Использование современных оценочных средств
Использую различные оценочные средства, в том числе ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_tablitsa_.docx | 17.55 КБ |
2_trening_akterskih_sposobnostey_.docx | 41.72 КБ |
3_kriterii_otsenki_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_.doc | 54 КБ |
4_lichnostnoe_razvitie_rebenka_.doc | 49 КБ |
5_diagnostika_uud.doc | 209.5 КБ |
6_reytingovaya_itogovaya_sistema_otsenki_.docx | 12.76 КБ |
7_stupeni_tvorchestva.docx | 32.55 КБ |
8_uroven_vospitannosti.pdf | 285 КБ |
14-15_tsifrovoy_vek.pdf | 409.32 КБ |
15-16_tsifrovogo_veka.pdf | 417.61 КБ |
proverochnye_testy_.docx | 28.32 КБ |
tvorcheskoe_zadanie_teatralnyy_marafon_marafon.docx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Используемые оценочные средства в театральной студии
№ | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства |
1 | Игры | Совместная деятельность группы воспитанников и педагога с целью решения творческих задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать задачи. | Тематика. Методические рекомендации по подготовке и проведению. |
2 | Портфолио | Целевая подборка работ воспитанников, раскрывающая их индивидуальные творческие достижения. | Структура портфолио |
3 | Рейтинг | Итоговая система оценки. Важным этапом окончания театрального сезона является проведение такой акции, как «Весенняя анкета» - коллективное подведение итогов работы каждого студийца в учебном году и определение кандидатов на номинации года. Положение о подведении итогов театрального сезона разрабатывается вместе с детьми. | «Весенняя анкета» |
4 | Рефлексия | Дидактический комплекс, дающий возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие или репетицию (установка на успех!). | Комплект кружков: зеленый, желтый, красный |
5 | «Тетрадь успехов» | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец «тетради успехов» |
6 | Индивидуальные карты личностного развития | Позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования. | Образец диагностической карты учета динамики личностных качеств развития воспитанников |
7 | Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа педагога с обучающимся на темы, связанные с изучаемыми разделами, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме. | Вопросы по темам/разделам |
8 | Творческое задание | Задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей (по разделам программы). Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и индивидуальных творческих заданий |
9 | Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Пакет тестовых заданий |
10 | Мониторинг | Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса по следующим критериям: -развитие качеств личности обучающегося; -творческая активность; -удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью группы; -социальная активность; -особенности мотивации к занятиям; -качество знаний, умений, навыков (уровень результатов обучения); -нравственная воспитанность обучающихся; -эмоционально-художественная настроенность; -достижения. | Пакет диагностик -Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (методика Л.В.Байбородовой); -Методике «Пословицы», разработанной С.М. Петровой. -Методика "Градусник" экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка; -Методика профессора А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив?» и др. |
11 | ИКТ | Участие в дистанционных конкурсах обеспечивает развитие индивидуальных способностей школьников, повышение их творческой активности. Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. | Дистанционные творческие конкурсы и олимпиады |
Предварительный просмотр:
Е. Ф. ШАНГИНА
ТРЕНИНГ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Повышению художественного уровня самодеятельного театра способствует решению проблем, связанных с улучшением и совершенствованием всех форм и средств творческого и воспитательного процесса в театральных коллективах.
Ведущую роль в выявлении и развитии творческой индивидуальности самодеятельных актеров занимает комплексный тренаж.
Методические рекомендации, предлагаемые здесь для актеров, непрофессиональных и полупрофессиональных коллективов, направлены на развитие специальных способностей расширение диапазона творческих данных. Выявление и развитие творческой одаренности актеров самодеятельного театра имеет свои особенности и включает в себя:
I. Определение общеличностных свойств:
- морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений);
- жизненного и профессионального опыта;
- индивидуально-психологических свойств личности (эмоционально-волевых, интеллектуальных характеристик).
II. Для самодеятельных актеров:
- эмоциональная возбудимость: способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств;
- диапазон сценической заразительности, обаяние, мягкость;
- творческое воображение;
- способность к импровизации;
- пластическая выразительность;
- музыкальные, речеголосовые и ритмические данные.
Основным акцентом в определении степени одаренности являются:
Эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств и диапазон артистической заразительности - у исполнителей.
Для обнаружения перечисленных способностей применяются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я».
Предлагаемые здесь упражнения, своеобразные художественные задания-тесты адресованы, участникам самодеятельных театральных коллективов для обогащения и обновления их тренажа.
Для определения степени одаренности посредством предлагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала:
1. Способность воспринять НЕОБЫЧНОЕ в ОБЫЧНОМ (или непосредственность).
2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или стереотипное.
3. Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий, суждений).
4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в основе решения).
5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование).
6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО - АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (или буквальное).
7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность решения (или фрагментарность).
