Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по математике
В данном разделе размещены материала для подготовки к экзаменам для обучающихся 9,11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.ppt | 2.21 МБ |
zadachi_na_dvizhenie.pptx | 789.86 КБ |
zadachi_na_smesi_i_splavy.pptx | 515.51 КБ |
oge-2020._matematika._14_tipov._var._yashchenko_2020_-88s.pdf | 2.96 МБ |
oge-2020_matematika_sb_zadaniy_ryazanovskiy_2020_112s.pdf | 2.19 МБ |
oge-2020_matematika_tem_ekzam_zadan_glazkov_2020_-96s.pdf | 1.69 МБ |
ma_baz_101.pdf | 281.39 КБ |
maprof_101.pdf | 246.44 КБ |
reshenie_zadaniy_v9_1.ppt | 783.5 КБ |
reshenie_v8-v13.docx | 20.46 КБ |
1908-_ege-2017_matematika._baz._ur._tip._test._zadaniya_yashchenko_2017_-56s.pdf | 1.8 МБ |
ma_demo_2017_b.pdf | 321.31 КБ |
variantege_2020.docx | 106.61 КБ |
reshenie_varianta.docx | 871.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
v=S/t t=S/v S = vt S - это пройденный путь, или расстояние, V – скорость движения, t – время движения .
Основными типами задач на движение являются следующие: задачи на движение по прямой ( навстречу и вдогонку , с задержкой в пути), задачи на движение по замкнутой трассе , задачи на движение по воде , задачи на среднюю скорость , задачи на движение протяжных тел
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч. А В 50 км Задача № 1 Составим таблицу S (км) V ( км/ч) t (ч) Автомобилист Велосипедист
Читаем условие и заполняем 2-й столбик таблицы: Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км одновременно выехали автомобилист и велосипедист. S (км) V ( км/ч) t (ч) Автомобилист Велосипедист 50 50 Читаем условие далее и заполняем 3-й столбик таблицы: Известно , что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста. Пусть х км/ч – скорость велосипедиста, тогда х +40 км/ч - скорость автомобилиста х Применив формулу t=S/v , заполняем 4-й столбик х+40
S (км) V ( км/ч) t (ч) Автомобилист Велосипедист 50 50 х х+40 Известно , что велосипедист прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Исходя из этого условия получим уравнение: + 4 = н а 4 часа <
+ 4 = Решим уравнение : 50х + 4х(х+40) = 50(х+40) 50х+4х 2 +160х = 50х+2000 4х 2 +160х – 2000 = 0 х 2 +40х – 5 00 = 0 D = 3600 х 1 =10, х 2 = - 50 Скорость не может быть отрицательной, следовательно скорость велосипедиста равна 10 км/ч. Ответ: 10
А В 7 0 км Задача № 2 ( на задержку в пути ) Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 70 км. На следующий день он отправился обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3часа. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В . Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В . Ответ дайте в км/ч.
А В 7 0 км Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 70 км. На следующий день он отправился обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3часа. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В . Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В . Ответ дайте в км/ч.
А В 7 0 км Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 70 км. На следующий день он отправился обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3часа. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В . Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В . Ответ дайте в км/ч.
s v t из А в В из В в А Заполним таблицу Читаем условие задачи и заполняем 2-й столбик таблицы: Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 70 км 70 70 На следующий день он отправился обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней . Из этого условия определим, что скорость из А в B - х км/ч, из B в A – (х+3) км/ч х х +3 По дороге он сделал остановку на 3часа. +3 +3 В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В . =
= + 3 Решим уравнение: 70(х + 3) = 70х + 3х(х+3) х 2 +3х – 70 = 0 D = 289 х 1 = - 10 , х 2 = 7 Скорость велосипедиста число положительное, следовательно скорость равна 7 км/ч. Ответ: 7
Задача № 3 (на встречное движение) Расстояние между городами A и B равно 435 км. Из города A в город B со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города B выехал со скоростью 65 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города A автомобили встретятся? Ответ дайте в километрах. 435 км А В ?
