Семинар для воспитателей

Никольская Татьяна Ивановна

Составила: методист Никольская Татьяна Ивановна

 ГБДОУ № 45 Адмиралтейского района г. Санкт Петербурга

Наши пальчики играли.

Цель: сформировать у воспитателей представление  о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи:

1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;                 

2.Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;                                                   

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

Воспитателям задать  вопросы.                                                                                                                                          

   ─ Зачем нужны и чем они полезны игры с пальчиками?

 Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой   моторики и координации движения рук  - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно , готовности к обучению в школе. Тонкая моторика – это разновидность движения , в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики связано  с его общим физическим  и нервно- психическим развитием, поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

─ С какого возраста нужно начинать выполнять пальчиковые игры?

Занятия с пальчиками можно начинать с 3х месячного  возраста. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения.

─ Когда вы используете пальчиковые игры в детском саду?

Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая  тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму.  Разучивая тексты с гимнастикой , малыш не только станет лучше говорить , но и разовьет воображение и память. Однако пальчиковые игры  - это, прежде всего  веселые занятия  и обучения.  Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра.

В какие пальчиковые игры можно играть дома?

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Какие вы дали нам рекомендации для развития мелкой моторики рук?

Пальчиковые игры прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время  в очереди  в поликлинике, во время путешествия  на поезде, самолете.

 Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Таким образом мы подвели итог нашей консультации. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.