Развитие речи

Лутфиева  Ильмира Талиповна

Предварительный просмотр:

Лутфиева Ильмира Талиповна воспитатель МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Знакомство с рассказом Виктора Драгунского «Заколдованная буква»

(Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе)

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с рассказом юмористического содержания Виктора Драгунского №Заколдованная буква».
  2. Развитие фонематического слуха, связной речи, автоматизировать звук [ш] в словах и обогащение словарного запаса.
  3. Воспитывать интерес к художественной литературе, чувство юмора.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; портрет автора; игрушки в названиях которых есть звук [ш]; картинки с заданиями для поощрения правильного ответа.

Ход занятия

Организационный момент

Дети сидят на своих местах.

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к ним и поздороваемся… (дети здороваются, педагог продолжает). А теперь я предлагаю представиться, но немного необычно -  нужно назвать своё имя и первый звук в своем имени, тот кто назвал имя может сесть на стул. Чтобы не перебивать друг друга будем передавать шишку, у кого она оказалась тот и говорит (дети называют свои имена и первый звук своего имени передают шишку воспитателю, который в свою очередь называет своё имя и первый звук).

Чтение рассказа

Педагог: Сегодня я познакомлю вас с рассказом писателя Виктора Драгунского (портрет) «Заколдованная буква». (Чтение рассказа)

«Заколдованная буква»

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению остановилась, шофер  с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга: - Легче! Давай заноси! Правея! Левея! И когда выгрузили, шофер сказал:

-Теперь надо эту ёлку заактировать, - и ушел.

А мы остались возле ёлки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взяла одну веточку и сказала:

- Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

- Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

- Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и  застонал:

- Ах, мне плохо! Сыски…

И стал икать:

- Ик. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Мишка сказал:

- Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

- Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

А Мишка:

- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» - «Хыхки!» - «Сыски!».

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

- Никакие не сыски! Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и всё!

(пауза)

Физминутка:

Руки вверх, в кулачок.

Разжимай и на бочок.

Ножкой топ – на носок.

Ножкой топ – каблучок.

Ноги вместе, сели встали.

Все попрыгали, устали.

Вместе тихо поклонились.

И на стульчик опустились.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

  1. Вам понравился рассказ?
  2. Как звали ребят?
  3. На чем привезли елку?
  4. Какая была елка?
  5. Что удивительное увидела Аленка?
  6. Сколько лет было Аленке?
  7. Кто из ребят сказал правильно?
  8. Что мешает ребятам сказать правильно слово «шишки»?
  9. В какое время года происходит событие описанное автором?
  10. Какой жанр произведения (стих, рассказ, сказка)?

Педагог: Ребята мы с вами познакомились с героями рассказа «Заколдованная буква» Виктора Драгунского. Нашим новым знакомым трудно произносить звук [ш]. Давайте мы научим героев рассказа правильному произношению звука [ш], а учить мы будем их на своем личном опыте, выполняя задания которые я для вас приготовила.

Педагог: Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

При произношении звука [ш] язычок у нас широкий, поднимается вверх за зубы, губы округлые. Попробуем вместе произнести [ш]. Молодцы. Теперь только девочки, а теперь мальчики. Молодцы (индивидуальное произношение).

Произношение чистоговорок.

Шишки на сосне,

Шашки на столе.

Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё шуршишь, шуршишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише!

Ребята попробуем определить звук [ш] – это какой звук. Дайте характеристику (определение по схеме, закрыв уши ладонями).

Дети: Звук [ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначим синим цветом.

Педагог: Молодцы! Ребята, а сейчас я буду произносить звук, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ш]. Будьте внимательны.

Развитие фонематического слуха.

В звуках: С, М, Ш, З, Ч, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.

В слогах: Са, на, ша, шу, ту, му, шу.

В словах: Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.

Педагог: Молодцы, вы справились у вас действительно есть чему поучиться. Ой, что же я сделала (педагог роняет несколько листочков из рук, продолжая говорить), я такая неловкая. Я приготовила для вас стихотворение и перепутала листочки с текстом. Я буду читать строчки из стихотворения, а вы если заметите ошибку, то обязательно поправьте меня, повторив предложение, полностью исправив ошибку.

«Перепутанные» стихи.

С другом мы играли в чашки…. (шашки)

Пили чай из белой шашки…. (чашки)

Вылезла из норки шишки…. (мышка)

На неё упала мышка… (шишка).

Профилактика зрительных заболеваний «Пальминг»

Педагог: Молодцы, ребята вы немного устали, потрите ладошки , а теперь закройте ими глаза.

Педагог: Отдохнули, продолжим?!

Игра на определение звука [ш] в словах.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди игрушку», но не любую игрушку, а ту в названии которой есть звук [ш] (матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик, мышка и др.) –(игрушки размещены по группе, ребенок должен найти и назвать).

Педагог: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием.

Звук [ш] живет в букве Ша.

Связь звука и буквы.

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает. Вспомним какой это звук? (согласный, твердый, глухой). Ребята сколько элементов в букве Ша – 4.

Итог занятия:

Молодцы  ребята!

  1. С каким произведением Виктора Драгунского мы сегодня познакомились?
  2. Кто автор рассказа «Заколдованная буква»?
  3. Какой звук не могли правильно произнести герои рассказа?
  4. Встает тот кто назовет слово со звуком [ш], за правильно названное слово и на память о сегодняшнем занятии я приготовила вам карточки, но не простые, а с заданиями: нужно будет раскрасить рисунки и соединить рисунок с нужной буквой (дети называют слова).

Педагог: Молодцы ребята, спасибо вам за активное участие. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Литература:

  1. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты занятий – М. Издательство «ГНОМ» и «Д», 2010
  2. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей – СПб. 2009
  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения, 2008
  5. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие/ сост. М.М.Алексеева, В.И.Яншина – М.: Издательский центр «Академия», 1999