Физика в поэзии и прозе

Борзова Надежда Викторовна
Занимательная физика

 

Представленный материал используется для активизации познавательной деятельности учащихся

     

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика в поэзии и прозе

Поэты и писатели умеют видеть окружающий мир и образно описывать его. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с различными явлениями природы в художественном воображении авторов. Физик, читая такие места, не может удержаться, чтобы не рассмотреть такие небольшие отрывки из произведений как задачи с физическим содержанием. Некоторые из них могут оказаться весьма непростыми - надо хорошо подумать, чтобы ответить правильно. Следовательно, есть возможность одновременно наслаждаться как художественными формами, так и красивыми решениями.

Начнем с поэзии. 

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

«Стали дни коротки, 

Солнце светить мало, 

Ой, пришли морозы 

И зима настала.» 

Почему с наступлением зимы дни становятся короче? 

  • В известном стихотворении "Зимнее утро" великий русский поэт Александр Пушкин хорошо описывает зимние пейзажи и одновременно, сам того не зная, ставит много интересных вопросов для любителей физики.

Послушайте и самостоятельно сформулируйте несложные физические задачи. 

«Под голубыми небесами 

Великолепньимы коврами, 

Блестя на солнце, снег лежит; 

Прозрачньий лес один чернеет, 

И ель сквозь иней зеленеет, 

И речка подо льдом блестит.» 

Сколько здесь описано явлений и из какого раздела физики? 

  • Воспевал природу также и Юрий Лермонтов. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, все же знает цену счастья.

«И звезды слушают меня, 

Лучами радостно играя.» 

Может кто-нибудь объяснить, как отличить на небе звезду от планеты? 

Перейдем к прозе.

  • В. Короленко в произведении «На затмении» описывает такой пейзаж:

«День начинает заметно бледнеть. Лица людей принимают страшный оттенок, тени человеческих фигур лежат на земле бледные, неясные... Однако, пока остается тонкий серповидний ободок солнца, все еще царит впечатление сильно побледневшего дня... Но вот эта искра исчезла... Круглое, темное, враждебное тело, словно паук, впилось в яркое солнце...» 

Почему тени стали бледными и нечеткими? 

  • Михаил Пришвин так описывает охоту в одном из своих произведений:

«Мы идем с Ладой — моей охотничьей собакой — вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам навстречу два кулика... Лада наметилась. Какого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде — оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вот бедная Лада выбирает себе отражение и, наверно думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий кулик улетает». 

Догадываетесь, из какого произведения Пришвина взят этот отрывок? 

А теперь физическая задача: Есть ли отличие между предметом и его отражением? 

  • А вот отрывок из повести А.П. Чехова «Степь»:

«Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх». 

О какой силе идет речь? 

А вот четверостишье на украинском языке

 из стихотворения великого Тараса Шевченко:

«Вітер з гаєм розмовляє, 

Шепче з осокою, 

Пливе човен по Дунаю 

Один за водою.» 

Какие физические задачи можно увидеть в этом стихотворении? Конечно, здесь можно рассмотреть различные вопросы. Пожалуй, наиболее интересными являются следующие:

Первая задача - о ветре. Почему, как точно подметил поэт, «ветер с рощей разговаривает», а с осокой «шепчет»? 

Вторую задачу можно обобщить так. Почему течение сносит лодку вниз по течению? 

Использованная литература: 

Бабин А.С. Фізика в літературних творах //Все для вчителя №6, 2002, Березень



Предварительный просмотр:

Городская детско-юношеская конференция                                               «Россия и космическое мышление»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №63

имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

НОУ «ПУТЬ К ИСТИНЕ»

Доклад секции « Поэзия и проза о космосе»

Поэзия и проза о космосе: перспективы индивидуального творчества

Выполнила: Меджлумян Анаит Меружановна

ученица 10 Б класса

Руководитель:  Борзова Надежда Викторовна

Тула 2012

Содержание

1. Введение

2. Творчество

2.1 Понятие об индивидуальном творчестве

2.2 Поэзия о космосе

2.2.1. Космос

2.2.2. Всмотритесь в звезды люди!

2.2.3. Мечта о космосе (Дождимир Ливнев)

2.2.4. Имя Ю.А. Гагарина навсегда останется в умах Человечества (Валентина Георгиевна Эфендиева)

2.2.5. Сатурн

2.2.6. Есть в небе звездочка одна

3. Заключение

Литература

1. Введение

Космос – это упорядочная система, противоположная хаотичности. С давних времен люди наблюдали за звездным небом, светилами, размышляли о своем месте в жизни. Каждый из нас понимает, что призван сделать за время своего земного существования что-то важного, неповторимое другими людьми. Ведь каждый человек – уникальная сущность в частичке космического пространства.

Так и появлялись вдохновенные мемуары в поэзии и прозе не только профессиональных литераторов и философов, но и простых людей, имеющих тягу к творчеству.

Я постараюсь раскрыть понятие творческой деятельности, иллюстрируя его авторскими строками, чтобы определить перспективы индивидуального творчества.

2. Творчество

2.1 Понятие об индивидуальном творчестве

Творчество — это:

деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

процесс создания субъективных ценностей.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

 Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие не сводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства, а космос — это мир в целом, миропорядок, упорядоченная Вселенная в противоположность хаосу.