S (км) v (км/ч) t ( ч) из А в В 1 часть 2 часть из в в А Заполним таблицу Читаем задачу: Из города A в город B со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города B выехал второй автомобиль . Значит 1-й автомобиль за час проехал 60 км 60 60 60 65 Вторую часть пути 1-й автомобиль проехал за тоже время, что и 2-й автомобиль, это время обозначим за х х х 1 Используя формулу: S= vt заполняем оставшиеся ячейки таблицы 60х 65х Читаем задачу еще раз : Расстояние между городами А и В равно 435 км
S (км) v (км/ч) t ( ч) из А в В 1 часть 2 часть из в в А 60 60 65 х х 1 60 60х 65х Исходя из данного условия составим уравнение 60 + 60х + 65х = 435 125х = 375 х = 3 Читаем вопрос задачи: На каком расстоянии от города A автомобили встретятся ? Так как из города А вышел 1-й автомобиль, то определим какое расстояние он пройдет: 60 + 60*3 = 240 Ответ: 240
Два пешехода отправляются одновременно в одном направлении из одного и того же места на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1,5 км/ч больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 300 метрам? Задача №5 (по прямой вдогонку) 300 метров = 0,3 километра 300 м
Составим таблицу S ( км) v (км/ч) t (ч) I пешеход II пешеход Читаем задачу и заполняем таблицу: Скорость первого на 1,5 км/ч больше скорости второго . скорость 2-го пешехода обозначим за х х +1,5 х Читаем задачу далее: Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 300 метрам? Нам неизвестно время, возьмем его за t t t Применив формулу: S = vt , заполним пустые ячейки таблицы ( х +1,5)t xt Составим уравнение учитывая вопрос: Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 300 метрам? (х+1,5) t – xt = 0,3
( х +1,5)t xt - = 0,3 решим данное уравнение (х + 1,5) t - х t = 0,3 xt + 1,5t – xt = 0,3 1,5 t = 0,3 t = 0, 2 Ответ: 0,2
Следующий тип задач — когда что-нибудь плавает по ре к е , в которой есть течение. Например , теплоход, катер или моторная лодка . Обычно в условии говорится о собственной скорости плавучей посудины и скорости течения. Собственной скоростью называется скорость в неподвижной воде. При движении по течению эти скорости складываются. Скорость при движении по течению равна сумме собственной скорости судна и скорости течения. А если двигаться против течения, то течение будет мешать, относить назад. Теперь скорость течения будет вычитаться из собственной скорости судна.
Моторная лодка прошла против течения реки 255 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч. 255 км Задача №6 (на движение по воде)
Моторная лодка прошла против течения реки 255 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч. 255 км
Моторная лодка прошла против течения реки 255 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч. 255 км Против течения скорость уменьшается на 1 км/ч, т .е. (Х -1) км/ч - скорость против течения Пусть Х км/ч - скорость лодки в неподвижной воде, По течению скорость увеличивается на 1 км/ч, т .е. (Х + 1) км/ч - скорость по течению
Составим таблицу: S( км) V (км/ч) t (ч) По течению 255 х +1 Против течения 255 х -1 Т.к. на обратный путь лодка затратила времени меньше на 2 часа, то получим уравнение: - = 2 Решим данное уравнение: 255(х+1) – 255(х-1) = 2 255х+255-255х+255=2(х-1)(х+1) 2х 2 – 512 = 0 х 1 =16, х 2 = - 16 Скорость должна быть положительным числом, следовательно скорость лодки в неподвижной воде равна 16 км/ч. Ответ: 16
Задача №7 (по замкнутой трассе) Из одной точки круговой трассы, длина которой равна15 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 60 км/ч, скорость второго равна 80 км/ч. Сколько минут с момента старта пройдет, прежде чем первый автомобиль будет опережать второй ровно на 1 круг? V ( км/ч) t ( ч ) S ( км ) I автомобиль II автомобиль Из условия задачи известно, что: Скорость первого автомобиля равна 60 км/ч, скорость второго равна 80 км/ч. 60 8 0 Читаем вопрос задачи: Сколько минут с момента старта пройдет, прежде чем первый автомобиль будет опережать второй ровно на 1 круг? Пусть это время - х х х Тогда по формуле: S= vt заполняем последний столбик 60х 8 0х 1 круг равен 15 км, следовательно: 80х-60х=15 х=3/4 (ч) Переведем ¾ часа в минуты, получим 45 минут
Задача №8 ( нахождение средней скорости) Первые 190 км автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующие 180 км — со скоростью 90 км/ч, а затем 170 км — со скоростью 100 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч. 190 км 180 км 170 км V=50 км/ч V= 9 0 км/ч V= 10 0 км/ч t общ =3 ,8 + 2 + 1,7 = 7,5(ч) S общ = 190+180+170 = 540 (км)
Задачи для самостоятельного решения Два велосипедиста одновременно отправились в 88-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч. 88 км S ( км) v (км/ч) t (ч) 1 велосипедист 88 х +3 2 велосипедист 88 х Составим уравнение: + 3 = Решив данное уравнение получим, что скорость второго велосипедиста равна 8 км/ч
Задачи для самостоятельного решения Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 315 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 18 км/ч, стоянка длится 4 часа, а в пункт отправления теплоход возвращается через 40 часов после отплытия из него. Ответ дайте в км/ч. S ( км) V (км/ч) t (ч) По течению 315 18+х Против течения 315 18-х + + 4 = 40
Задачи для самостоятельного решения 1. Баржа в 10:00 вышла из пункта А в пункт В, расположенный в 15км от А. Пробыв в пункте В — 1 час20 минут, баржа отправилась назад и вернулась в пункт А в16 :00. Определите (в км/час) скорость течения реки, если известно, что собственная скорость баржи равна 7 км/ч. 2. Два велосипедиста одновременно отправились в 130-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч 3. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 60 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 110 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 5,5 часов позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раствор (сплав, смесь) Основное вещество примеси m - масса основного вещества M - масса раствора Массовая доля основного вещества (концентрация) В долях единицы В процентах (процентное содержание) 2
В процессе решения каждой задачи целесообразно д ействовать по следующей схеме: Изучение условия задачи. Выбор неизвестных величин, относительно которых составляем пропорции. 2. Поиск плана решения. Используя условия задачи, определяем все взаимосвязи между данными величинами. 3. Оформление найденного решения – переход от словесной формулировки к составлению математической модели. 4. Изучение полученного решения.
