Внеурочная деятельность

Мухартова Любовь Александровна

Внеурочная  деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_programma_kruzhok.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 8

Принята педагогическим советом

            Протокол № 1 от 30.08.2024

Утверждена приказом № от 30.08.2024

Программа

дополнительного образования

«Родное слово. В мире слов»

Для обучающихся 2-х классов

Составлена на основании программы

Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4)

авторы С. Ф. Абдуллаев и др.

(утверждена Министерством просвещения РСФСР).

Рассчитана на 1 год обучения

Руководитель: Мухартова Любовь Александровна.,

учитель-логопед

г. Нижневартовск


Пояснительная записка

Языковое образование и речевое развитие младших школьников — одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся начальных классов, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие школьники не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

В процессе реализации данной программы появляется возможность в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность второклассников, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.

Данная дополнительная образовательная программа по курсу «Родное слово. В мире слов» составлена в соответствии со ст. 14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы, Образовательной программой школы, на основании программы «Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4)» авторы С. Ф. Абдуллаев.

Цели курса:

Развитие речи учащихся вторых классов, формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка.

Задачи:

  1. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса обучающихся.
  2. Содействовать развитию речи детей.
  3. Способствовать практическому усвоению лексических и грамматических средств языка.
  4. Обучать умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  5. Формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
  6. Воспитывать интерес к предмету, к изучению тайн русского языка.

Данный курс имеет коммуникативно-познавательную направленность и предполагает развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся вторых классов, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Система работы по развитию речи детей обеспечивает разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации., Разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами выполнения помогают в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений и навыков. Занимательный материал эффективно развивает не только речь, но и совершенствует самые ценные для школьника психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, способность  к творчеству.

Важнейшим лексическим умением, формируемым на занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей.

Данная дополнительная образовательная программа предполагает работу с учащимися 2-х классов.

Курс «Родное слово. В мире слов» рассчитан на 102 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Обучающиеся на конец года должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;
  • орфографические правила;
  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
  • лексическое значение и смысл слова в контексте.

Обучающиеся должны уметь:

  • понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов;
  • осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
  • пользоваться орфографическим, толковым словарями;
  • анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова;
  • подбирать антонимы, синонимы;
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • составлять предложения, рассказы на темы заданные учителем.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Организация деятельности

Формы контроля

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

1

Рассказ-беседа. Игры-соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты правильно, точно говорить?», «Сколько слов ты знаешь?»

Составление рассказов по картине

2, 3,

4, 5

Звуки не буквы.

4

Беседа об отличии понятий «буква» и «звук». Игры «Сосчитай звуки», «Добавь звук», «Добавь букву». Отгадывание метаграмм, анаграмм.

Тест «Звуки и буквы»

6, 7

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

2

Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита.

Упражнения на группировку слов по алфавиту. Игры со словами.

Подбор слов на каждую букву алфавита.

8, 9,

10, 11

Добрый волшебник – ударение.

4

Рассказ-беседа. Наблюдения над смыслоразличительной ролью ударения в таких словах, как «ирис-ирис», «замок-замок», «атлас-атлас» и т. д. Составление предложений, текстов с этими словами. Игра «Правильное ударение». Разгадывание загадок-омографов.

Тест «Ударение»

12, 13

Словарное богатство русского языка.

2

Беседа. Игры, направленные на обогащение словарного запаса учащихся «Подбери слово», «Различай слова», «Отгадай слово», «Продолжай слово», «На каждую букву»

Подбор слов по смыслу, имен существительных к прилагательным, обобщающих понятий.

14,15,16,17

Имена вещей.

4

Рассказ-беседа о роли словарей. Упражнения на определение значение слов по толковому словарю. Игра «Проверьте себя по словарю. Кто быстрее?».

Определение лексического значения слова, употребленного в контексте.

18,19,20,21,22,23

Слово одно, а значений несколько. (однозначные и многозначные слова)

6

Рассказ-беседа о многозначных словах. Чтение предложений, текстов. Наблюдения над использованием одного и того же слова в разных значениях. Игры «Кто больше?», «Шуточные вопросы», загадки

Тест «Однозначные и многозначные слова»

24,25,26,27

Слова-тезки (омонимы).

4

Беседа об отличии омонимов от многозначных слов.  Чтение шуточных стихотворений.

Загадки, шуточные вопросы, игры

Объяснение значения слов-омонимов.

28,29,30,31,32,33

«Одно и то же, но по-разному» (синонимы).

6

Беседа о роли синонимов в речи. Наблюдения над использованием синонимов в текстах.

