Педагогические чтения

Чемоданова Ирина Сергеевна

В данном разделе представлены мои работы на районные педагогические чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya_2015.docx43.37 КБ
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx45.97 КБ
Файл inovatsionnaya_deyatelnost.docx48.83 КБ
Файл doklad.docx70.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

Секция «Педагогическая практика организации внеурочной деятельности»

Тема «Организация внеурочной деятельности по математике»

Выполнила : Чемоданова Ирина Сергеевна,

учитель математики

 I квалификационной категории

Сегодня важно правильно понимать – что есть Стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это гарантированное предоставление ученику, семье качественных образовательных услуг.

     Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования.

       Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

          Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Актуальность данного проекта состоит  в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

       Я считаю, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

     Вместе с тем,  мы, педагоги, работаем  в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  • резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
  • ограниченности общения со сверстниками;
  • неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.

 Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:  

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Я считаю, что основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Решить эти задачи позволяет программа математического кружка «Занимательная математика», рассчитанного на 34 часа (1 час в неделю). Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или в 8 классе начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания данной программы я учитываю возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных мною заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использую общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

    Актуальность программы «Занимательная математика», которая входит в общеинтелектуальное направление, определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.   Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

   Содержание программы  «Занимательная математика» соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

           Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в конкурсах различного уровня;

-проектная деятельность, творческие работы

-самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, которые я использую в системе работы кружка,  основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.   

Цель данной программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этих целей обеспечиваю посредством решения следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся навыков научно- исследовательского характера;
  • Воспитание высокой культуры математического мышления;
  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  • Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  • Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • Личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • Подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • Оптимальное сочетание форм деятельности;
  • Доступность.

Применение  современных информационных технологий позволяет повысить мне качество внеурочной деятельности:

 -использую компьютерные презентации из Единой коллекции ЦОР;

  -провожу тестирования с  использованием компьютерных программ;

  -использую информационные ресурсы не только как  наглядность, но и  для закрепления и расширение теоретических знаний, практических навыков,    контроля усвоения  материала;

 -участвую вместе с детьми в различных   конкурсах;

 -выхожу вместе с детьми в Интернет  для поиска и использования информации в учебном процессе.

Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

        И как результат работы данного кружка, ежегодно увеличивается количество учащихся, которые принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предмету математика.

Мониторинг участия во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах

Учебный год

Название олимпиады

Количество участников

Результат

2012-2013 г

Международный математический конкурс «Кенгуру»

15

Участие

2012-2013 г

Общероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус-2012» осенняя сессия

9

Участие

2012-2013 г

Общероссийский конкурс по математике «Мультитест-2012»

5

Участие

2013-2014 г

Общероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус-2013» осенняя сессия

12

Диплом лауреата ученица 5 класса      

(10 место)

2013-2014 г

Дистанционная олимпиада по математике 5 класс(videourok.net)

2

-Диплом 3 степени ученица 5 класса  

-Сертификат за участие ученик 5 класса

2013-2014 г

Дистанционная олимпиада по математике 6 класс (videourok.net)

2

Диплом 3 степени ученик и ученица 6 класса

2014-2015 г

Дистанционная олимпиада по математике 5 класс(videourok.net)

2

-Диплом 1 степени ученица 5 класса

-Диплом 3 степени ученица 5 кл

2014-2015 г

Дистанционная олимпиада по математике 6  класс(videourok.net)

2

Дипломы 3 степени (2 уч)

2014-2015 г

Дистанционная олимпиада по математике 7 класс(videourok.net)

4

Сертификаты участниов

Позитивная динамика участия в международных конкурсах

Учебный год

«Кенгуру»

(Количество участников)

«Олимпус»

(Количество участников)

2010-2011 уч.год

10

-

2012-2013 уч.год

15

9

2013-2014 уч.год

23

12

Итак, внеурочная деятельность – это здорово (да ещё когда позволяет занимаемая площадь, условия, материальная база)… внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.