Решение задач с помощью таблицы. Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов % содержание вещества (доля содержания вещества) Масса раствора (смеси, сплава) Масса вещества
Решение задач с помощью модели-схемы.
Метод «рыбки». c b - c b % ( у г ) а% ( х г ) c - a a, b %- содержание вещества в исходных растворах c % -содержание вещества в искомом растворе
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов % содержание вещества (доля содержания вещества) Масса раствора (смеси, сплава) Масса вещества 1 раствор 8%=0,08 12 кг 0,08·12 ЗАДАЧА: (из сборника ЕГЭ-2017. Тематический тренинг под редакцией Ф.Ф. Лысенко) В емкость, содержащую 12 кг 8%- ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? 1 способ: 2 раствор 3 раствор 0% x % =0 , 01x 4 кг 16 кг - 0,01 x·16 Составим уравнение: Ответ: 6% составляет концентрация получившегося раствора.
2 способ: вещество вещество вещество 8% % x % 12 кг 4 кг 1 6 кг
3 способ: X% 0 - x 0 % ( 4 к г ) 8 % ( 12 к г ) x - 8 Параметры конечного раствора Параметры исходных растворов Доли исходных растворов в конечном растворе
ЗАДАЧА: (из сборника ЕГЭ-2017. Тематический тренинг под редакцией Ф.Ф. Лысенко ) Первый сплав содержит 15% железа, а второй – 30%. Масса первого сплава на 2 кг меньше массы второго сплава. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 25% железа. Найдите массу третьего сплава. Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов % содержание вещества (доля содержания вещества) Масса раствора (смеси, сплава) Масса вещества 1 сплав 15%=0,15 X кг 0,15·X 2 сплав 30%=0,3 X+2 кг 0,3·(X+2) 3 сплав 25%=0,25 2X+2 кг 0,25·( 2X+2) 1 способ: 15% 30% 25% 2 способ: X кг X+2 кг 2X+2 кг 25 % 3 0 - 25 30 % ( X+2 к г ) 15% ( X к г ) 25 - 15 3 способ:
Задания для самоконтроля: Инжир содержит 70% воды, а сушеный инжир – 3,4%. Сколько килограммов инжира потребуется для получения 10 кг сушеного инжира? 2. Смешали некоторое количество 31% - ного раствора с таким же количеством 23%- ного раствора. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? 3. Имеется два сплава. Первый содержит 15% золота, второй – 2% золота. Масса первого сплава 3 кг, масса второго – 7 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав. Найдите процентное содержание золота в полученном сплаве. 4 . Имеется два раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100г первого раствора и 200 г второго, то получится 50% раствор. Если слить 300 г первого раствора и 200 г второго, то получится 42% раствор. Определить концентрации первого и второго растворов . 5. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Досрочный ЕГЭ 2011
№ 2 . В куб с ребром 6 вписан шар. Найдите объем шара, деленный на
В куб с ребром 6 вписан шар. Найдите объём шара, делённый на
Пробный ЕГЭ апрель 2011
Досрочный ЕГЭ 2011 25апреля
Питерский пробник апрель 2011
Тексты работ можно найти на сайте Александра Ларина http://alexlarin.narod.ru/ege.html
Предварительный просмотр:
Задача В9
Вариант 1.
Около конуса описана сфера (сфера содержит окружность основания конуса и его вершину). Центр сферы совпадает с центром основания конуса. Ради- ус сферы равен . Найдите образующую конуса. 10
Решение.
В осевом сечении конуса получается равнобедренный прямоугольный треугольник (в се- чении сферы получается окружность, описанная около треугольника, причём вписанный угол опирается на диаметр). Высота, проведённая к гипотенузе, равна радиусу сферы и равна половине гипотенузы. При вычислении гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами, равными радиусу сферы получаем, гипотенуза равна R , где – R радиус сферы.
Образующая конуса равна . 10 =20
Ответ: 20.
Вариант 2.
Около конуса описана сфера (сфера содержит окружность основания конуса и его вершину). Центр сферы совпадает с центром основания конуса. Обра- зующая конуса равна . Найдите радиус сферы
Решение.
В осевом сечении конуса получается равнобедренный прямоугольный треугольник (в се- чении сферы получается окружность, описанная около треугольника, причём вписанный угол опирается на диаметр). Высота, проведённая к гипотенузе, равна радиусу сферы и равна половине гипотенузы. При вычислении гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами, равными радиусу сферы получаем, радиус равен , где – l длина образую- щей конуса.
Радиус сферы равен 50
Ответ: 50.
Вариант 3.
