Олимпиады

Задания и ответы для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2015–2016 ГОД  

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ

1. В «Русском орфографическом словаре» под редакцией В.В. Лопатина даны следующие записи:

1) муравьи'шка, -и,...м.

2) ка'рла, -ы, м. и ка'рло, -а, м.;

3) ветри'ще, -а,м.;

4) боя'ка, -и, м. и ж.;

5) зазна'йка, -и,…м. и ж.;

6) канапе', нескл., ж.;

7) СКВ…,нескл., ж.

Укажите, в каких случаях в статьях орфографического словаря указывается род имен существительных.

2. Укажите термин по его значению.

1) __________________- название земельного участка, пашни, поля.

2) __________________- собственное имя любого водного объекта.

3) __________________- собственное имя любого лесного участка, леса, бора, рощи.

4) __________________- собственное имя любого острова.

5) __________________- собственное имя любого поселения.

3. Ученик часто допускают ошибку в написании слова облако.

Какие сведения об истории данного слова помогут им писать его правильно?

4. В речи носителей языка распространена тенденция «писать, как звучит». Они считают, что так язык приближается к действительности. Это явление весьма популярно в форумах, блогах, чатах, СМС…

«мы все сделали, что смогли…Мы – малатцы

«патамушта, я тебе много раз уже говорила»

« щас  поеду в универ»

«Адназначна!»

Какой принцип написания слов (один из принципов русской орфографии) лежит в основе этой тенденции?

Приведите не менее 2-х аргументов «за» и (или) «против» такого использования языка.

5. Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор постановки знаков.

Зачем не могу я дышать и бежать как волна

Я в мире один и душа у меня холодна

Я также спешу все в иные в иные края

О волны морские родная стихия моя

Море вечное стремленье горы царственный покой.

Если ты стремишься к счастью вверь ладонь волне морской.

                                                 (К.Бальмонт «Кому я молюсь)

6. Продолжи  пословицы и поговорки. (Материалы из словаря В.Даля «Пословицы и поговорки русского народа»):

1) Было бы и счастье, да одолело…

2)  Счастье пытать-…

3) Счастье без ума – дырявая …(что найдёшь, и то потеряешь)

4) Сегодня счастье, завтра счастье – помилуй бог…? (Суворов)

5) Не родись ни хорош, ни пригож…

6)  счастливый на коне, бессчастный …

7. Прочитайте текст.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щёлкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути- отчего не подвезти?!

                                    (В.Приходько)

1) Сколько раз звук [ш] употреблён в тексте?

2) С учётом какого фонетического закона создаётся аллитерация в этом стихотворении?

3) Приведите примеры слов из текста, в которых написание подчиняется разным принципам русской орфографии.

8. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я Вас любил…»

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Какие тропы использованы в данном стихотворении? Укажите название и приведите пример.

 

9. Русская орфография позволяет оба следующих написания: вничью и в ничью. Почему? Дайте объяснение, приведите примеры употребления.

10. В русском языке есть фразеологизм править бал в значении «верховодить, управлять, распоряжаться». Например, у В.С. Высоцкого: «И там не тот товарищ правит бал». Сравним строчки из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина:  

Князь Гвидон тот город правит.  

Всяк его усердно славит.  

Какую устаревшую морфологическую особенность в своём поведении сохранил глагол править в приведённом фразеологизме?

 



Предварительный просмотр:

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2015–2016 ГОД.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

          

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)  Прочитайте.  

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины,  у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета  с белыми крапинками. <…> Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки.  

 

  1. Напишите имя, отчество и фамилию автора произведения, из которого взят приведённый отрывок.
  2. Напишите название произведения, из которого взят приведённый отрывок.
  3. Напишите авторское определение жанра этого произведения.
  4. Напишите монолог от лица дрозда (10–15 предложений). Что он мог видеть? Какие люди и вещи могли его окружать?

  

Часть II. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (40 баллов) 

Выберите ОДИН из вариантов.

 

ВАРИАНТ 1. Прочитайте текст. Как Вы думаете, на какие жанровые традиции он опирается? Обоснуйте Ваше мнение. О чём он? Напишите об этом внятно и связно.

 

Максим Горький (1868 –1936)

 

(Из цикла «Русские сказки»)

 

Жили-были Иванычи – замечательный народ! Что с ним ни делай – ничему не удивляется!