 Детское творчество неисчерпаемо.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Работа с одарёнными обучающимися на уроках математики  и во внеурочной деятельности

Выполнила: Чемоданова Ирина Сергеевна,

учитель математики

 I квалификационной категории

Актуальность опыта

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Эти стандарты, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций учащихся.  Компетентностный подход в образовании способствует развитию творческих способностей, развивает коммуникативные способности, учит человека управлению собственной деятельностью, формирует самостоятельность.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, обладающей нестандартным мышлением, умеющей ставить и решать новые задачи. Поэтому существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:

- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.

Теоретическая база опыта 

  Для решения проблемы опираюсь на работы Е.В.Бондаревской, С.Г.Воровщикова, М.В.Рыжакова, А.В.Хуторского, И.С.Фришман. В этих исследованиях компетентностный подход основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности.

Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Им рассмотрена одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Работа Т. Хромовой «Одаренные дети» посвящены методикам работы с одаренными детьми в обычной школе. Например, в статье «Одаренный ребенок нуждается в… дискомфорте» речь идет о методе «развивающего дискомфорта», который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности.

Статья М.А. Лопатиной «Работа с одаренными учащимися» ориентируют педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально реализоваться.

Дж. Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: ·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); ·   креативности; ·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Рензулли, обсуждая качественные особенности обучения одарённых детей, писал, что содержание их учебных программ должно: выходить за рамки общепринятой, учитывать специфику интересов, соответствовать стилю усвоения знаний, не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Основной вопрос в обучении заключается не в том, насколько одарён или способен данный человек, а в том, какова одарённость и каковы способности данного человека. Только реализация личностного подхода в обучении обеспечит развитие в детский период здоровой, гармоничной, уникальной личности ребёнка.

Новизна опыта.

Уровень новизны определяется умением учителя создать такие условия обучения, которые помогают учащимся развивать свои интеллектуальные, аналитические, творческие способности.

Описание опыта 

  Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания т.к. при традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими обучающимися. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

 Поэтому я в своей работе  регулярно использую дифференциацию и индивидуализацию в обучении.  

    Система  работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: 

  1. выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений;
  2. изучение индивидуальных способностей  и возможностей одаренного ребёнка;
  3. изучение интересов обучающихся в изучаемом предмете, разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одарённого ребёнка;
  4. развитие творческих способностей на уроках;
  5. развитие способностей во внеурочной деятельности                             (олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа);
  6. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
  7. формирование банка данных одарённых детей школы.

   Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В этой связи мне представляется наиболее значимым следующий комплекс мероприятий:

 - выявление сведений об успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от учителей начальных классов. Для этого предлагаю примерно такие вопросы:

  • замечали ли Вы у  ребенка проявление каких-либо способностей?
  • в каком возрасте это произошло?
  • что Вы предприняли тогда?
  • какими способами Вы поддерживали  интерес к творчеству у ребенка?

- диагностика детей с помощью различных тестов для выявления творческих способностей у детей как одного из главных показателей творческой одаренности, различных свойств памяти, развитости воображения, развитости интеллекта, речевой готовности, математических способностей.

Такие дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Реализация образовательных стратегий при работе с одаренными детьми на уроках математики.

Основным принципом моей работы является создание на уроке ситуации успеха. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует эффективности обучения, в частности, раскрепощает мысль, воображение, побуждает к творчеству.

Я  изучаю индивидуальные особенности учеников в классе.

Затем работаю в трех направлениях:

 I - разноуровневый подход к детям.

Использую разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

Использую разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе.

Учу работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.

 III - обучение исследовательской  и проектной работе.

   Использую задачи с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания  предлагаю, как дополнительные  ( т.е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)

  Систематически предлагаю учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.  Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

  Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, помогаю детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

В своей работе в основном применяю технологию проблемного обучения.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Технология проблемного обучения - это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками  и развитие мыслительных способностей

Методические приемы, создания проблемных ситуаций, которые я использую:

- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения

- сталкиваю противоречия практической деятельности

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос

- побуждаю обучаемых  делать сравнения, обобщения, выводы из

ситуации, сопоставлять факты

- ставлю конкретные вопросы

- определяю проблемные теоретические и практические задания

- формулирую проблемные задачи

Для того чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать математические задачи забочусь о развитии у них математического кругозора, о создании реально чувственной основы для воображения.