Высота конуса равна 21, а длина образующей равна 29. Найдите диаметр основания конуса.
Решение.
В осевом сечении конуса получается равнобедренный треугольник.
Радиус основания можно найти из прямоугольного треугольника с катета- ми, равными радиусу и высоте, и гипотенузой, равной образующей. Длина радиуса равна = Диаметр основания конуса равен 40
Ответ: 40
Вариант 4.
Диаметр основания конуса равен 18, а длина образующей равна 41. Найдите высоту конуса.
Решение.
В осевом сечении конуса получается равнобедренный треугольник. Радиус ос- нования равен половине диаметра конуса. Высоту конуса можно найти из пря- моугольного треугольника с катетами, равными радиусу и высоте, и гипотену- зой, равной образующей. Длина высоты равна Высота конуса равна 40.
Ответ: 40.
Задача В10
Вариант 1.
Перед началом первого тура чемпионата по теннису участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 76 теннисистов, среди которых 7 спортсменов из России, в том числе Анатолий Москвин. Найдите вероятность того, что в первом туре Анатолий Москвин будет играть с каким- либо теннисистом из России.
Решение.
В паре с Анатолием Москвиным может быть один из 6 спортсменов из России из 75 ос- тавшихся спортсменов. Вероятность равна
Ответ: 0,08.
Вариант 2.
На чемпионате по прыжкам в воду выступают 25 спортсменов, среди них 4 прыгуна из Италии и 6 прыгунов из Мексики. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Най- дите вероятность того, что двадцать четвёртым будет выступать прыгун из Италии.
Решение.
События «выступление спортсмена из Италии первым», «выступление спортсмена из Италии вторым», и т.д. равновероятны. Вероятность каждого такого события равна .
Ответ: 0,16.
Вариант 3.
В сборнике билетов по истории всего 50 билетов, в 13 из них встречается вопрос про Александра Второго. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопрос про Александра Второго.
Решение.
Число благоприятных событий – (50 – 13), общее число событий – 50.
Вероятность события «не достанется вопрос про Александра Второго» равна .
Ответ: 0,74.
Вариант 4.
В сборнике билетов по математике всего 20 билетов, в 16 из них встречается вопрос по логарифмам. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику достанется вопрос по логарифмам.
Решение.
Число благоприятных исходов – 16, общее число событий – 20.
Вероятность события «достанется вопрос по логарифмам» равна .
Ответ: 0,8.
Задача В 11
Вариант 1.
Найдите объём многогранника, вершинами которого являются точки , D, A1,B1,C1,D1,E1, F1 правильной шестиугольной призмы , площадь основания которой равна 12, а бо- ковое ребро равно 2.
Решение.
Многогранник D, A1,B1,C1,D1,E1, F1 – шестиугольная пирамида с вершиной D и основанием A1,B1,C1,D1,E1, F1 . Пирамида и призма имеют одно и то же основание, их высоты равны. Объём пирамиды равен , где –S площадь основания, h– высота пирамиды.
Объём пирамиды равен
Ответ: 8.
Вариант 3.
Найдите объём многогранника, вершинами которого являются точки C,
A , 1 B , 1 C правильной треугольной призмы ABCA1 B1 C1 , площадь ос-
нования которой равна 4, а боковое ребро равно 9.
Решение.
Многогранник CA1B1C 1 – треугольная пирамида с вершиной C и основа-
нием A1B1C1 . Пирамида и призма имеют одно и то же основание, их высоты равны. Объём пирамиды равен Sh
где S – площадь основания, h – высота пирамиды (боковое ребро
прямой призмы).
Объём пирамиды равен
Ответ: 12.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вариант № 35478188
1. Задание 1 № 323514
Одного рулона обоев хватает для оклейки полосы от пола до потолка шириной 1,6 м. Сколько рулонов обоев нужно купить для оклейки прямоугольной комнаты размерами 2,3 м на 4,2 м?
2. Задание 2 № 512488
Материальная точка движется от начального до конечного положения. На рисунке изображён график её движения. На оси абсцисс откладывается время в секундах, на оси ординат — расстояние от начального положения точки (в метрах). Найдите среднюю скорость движения точки. Ответ дайте в метрах в секунду.
3. Задание 3 № 27451
Найдите синус угла В ответе укажите значение синуса, умноженное на
4. Задание 4 № 320177
Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 40% яиц из первого хозяйства — яйца высшей категории, а из второго хозяйства — 20% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 35% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.
5. Задание 5 № 77379
Решите уравнение
6. Задание 6 № 27943
К окружности, вписанной в треугольник ABC, проведены три касательные. Периметры отсеченных треугольников равны 6, 8, 10. Найдите периметр данного треугольника.
7. Задание 7 № 119973
Прямая является касательной к графику функции Найдите , учитывая, что абсцисса точки касания больше 0.
8. Задание 8 № 27099
Объем куба равен Найдите его диагональ.
