заполнения пространства внутри контура фигур, обозначенных углём. По данным этнографии (что подтверждено экспериментально), эта техника является традиционной как для творцов древних изображений, так и для современных австралийских и южноафриканских художников. Обычные трубочки для сока ничем не хуже. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги. Попробуйте сами и вы убедитесь, насколько увлекательно и захватывающе может быть такое рисование! Дуйте на здоровье на капельки и наблюдайте, куда они бегут! Печатание Техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. В.А. Козлова рекомендует использовать данный прием не только на занятиях, но и на прогулке детей, печатая изображения квадратов и ромбов, прямоугольников и других геометрических фигур прямо на асфальте («основание печати» при этом натирается мелом). Монотипия Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Цветные ниточки Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите на одной стороне сложенного пополам листа как захочется. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист...А нитки-то волшебные!... „Снежные узоры"- Окрасьте нитки в белый цвет и выложите их на бумагу разных цветов. „Цветочная лужайка" - Возьмем яркие краски и разбросаем разноцветные нити по полянке. „Вологодские кружева" - Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво? Данную технику можно использовать не только на занятиях по рисованию, но и по развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания. В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Например: Рисование по мокрой бумаге (по-мокрому фону) Изображения в этой технике получаются таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом «живописи по-сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Рисование мыльной пеной Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут. Рисование щеткой. Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Рисование свечой Концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне. Вариант: рисование восковыми мелками – «Восковая живопись» При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созданию коллективного произведения. Например, в рамках создания творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квартиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родителями. Коллаж (фр. collag - приклеивание, наклейка) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал: коробки, нитки, шпагат, вату, поролон, ткани, кружева, пуговицы, природный материал и др. Коллаж в исполнении детей старшего дошкольного возраста – это сочетание аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Такое необычное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. И, что очень важно, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться окружающему миру. Способствуйте тому, чтобы малыш стал неординарной личностью и не ограничивался в своем творчестве стандартным набором: кисти, краски, карандаши.