Чтобы проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, способствовала повышению активности учащихся, интереса к обучению, я руководствуюсь  в своей работе с детьми следующими принципами:

Последовательность: 

Перед учащимся ставлю такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть последующее усвоению новые  знания или действия. При этом соблюдаю такие условия:

- задания основываются на тех  знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

- выполнение проблемного задания вызывает у учащихся потребность в усвоении знаний.

Индивидуальность:

 Предлагаемое учащимся проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям.

Доступность:

 Проблемное задание предшествует усвоению учебного материала.

Новизна: 

В качестве проблемных заданий выступают:

- учебные задачи;

- вопросы;

- практические задания и т.п.

Таким образом, на уроках геометрии использую лабораторно- практические работы. Например,

7 класс, тема: «Вертикальные углы»

Цель работы: сформулировать свойство вертикальных углов.

Указание к работе

1. Нарисуйте три пары пересекающихся прямых.

2. Обозначьте на каждом чертеже вертикальные углы 1,2,3,4.

3. Измерьте градусные меры этих углов.

4. Результаты измерений занесите в таблицу. Сравните углы 1 с 3, 2 с 4.

5. Сформулируйте гипотезу.

Для развития творческого мышления в своей работе применяю игровые приемы работы с текстом.

        На уроках геометрии использую компьютерные презентации для работы с чертежом

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных  лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес у учеников. Такое обучение  заставляет  искать истину и всем коллективом находить ее.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Также использую элементы технологии развивающего, поискового метода, что обеспечивает высокую работоспособность школьников. Особое внимание уделяю самостоятельности, опережающему методу обучения. Развиваю мышление у детей, творческое воображение, память, осознанную правильную речь. 

   Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде  рассматриваю на дополнительных занятиях, факультативах или предлагаю для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:

  • логические задачи,
  • математические ребусы,
  • инварианты,
  • принцип Дирихле,
  • геометрические задачи (на разрезание и др.),
  • арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.                 

Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использую  готовые ресурсы на CD-дисках, а также разработанные мною или учащимися, это позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль.

  Ежегодно  провожу «Неделю математики», нестандартные конкурсы и игры: « Проще простого» , «Ох, уж эта математика!», "Аукционы", "Математическая ярмарка", " КВН-Ассорти " и др. Главный результат мероприятий - появление новых "звёздочек", открытие нового и неизведанного.

    Обучающимся 5-6 классов,  уделяю особое внимание, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей.  

Оценка эффективности работы, результаты.

Определилась группа ребят, проявляющих интерес к математике:, которые принимают участие в школьных, районных олимпиадах, а также в различных Всероссийских конкурсах: «Кенгуру», «Лисёнок», «Молодежное движение», «Математический ребус», «Видеоурок» и др . С этими  учащимися веду индивидуальную работу.

Позитивная динамика участия в международных конкурсах

Учебный год

«Кенгуру»

(Количество участников)

«Олимпус»

(Количество участников)

2012-2013 уч.год

10

-

2013-2014 уч.год

15

9

2014-2015 уч.год

23

12

Диплом лауреата ученица 5 класса (10 место) в конкурсе «Олимпус»

Участие во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах

Дистанционная олимпиада по математике (videourok.net)

Учебный год

Количество участников        

Результат

2013-2014 г

5 класс- 2 уч

-Диплом 3 степени

-Сертификат за участие

6 класс- 2 уч

-Диплом 3 степени

-Диплом 3 степени

2014-2015 г

5 класс -2 уч

-Диплом 1 степени

-Диплом 3 степени

6 класс -2 уч

-Диплом 3 степени

-Диплом 3 степени

7 класс-3 уч

-Сертификаты за участие

Название

Уровень

Учебный год

Количество участников

Результат

intolimp.org

международный

2015-2016

6

5 класс-Диплом 3 степени

6 класс –Диплом 3 степени

7 класс –Диплом 3 степени

Молодежное движение

международный

2015-2016

9

5 класс-Диплом 1 степени

6 класс(2 уч)

