Воспитание нравственности через – игру

Никольская Татьяна Ивановна

А.С. Макаренко: « Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких – нибудь досадных происшествиях… Если же происшествий нет… о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное отношение  детей в играх надо  не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считают его единственно возможным в достижении своих целей. – получить роль, игрушку. Если говорить ребенку « Не играй с таким  ребенком  -он драчун» - это малоэффективно. Ребенок ему нравится, и он будет с ним играть.  Как же уберечь детей от негативного влияния  нарушителей  правил поведения, а агрессивных детей заставить  изменить свои действия. Одними беседами   справедливости  добиться трудно.  Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога,  особенно в играх, научить их соблюдать правило, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми.

Прежде всего надо выявить наиболее частые причины, по которым возникают ссоры.

·       Из –за распределения ролей

·       Игрушек

·       Выбора темы игры

·       Сюжета игры

·       Нарушение общественных норм поведения в ходе игры

·       Неумение самостоятельно разбираться с конфликтами.

Мы стали использовать правила, как ориентиры  для формирования своего мнения о поведении. Подкрепляли чтением художественной литературы, тренингами,  просмотром мультфильмов и  беседы по ним обсуждение героев и как бы они поступили на его месте. После всей этой работы дети усвоили нормы нравственного общения. Научить видеть,  анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку  поступкам окружающих.  Теперь дети сами могли оценить отрицательные и положительные поступки сверстников. Единая оценка всех детей по отношению к  конкретному поступку  или сформированное  мнение группы позволило объективно  влиять на каждого. Кому захочется играть с несправедливым игроком.  Лучше взять в игру партнера, который доброжелателен и выполняет все правила игры. Так стали складываться новые игровые правила игры в  группе, так справедливость стала нормой отношений.

После игры обязательно говорили о том, как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть,  а с кем выходят только ссоры. Дети указывали причину, почему так происходит. С каждым разом игры детей становились интереснее, потому что не возникало ссор, повышался общий нравственный уровень детей, но были и такие, которые не хотели считаться с правилами игры Конфликты  продолжались,  за что были осуждены, партнерами по игре.  Устанавливая правила, дети часто жаловались взрослым  о нарушении правил игры партнерами. Внимательно нужно относиться к таким  сообщениям  и использовать их   для бесед о  поведении сверстников.

Выбор темы игры.

Правила:

·       Всем вместе договариваться о будущей игре.

·       Каждый предлагает тему игры.

·       Из всех предложений выбрать самое интересное.

·       Если кто – то  из детей не соглашается надо объяснить ему, что нужно согласится, иначе игра не получится.

Распределение ролей

Правила:

·       Главные роли выполнять по очереди.

·       Пользоваться считалкой при распределении ролей.

·       Следить, чтобы очередность не нарушалась.

·       Быть доброжелательным при выборе партнера на роль, которая нравится самому.

·       Если кто – то из партнеров нарушает правило, объяснить ем

Выбор сюжета игры

Правила:

·       При обсуждении хода игры нужно внимательно  выслушивать всех участников игры.

·       Принимать наиболее интересное предложение.

·       Если кто – то из детей не соглашается с остальными и настаивает на своем , объяснить ему правило выбора сюжета.

Распределение игрушек.

Правила:

·       Игрушки брать такие, которые нужны для исполнения  роли.

·       Разделить игрушки  поровну. 

·       Если игрушка одна установить очередность между желающими.

Самостоятельное решение конфликтов.

Правила:

·       Дети должны быть справедливыми в игре соблюдать правила..

·       Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить  в споре , потому что неправ.

Ситуация нарушения общесоциальных норм поведения.

Правила:

·       В игре надо соблюдать все правила.

·       Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры.

·       Нарушителям правил игры спокойно сделать замечание.

·       Всегда относится к окружающим, так, как хочется, относились к тебе.

Одинокий ребенок.