8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения:
- отсутствие (или слабая);
- незначительная (или средняя);
- бурная (или сильная).
Каждое тестовое задание в разных вариантах может быть повторено несколько раз и затем оценено по данной шкале. Руководствуясь необходимостью, испытуемым может быть предложено неограниченное количество художественных заданий и тренингов. Надежность общих результатов тренажа повышается от количественного увеличения упражнений в нем. Время, отпущенное на каждое задание, упражнение, строго не лимитируется. Предложенные здесь задания, упражнения, тесты становятся эффективным средством выявления и развития творческой индивидуальности испытуемого только в совокупности с практическим участием в творческих роботах и спектаклях.
1. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
И ФАНТАЗИИ
«Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях... По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное... Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию». Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению определенной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при. проверке) - профессиональная непригодность.
Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, самобытную фантазию.
«Фантастика»
Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например: «Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтанно.
Оценивается за оригинальность и содержательность сюжета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).
(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).
«Сказка»
Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочника. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюстрации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).
Положительно оцениваются: оригинальный сюжет, соответствие жанру, яркость образов, адекватность содержания этюда - картине-стимулу, количество изобретательных режиссерских находок.
(Кроме особенностей индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными категориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).
«Психологический портрет по фамилии»
Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул).
Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, , Страдалина, Губа и т. д.),
Оригинальная характеристика внутреннего мира и внешнего облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповторимых особенностей — положительное качество портретного описания. (При ответе следует обратить внимание на характер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).
В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическому показу отдельных деталей, привычек, психологических подробностей поведения воображаемого человека и т. д. Иногда описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.
Данное задание полезно предлагать испытуемому 2-3 раза (на разные фамилии-стимулы). (Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощущение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).
«Закончи сказку»
Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:
- мелодией;
- рисунком (фрагмент);
- этюдом (фрагмент);
- рассказом.
Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.
Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.
(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).
«Свободная импровизация»
(задание М. А. Захарова)
Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.
Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.
Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.
(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).
«Изобретатель»
Предлагается придумать (изобрести):
- новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;
- новый предмет, не имеющий аналога в обиходе человека, дать ему название, характеристику практического использования;
- новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.
Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».
(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдательность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).
«Фантазия»
Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным моментом, стимулом может явиться:
- предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);
- содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова, «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);
- звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);
- фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь уходи», «Тихо, нас услышали...» и т. д.);
- слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и
- др.);
- драматическая ситуация;
- поэтическая строка;
- фотография человека;
- вид за окном;
- психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.
Высший балл присуждается за уникальность ответов-фантазий.
(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).
«Музыкальный фрагмент»
Прослушать фрагмент классического музыкального произведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушивания ассоциации выразить в любом удобном варианте:
- сценическом этюде;
- рисунке;
- коротком сюжетном рассказе.
(Музыкальные фрагменты выбираются короткие по времени, но художественно завершенные. Желательно использовать классические музыкальные произведения мирового репертуара).
Положительно оцениваются ответы-решения за образность восприятия, тематическое, жанровое и стилевое соответствие стимулу, эмоциональную наполненность.
(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, ассоциативно-образное мышление, эмоциональную возбудимость, эрудицию в сфере музыкального творчества и др.).
«Воображаемый спектакль»
(задание А. А. Гончарова)
Предлагается по отдельным картинам (эпизодам) рассказать о замысле будущего спектакля (по подготовленной ранее экспликации). Кинолента видения будущего спектакля должна быть зримой, непрерывной и подробной. Ответ оценивается за оригинальность замысла, яркость образов, значимость идей, новизну художественной информации.
(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, ощущение стиля и чувство жанра, зрелищности, композиции, ритма, художественный вкус и т. д.).
«Предисловие»
Рассказать историю-предисловие к заданному:
- фильму;
- спектаклю;
- пьесе;
- прозаическому произведению.
Положительно оценивается логичность, целостность сюжета, оригинальность завязки, соответствие стилю и жанру произведения.
Для данного задания необходимо использовать пьесы классического репертуара или современные пьесы известных драматургов.
Варианты:
- К известной пьесе придумать еще один акт.
- В известной пьесе придумать новый вариант финала.
(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет способность чувствовать художественное целое, ощущение стиля и жанра, уровень событийно-действенного, пространственно-временного мышления, литературные навыки и др.).
«Несуществующее животное»
(модификация психологического теста М. 3. Дукаревич)
Студийцам предлагается нарисовать несуществующее в природе животное, дать ему название. На обратной стороне рисунка написать ответы на три вопроса:
- где обитает данное животное;
- чем питается;
- с кем дружит (общается).
Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается не более 30 минут.
Например:
Испытуемый И. А. нарисовал животное, которое назвал «Бармпохвостый смешакоц». «Живет в ботаническом саду в 5 измерении, питается смехом, который долетает к нему со всех сторон в пору цветения ушацов. На зиму затеривается смеховыми брикетами. Дружит с семиствольным баобабом, на котором живут пербернульчатые брандошмыты».