Дипломы 2 степени

7 класс-

Диплом 3 степени

8 класс-

Диплом 3 степени

Ребус

международный

2015-2016

3

5 класс-Диплом 2 степени

6 класс-Диплом 3 степени

Лисенок

международный

2015-2016

4

5 класс(2 уч) -Диплом 1 и 3 степени,

Диплом

6 класс(2уч)-Дипломы 2 степени

Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как я абсолютно убеждена в том, что обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.                                                          

   Основное правило в работе с одарёнными детьми - «Не навреди».                Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.

   Конечно, перечислить все формы и методы при работе с одаренными детьми невозможно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. А при   всех   существующих трудностях в  системе   общего  среднего образования  сегодня   открываются  новые  возможности  для развития личности обучающегося и одаренной личности в частности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

Секция «Инновационная деятельность педагогов (воспитателей), образовательных организаций в условиях введения ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС ДО »

Тема «Инновационная деятельность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО  »

Выполнила : Чемоданова Ирина Сергеевна,

учитель математики

 I квалификационной категории

Создание востребованной и шагающей в ногу со временем школы, способной обучить,  развить и воспитать из ребенка личность 21 века, требует обязательного внедрения в процесс обучения инновационной деятельности педагога. Данное требование отражено в федеральных государственных образовательных стандартах. Но что же такое инновация? Слово говорит само за себя, это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта. Саранцева в своей статье «Инновации в педагогическом процессе» определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. В данном случае, целью инновационной деятельности будет улучшение качества работы. Основные признаки инновационной деятельности:

  1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
  2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
  3. Повышения интереса у детей к обучению.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому нести ученику информационную культуру действенных знаний. При всём разнообразии методических подходов на первый план в условиях введения ФГОС ООО,  выдвигается системно- деятельностный подход в обучении, т.к. воспитательно - образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей учащихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. 

В своей работе учителем математики я использую технологию дифференцированного обучения. В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. В Программе для общеобразовательных учреждений по математике так и отмечается: «Принципиальным положением организации школьного математического образования становится дифференциация обучения математике в основной школе».
Различают уровневую и профильную дифференциацию. В основной школе преобладает уровневая дифференциация. Она выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим является уровень обязательной подготовки. На ее основе формируется более высокие уровни овладения материалом.
В своей работе к дифференциации подхожу постепенно. Принимая 5 класс, изучаю результаты обучения учащихся в начальной школе, наблюдаю за психологией детей, провожу диагностику, тем самым накапливаю материал для включения учащихся в дифференцированную работу. Явно учащимся о разделении их на группы не сообщаю. Я считаю не гуманным заявить ребенку о его низких математических способностях. Такое «мнимое» разделение дает мне возможность работать со слабыми учениками по формированию важных опорных знаний, а с сильными - овладевать материал на более высоких уровнях. 

Провожу разные анкеты, практикую диагностику «Типы мышления» по Лернеру И.Я., что позволяет производить отбор материала преподавания, продумывать индивидуальные дифференцированные  задания.

Например:

АНКЕТА № 1 «Учитель - ученик»

1.Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель умело готовит меня к контрольной работе или экзамену.

4. Учитель - справедливый человек.

5. Учителю не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя для меня закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель всегда может дать разумный совет.

11. Я полностью доверяю учителю.

12. Оценка учителя очень важна для меня.

13. Учитель в основном работает по шаблону.

14. Работать с учителем одно удовольствие.

15. Учитель мне уделяет мало внимания.

16. Учитель не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19. У меня нет сомнений в правильности необходимости тех методов и средств, которые применяет учитель.

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает  меня за малейший проступок.

22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

1. оценка компетентности: «ДА» - 1, 4, 7, 10, 19, 22; «НЕТ» - 2, 5, 17, 20

2.уровень симпатии к вам как человеку: «ДА» -8,11,14,23; «НЕТ» - 2,5,17,20;

3. взаимодействие, взаимопонимание: «ДА» - 3,6,12,18; «НЕТ» - 9,15,21,24,

Максимум 8 б.