9. Задание 9 № 26840
Найдите , если
10. Задание 10 № 28000
Датчик сконструирован таким образом, что его антенна ловит радиосигнал, который затем преобразуется в электрический сигнал, изменяющийся со временем по закону , где – время в секундах, амплитуда В, частота /с, фаза Датчик настроен так, что если напряжение в нeм не ниже чем В, загорается лампочка. Какую часть времени (в процентах) на протяжении первой секунды после начала работы лампочка будет гореть?
11. Задание 11 № 99568
Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?
12. Задание 12 № 77492
Найдите точку максимума функции , принадлежащую промежутку
13. Задание 13 № 519423
а) Решите уравнение .
б) Найдите его корни, принадлежащие отрезку .
14. Задание 14 № 509022
На ребре AA1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взята точка E так, что A1E = 6EA. Точка T — середина ребра B1C1. Известно, что AD = 12, AA1 = 14.
а) Докажите, что плоскость ETD1 делит ребро BB1 в отношении 4 : 3.
б) Найдите площадь сечения параллелепипеда плоскостью ETD1.
15. Задание 15 № 508345
Решите неравенство:
16. Задание 16 № 504546
На гипотенузу AB прямоугольного треугольника ABC опустили высоту CH. Из точки H на катеты опустили перпендикуляры HK и HE.
а) Докажите, что точки A, B, K и E лежат на одной окружности.
б) Найдите радиус этой окружности, если AB = 12, CH = 5.
17. Задание 17 № 509583
Жанна взяла в банке в кредит 1,2 млн рублей на срок 24 месяца. По договору Жанна должна вносить в банк часть денег в конце каждого месяца. Каждый месяц общая сумма долга возрастает на 2%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Жанной банку в конце месяца. Суммы, выплачиваемые Жанной, подбираются так, чтобы сумма долга уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину каждый месяц. Какую сумму Жанна выплатит банку в течение первого года кредитования?
18. Задание 18 № 513111
Найдите все значения a, при каждом из которых система
имеет ровно два различных решения.
19. Задание 19 № 505570
За победу в шахматной партии начисляют 1 очко, за ничью ─ 0,5 очка, за проигрыш ─ 0 очков. В турнире принимают участие m мальчиков и d девочек, причём каждый играет с каждым дважды.
а) Каково наибольшее количество очков, которое в сумме могли набрать девочки, если m = 3, d = 2?
б) Какова сумма набранных всеми участниками очков, если m + d = 10.
в) Каковы все возможные значения d, если m = 7d и известно, что в сумме мальчики набрали ровно в 3 раза больше очков, чем девочки?
Предварительный просмотр:
Вариант № 35478188
1. Задание 1 № 323514
Одного рулона обоев хватает для оклейки полосы от пола до потолка шириной 1,6 м. Сколько рулонов обоев нужно купить для оклейки прямоугольной комнаты размерами 2,3 м на 4,2 м?
Решение.
Периметр комнаты равен 2,3 + 4,2 + 2,3 + 4,2 = 13 м. Поскольку 13 : 1,6 = 8,125, для оклейки комнаты необходимо 9 рулонов обоев.
Ответ: 9.
Примечание.
В действительности комнаты имеют двери и окна, размеры которых необходимо принимать во внимание.
Ответ: 9
2. Задание 2 № 512488
Материальная точка движется от начального до конечного положения. На рисунке изображён график её движения. На оси абсцисс откладывается время в секундах, на оси ординат — расстояние от начального положения точки (в метрах). Найдите среднюю скорость движения точки. Ответ дайте в метрах в секунду.
Решение.
Чтобы найти среднюю скорость движения точки, необходимо перемещение поделить на время прохождения: м/с
Ответ: 1,6
Ответ: 1,6
3. Задание 3 № 27451
Найдите синус угла В ответе укажите значение синуса, умноженное на
Решение.
Проведем перпендикуляр BK из точки B на продолжение луча OA за точку А. Углы ВОА и ВОК смежные, их синусы равны:
Тогда
Ответ: 1.
Ответ: 1
4. Задание 4 № 320177
Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 40% яиц из первого хозяйства — яйца высшей категории, а из второго хозяйства — 20% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 35% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.
Решение.
Пусть событие состоит в том, что яйцо имеет высшую категорию, события и состоят в том, что яйцо произведено в первом и втором хозяйствах соответственно. Тогда события и — события, состоящие в том, что яйцо высшей категории произведено в первом и втором хозяйстве соответственно. По формуле полной вероятности, вероятность того, что будет куплено яйцо высшей категории, равна:
Поскольку по условию эта вероятность равна 0,35, поэтому для вероятности того, что купленное яйцо произведено в первом хозяйстве имеем:
Примечание Ивана Высоцкого.
Это решение можно записать коротко. Пусть — искомая вероятность того, что куплено яйцо, произведенное в первом хозяйстве. Тогда — вероятность того, что куплено яйцо, произведенное во втором хозяйстве. По формуле полной вероятности имеем:
Ответ: 0,75.
Приведем другое решение.
