Притчи о воспитании

Малыхина Галина Алексеевна

Притчи – это короткие истории, которые обладают особенным смыслом. В каждом случае такая история оказывается поучительной, ведь она позволяет задуматься о многом, пережить то, что могло бы никак не дотронуться… Несмотря на то, что подобные события не происходят в вашей реальной жизни, каждое подобранное слово притчи, описание эмоций и ощущений героев, способствуют тому, чтобы вы поняли, как же ситуация, имеющая отношение к определенному вопросу, обстоит в реальности…

Психологические притчи позволяют понять истинные ценности в жизни, несмотря на то, что они оказываются более простыми, чем можно было предположить это изначально. Возможно, благодаря регулярному прочтению различных подобных историй удастся по-другому посмотреть на мир и жизнь людей в нем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Притча о мудром воспитании

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

  •  Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

 Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?



Предварительный просмотр:

Всё в твоих руках!

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, накоторый наш Мастер не смог бы дать        ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или        мёртвая?

Он        крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов         в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.



Предварительный просмотр:

Жизненные сложности

Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:

  •  Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

  •  Примерно 200 граммов! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.
  •  Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
  •  Ничего!
  •  Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. - А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
  •  Ваша рука начнёт болеть.
  •  А если целый день?
  •  Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, - сказал один из студентов.
  •  Как по-вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
  •  Нет! - растерянно ответили студенты.
  •  А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
  •  Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.
  •  Точно! - радостно ответил профессор. - Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.



Предварительный просмотр:

Каков отец, таков и сын

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: "Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца". Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: "Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?" Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: "Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе". Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: "Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?" Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: "Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке". - "Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её", - велел отец. Мальчик ответил: "Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?" Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.



Предварительный просмотр:

О злости, обиде

Ученик спросил учителя:

  •  Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

  •  Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
  •  И это всё? - недоумённо спросил ученик.
  •  Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:

  •  Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

  •  То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.



Предварительный просмотр:

Притча о маме

«За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: «Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?»

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе».

Ребенок задумался, затем сказал снова: «Здесь, на Небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья».

Бог ответил: «Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив».

«Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка?» - спросил ребенок, пристально глядя на Бога.

Бог улыбнулся и ответил: «Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда-либо услышишь, и спокойно и терпеливо он научит тебя разговаривать».

«А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?»

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал: «Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться».

Затем ребенок спросил: «Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?»

«Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью».

«Мне будет очень грустно, так как я не смогу больше видеть тебя...»

«Твой ангел расскажет тебе обо мне всё и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой».

В этот момент на Небесах царила тишина, но с Земли уже стали доноситься голоса... и ребенок в спешке спросил:

«Господь, прежде чем я покину тебя, скажи же мне, как зовут моего ангела?»

«Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама».



Предварительный просмотр:

Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:

  •  Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо

мне?

Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:

  •  Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш...

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

  •  Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
  •  Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.

Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг.



Предварительный просмотр:

Родительская любовь

Единственный сын был у родителей. Юношей уехал он в столицу учиться. Один раз сын написал родителям, что выучился и получил хорошую должность. Больше старики не получали от него весточек. День за днём смотрели они на небо, на запад, туда, где находилась столица.

  •  Смотри, старик, сегодня закат чистый. Хорошо идут дела у нашего сына, — говорила старуха в ясный день.
  •  Сколько чёрных туч собралось! Губят беды нашего сына, — горевала старуха в ненастный день.
  •  Ничего, он сильный, справится со всем, — утешал старик старуху.

Сын приехал, когда старики уже умерли. Соседи рассказали ему, как

родители смотрели на небо, думая о нём.

  •  Не понимаю, зачем они смотрели на небо?! Они же знали, что у меня все хорошо, — удивился сын, а кто-то сказал:
  •  Чтобы понять любовь родителей, нужно самому воспитать ребёнка.
  •  У меня растёт ребёнок, но я не занимаюсь такими глупостями, — ответил сын.

Прошло много лет. Возле высокого дерева во дворе сидел старик.

  •  Хорошо, что я когда-то посадил тебя вместе с сыном, — говорил старик и гладил дерево по шершавой коре. — Уехал мой сынок в другую страну и только одно письмо мне написал. Вчера я перепугался, когда увидел твою сломанную ветку. Подумал, беда у сына случилась. Но сегодня, слава Богу, твои листья зеленеют, значит, у сына всё в порядке.



Предварительный просмотр:

Рука помощи

В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный кричал, прося о помощи.

Скоро целая толпа собралась на месте происшествия.        

Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего.

«Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота.»

Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь.

«Дай же мне руку», - все повторял ему человек.

В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:

«Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».



Предварительный просмотр:

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.