Испытуемый В. Ш. нарисовал животное, которое назвал «Терь-ямпул». Он комментирует: «Терьямпул очень распространенное животное в пещерах Тарасаба-ба. Длина - 5 см. Высота - 5 см. Ширина - 3 см. Питается влагой, которую всасывает из стен, покрытых минеральными солями и рачками «Дыги» (разновидность нашего планктона). Для этого у него есть приспособленный рот в виде присоски. Не агрессивен. Терьямпулы живут большими стаями, строят себе дома, напоминающие муравейники. Дружат с мелкими птицами (1 см длиной) - Куккерами. Колонии куккеров всегда селятся неподалеку от домов Терьямпулов. Как Терьямпулы, так и Кук-керы впадают в полное оцепенение при звуках любой музыки».
По рисункам и комментариям к ним можно сделать предварительный вывод о том, что данные люди обладают и интересной фантазией, и активным творческим воображением.
Положительно оценивается уникальность замысла рисунка и комментариев (животные не должны походить на тех, которые существуют в природе).
(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание свидетельствует о гибкости и оригинальности ассоциативно-образного мышления, пластическом видении, чувстве композиции, способности к остроумию, наблюдательности, рисованию, логике образа (соответствие ответов на вопросы тому, что нарисовано, и т. д.).
«Чернильные пятна»
(модификация К. К. Платонова тестов швейцарского психолога Г. Роршаха)
Рассмотреть фотокопию симметрических чернильных пятен. Назвать как можно больше изображений, которые угадываются в чернильных пятнах.
Положительно оценивается оригинальность образов и ассоциаций, адекватность стимулу, количество ответов. (Например: ответ В. В. - «Хан Батый», «Цыганская пляска», «Бой петухов», «Место происшествия», «Весенние проталинки», «Пень», «Муравьи», «Береза» оценен положительно. Ответ Ж. О. — «Танцующие крокодилы», «Трещины», «Лужи» - как неудовлетворительный).
(Кроме характера творческого воображения и фантазии, выявляется семантическая адаптивная гибкость, способность ассоциативно-образного мышления и др.).
(задание по модифицированным тестам американских психологов)
Указать сходство между перечисленными ниже парами
- картофель и морковь;
- кошка и мышь;
- поезд и трактор;
- молоко и мясо;
- скрипка и пианино;
- колодец и река;
- стол и стул;
- вилка и стакан;
- тигр и медведь;
- яблоко и апельсин;
- чернила и мел;
- корабль и самолет и т.д.
Желательно указать как можно больше признаков, по которым они сходны. (Например: «яблоко и апельсин» - круглые, съедобные, сладкие, фрукты, полезные, растут на деревьях, имеют семечки и т. д.).
Задание оценивается положительно за максимальное количество общих признаков (адекватных стимулу).
(Кроме характера творческого воображения, выявляется логическое мышление, остроумие, наблюдательность и т. д.).
«Примеры»
(задание по модифицированным тестам американских психологов)
Предлагается назвать:
а) все круглые вещи;
- все вещи (объекты), которые производят шум;
- все квадратные предметы;
- все предметы белого (или красного, черного и т. д.) цвета;
- все мягкие вещи;
- все предметы (объекты), имеющие колеса;
- все «горячие» предметы;
б) всех актеров, сыгравших роль Гамлета, короля Лира (в пьесах У. Шекспира);
- всех режиссеров, поставивших «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского;
- всех лауреатов Нобелевской премии;
- все театры, где была поставлена пьеса Б. Брехта, «Мамаша Кураж и ее дети»;
- все спектакли, оформленные художником Д. Боропс-ким;
- все спектакли, поставленные А. Таировым (В Мейерхольдом, Е. Вахтанговым и др.);
- все литературные произведения В. Распутина (В. Тендрякова, Б. Васильева и др.);
- все пьесы А. Вампилова (А. Чехова, В. Маяковского, А. Володина и др.);
- все кинофильмы, поставленные А. Тарковским (Ф.Феллини, В. Шукшиным и др.) и т. д.
(Можно брать других театральных деятелей, режиссеров, актеров и т.д.)
Положительно оцениваются ответы в варианте а) - за наибольшее количество необычных, неожиданных объектов среди названных. В варианте б) — за максимальное количество правильных ответов.
(Кроме характера творческого воображения задание выявляет гибкость и быстроту ассоциативного мышления, остроумие, наблюдательность, эрудицию в области искусства и др.)
«Последствия»
Студийцу предлагается ответить на ряд парадоксальных вопросов.
Например:
- Что произойдет, если человек при желании сможет становиться невидимым?
- Если в течение года, не будут рождаться дети?
- Если можно будет читать чужие мысли?