Пусть в первом хозяйстве агрофирма закупает яиц, в том числе, яиц высшей категории, а во втором хозяйстве — яиц, в том числе яиц высшей категории. Тем самым, всего агрофирма закупает яиц, в том числе яиц высшей категории. По условию, высшую категорию имеют 35% яиц, тогда:
Следовательно, у первого хозяйства закупают в три раза больше яиц, чем у второго. Поэтому вероятность того, что купленное яйцо окажется из первого хозяйства равна
Ответ: 0,75
5. Задание 5 № 77379
Решите уравнение
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: −2.
Ответ: -2
6. Задание 6 № 27943
К окружности, вписанной в треугольник ABC, проведены три касательные. Периметры отсеченных треугольников равны 6, 8, 10. Найдите периметр данного треугольника.
Решение.
Отрезки касательных, проведенных к окружности из точек соответственно равны друг другу. Поэтому
Следовательно,
Ответ: 24.
Ответ: 24
7. Задание 7 № 119973
Прямая является касательной к графику функции Найдите , учитывая, что абсцисса точки касания больше 0.
Решение.
Условие касания графика функции и прямой задаётся системой требований:
В нашем случае имеем:
По условию абсцисса точки касания положительна, поэтому x = 0,5, откуда b = −33.
Приведём другое решение.
Касательная к параболе имеет с ней единственную общую точку, поэтому уравнение должно иметь единственное решение, а значит, должен равняться нулю дискриминант уравнения Найдем его:
Дискриминант обращается в нуль при или
Проверим, положительны ли абсциссы точек касания при найденных значениях параметра. Для этого подставим их в уравнение При имеем:
Аналогично при имеем:
Точка касания имеет положительную абсциссу при
Ответ: −33.
Ответ: -33
8. Задание 8 № 27099
Объем куба равен Найдите его диагональ.
Решение.
Если ребро куба равно , то его объем и диагональ даются формулами и Следовательно,
Тогда диагональ равна 6.
Ответ: 6.
Ответ: 6
9. Задание 9 № 26840
Найдите , если
Решение.
Подставим аргументы в формулу, задающую функцию:
Следовательно,
Ответ: 0.
Ответ: 0
10. Задание 10 № 28000
Датчик сконструирован таким образом, что его антенна ловит радиосигнал, который затем преобразуется в электрический сигнал, изменяющийся со временем по закону , где – время в секундах, амплитуда В, частота /с, фаза Датчик настроен так, что если напряжение в нeм не ниже чем В, загорается лампочка. Какую часть времени (в процентах) на протяжении первой секунды после начала работы лампочка будет гореть?
Решение.
Задача сводится к решению уравнения при заданных значениях амплитуды сигнала, частоты и фазы:
На протяжении первой секунды лампочка будет гореть с, то есть % времени.
Ответ: 50.
Ответ: 50
11. Задание 11 № 99568
Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?
Решение.
Условие «если бы зарплата отца увеличилась вдвое, доход семьи вырос бы на 67%» означает, что зарплата отца составляет 67% дохода семьи. Условие «если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, доход семьи сократился бы на 4%», означает, что 2/3 стипендии составляют 4% дохода семьи, то есть вся стипендия дочери составляет 6% дохода семьи. Таким образом, доход матери составляет дохода семьи.
Ответ: 27.
Ответ: 27
12. Задание 12 № 77492
Найдите точку максимума функции , принадлежащую промежутку
Решение.
Найдем производную заданной функции:
На заданном промежутке (первая четверть без граничных точек) синус не обращается в нуль и принимает только положительные значения. Поэтому единственный нуль производной — число 1,5.
Определим знаки производной функции: она положительна при x < 1,5 и отрицательна при x > 1,5. Поэтому искомая точка максимума — число 1,5.
Ответ: 1,5.
Ответ: 1,5
13. Задание 13 № 519423
а) Решите уравнение .
б) Найдите его корни, принадлежащие отрезку .
Решение.
а) Сделаем замену возведём обе части в квадрат
тогда . Имеем:
Вернемся к исходной переменной. Если , то
Если , то
б) Выясним, какие из найденных корней принадлежат отрезку В силу неравенств
и
из найденных корней уравнения заданному отрезку принадлежат только числа и
Ответ: а) б)
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах. | 2 |
Обоснованно получен верный ответ в пункте а), ИЛИ получены неверные ответы из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения пункта а) и пункта б). | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
14. Задание 14 № 509022
На ребре AA1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взята точка E так, что A1E = 6EA. Точка T — середина ребра B1C1. Известно, что AD = 12, AA1 = 14.
а) Докажите, что плоскость ETD1 делит ребро BB1 в отношении 4 : 3.
б) Найдите площадь сечения параллелепипеда плоскостью ETD1.
Решение.
а) Проведём отрезок и в плоскости грани проведём через точку прямую, параллельную Эта прямая пересечёт ребро в точке Точка лежит в плоскости Треугольники и подобны, как треугольники с параллельными сторонами, следовательно,
Таким образом, Тогда и
б) Четырёхугольник — сечение параллелепипеда плоскостью Поскольку стороны и параллельны, но не равны. Четырёхугольник — трапеция. Продолжим боковые стороны и до пересечения в точке Точка — середина поэтому отрезок — средняя линия треугольника Из равенства треугольников и получаем откуда то есть трапеция — равнобедренная.