  1. Поэзия о космосе

2.2.1.  Космос

Космос – он лежит на проводах,

Тополиных кронах и на крышах,

Космос – это Ты! И кто сказал?! -

Космос – это значит будьте тише.

Космос отражается в воде,

Он звучит в словах обычных чаще,

Космос – это дождь, а может – снег,

Мысли вслух, и сердца ритм кричащий.

Это люди в самых странных снах,

И мечта, пытающая душу,

Космос – сочетание – весна.

Космос – сочетание – лето, лучше.

И дорога - в мире нет длинней,

Чтобы в спину звездные иголки!

Космос он доступен только мне,

И, не говорить об этом долго.

2.2.2. Всмотритесь в звезды люди!

Квадратики квартир, светящихся за краем

Планеты близкой мне - за кухонным окном,

Я скромно назову своим домашним раем.

Как будто ночь в окне разбавлена вином,

Разбавлена тобой, разбавлена и мною.

Качели проводов повисли в темноте…

Движение огней, машины – чередою,-

И может быть зимой разбавлен светом снег.

Лишь там, где пики звезд, миры далеких судеб,

Трамвайные пути проспектов внеземных,-

Подарок высоты. «Всмотритесь в звезды люди!

Всмотритесь в звезды люди! В созвездие живых!»

А после мне опять хотелось стать их частью.

Трамвайные пути звенят до самых звезд…

И ехать, как всегда, куда-нибудь, за счастьем,

Раздав друзьям долги, вдруг сесть на скорый поезд.

Чтобы под стук колес неслись за мной вопросы:

«Куда ты дурачок? И что тебе до них?»

И снова: «Для чего?» - «Хочу увидеть звезды!

Хочу вглядеться я в созвездие живых!» 


2.2.3. Мечта о космосе

(Дождимир Ливнев)

 Мальчик Юра рисовал ракету,

 На простом в линеечку листе.

 В душном классе, воспалённом светом,

 Он купался в собственной мечте!

 Он не замечал кричащих рядом,

 Он не видел текста на доске,

Блики солнца не мешали взгляду

 И душа не плакала в тоске.

 Не смущал и привкус карандашный,

 Мир мечты на миг реальным стал.

 Наполнялся ею лист бумажный,

 От рисунков мальчика устав.

 Но листок мечта преобразила,

 Превратив в космическую высь.

 Для мальчишки очень важно было

 Разукрасить собственную жизнь!    

.

 2.2.4. Имя Юрия Гагарина всегда останется в умах Человечества

 Посвящается Юрию Гагарину (Валентина Георгиевна Эфендиева)    

 04.05.2011 г

 Сквозь песочные часы,

 Время кануло в пространство!

 Ночью, звёздное убранство

 Мысли ставит на весы!

 И спустя полсотни лет,

 Чинно празднуя свершение,

 В чём Союз был совершенен,

 Заструился яркий свет!

 Вновь встаёт пред нами лик,

 Пусть улыбка – море счастья,

 Он один к судьбе причастен -

 На века, а не на миг!

 В песнях плещется восторг;

 Про мальчишек и девчонок,

 Увлечённых и учёных,

 Про Космический « Восток »!

 Первым, выйдя в «Звёздный Мир»,

 Обогнул Земли орбиту,

 Сквозь небесную палитру,

 Измеряя взором ширь!

 Перед ним небесный путь,

 Раскрывался сквозь «туманность»!

 Говорят же в небе манной,

 Бродит гранулами суть!

 Не легки потуги мглы,

 Но познав историй вехи,

 Осветил он без помехи,

 Все вселенские «углы»!

 Облетая звёздный сплин,

 Разрывая притяжение,

 Он, у стартовых свершений,

 Как космический трамплин!

2.2.5 Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.


2.2.6. Есть в небе звёздочка одна

Есть в небе звёздочка одна,

Какая - не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на неё гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь.

Наталия Теннова

Орион

Не боясь зимы и стужи,

Подпоясавшись потуже,

Для охоты снаряжён

Выступает Орион.

     Две звезды из высшей лиги

     В Орионе - это Ригель

     В правом нижнем уголке,

     Словно бант на башмаке.

А на левом эполете -

Бетельгейзе ярко светит.

Три звезды наискосок

Украшают поясок.

     Этот пояс, как подсказка.

     Он - небесная указка.

     Если влево ты пойдёшь,

     Чудо-Сириус найдёшь.

А от правого конца -

Путь в созвездие Тельца.

Он указывает прямо

В красный глаз Альдебарана.

  1. Заключение

Поэзия и проза о космосе является актом творения человека. Этот процесс связан с вдохновением автора, с его мнением о цели жизни не только на Земле, но и в рамках Космического пространства, Вселенной.

Я попыталась проанализировать работы разных авторов и попробовала сама написать стихи о космосе. Это очень сложное, но интересное занятие. Конечно, профессионалы посвящают писательской деятельности целую жизнь. Однако, я выяснила, что муза может посетить и простого школьника, если он философски настроен.

У каждого из нас неограниченные перспективы индивидуального раскрытия своих природных талантов. Просто надо их приумножить!

Литература

 Дорожкин Н.Я.  Я познаю мир / Астрономия, Москва, 2003