- Если люди смогут жить под водой?
- Если люди потеряют свои чувства друг к другу?
- Если ученики в средних школах станут учиться только на «отлично»?
- Если земляне узнают о действительном существовании инопланетян?
- Если высохнут все реки, озера, моря?
- Если на земле все животные погибнут?
- Если люди перестанут писать письма друг другу и т. д.?
Положительно оцениваются уникальные ответы. Оценка выставляется на основании ответов на 2-3 подобных вопроса и с учетом сравнения ответов одного с другими.
(Кроме характера творческого воображения, задание выявляет парадоксальность, оригинальность мышления, логику, гибкость, способность к синтезу, событийно-действенному мышлению, чувство юмора и др.).
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВЕННЫМИ И СОБЫТИЙНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ
Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конфликта, события - значит нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать движение роли. Способность «выстроить» борьбу, обнаружить событийный ряд пьесы, вскрыть главный конфликт - признак режиссерской одаренности.
Необходимым качеством режиссера является способность выстроить для исполнителей «уколы» событием (зоны активного восприятия), неповторимые поступки в адрес этих событий, действенную партитуру каждой роли. Подмечать в окружающей жизни оттенки и нюансы человеческого поведения в экстремальных или конфликтных обстоятельствах - свидетельство остроты и зоркости восприятия, природной наблюдательности. Способность мыслить действенными и событийными категориями отчетливо выявляется в анализе пьесы (любого художественного произведения). Эту способность необходимо тренировать.
«Автобиографический»
Сделать этюд на одно из событий собственной биографии, дать ему название.
Высокий балл заслуживает исповедальность изложения, яркое событие, склонность к метафоризации, построение событийно - действенной «цепочки», эмоциональная насыщенность действия.
Варианты: - Сделать этюд на автобиографическую тему
«Мой самый радостный день».
Предлагается вспомнить и рассказать эпизод из собственной жизни на одну из предложенных тем: «Первое свидание», «Первый день в школе», «Как я преодолел себя», «Самое яркое воспоминание детства», «Воспоминания о школе», «Ссора» и др. Сделать этюд.
(Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание, дает возможность узнать о некоторых чертах и свойствах характера человека, его эмоциональной памяти, пластическом видении, ассоциативно-образном мышлении, симультанном (без излишних «фильтров») восприятии и др.).
«Биография»
Пересказать собственную биографию по самым значительным событиям и датам, наиболее ярким эмоциональным воспоминаниям.
Положительно оценивается исповедальность изложения, эмоциональность, яркость и значительность событий.
(Кроме способности мыслить собственными, действенными категориями, задание дает возможность узнать подробнее о свойствах и чертах характера, его эмоциональной возбудимости, памяти, ассоциативно-образном восприятии и др.).
«Пересказ по событиям»
Пересказать по событиям:
- пьесу;
- спектакль;
- литературное произведение;
- кинофильм.
Оценивается оригинальность суждений, точность определения событий.
(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет эрудицию и широкую осведомленность в сфере искусства, пластическое видение, эмоциональную память, логику, последовательность мышления, способность к художественному анализу и синтезу и др.).
«Происшествие»
Вспомнить уличное происшествие, пересказать логично и последовательно все подробности. Сделать небольшую этюдную зарисовку, дать ей название.
Этюд оценивается за эмоциональную насыщенность, внимание к деталям, логику действенной линии, образное осмысление факта происшествия, интересное название.
(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями задание выявляет эмоциональную возбудимость, непосредственное восприятие события, эмоциональную память, наблюдательность, пластическое видение и др.).
«Сочинить биографию»
Сочинить биографию человека по событиям; исходным для сочинения биографии может явиться:
- портрет, выполненный известным художником;
- фотография;
- случайный прохожий;
- персонаж известной пьесы;
- карикатура.
Оценивается положительно логика и яркость событий, уникальность биографии, жизненная достоверность.
(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии, наблюдательность, эмоциональную возбудимость, характер творческого воображения и др.).
«Диалог»
Режиссер предлагает репродукция картины известного художника или фотография с изображением конфликтной ситуации. Внимательно изучить содержание и «оживить» данный диалог (изображенный конфликт между людьми) в сценическом этюде. Сценический диалог должен отвечать содержанию иллюстративного материала, его теме, предполагаемой речевой стилистике. Не обязательно строго придерживаться той мизансцены, которая изображена на картине, важнее понять смысл и характер диалога, сценически реализовать конфликт. Фотографии и репродукции подбираются с ярко выраженным конфликтом. Например: А. Брауэр «Драка крестьян при игре в карты».
Положительно оценивается этюд, где диалог (конфликт) соответствует стимулу: по характеру, жанровым и языковым особенностям, эмоциональной насыщенности.
(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает чувство стиля и жанра, пластическое видение и др.).