Анкета № 2  Определить тип мышления.

(Диагностика выявления типа мышления ребенка по Лернеру И.Я.)

I уровень - Слушаю  объяснение учителя, читая текст учебника понимаю, но не могу пересказать.

II уровень- репродуктивный. Слушаю  объяснение учителя, читая текст     учебника понимаю,  могу пересказать.

III уровень- проблемного изложения.  Могу прочитать и осветить какой- либо вопрос.

IV уровень - эвристический, проблемно-поисковый, творческий.  Могу самостоятельно найти необходимый материал

V уровень - научно-поисковый. Могу написать реферат, доклад, выполнить сложные поисковые, творческие задания самостоятельно.

Задание оцените себя по уровням.

(Самооценка ребенка + оценка учителя + несколько предметников = средняя оценка в определении типа мышления)

Результаты диагностики 2016 год

класс, кол-во детей

уровень I

уровень II

уровень III

уровень IV

уровень V

5 класс,   6

3

2

1

0

6 класс ,  5

2

2

1

0

7 класс,  8

2

4

1

1

8 класс , 8

2

4

1

1

9 класс, 2

1

1

итого с 5-9 класс

о

9         31 %

12        41%

5         17 %

3        11 %

Выводы: Психология проблемного обучения приемлема для детей, имеющих творческий тип мышления, который позволяет мне работать по данному направлению. Из результатов диагностики видно, что преобладает III уровень- проблемное обучение (дети, имеющие логическое мышление).Это дети, с которыми можно работать, развивать их творческие, умственные способности. Учащиеся 5-9 классов в основном способны усваивать материал  проблемного, творческого уровня. Индивидуально необходимо продумывать дифференцированные задания для 3 учеников.  К научно - исследовательской деятельности готовы 3 учащихся. Самооценка при исследовании занижена у 2 детей, завышена у 1 ребенка. У остальных совпадает с мнением педагога.

Результаты диагностики 2016 года (итог по 5-9 классам)


Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями.
Этого я  добиваюсь,  используя технологию деятельностного подхода в обучении математике.
Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. 

Одним из путей перехода на ФГОС я считаю применение на уроках различных педагогических технологий. Также я применяю на своих уроках технологию проблемного обучения.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Технология проблемного обучения - это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками  и развитие мыслительных способностей

Методические приемы, создания проблемных ситуаций, которые я использую:

- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения

- сталкиваю противоречия практической деятельности

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос

- побуждаю обучаемых  делать сравнения, обобщения, выводы из

ситуации, сопоставлять факты

- ставлю конкретные вопросы

- определяю проблемные теоретические и практические задания

- формулирую проблемные задачи

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого я включаю их в специально организованную деятельность, делаю их «хозяевами» этой деятельности. Для этого  вырабатываю у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучаю способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке мной групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей» предлагаю учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте пример на умножение. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. 
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Очевидно, что такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре Ученик-«учитель». Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Я стараюсь привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое. При изучении нового материала использую такую форму работы, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. К примеру, таким образом можно организовать обучение преобразованию выражений, содержащих квадратные корни.

Использую элементы технологии развивающего, поискового метода, что обеспечивает высокую работоспособность школьников. Особое внимание уделяю самостоятельности, опережающему методу обучения. Развиваю мышление у детей, творческое воображение, память, осознанную правильную речь. 

Я думаю, что технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС позволяет открывать новые возможности для освоения различных областей и аспектов образовательной деятельности, поставить процесс обучения на более высокий качественный уровень. Поэтому на своих уроках необходимо использовать технологию проблемного обучения.

Один из этапов инновационного процесса – это организация внеурочной деятельности. Мною разработана программа внеурочной деятельности  «Занимательная математика», рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю) для 5-9 классов. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или в 8 классе начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Программа соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  и с реалиями сегодняшнего дня. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания данной программы я учитываю возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных мною заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

    Актуальность программы «Занимательная математика», которая входит в общеинтелектуальное направление, определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.   Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

   Содержание программы  «Занимательная математика» соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

           Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в конкурсах различного уровня;

-проектная деятельность, творческие работы

-самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям личностно-деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС ООО.

