Методы и приёмы для формирования педагогической компетентности родителей

Андреева Наталья Михайловна

В нашей группе реализуется проект в рамках родительского всеобуча по теме "Общаться с ребёнком. Как?" Цель данного проекта: формирование педагогической компетентности родителей, создание единого пространства "Семья - детский сад", в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, полезно, интересно, благополучно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc355.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по проведению тренинга с родителями по теме: «Проблемы взаимодействия с ребёнком» в рамках проекта «Общаться с ребёнком. Как?»

Воспитатель Андреева Н. М.

В нашей группе реализуется проект в рамках родительского всеобуча по теме: «Общаться с ребёнком. Как?». Цель данного проекта: формирование педагогической компетентности родителей, создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Обучение проходит как составная часть родительского собрания 2 раза в год на протяжении 4 лет. Каждый раз разбирается один урок по одноимённой книге Ю. Гиппенрейтер.

- Как построить гармоничные отношения с ребёнком?

- Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Эти и другие важные вопросы всегда волнуют родителей.

 И мы вместе, шаг за шагом, на наглядном материале и практических игровых действиях разбираем трудные ситуации.

Самыми распространёнными методами работы с родителями остаются беседы и консультации на педагогические темы, на которых необходимо создать ситуацию открытого общения между воспитателем и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряжённости всех участников родительского всеобуча; вовлечь родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов; предоставить возможность родителям высказаться, поделиться собственным опытом.

Эффективным методом для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребёнком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». Например:

  • Ребёнком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчёты и проступки ребёнка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются.

О каком стиле воспитания идёт речь? К чему это может привести? Как вести себя воспитателю с таким ребёнком?

  • Ребёнок отказывается от предложений воспитателя, не занимается вместе с детьми ни организованной, ни совместной деятельностью.

Как поступить воспитателю?

На занятиях по родительскому всеобучу воспитателю необходимо знакомить родителей с основами теории педагогики. К этому вопросу следует подходить творчески.  Мы, например, используем методы: «Обсуждение современной или древней притчи», «Применение мудрых изречений философов и цитат писателей»

На первых уроках мы успешно замотивировали родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговали их. Для этого мы использовали методический приём метафоров – рисунков. Ведь этот способ получения информации наиболее доступен современным родителям. В основе этого метода лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского всеобуча. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы воспитателя, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет обсуждаемую проблему.

Как это происходит:

 выкладываю на магнитной доске рисунок губки.

- Что изображено на картинке?

- Губка (родители).

- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

- Она хорошо впитывает жидкость (родители).

- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

- Губка станет синего цвета (родители).

- А если мы вольем в губку красную жидкость?

- Губка станет красной (родители).

- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

- Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

- Родители высказывают собственные предположения.

- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

- Родители высказываются.

- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Выкладываю рисунок замка и ключей. 

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные методы воспитания и воздействия.

На итоговом этапе занятия с родителями мы используем метод «Экспресс-анкет».  Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволят произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. Примерные темы таких анкет: «Признаки тревожности ребёнка», «Готовность ребёнка к школе», «Стили воспитания в семье» и др.

Родительский всеобуч также можно завершить раздачей «Памяток родителям», в которых отражены основные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.

Работа по формированию родительской компетентности позволяет  дошкольному учреждению и родителям приобретать опыт сотрудничества, осуществлять задачу развития гармоничной личности дошкольников

Приложение

Губка

        

        Замок

        

Ключи