«Мизансцена-кульминация»
Предлагается построить статичную мизансцену-кульминацию по известной пьесе, указанной педагогами-экзаменаторами.
Задание оценивается за образное и событийное построение мизансцен.
(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство композиции и зрелищности, соответствие авторской стилистике, ассоциативно-образное восприятие и др.).
«Конфликт»
Показать несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным ситуациям. Оцениваются положительно интересное пластическое построение, наличие конфликта, эмоциональная насыщенность…
Предварительный просмотр:
Критерии оценки развития творческих способностей учащихся
Определение степени творческого развития учащихся проводится конце года посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.
Критерии оценки
Расшифровка индексов:
Активность:
Индекс | Степень развития |
0 | Отсутствие. |
1 | Участие в устных разработках. |
2 | Участие в практических разработках. |
3 | Самостоятельная творческая активность. |
Фантазия:
Индекс | Степень развития |
0 | Не развита. |
1 | Фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей. |
2 | Фантазия полного образа с направляющей. |
3 | Фантазия самостоятельная. |
Логика:
Индекс | Степень развития |
0 | Не развита. |
1 | Поддержка ребёнком предлагаемого педагогом логического ряда. |
2 | Логический ряд ребёнка, требующий поддержки педагога. |
3 | Самостоятельное выстраивание логического ряда. |
Актёрское мастерство:
Индекс | Степень развития |
0 | Не развито. |
1 | Выход в сценическую атмосферу. |
2 | Уверенные физические действия в сценической атмосфере. |
3 | Передача психофизического состояния в сценической атмосфере. |
Образное видение:
Индекс | Степень развития |
0 | Не развито. |
1 | От локального образа. |
2 | От обозначенного образа. |
3 | Самостоятельная передача образа. |
Предварительный просмотр:
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
«Театрализованная деятельность»
Данная методика, которой я пользуюсь не первый год, предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся театральным творчеством, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 1). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка использую наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью оформляю на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 2). Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 1
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
I. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. Способность активно побуждать себя к практическим действиям. Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | - терпения хватает меньше чем на ½ занятия - терпения хватает больше чем на ½ занятия - терпения хватает на все занятие -волевые усилия ребенка побуждаются извне - иногда – самим ребенком - всегда – самим ребенком - ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
II.Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная - интерес к занятиям продиктован ребенку извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 1 5 10 | Анкетирование Тестирование |
III. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - периодически провоцирует конфликты - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 0 5 10 0 5 10 | Тестирование, метод незаконченного предложения Наблюдение |
Таблица 2
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________________
Вид и название детского объединения____________________________________________
Ф. И. О. педагога______________________________________________________________
Дата начала наблюдения________________________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | |
| ||||||
2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | ||||||
3.1. Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества | ||||||
|
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.
(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос.
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.______________________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
| Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
1. Я спокоен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Я разъерен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Я напряжен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я испытываю любопытство. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я раскован. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Мне интересно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я рассержен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Меня волнуют возможные неудачи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Я стараюсь все делать правильно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я чувствую себя неудачником. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Я чувствую себя исследователем. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Мне хочется что-нибудь сломать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. Я взвинчен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. Я энергичен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. Я взбешен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. Я горжусь своими школьными успехами. | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. Я чувствую себя совершенно свободно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова. | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. Я раздражен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. Я решаю самые трудные задачи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. Мне не хватает уверенности в себе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. Мне скучно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. Мне хочется что-нибудь сломать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. Я стараюсь не получить двойку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. Я уравновешен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. Мне нравится думать, решать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. Я чувствую себя обманутым. | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум. | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. Я боюсь. | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. Я чувствую уныние и тоску. | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. Меня многое приводит в ярость. | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. Я хочу быть среди лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
Ключ
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная активность | 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
Мотивация достижения | 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 |
Тревожность | 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 |
Гнев | 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели
Шкала |
уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
|
| 10-11 лет | 12- 14 лет | 15-16 лет | |||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | ||
Познавательная активность | Высокий
| 31-40 | 28-40 | 28-40 | 27-40 | 29-40 | 31-40 |
| Средний
| 21-26 | 22-27 | 21-27 | 19-26 | 18-28 | 21-29 |
Низкий
| 10-25 | 10-21 | 10-20 | 10-18 | 10-17 | 10-20 | |
Тревожность | Высокий
| 27-40 | 24-40 | 25-40 | 26-40 | 25-40 | 23-40 |
Средний
| 20-26 | 17-23 | 19-24 | 19-25 | 17-24 | 16-22 | |
Низкий
| 10-19 | 10-16 | 10-18 | 10-18 | 10-16 | 10-15 | |
Гнев | Высокий
| 21-40 | 20-40 | 19-40 | 23-40 | 21-40 | 18-40 |
Средний
| 14-20 | 13-19 | 14-19 | 15-22 | 14-20 | 12-18 | |
Низкий
| 10-13 | 10-12 | 10-13 | 10-14 | 10-13 | 10-11 |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.