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

В связи с этим, стараюсь использовать не только традиционные формы урока:

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;

- урок повторение;

- контрольный урок;

но и нестандартные формы урока:

- уроки-зачёты;

-уроки- соревнования;

- уроки-исследования;

-уроки-семинар;

-уроки-деловые игры;

-уроки - пресс-конференции

-уроки взаимообучения учащихся

-уроки-аукционы

-уроки-формулы

-уроки-игры

        В моей работе прослеживается межпредметная связь, поэтому не только активные, творчески развитые учащиеся вовлечены в проведение классных и общешкольных мероприятий, но и менее активные дети также охотно принимают участие. Провожу недели математики, КВНы, математические игры, олимпиады, викторины. В классе имеется сменный стенд по математике с разнообразными задачами для учащихся, в целях повышения познавательного интереса, творческой активности учащихся.  Накопленный  материал хранится в кабинете математики.

Определилась группа ребят, проявляющих интерес к математике:, которые принимают участие в школьных, районных олимпиадах, а также в различных Всероссийских конкурсах: «Кенгуру», «Олимпус»,»Мультитест», «Математический ребус» и др .

Название

Уровень

Учебный год

Количество участников

Результат

«Олимпус»

международный

2016-2017

6

6 класс-

Диплом лауреата- 5 место (2 уч)

Молодежное движение

международный

2015-2016

9

5 класс-Диплом 1 степени

6 класс(2 уч)

Дипломы 2 степени

Ребус

международный

2015-2016

3

5 класс-Диплом 2 степени

6 класс-Диплом 3 степени

Лисенок

международный

2015-2016

4

5 класс(2 уч) -Диплом 1 и 3 степени,Диплом 6 класс(2уч)-Дипломы 2 степени

Для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.       Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Многие  учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Я считаю, что готовность к инновационной деятельности в современных условиях – одно из важнейших качеств педагога, без наличия которого достичь высокого уровня педагогического мастерства в условиях введения и реализации ФГОС просто невозможно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

Секция «Современные подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО »

Тема: «Использование технологии проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики   в условиях реализации ФГОС ООО»

Выполнила :Чемоданова Ирина Сергеевна,

учитель математики

Высшей  квалификационной категории

В настоящее время в школе большое внимание уделяется демократизации и гуманизации процесса обучения, повышению качества образования,  формированию режима учебной деятельности через вовлечение школьников в познавательный процесс. Эти изменения отразились на целях, задачах, методах, формах, содержании образования. Одним из структурных элементов содержания образования является творческая деятельность обучающихся. Обучение творческой деятельности способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности;  стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях. Результатом развития этих качеств, необходимых для творческой деятельности,  должен стать самостоятельно созданный творческий продукт. В связи с этим одной  из важнейших задач современной школы в условиях модернизации является развитие творческого мышления у школьников.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Я считаю, чтобы у школьников развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство, повторили путь человечества в познании.

В своей практике я имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В данный момент преподаю в 7,8, 9 и 10, 11 классах. У учителя сельской школы есть много проблем и трудностей. МБОУ Новотроицкая школа является малокомплектной. Накопляемость в классах в среднем по 5 человек, дети, в основном, из малообеспеченных семей. Чтобы не сдерживать обучающихся в развитии, я подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться и сильным, и слабым детям.

Рабочие программы составляю в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, ФГОС ООО, примерными учебными программами по математике для образовательных организаций.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, большое значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.

Проблема, над которой я работаю последние три года: «Использование технологии проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО ».

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Исходя из вышеизложенного, я ставлю перед собой следующую

цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через использование технологии проблемного обучения.

Задачи:

  1. научить приобретать опыт поиска и использования информации по заданной теме;
  2. развивать познавательные интересы на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
  3. формировать у обучающихся особый стиль умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся.