Найдём стороны трапеции:
Высота равнобедренной трапеции
Тогда
Ответ: б) 90.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Обоснованно получены верные ответы в пунктах а) и б) | 2 |
Выполнен только один из пунктов а) или б) | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, приведённых выше | 0 |
Максимальный балл | 2 |
*Критерии распространяются и на случай использования координатного метода
15. Задание 15 № 508345
Решите неравенство:
Решение.
Приведём выражение к общему знаменателю:
Предпоследнее преобразование верно, так как модуль не может принимать отрицательных значений.
Получаем или
Ответ:
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Обоснованно получен верный ответ. | 2 |
Допущена единичная ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения. | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
16. Задание 16 № 504546
На гипотенузу AB прямоугольного треугольника ABC опустили высоту CH. Из точки H на катеты опустили перпендикуляры HK и HE.
а) Докажите, что точки A, B, K и E лежат на одной окружности.
б) Найдите радиус этой окружности, если AB = 12, CH = 5.
Решение.
а) Предположим для определённости, что точка E лежит на катете BC, а точка K — на катете AC. Проведём отрезок KE и заметим, что он является гипотенузой прямоугольного треугольника KCE, подобного треугольнику ABC.
Рассмотрим углы четырёхугольника ABEK. Если ∠ABE = α то
, а
Значит,
Сумма двух противоположных углов в четырёхугольнике 180°, следовательно, четырёхугольник вписан в окружность.
б) Радиус окружности, проходящей через точки A, B и E, найдем по теореме синусов:
Из подобия треугольников CEH и ABC находим
откуда
Тогда
Поэтому
Следовательно, искомый радиус
Приведем решение п. б) присланное пользователем сайта.
Продолжим отрезок КН за точку Н и точку его пересечения окружностью назовем Р. Очевидно, следовательно, Заметим, что как вписанные, опирающиеся на одну дугу. Значит, то есть — прямой. Таким образом, и CHPB — параллелограмм, в котором BP = CH = 5, а AP диаметр окружности. Найдем его из прямоугольного треугольника ABP:
Следовательно, искомый радиус
Ответ:
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Имеется верное доказательство утверждения пункта a) и обоснованно получен верный ответ в пункте б) | 3 |
Получен обоснованный ответ в пункте б) ИЛИ имеется верное доказательство утверждения пункта а) и при обоснованном решении пункта б) получен неверный ответ из-за арифметической ошибки | 2 |
Имеется верное доказательство утверждения пункта а) ИЛИ при обоснованном решении пункта б) получен неверный ответ из-за арифметической ошибки, ИЛИ обоснованно получен верный ответ в пункте б) с использованием утверждения пункта а), при этом пункт а) не выполнен | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, приведённых выше | 0 |
Максимальный балл | 3 |
17. Задание 17 № 509583
Жанна взяла в банке в кредит 1,2 млн рублей на срок 24 месяца. По договору Жанна должна вносить в банк часть денег в конце каждого месяца. Каждый месяц общая сумма долга возрастает на 2%, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Жанной банку в конце месяца. Суммы, выплачиваемые Жанной, подбираются так, чтобы сумма долга уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину каждый месяц. Какую сумму Жанна выплатит банку в течение первого года кредитования?
Решение.
Пусть Bi — размер долга Жанны на конец месяца i, Xi — платеж Жанны в конце месяца i. Мы знаем, что имеет место соотношение Bi = 1,02Bi − 1 − Xi. Кроме того, мы знаем, что последовательность (Bi) является арифметической прогрессией. При этом B0 = 1200 тыс. руб., а B24 = 0, так как в конце срока кредитования долг Жанны должен быть равен нулю. Этих двух точек достаточно, чтобы узнать всю последовательность Bi: Значит,
Поскольку Xi линейно зависит от i, последовательность Xi также является арифметической прогрессией. Значит,
тыс. рублей.
Ответ: 822 тыс. рублей.
Приведём другое решение.
Ежемесячно Жанна возвращает банку по 1,2 млн : 24 = 50 тыс. руб. тела долга и выплачивает равномерно уменьшающуюся от максимального значения до нуля сумму процентов за пользование кредитом. За первый месяц это 0,02 · 1,2 млн = 24 тыс. руб. За второй месяц на 1/24 меньше то есть 23 тыс. руб., затем 22 тыс. руб. и так далее. Поэтому выплаты за 12 первых месяцев составят арифметическую прогрессию с первым членом 74, последним — 63 тыс. руб. Ее сумма равна 12(74 + 63)/2 = 822 тыс. руб.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Обоснованно получен верный ответ | 3 |
Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели и получен результат: — неверный ответ из-за вычислительной ошибки; — верный ответ, но решение недостаточно обосновано | 2 |
Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели, при этом решение может быть не завершено | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 |
Максимальный балл | 3 |
18. Задание 18 № 513111
Найдите все значения a, при каждом из которых система
имеет ровно два различных решения.