Правила:

·       Если рядом кому – то грустно, скучно поговори с ним поиграй.

·       В следующий раз , и тебе кто – то  поможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunok_i_rech.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок и речь». Консультация для педагогов

Рисунок и речь

Консультация для педагогов

Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю жизнедеятельность ребёнка. В отличие от любого дошкольного и школьного педагога, для которого речь – средство обучения.

Словесный метод обучения ребёнка без опоры на наглядность редко даёт хорошие результаты, что объясняется возрастными особенностями маленького ученика. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, оказывается весьма продуктивным метод наблюдения – рассматривание натуральных предметов, собственных рук, ног, туловища, осмотр помещений. А если предмет недоступен для непосредственного наблюдения? Тогда можно познакомить ребёнка с ним опосредованным путём, применяя изобразительные средства.

Детям нелегко даётся логика сюжета, и поэтому серьёзной проблемой при обучении рассказыванию является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности по определённому плану.

Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания. Наблюдение и рисование развивают восприятие ребёнка, помогают осознать логику плана, учат составлять план высказывания. Научить дошкольника планировать очень важно, сначала при описании одного предмета, затем при составлении текста.

Все знают, что дети с удовольствием рассматривают комиксы (пошаговая зарисовка действий или ситуаций, любят повторять реплики понравившихся персонажей. Этот принцип можно с успехом использовать при обучении ребят составлению рассказа. Для ребёнка не умеющего читать, таким планом может стать пошаговая зарисовка содержания рассказа. Систему работы по обучению дошкольников планированию текста в известной степени нам подсказали рисунки художника и сказочника В. Сутеева.

На картинках должно быть чётко определено, на что ребёнку следует обратить внимание. Например, если речь идёт о частях тела животного, можно предложить работу по следующему плану:

1. Рассматриваем картинку с изображением кошки или другого домашнего животного.

2. Рисуем, раскрашиваем и называем действия (речевое сопровождение действий) .

Известно, что если ребёнок проговаривает то, что он делает (в данном случае – рисует) – его речь развивается лучше.

Задание А.

Воспитатель. Сейчас мы будем рисовать кошку.

- Нарисуй кружок. Это будет… голова. (Ребёнок вслух проговаривает: «Я рисую кружок. Это голова кошки».)

- Нарисуй два уголка. Это будут… ушки. (Я рисую ушки.)

- Нарисуй большой овал. Это будет… туловище. (Я рисую туловище.)

- Нарисуй четыре сильно вытянутых овала. Это будут… лапы. (Я рисую лапы.)

- Теперь нарисуй кошке глаза, нос, рот и усы. (Я рисую нос, рот, глаза, усы.)

- Нарисуй кошке хвост. (Я рисую хвост.)

Так ребёнок подготовлен к самостоятельному рисованию и рассказыванию сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш».

Задание Б.

Воспитатель. Сейчас мы будем рисовать мишку- медведя.

- Нарисуй кружок. Это будет… голова. (Ребёнок вслух приговаривает: «Я рисую кружок. Это голова мишки».)

-Нарисуй два маленьких кружочка. Это будут… ушки. (Я рисую ушки.)

-Нарисуй большой овал. Это будет … туловище. (Я рисую туловище.)

-Нарисуй четыре сильно вытянутых овала. Это будут… лапы. (Я рисую лапы.)

-Подумай: что у мишки на лапах?. Когти! (Я рисую когти.)

-Теперь нарисуй мишке глаза, нос, рот. (Я рисую нос, рот, глаза.)

Продолжаем работу над рассказом о знакомых животных. Сочиняем «комиксы», развиваем мышление и воображение.

В практике работы вполне допустимо некоторое смешение видов рассказа в одном высказывании ребёнка. Например, раскрасив изображение кошки (или другого домашнего животного, малыш может воскликнуть, что такая же у него дома. Тогда воспитатель предлагает ему рассказать о кошке, её жизни, повадках (при необходимости направляя рассказ вопросами) .