Интерпретация данных
Шкала |
Интерпретация | ||
Познавательная активность | тревожность | гнев | |
Высокий | Низкий, средний | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
Средний | Низкий, средний | Низкий | Позитивное отношение к учению |
Низкий | Низкий, средний | Низкий, средний | Переживание «школьной скуки» |
Средний | Низкий, средний | Низкий, Средний | Диффузное эмоциональное отношение |
Средний | Низкий, средний | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей |
| |||
Низкий | Низкий, средний | Высокий | Негативное эмоциональное отношение |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность на уроке |
| |||
Средний, низкий | Высокий | Средний, Низкий | Школьная тревожность |
Высокий | Средний, низкий | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей |
Высокий, средний | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту. |
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»,
адаптированная Н.В. Кулешовой
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравиться
Б Не очень нравиться
В Не нравиться
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Незнаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Незнаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностнойконформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД :регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 8- 12 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Пример:
Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)
Средний уровень- 3-5 .
Низкий уровень 1-2 .
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
1.Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2.Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3.Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4.Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Глаза, печать.
6. Бумага, редактор.
7. Игроки, правила.
Методика Дж. Морено «Социометрия»
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи исследования:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы. Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (табл.).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка исследования:
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга)
Порядок исследования. Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Кого из одноклассников ты пригласил бы к себе на день рождения?» Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все волосы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
а) Количество выборов ограничивается 3—5;
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий,
Бланк социометрического опроса
Ф. И. О. _________________________________________, класс _______
Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.
- Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а) _______________________________________________________________
б) _______________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени»
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
П. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок и коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Интерпретация результатов:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов «звёзды») – 3 балла
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2-4 выбора «предпочитаемые») – 2 балла
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0-1 выборов «пренебрегаемые») – 1 балл
Предварительный просмотр:
Рейтинговая итоговая система оценки
«Весенняя анкета»
Важным этапом окончания театрального сезона является проведение такой акции, как «Весенняя анкета» - коллективное подведение итогов работы каждого студийца в учебном году и определение кандидатов на номинации года. Положение о подведении итогов театрального сезона разрабатывается вместе с детьми.
Цели проведения:
-формирование ценностного отношения к таланту, искусству, усердию и авторитету.
-развитие умений давать анализ и принимать решения, проявлять благородство.
Форма проведения:
Ежегодная итоговая «Весенняя анкета»
Процедура проведения:
Студийцы анонимно выдвигают свои кандидатуры по 10 предложенным номинациям. Подсчетом голосов определяется победитель и рейтинг каждого студийца.
Дата проведения:
По окончании очередного театрального сезона, в конце мая каждого года.
Виды наград:
Медаль театра-студии. Вручается сроком на один год и передается следующему победителю. Призы (спонсорская помощь).
Награждение победителей.
Проходит на общем сборе театра-студии. Зачитывается наиболее интересные высказывания из анкет и поощряются их авторы.
Номинации акции «Весенняя анкета»:
- «Лучшая женская роль года»
- «Лучшая мужская роль года»
- «Король эпизода» (роль второго плана)
- «Открытие года» (женская роль)
- «Открытие года» (мужская роль)
- «Самый творческий человек группы»
- «Инициативное отношение к поручениям» (награждаются 3 претендента)
- «Хозяюшка» (награждаются 3 претендента)
- «Мастер золотые руки» (награждаются 3 претендента)
- «Лучшая анкета» (награждаются 3 претендента)
- Медаль «Всеобщий авторитет»
- Медаль «За благородство» (награждаются 3 претендента)
Предварительный просмотр:
Динамика продвижения обучающегося по «ступеням творчества»
10-й шаг
Добился
признания
и любви
9-й шаг зрителя
Научился
8-й шаг молчать
Я научился
7-й шаг играть правду
И чувствовать
6-й шаг это
Я начинаю понимать,
5-й шаг что играю
Я умею играть
4-й шаг и знаю, как это делать
То, что и как я делаю
3-й шаг уже нравится и
другим
Мне это нравится,
2-й шаг и я уже без этого
не могу
Я придумываю
1-й шаг сам
Я не боюсь
играть
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Данные тесты используются для проверки теоретических знаний обучающихся по программе
"Основы театрального искусства".
ТЕСТ 1
Выберете правильные ответы и обведите их в кружок.
1.Авенсцена это
а. Передняя часть сцены-коробки
б. Зеркало сцены
в. За кулисье
2 . Гримёр – это:
а. Исследователь творчества братьев Гримм
б. Работник театра?
3. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете?
а. Обед
б. Перекус
в. Завтрак
г. Антракт
4. Самый приятный для артистов шум во время спектакля - это...