Жили они в тесном окружении Обстоятельств, совершенно не зависящих от законов природы, и Обстоятельства творили с ними всё, что хотели и могли: сдерут с Иванычей семь шкур и грозно спрашивают:

  • А где восьмая?

Иванычи, нисколько не удивляясь, отвечают покорно Обстоятельствам:

  • Ещё не выросла, ваши превосходительства! Погодите маленько...

А Обстоятельства, нетерпеливо ожидая наращения восьмой шкуры, хвастаются соседям, письменно и устно:

  • У нас народонаселение благорасположено к покорности, делай с ним что хошь – ничему не удивляется! Не то, что у вас, например...

Так и жили Иванычи, – работали кое-что, подати-налоги платили, давали взятки кому сколько следует, а в свободное от этих занятий время – тихонько жаловались друг другу:

  • Трудно, братцы!

Которые поумнее, – предрекают:

  • Ещё и труднее будет!

Иногда кто-нибудь из них прибавлял к этим словам ещё словечка дватри, и о таком человеке почтительно говорили:

  • Он поставил точку над «i»!

Дошли Иванычи даже до того, что заняли большой дом в саду и посадили в него специальных людей, чтобы они изо дня в день, упражняясь  в красноречии, ставили точки над «i».

Соберутся в этом доме человек четыреста, а четверо из них и начнут, как мухи, точки садить; насадят, сколько околоточный – из любопытства – позволит, и хвастаются по всей земле:

  • Здорово мы историю делаем!

А околоточный смотрит на это ихнее занятие, как на скандал, и – чуть только они попытаются поставить точку над другой буквой – решительно предлагает им:

  • Прошу алфавит не портить, и – расходитесь по домам!

Разгонят их, а они – не удивляясь – утешаются между собой:

  • Ничего, – говорят, – мы все эти безобразия впишем, для посрамления, на страницы истории!

А Иванычи, тайно скопляясь в собственных квартирах по двое и по трое сразу, шепчут, – тоже не удивляясь:

  • Наших-то избранных опять лишили дара слова!

Смельчаки и отчаянные головы шепчут друг другу:

  • Обстоятельствам закон не писан!

Иванычи вообще любили утешаться пословицами: посадят кого-нибудь из них в острог за случайное несогласие с Обстоятельствами – они кротко философствуют:

  • Не в свои сани – не садись!

А некоторые из них злорадничают:

  • Знай сверчок свой шесток!

Жили Иванычи этим порядком, жили и дожили наконец до того, что все точки над «i» поставили, все до одной! И делать Иванычам больше нечего!

А тут и Обстоятельства видят, что всё это – ни к чему, и повелели опубликовать во всей стране строжайший закон:

«Отныне точки над «i» ставить повсеместно запрещается, и никаких точек, исключая цензурные, в обращении обывателей не должно существовать. Виновные в нарушении сего подвергаются наказанию, предусмотренному самыми жестокими статьями Уголовного уложения». Ошалели Иванычи! Что делать?

Ничему другому они не обучены, только одно могли, да и то запрещено!

И вот, собираясь тайно, по двое, в тёмных уголках, они рассуждают шепотком, как пошехонцы в анекдоте:

  • Иваныч! А что – ежели, не дай бог, сохрани господи?
  • Ну, – что?
  • Я не то, что – тово, а всё-таки?..
  • Пускай бог знает что, и то – ни за что! А не то что! А ты говоришь – во что! – Да разве я что! Я – ничего!

И больше никаких слов не могут сказать!

(1912–1917)

 

 

ВАРИАНТ 2. Прочитайте стихотворение. О чём оно? Как выражено  в нём лирическое настроение? Напишите об этом развёрнуто, связно, внятно.

 

Андрей Вознесенский (1933–2010)

 

ОЗЕРО СВИТЯЗЬ

 

Опали берега осенние.

Не заплывайте. Это омут. А летом озеро – спасение тем, кто тоскуют или тонут.

 

А летом берега целебные, как будто шина, надуваются ольховым светом и серебряным и тихо в берегах качаются.

 

Наверно, это микроклимат. Услышишь, скрипнула калитка или колодец журавлиный – всё ожидаешь, что окликнут.