Я считаю, что одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности обучающихся. Конечно, большое значение в вовлечении обучающихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы учителя.

Мой опыт работы в школе показывает, что метод проблемного обучения - это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению обучающихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития обучающихся.

Технология проблемного обучения, в первую очередь, включает в себя создание проблемных ситуаций.

Одним из важных условий проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы обучающихся в процессе обучения.

Я внимательно слежу за развитием интереса школьников, подбираю им посильные для разрешения и понимания проблемные задачи. Дети должны быть уверены, что разрешая их, они открывают новые и полезные для себя знания. Свои уроки я  строю таким образом, чтобы обучающиеся на них сумели:

1. определить проблему;

2. сформулировать гипотезу по её преодолению;

3. получить решение.

Таким образом, можно выделить следующие этапы моей работы:

I этап. Подбор проблемных  ситуаций, которые достаточно трудные, но посильные для учеников.

II этап. Этап обеспечения условий каждому ребенку для решения проблемной ситуации (ученик перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающих знаний). (Приложение №1)

III этап. Этап проверки и коррекции

     Чтобы проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, способствовала повышению активности обучающихся, интереса к обучению, я руководствуюсь  в своей работе с детьми следующими принципами:

  • Последовательность: перед обучающимися ставлю такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого ребёнок должен открыть последующее усвоение новых  знаний или действий. При этом соблюдаю такие условия:
  • задания основываются на тех  знаниях и умениях, которыми владеет обучающийся;
  • выполнение проблемного задания вызывает у детей потребность в усвоении знаний. (Приложение «№2)
  • Индивидуальность: предлагаемое обучающимся проблемное задание соответствует их интеллектуальным возможностям.
  • Доступность: проблемное задание предшествует усвоению учебного материала.
  • Новизна:в качестве проблемных заданий могут выступать:
  • учебные задачи;
  • вопросы;
  • практические задания и т.п.

Я создаю проблемную ситуацию на одном из этапов процесса обучения: при объяснении  ( Приложение  №3),    , закреплении.

Я считаю, что проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных  лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес у учеников. Такое обучение  заставляет  искать истину и всем коллективом находить ее. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.      

Особое место в моей работе  отводится формированию социальной компетентности обучающихся. Это их приспособленность к жизни, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, способность к осуществлению ответственного выбора. Математическая компетенция обучающегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Введение и использование в учебном процессе компетентностного подхода позволяют повысить эффективность результатов обучения.

Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на каждом уроке. Одно из условий успешности – активная включенность  каждого ученика в работу. Для этого я в системе  использую групповую форму работы, она позволяет мне повысить активность ребят, вовлечь в работу сильных и слабых, совершенствовать навыки взаимоподдержки, воспитывать культуру общения между ними. На уроках я сочетаю приемы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер.

Принимая 5 класс, изучаю результаты обучения учащихся в начальной школе, наблюдаю за психологией детей, провожу диагностику, тем самым накапливаю материал для включения учащихся в дифференцированную работу. Явно учащимся о разделении их на группы не сообщаю. Я считаю не гуманным заявить ребенку о его низких математических способностях. Такое «мнимое» разделение дает мне возможность работать со слабыми учениками по формированию важных опорных знаний, а с сильными - овладевать материал на более высоких уровнях. 

Провожу разные анкеты, практикую диагностику «Типы мышления» по Лернеру И.Я., что позволяет производить отбор материала преподавания, продумывать индивидуальные дифференцированные  задания.

Например:

АНКЕТА № 1 «Учитель - ученик»

1.Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель умело готовит меня к контрольной работе или экзамену.

4. Учитель - справедливый человек.

5. Учителю не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя для меня закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель всегда может дать разумный совет.

11. Я полностью доверяю учителю.

12. Оценка учителя очень важна для меня.

13. Учитель в основном работает по шаблону.

14. Работать с учителем одно удовольствие.

15. Учитель мне уделяет мало внимания.

16. Учитель не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19. У меня нет сомнений в правильности необходимости тех методов и средств, которые применяет учитель.