Решение.
Решим первое уравнение:
Рассмотрим случай (1): y = −7. При любом a получаем одно решение x = a + 7, для которого неравенство x ≥ −3 верно только при a ≥ −10.
Рассмотрим случай (2):
Так как то при корней нет, при получаем один корень при получаем два различных корня. У параболы — ветви вверх, абсцисса вершины равна
Значит, оба корня не меньше -3 при то есть при а при один корень меньше −3, а другой — больше −3.
Соберем сведения о числе решений в случаях (1) и (2) в таблице
a | a < −10 | −10 ≤ a < −3 | −3 ≤ a < 9,25 | a = 9,25 | a > 9,25 |
Число решений (1) | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число решений (2) | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
Остаётся учесть те значения a, при которых решение из случая (1) совпадает с одним из решений случая (2). Тогда с учётом из получаем, что x = 4, a = −3.
Ответ:
Примечание: для решения задачи можно использовать графо-аналитический метод.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Обоснованно получен правильный ответ. | 4 |
С помощью верного рассуждения получены все верные значения параметра, но в ответ включены также и одно-два неверных значения. | 3 |
С помощью верного рассуждения получено хотя бы одно верное значение параметра. | 2 |
Задача верно сведена к исследованию совокупности трёх квадратных уравнений относительно a. | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше. | 0 |
19. Задание 19 № 505570
За победу в шахматной партии начисляют 1 очко, за ничью ─ 0,5 очка, за проигрыш ─ 0 очков. В турнире принимают участие m мальчиков и d девочек, причём каждый играет с каждым дважды.
а) Каково наибольшее количество очков, которое в сумме могли набрать девочки, если m = 3, d = 2?
б) Какова сумма набранных всеми участниками очков, если m + d = 10.
в) Каковы все возможные значения d, если m = 7d и известно, что в сумме мальчики набрали ровно в 3 раза больше очков, чем девочки?
Решение.
а) Каждая из двух девочек могла выиграть оба раза у всех троих мальчиков, получив в сумме 6 очков. Сыграв две партии друг с другом, девочки распределили между собой ещё 2 очка. Всего очков.
б) Играя по две партии каждый с каждым, десять детей играют всего партий. В каждой партии вне зависимости от её исхода разыгрывается одно очко. Поэтому всего набрано 90 очков.
в) Всего детей было играя по две партии каждый с каждым они сыграли между собой партий и разыграли очков. Из них у мальчиков три четверти очков, а у девочек — одна четверть, то есть у девочек очков. Заметим, что если каждая девочка выиграла у всех мальчиков, то вместе девочки набрали максимум очков, а играя между собой, девочки распределили очков. Поэтому наибольшее количество очков, которое могли набрать девочки, равно Тем самым, имеем: Следовательно, девочек не могло быть больше одной.
Если девочка была одна, то мальчиков было семеро. Они сыграли 56 партий и разыграли 56 очков. Девочка набрала 14 очков, выиграв у каждого из мальчиков по две партии. Играя между собой, мальчики разыграли оставшиеся 42 очка.
Ответ: а) 14; б) 90; в) 1.
Приведём похожее решение.
а) Всего девочки играют 2 партии между собой и 12 партий против мальчиков (по 6 каждая). Поэтому максимальное суммарное число очков, которые они могут набрать, равно 2+12=14.
б) Если участников всего 10, то каждый играет с 9-ю другими участниками по два раза, значит, всего происходит 18 туров по 5 партий в каждом. В 90 партиях разыгрывается 90 очков, поэтому ответ 90.
в) Пусть девочек , а мальчиков В партиях между собой девочки набрали очков, а мальчики в партиях между собой набрали очков. Всего состоялось партий. Значит, партий между мальчиками и девочками состоялось Пусть девочки набрали в них x очков. Тогда получаем уравнение: , откуда или Ясно, что , отсюда , то есть или Понятно, что 0 — посторонний корень. Если девочка была одна, то мальчиков было 7, в случае, когда девочка выиграла у всех мальчиков по два раза, она набрала 14 очков. При этом мальчики сыграли между собой 42 партии и набрали 42 очка, например, сыграли все эти партии вничью или любым другим образом.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты | 4 |
Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов | 3 |
Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов | 2 |
Верно получен один из следующих результатов: — обоснованное решение п. а; — обоснованное решение п. б; — искомая оценка в п. в; — пример в п. в, обеспечивающий точность предыдущей оценки | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Ключ
№ п/п
№ задания
Ответ
1
323514
9
2
512488
1,6
3
27451
1
4
320177
0,75
5
77379
-2
6
27943
24
7
119973
-33
8
27099
6
9
26840
0
10
28000
50
11
99568
27
12
77492
1,5
13
519423
а) б)
14
509022
б) 90.
15
508345
16
509583
822 тыс. рублей.
17
513111
18
505570
а) 14; б) 90; в) 1.