 

Я здесь и сам живу для отзыва. И снова сердце разрывается – дубовый лист, прилипший к озеру, напоминает Страдивариуса.

 

(1960-е гг.) 



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2015–2016 ГОД  

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ

(Ответы)

1. Критерии.

Род имён существительных указывается только в том случае, когда окончания именительного и родительного падежей недостаточны для определения слова к тому или иному роду (= 3 балла), а также при словах, которые могут быть и мужского, и женского рода (общего рода) (= 1 балл) и при несклоняемых словах (=1балл)

Всего: 5 баллов

2. Критерии

1 балл за правильный ответ. Итого 5 баллов

1) Агрооним ( возможно: агроним)- название земельного участка, пашни, поля.

2)Гидроним-  собственное имя любого водного объекта.

3) Дримоним - собственное имя любого лесного участка, леса, бора, рощи.

4) Инсулоним- собственное имя любого острова.

5) Ойконим - собственное имя любого поселения.

3.Критерии:  В словах раньше был корень –влак (ср.: влач-ить)- 1балл и приставка объ-.

В результате падения к концу XV века (= 1 балл) кратких гласных ер и ерь (=1балл) в слове произошли звуковые изменения объвлако –облако, выпал корневой согласный звук (=1 балл). Слово подверглось опрощению: в нем мы не выделяем теперь приставку (= 2 балла)

Всего: 6 баллов

4.Критерии:

1) Фонетический – 1 балл

2) Участником выдвинут тезис – 1 балл

3) Аргументы с использованием лингвистических знаний – по 2 балла за аргумент

4) Аргументы с использованием  с использованием одних только эмоций и жизненного опыта – по 1 балла за аргумент

Итого: 6 баллов

5. Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор постановки знаков.

Критерии:

Зачем не могу я дышать и бежать, как волна,

Я в мире один, и душа  у меня холодна,

Я также спешу все в иные, в иные края,- (авторский знак; точка возможна)

О,волны морские, родная стихия моя!

Море- вечное стремленье,  горы- царственный покой.

Если ты стремишься к счастью, вверь ладью волне морской.

                                                 (К.Бальмонт «Кому я молюсь)

1) Без ошибок с объяснением – 5 баллов

1 ошибка снижает балл   (-1 балл)

6. Продолжи  пословицы и поговорки. (Материалы из словаря В.Даля «Пословицы и поговорки русского народа»):

Критерии:

1) Было бы и счастье, да одолело ненастье.

2)  Счастье пытать- деньги терять.

3) Счастье без ума – дырявая дырявая сума (что найдёшь, и то потеряешь)

4) Сегодня счастье, завтра счастье – помилуй бог, а ум-то где ? (Суворов)

5) Не родись ни хорош, ни пригож,  родись счастлив

6)  Счастливый на коне, бессчастный пеш.(или: под конем)

Итого: 6 баллов

7. Критерии:

1) 25 – 1 балл, 24-0,5 балла

2) Оглушение согласных – 1 балл.

3) Например, традиционный(исторический) – ь знак во 2л. ед.ч. гл., непрверяемые гласные в корне и т.д.

Морфологический (фонемный). Например, ложки, пирожки и т.д.

(1 балл за название принципа и 1 балл за пример)

Итого: не более 6 баллов

8. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я Вас любил…»

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Какие тропы использованы в данном стихотворении? Укажите название и приведите пример.

Критерии:

1) (Стёршаяся)метафора (любовь угасла в душе)

2) Возможная метафора-олицетвоерние (любовь вас не тревожит)

Вариант: она=любовь-это чувства лирического «я», выступающего как «заместитель».

Тогда это не метафора, а метонимия.

3) (Наречные) эпитеты (безмолвно, безнадёжно; искренно, нежно)

Название тропа – 1 балл, пример- 1 балл

Итого: 6 баллов.

9. Ответ: В одном случае – наречие образа действия. В другом случае – отрицательное местоимение и предлог, который относится к предполагаемому далее существительному (вничью комнату)

Критерии:

4 балла в зависимости от полноты и правильности ответа ( примеры употребления – 2 балла)

Итого: 6 баллов

10. Ответ:

Глагол править сохранил признак переходности, который у него теперь утрачен. Современное управление – творительный падеж: править городом

 Критерии оценивания:

За правильный ответ – 2 балла

Итого: 2 балла

Всего: 53 балла