а. Аплодисменты
б. Музыка
5.Обувь древнегреческих актёров
а. Пуанты
б. Катурны
в. Кеды
г.Берцы
6. Установить соответствие. (соединить линиями)
жанр
а. Церковный
б. Народный
в. Шекспировский
1. Трагедия
2. Церковная драма
3. Фарс
7. Что означает слово «театр»?
а. В переводе с греческого «зрелище»
б. В переводе с латинского «вид»
в. В переводе с древнеегипетского «соревнование»
8. Что послужило прообразом театра?
а. Охота на животных.
б. Обрядовые игры в честь богов
в. Природные явления
9. В какой стране родилось высокое искусства театра, на основе которого возник европейский театр?
а. В Древней Греции
б. В Древнем Риме
в. Во Франции
ТЕСТ 2
Цель: закрепить и уточнить знания детей об искусстве музыки и театра.
1. Искусство созданное с помощью звуков?
- музыка
2.Музыкальный спектакль, содержание которого передаётся с помощью пластических движений?
- балет
3. Театральный спектакль, в котором артисты не говорят , а поют?
- опера
4.Музыкант, управляющий оркестром?
- дирижер
5.Спектакль, в котором пение чередуется с речью и танцами?
- оперетта
6.Группа музыкантов, одновременно играющих на различных музыкальных инструментах?
- оркестр
7. Музыкальное произведение для хора, вокального ансамбля или вокалиста?
- песня
8.Как называется профессия человека, который исполняет роль в спектакле?
- актер
9. Как называется перерыв между действиями в спектакле?
- антракт
10.Как называется театр, где роли исполняют куклы, которыми руководят актеры-кукловоды?
- театр кукол
11. Как называется театр для детей?
- театр юного зрителя
12.Какое слово объединяет перечисленное: полька, вальс, мазурка?
- танец
13.Кто помогает актеру изменить внешность для исполнения роли?
- гример
14. Какое вознаграждение самое дорогое для актера?
- аплодисменты
15.Литературное произведение исполненное актерами на сцене?
- драма
16.Как называется объявление о спектакле?
- афиша
17. Как называется место в театре, где работает актер?
- сцена
18. Назовите кукольный персонаж, полное имя которого – Петр Иванович Уксусов.
- Петрушка
19.Человек, который руководит ходом спектакля, всем указаниям которого артисты должны следовать безукоризненно.
- режиссер
20. Человек, который «подсказывает» слова пьесы артисту, если он вдруг их забыл.
- суфлер
21.Профессия человека, который рисует или мастерит декорации.
- художник декоратор
22.Профессия человека, который управляет музыкой, шумами и прочими звуками, которые мы слышим во время спектакля.
- звукооператор
23.Когда-то это название означало «Мария на нитках».
- марионетка
24.Автор пьес любого жанра?
-драматург
25. Как называется вид драмы, исполненный комического пафоса?
- комедия
26.Вид сценического искусства, где главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест и мимика.
- пантомима
27.Творческий работник, придумывающий и ставящий танцы?
- хореограф
28. Возглас, выражающий одобрение, восхищение.
- браво
29.Назовите один из самых известных кукольных театров России.
- Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова.
30.Назовите театральный элемент оборудования сцены или оформления спектакля.
- занавес
ТЕСТ 3
1.На эмблеме какого театра изображена чайка?
МХАТ
ТЮЗ
Большой театр
2. Перечислите Синтетические искусства.
Живопись
Графика
Театр
3. Когда отмечается Международный день театра?
27 апреля
27 марта
27 августа
27 мая
4. Вид комедии положений с куплетами и танцами
Водевиль
Драма
Мелодрама
5. Один из ведущих жанров драматургии
Водевиль
Драма
Мелодрама
6. Определите основные средства актерского перевоплощения:
Бутафория
Маска
Занавес
Костюм
7. Самая древняя форма кукольного театра:
Ритуально-обрядовый театр
Народный сатирический кукольный театр
Кукольный театр для детей
8. К какому виду относятся куклы-марионетки?
К настольным куклам
К напольным куклам
К теневым куклам
9. Что является средством выразительности театрального искусства?
Слово
Звуко-интонация
Освещение
Игра актеров
10. Первый ярус зрительного зала в театре:
Бельэтаж.
Портер.
Амфитеатр
11. Места в зрительном зале, расположенные за партером:
Бельэтаж.
Партер
Амфитеатр
12. Исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино:
Бутафор
Сценарист
Актёр
13. Создатель литературной основы будущих постановок в театре:
Драматург
Режиссер
Художник
14. Элементы декорационного оформления спектакля:
Кулисы
Эскизы
Декорации
15. Выразительные средства сценографии:
Композиция
Свет
Пространство сцены
16. Виды сценического оформления:
Изобразительно-живописный
Архитектурно-конструктивный
Художественно-образный
Ответы
1. МХАТ
2. Театр
3. 27 марта
4. Водевиль
5. Драма
6. Маска
Костюм
7. Ритуально-обрядовый театр
8. К напольным куклам
9. Игра актеров
10. Бельэтаж
11. Амфитеатр
12. Актёр
13. Драматург
14. Кулисы
Декорации
15. Свет
Пространство сцены
16. Изобразительно-живописный
Архитектурно-конструктивный.
