Физический эксперимент

Борзова Надежда Викторовна
Методы научного познания: наблюдение и эксперимент

 

Описание физического демонстрационного и лабораторного эксперимента, фото  и видеофрагменты

 

                           

                                                           

                                                                 

Один опыт стоит тысячи слов.
(Арабская пословица)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физический эксперимент по теме

 «Законы взаимодействия и движения тел»  

Основные понятия: Инерция, Силы, Реактивное движение, III закон Ньютона

7,9 класс

РЕАКТИВНАЯ МАШИНА

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Показать, как трение влияет на инерцию.
МАТЕРИАЛЫ: коробка из-под  ботинок, ножницы, взрослый помощник, линейка, десять неграненых фломастеров (или карандашей), воздушный шарик (приблизительно 20 см), стол.

                 

 

ПРОЦЕСС:

  • Попросите вашего помощника вырезать посередине меньшей стороны коробки отверстие в виде квадрата.
  • Положите воздушный шарик в коробку так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку.
  • Надуйте шарик и зажмите его отверстие пальцами.
  • Положите под коробку фломастеры.
  • Отпустите шар.

ИТОГИ: Когда шар сдувается, коробка движется вперед. Когда воздух полностью вышел из шара, коробка продвинулась еще на некоторое расстояние и остановилась.
ПОЧЕМУ? Первый закон Ньютона гласит, что тело не изменит состояния покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на него не подействует сила. Это стремление к сохранению прежнего состояния называется инерцией. Коробка останется там, где стояла, если ее не толкнуть. Сдувающийся шарик подталкивает коробку вперед. Под воздействием этой силы коробка приходит в движение и движется до тех пор, пока противодействующая ей вторая сила — трения — постепенно не остановит коробку. Трение противодействует силе, движущей предмет, и он, в конце концов, останавливается. 



Предварительный просмотр:

Физический эксперимент по теме «Законы сохранения»

Основное понятие:  Закон сохранения механической энергии, 7,9 класс

МАЯТНИКИ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Показать, как происходит обмен энергией между двумя соединенными маятниками.
МАТЕРИАЛЫ: два стула, рейка длиной в метр, бечевка, ножницы, две шайбы.

 

ПРОЦЕСС:

  • Поставьте два стула спинками друг к друг у на расстоянии 1 м.
  • Туго натяните бечевку и привяжите ее к спинкам стульев.
  • Отрежьте два куска бечевки (по 60 см) и привяжите к их концам по шайбе.
  • Привяжите эти куски к натянутой бечевке так, чтобы они находились на расстоянии 30 см друг от друга.
  • Как показано на рисунке, отведите бечевку с грузиком А в сторону до уровня спинок стульев, слегка натянув.
  • Отпустите бечевку.

ИТОГИ: В то время как бечевка с грузиком А качается взад-вперед, грузик Б тоже начинает двигаться. Когда грузик на одной бечевке замедляется, второй раскачивается сильнее, потом наоборот, и так несколько раз, пока оба грузика не останавливаются.
ПОЧЕМУ? Свисающие на бечевке шайбы называются маятниками. Маятники прикреплены к горизонтальной бечевке. Когда один маятник движется, бечевка также движется и влияет на второй маятник. Количество энергии, нужное для движения маятников, передается туда и обратно по соединяющей их бечевке. Когда происходит передача энергии, один маятник замедляет движение, а второй набирает скорость. Иногда один маятник остается неподвижным, потому что второй получает всю энергию. Когда количество энергии у обоих маятников одинаково, у них одна и та же амплитуда качаний. Благодаря трению (это сопротивление движению) оба маятника, в конце концов, перестают двигаться.



Предварительный просмотр:

Физический эксперимент по теме «Световые волны»

Программный материал курса физики 11 класса  темы  «Волновые свойства света. Поляризация».

ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, как распространяется поляризованный свет.
МАТЕРИАЛЫ: две пары поляризующих солнечных очков.
ВНИМАНИЕ: Удостоверьтесь, что очки действительно являются поляризующими.

         

 

ПРОЦЕСС:

  • Наденьте очки.
  • Посмотрите, как выглядят предметы вокруг вас.
  • Поместите перед глазами вторую пару очков.
  • Медленно вращайте рукой вторые очки так, чтобы одна из линз поворачивалась перед вашим правым глазом.
  • Наблюдайте за качеством изображения по мере вращения очков.

ИТОГИ: Надетые очки снимают блики с блестящих предметов и меняют форму тени. Когда вы вращаете перед глазом поляризующую линзу от вторых очков, изображение темнеет и наконец исчезает совсем.
ПОЧЕМУ? На поляризующей линзе нарисовано бесчисленное множесто параллельных штрихов. Световые колебания, которые совершаются в плоскости, параллельной направлению штрихов, проходят, а все другие колебания пройти не могут.



Предварительный просмотр:

Физический эксперимент по теме «Взаимодействие тел»,  

«Работа, мощность, энергия»

Программный материал курса физики 7 класса  темы  «Простые механизмы».

САМЫЙ СИЛЬНЫЙ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Продемонстрировать, как просто передвигать предметы с помощью механизмов.
МАТЕРИАЛЫ: две метлы, веревка или толстый шнур длиной три метра, два помощника.

             

 

ПРОЦЕСС:

  • Привяжите веревку к ручке метлы.
  • Поместите обе метлы на расстояние 50 см друг от друга и три раза оберните их ручки веревкой.
  • Потяните свободный конец веревки, в то время как ваши помощники попытаются разъединить метлы.

ИТОГИ: Несмотря на то, что ассистенты пытаются развести метлы в стороны, вы в одиночку можете сдвинуть метлы вместе.
ПОЧЕМУ? Метлы и веревка ведут себя, как полиспаст — приложенная вами сила приумножается благодаря веревке, намотанной на ручки метел, поэтому вы выигрываете в силе почти в пять раз по сравнению с вашими помощниками. 



Предварительный просмотр:

Физический эксперимент по теме «Механические колебания и волны»

Программный материал курса физики:

Физика-9 «Механические колебания и волны. Звук»

Физика – 11  «Колебания и волны»

ПОЮЩИЙ СТАКАН

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Сравнить скорость звука в твердых телах и в воздухе.
МАТЕРИАЛЫ: пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.

             

Ход выполнения работы:

  • Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.
  • Приложите стакан дном к уху.
  • Побренчите натянутой резинкой как струной.

ИТОГИ: Слышен громкий звук.
ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.