Чтение текстов. Объяснение значения слов с помощью подбора синонимов. Игры «Кто быстрее?», «Лишнее слово

Нахождение синонимов в пословицах.

34,35,36,37,38,39

«То же, да не то же» (о различиях слов-синонимов).

6

Наблюдения над использованием синонимов в пословицах, текстах. Составление текстов с использованием слов-синонимов. Игры «Замени слово», «Кто скорее?», «Кто точнее?»

Подбор синонимов к словам различных частей речи.

40,41,42,43,44,45,

«Слова враги» (антонимы).

6

Рассказ-беседа о роли антонимов в речи. Чтение текстов. Наблюдения над использованием антонимов. Подбор антонимов как средство уточнения значения слова. Антонимы в пословицах. Загадки, игры, кроссворды

Подбор антонимов к словам различных частей речи.

46,47

48,49,50,51

Слова-родственники (об однокоренных словах).

6

Беседа. Игры «Подбери слово», «Кто больше?», «Третий лишний», «Превращение слов», «Полминутки для шутки».

Разгадывание кроссвордов

52

53

54

Строительство слов (словообразование)

3

Беседа. Игры «Поселите слова» «Кто быстрее», «Кто больше», «Составь слово», «Разбери матрешку», разгадывание шарад, кроссвордов.

Восстановление деформированных слов.

55

«А все-таки она хорошая!» (О роли орфографии.)

1

Рассказ-беседа о роли орфографии. Упражнения на нахождение в орфографическом словаре слов. Группировка слов на определенные правила (с использованием словарей).

Игра «Лишнее слово».

Подбор слов на определенные правила.

56

57

58

Трудные слова.

3

Рассказ-беседа «Как составить словарь трудных слов?». Упражнения на группировку трудных слов, на составление с ними предложений, рассказов.

Составление, разгадывание кроссвордов.

60

61

Слово, словосочетание, предложение.

2

Беседа. Составление предложений на определенную тему, по сюжетным картинкам, опорным схемам, вопросам. Игра «Предложение рассыпалось». Конструирование сложных предложении.

Работа с деформированными предложениями.

62

63

64

65

66

Почему подлежащее и сказуемое — главные в предложении?

5

Беседа. Разбор предложений. Составление предложений, выявление с помощью вопросов связи между членами предложения.

Тест «Найди и исправь ошибку». (Исправление ошибок, связанных с отсутствием согласования сказуемого с подлежащим)

67

68

Для чего надо изучать русский язык.

2

Беседа. Викторины, кроссворды, игры.

Итого

68

Курс состоит из пяти разделов:

  1. Фонетика и орфоэпия.

Темы занятий:

  • Хорошо ли ты знаешь русский язык?
  • Звуки не буквы.
  • Хорошо ли ты знаешь алфавит?
  • Добрый волшебник – ударение.
  1. Лексикология.

Темы занятий:

  • Словарное богатство русского языка.
  • Имена вещей.
  • Слово одно, а значений несколько (однозначные и многозначные слова)
  • Слова-тезки (омонимы).
  • «Одно и то же, но по-разному» (синонимы).
  • «То же, да не то же» (о различиях слов-синонимов).
  • «Слова враги» (антонимы).
  1. Словообразование.

Темы занятий:

  • Слова-родственники (об однокоренных словах).
  • Строительство слов (словообразование)
  1. Орфография.

Темы занятий:

  • «А все-таки она хорошая!» (О роли орфографии.)
  • Трудные слова.
  1. Синтаксис.

Темы занятий:

  • Слово, словосочетание, предложение.
  • Почему подлежащее и сказуемое — главные в предложении?
  • Для чего надо изучать русский язык.

Литература:

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. - М.,2006.
  2. Абдуллаев С.Ф. и др. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4). – М, 2000.
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  4. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. – М. 2005.
  5. Занимательная грамматика. Сост. Семенова Е.Е. – М.,1995.
  6. Занимательная лингвистика./ авт.-сост. И.Н.Горбунова. – Волгоград, 2009.
  7. Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей. – Воронеж,2006.
  8. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов.. - Ярославль, 1999.
  9. Козырева Л.М. Как образуются слова.. - Ярославль, 1999.
  10. Козырева Л.М. Слова – друзья и слова. - неприятели. - Ярославль, 1999.
  11. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. 1 – 4 классы. – М.,. 2000.
  12. Львова С.И. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. – М., 2001.
  13. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов, 2003.
  14. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. Авт.-сост. Зубова Л.В. - Волгоград, 2008.
  15. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.; 1990.
  16. Ундзенкова А.В. Русский язык с увлечением! – Екатеринбург, 1997.
  17. Ястребова А.В. Обучаем писать и читать без ошибок – М., 2007.