ТЕСТ 4
«Театральный этикет»
- Нужно ли приходить в театр или концерт заранее?
— Не нужно.
— Нужно.
- В какой одежде лучше всего посещать театр?
— Свитер и джинсы.
— В брючном костюме.
— В нарядной одежде.
- Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
— Спиной к сидящим.
— Лицом к сидящим.
- Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?
— Да.
— Нет.
- Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
— Можно.
— Нельзя.
- Можно ли вслух комментировать спектакль?
— Можно.
— Нельзя.
- Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?
— Можно.
— Нельзя
- Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?
— Можно.
— Нельзя.
- Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?
— Громким свистом и топаньем ногами.
— Громкими аплодисментами
- Как вручить цветы актеру, певцу?
— Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.
— Подойти к сцене и вручить исполнителю.
- Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
— Можно, если вы спешите на поезд или последний автобус.
— Нельзя.
ТЕСТ 5
1. Что означает слово «театр»?
В переводе с греческого «зрелище» +
В переводе с латинского «вид»
В переводе с древнеегипетского «соревнование»
2. В какой стране в конце третьего тысячелетия до н.э. устраивалась театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе?
В Индии
В Греции
В Древнем Египте +
3. Что послужило прообразом театра?
Охота на животных
Обрядовые игры +
Природные явления
4. В какой стране родилось высокое искусства театра, на основе которого возник европейский театр?
В Древней Греции +
В Древнем Риме
Во Франции
5. В каком веке появился балет?
В XVI-XVII веках
В середине XIX века
В середине XVIII века +
6. Какие виды театров вы знаете?
Ответ: театр комедии, театр музыкальной комедии, театр драмы, оперный театр, театр миниатюр, театр балета, камерный театр…
7. Какие виды театров для детей вы знаете?
Ответ: театр кукол, театр юного зрителя, детский театр, театр на льду…
8. Когда появился первый в России царский театр, и при каком царе?
В 1695 году при царе Петре 1.
В 1803 году при царе Александре 1.
В 1672 году при царе Алексее Михайловиче. +
9. Когда на русской сцене был поставлен первый балет?
Ответ: В 1675 году в придворном (царском) театре на сюжет мифа об Орфее.
10. Кто такая Анна Павлова?
Прима театра музыкальной комедии
Выдающаяся балерина +
Оперная дива
11. Кто автор комедий: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка»?
А.А.Шаховский
А.Ф.Мерзляков
Екатерина II +
12. Какой театр был создан в 1898 году К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко?
Московский Художественный театр +
Большой театр
Театр комедии
13. Как в наши дни называется Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова?
Санкт-Петербургский академический театр им.Ленсовета
Мариинский театр +
Театр Европы
14. Какой театр из ныне действующих является старейшим театром в России?
Московский театр на Арбатской площади
Большой каменный театр Санкт-Петербурга
Ярославский академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова +
15. Кто был архитектором Эрмитажного театра, построенном по решению Екатерины II?
Джакомо Кваренги +
Солари Пьетро Антонио
Трезини Доменико Андреа
ТЕСТ 6
1. Крупнейшим в России театром оперы и балета является...
а) театр «Современник»
б) Большой театр +
в) Московский художественный театр им. А. П. Чехова
г) Малый театр
2. Исполнителя роли в спектакле называют...
а) актером +
б) суфлером
в) режиссером
г) дублером
3. Кто считается первым русским профессиональным актером?
а) Федор Волков +
б) Олег Табаков
в) Сергей Петров
г) Юрий Никулин
4. Режиссер — это ...
а) исполнитель роли в спектакле
б) установщик декораций для спектакля
в) постановщик спектакля +
г) человек, продающий билеты на спектакль
5. Один из видов театра в Японии называется...
а) кабуки +
б) хокку
в) ти-ба-бо
г) пум-пурум
6. Закончи фразу Станиславского: «Театр начинается с ...»
а) актера
б) занавеса
в) вешалки +
г) буфета
7. Как называется театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей?
а) Буратино
б) марионетка +
в) Пульчинелла
г) Петрушка
8. Создателя и руководителя известного театра кукол звали...
а) Сергей Владимирович Михалков
б) Петр Ильич Чайковский
в) Сергей Владимирович Образцов +
г) Юрий Дмитриевич Куклачев
9. Как называется вид театрального искусства, в котором выразительными средствами являются музыка и танец?
а) балет +
б) опера
в) драма
г) фарс
10. Актеру текст роли подсказывает...
а) жонглер
б) режиссер
в) суфлер +
г) контролер