Когда ребёнок рассказывает о домашнем животном, он воспринимает его не только по картинке, но и конкретно. В этом конкретном восприятии задействованы три анализатора: тактильный (гладил кошку, на ощупь шерсть мягкая, пушистая, слуховой (слышал мяуканье, мурлыканье, зрительный (видел в движении и статике, различал по окрасу). Общение с домашними животными активизирует и обогащает речь детей.

Сказки про животных жарких стран могут рассказывать лучи солнышка, про фрукты-дольки апельсина, про цветы-лепестки ромашки…

Когда ребёнок видит картинки и составляет по ним рассказ, он действует по восприятию, то есть рассказывает о том, что он видит в момент рассказа. Изложение событий по восприятию оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Только на основе ощущений и восприятий совершенствуется такие сложные психические процессы, как мышление и воображение, а при назывании вслух воспринимаемых предметов они осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Воспроизвести в рассказе серию картинок по памяти сложнее для ребёнка. Этот вид рассказа требует произвольной памяти.

Своеобразным обобщением знаний об окружающем мире является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-либо вопрос, отгадывать загадки. Загадки желательно подбирать такие, чтобы ребёнок мог не только назвать отгадку, но и нарисовать её.

Например:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

(Мяч)

Ребёнок называет отгадку и рисует мяч.

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

(Медведь)

Рисуем голову и туловище медведя из больших кругов; уши, глаза, нос, рот-из маленьких; лапы - из овалов.

Колючий недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток - ни одной.

(Ёж)

Рисуем туловище из половины круга; иголки из длинных линий, ножки – из коротких; мордочку из маленького треугольника.

На грядке длинный и зелёный,

А в бочке жёлтый и солёный.

(Огурец)

Ребёнок называет отгадку и рисует огурец.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Ребёнок называет отгадку и рисует яблоко.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На празднике я главная!

(Ёлка)

Ребёнок называет отгадку и рисует новогоднюю ёлку с игрушками на ней.

При составлении описательных рассказов тоже можно использовать рисунки, которые делают сами ребята. Короткие фразы подсказывают содержание рисунков. Происходит «пошаговая» зарисовка детьми рассказа, предложенного воспитателем.

Дошкольникам обычно трудно даётся описание пейзажа, состояния погоды, времени года. Именно эти темы хорошо усваиваются детьми, если они берут в руки карандаши и становятся художниками.

Для успешного проведения занятия по развитию речи очень важен эмоциональный настрой. И хотя эти рисунки часто выполнены вовсе не профессионально, детям они приносят не меньше радости, чем рисунки настоящих художников. Процесс рисования не только доставляет удовольствие, но и развивает мелкую моторику, точность движений кисти руки. Этот вид работы стимулирует умственную деятельность и способность выделять главную мысль в предложении. Глядя на свои рисунки, дети составляют рассказ, обмениваются впечатлениями, дополняют друг друга.

Небольшая вводная беседа помогает ребёнку осмыслить новый вид работы.

К примеру, воспитатель говорит: «Ребята, сейчас я буду читать рассказ «Весна». Мы будем рисовать картинки к каждому предложению. Я- на доске, а вы- в альбоме».

«Весна»

1. Наступила весна.

2. Небо голубое.

3. Солнце светит ярко.

4. Тает снег.

5. Журчат ручейки.

6. Появляется зелёная травка.

7. Распускаются первые цветы.

8. На деревьях появляются листочки.

9. С юга прилетают птицы.

«Осень»

1. Наступила осень.

2. Небо серое.

3. Солнце прячется за тучами.

4. Часто идёт дождь.

5. На земле лужи.

6. Цветы завяли.

7. Трава пожелтела.

8. С деревьев опадают листья.

9. Птицы улетают на юг.

Таким образом, используя сочетание различных методов в работе по развитию речи, мы стараемся научить ребёнка планировать рассказ по картинке и серии картинок.