Проект для детей средней группы "Развитие мышления детей посредством дидактических игр"

Андреева Наталья Михайловна

Развитие мышления детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

      Считаю, что дидактическая игра – наиболее эффективное средство для развития интеллектуальной и гармоничной личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МАДОУ ЦРР –

д/с № 10 «Чайка»

____________С. Д. Кошеленко

«___»_______________2013 г.

П Р О Е К Т

для детей средней группы

«Развитие мышления детей посредством дидактических игр»

МАДОУ ЦРР – детский сад № 10

«Чайка»

Воспитатель: Андреева Н. М.

2014 год

  Тип проекта: педагогический, игровой 

  Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.

   Длительность проекта: 9 месяцев (сентябрь – май)

  Актуальность проекта:  развитие мышления детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

      Считаю, что дидактическая игра – наиболее эффективное средство для развития интеллектуальной и гармоничной личности ребёнка. В связи с этим мной разработан проект: «Развитие мышления детей посредством дидактических игр».

         Концептуальные основы проекта – взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира, различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п., является основой для проникновения ребёнка в сущность разных сфер жизни.

        Проблема: недостаточный диагностический уровень развития познавательных процессов у детей: логического мышления, памяти, внимания, анализа, классификации, синтеза, умения делать простые умозаключения.

       Цель:  теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр, направленных на развитие мышления детей дошкольного возраста.

       Задачи:

  • Изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду
  • Изготовить дидактические игры, развивающие мышление дошкольников
  • Развивать познавательные процессы и творческие способности
  • Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей
  • Выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие мышления у дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование банка диагностического инструментария для реализации проекта
  • Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии мышления у детей
  • Активизация познавательной сферы дошкольников
  • Усовершенствование развивающей среды
  • Повышение педагогической грамотности родителей

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Мероприятия

Цель

Изучение литературы по теме

Повышение компетентности педагога

Создание развивающей среды

Обеспечение условий для успешной реализации проекта

Ознакомление родителей с планом проекта

Вовлечение родителей к работе по реализации проекта

Разработка и проведение диагностики  уровня развития мышления у детей

Выявление уровня познавательной активности у детей

           2 этап – практический

Мероприятия

Цель

Проведение дидактических игр в различных видах деятельности

Обеспечение работы с детьми в рамках проекта

Проведение открытой НОД для родителей

Вовлечение родителей к работе над проектом

Родительский всеобуч с элементами тренинга по теме проекта

Повышение педагогической грамотности родителей

         3 этап – аналитический

Мероприятия

Цель

Проведение итоговой диагностики по результатам работы над проектом

Выявление динамики уровня развития мышления детей с учётом работы над проектом

Составление отчёта по реализации и результатам проекта

Анализ проделанной работы, распространение педагогического опыта

 

  Приложение: таблица дидактических игр

Виды деятельности

Название дидактической игры

Цель

Формирование элементарных математических представлений

«Логические таблицы»
«Продолжи ряд»
«Что лишнее?»
«Колумбово яйцо»
«Танграм»
«Что в мешке?»
«Сосчитай-ка»
«Убери цифры»
«Подбери по форме»
«Исправь ошибку»
«Сходство – отличие»
«Подбери по форме»
«Пройди к домику»
«Что где лежит?»
«Что раньше, а что потом»

Развитие логического мышления, конструктивных способностей, восприятия, внимания, умения классифицировать, анализировать, упорядочивать предметы по убыванию и возрастанию; упражнять в прямом и обратном счёте, ориентации на листе бумаги, в пространстве и во времени; выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, договариваться о совместных игровых действиях со сверстниками, проговаривать свои способы решения дидактической задачи.

Развитие речи

«Угадай по описанию»
«Придумай загадку»
«Назови ласково»
«Продолжи фразу»
«Скажи со словом «любуюсь»
«Игрушка какая?»
«Волшебная таблица»
«Исправь ошибку»
«Назови одним словом»
«Необычная песенка»
«Сочини сказку»
«Скажи со словом «пять»
«Что изменилось?»

Развитие связной речи, умения правильно выстраивать предложения и словосочетания, сочетая слова по роду, числу и падежу; фонематического слуха; воспитание звуковой и интонационной культуры речи, активизация словаря по различным темам и речевого творчества

Экологическое воспитание

«Собери цветок»
«С какого дерева листок?»
«Чей домик?»
«Перелётные – зимующие»
«Живое – неживое»
«Угадай, чьи следы»
«Чей клюв?»
«Зоологическое лото»
«Ты чей, малыш?»
«Кто где живёт?»

Развитие познавательного интереса детей к природе, обогащение представлений детей о разнообразии природного мира, об особенностях существования животных и растений в сообществе, приспособлениях животных и растений к климатическим особенностям; воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, соблюдении экологических правил.

Безопасность

«Опасно – не опасно»
«Служба спасения»
«Съедобные – несъедобные»
«Ядовитые – неядовитые»
«Перекрёсток»
«Дорожные знаки»
«Правила поведения»
«Где что можно делать?»
«Путешествия»
«Телефон доверия»

Расширять знания об опасных для человека ситуациях в природе, в быту, на дороге, на улице и способах поведения в них; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.

Художественное творчество

«На что похоже?»
«Дорисуй»
«Составь букет»
«Превращения краски»
«Волшебная палитра»
«Составь композицию»
«Волшебная кисточка»
«Раскрась по образцу»
«Рисуем трафаретами»
«Укрась посуду»

Способствовать становлению позиции художника – творца, поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, совершенствовать изобразительную деятельность детей: выбирать наиболее подходящие образу техники исполнения, материалы, планировать  деятельность.