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает  меня за малейший проступок.

22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

1. оценка компетентности: «ДА» - 1, 4, 7, 10, 19, 22; «НЕТ» - 2, 5, 17, 20

2.уровень симпатии к вам как человеку: «ДА» -8,11,14,23; «НЕТ» - 2,5,17,20;

3. взаимодействие, взаимопонимание: «ДА» - 3,6,12,18; «НЕТ» - 9,15,21,24,

Максимум 8 б.

Анкета № 2  Определить тип мышления.

(Диагностика выявления типа мышления ребенка по Лернеру И.Я.)

I уровень - Слушаю  объяснение учителя, читая текст учебника понимаю, но не могу пересказать.

II уровень- репродуктивный. Слушаю  объяснение учителя, читая текст     учебника понимаю,  могу пересказать.

III уровень- проблемного изложения.  Могу прочитать и осветить какой- либо вопрос.

IV уровень - эвристический, проблемно-поисковый, творческий.  Могу самостоятельно найти необходимый материал

V уровень - научно-поисковый. Могу написать реферат, доклад, выполнить сложные поисковые, творческие задания самостоятельно.

Задание оцените себя по уровням.

(Самооценка ребенка + оценка учителя + несколько предметников = средняя оценка в определении типа мышления)

Результаты диагностики 2017 год

класс, кол-во детей

уровень I

уровень II

уровень III

уровень IV

уровень V

7 класс ,  6

2

3

1

0

8 класс,  5

1

2

1

1

9 класс , 7

2

3

1

1

10 класс, 8

2

3

2

1

итого с 7-10 класс

о

7         27%

11     42%

5      19%

3        12%

Выводы: Психология проблемного обучения приемлема для детей, имеющих творческий тип мышления, который позволяет мне работать по данному направлению. Из результатов диагностики видно, что преобладает III уровень- проблемное обучение (дети, имеющие логическое мышление).Это дети, с которыми можно работать, развивать их творческие, умственные способности. Учащиеся 5-9 классов в основном способны усваивать материал  проблемного, творческого уровня. Индивидуально необходимо продумывать дифференцированные задания для 3 учеников.  К научно - исследовательской деятельности готовы 3 учащихся. Самооценка при исследовании занижена у 2 детей, завышена у 1 ребенка. У остальных совпадает с мнением педагога.

Результаты диагностики 2017 года (итог по 7-10 классам)

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям личностно-деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС ООО:

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

   Я использую традиционные формы урока:

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;

- урок повторение;

- контрольный урок

Для стимулирования положительной мотивации применяю нетрадиционные формы уроков:

- соревнование;

- обобщение с элементами игры;

- исследование;

- семинар;

- тестирование;

-уроки – презентации;

- уроки- викторины.

Для создания положительной мотивации учения и развития познавательной активности обучающихся, я создаю на своих уроках атмосферу первоначального успеха благодаря дифференцированию заданий по степени сложности и возможности выбора индивидуального темпа обучения в процессе самостоятельной деятельности. Создаю проблемные ситуации разного уровня сложности. На всех уроках учу детей выделять главное в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приёмы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления. Исходя из этого, главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. Следовательно, дети охотно учатся, умеют самостоятельно работать, радостны, так как процесс обучения для них проходит на высоком уровне. Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. На мой взгляд, сочетание традиционных методов обучения и современных технологий позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

   Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  новых технологий обучения, таких как ИКТ, технологии проектной деятельности.

Я пришла к выводу, что главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто самостоятельно, без посторонней помощи, не может преодолеть познавательную трудность.

В моей работе прослеживается межпредметная связь, обучающиеся вовлечены в проведение классных и общешкольных мероприятий. Провожу недели математики, КВНы, математические игры, олимпиады, викторины. В школе имеется сменный стенд по математике с разнообразными задачами для обучающихся, в целях повышения познавательного интереса, творческой активности детей.  Накопленный  материал хранится в кабинете математики. Определилась группа ребят, проявляющих интерес к математике, которые принимают участие в школьных, районных олимпиадах, а также во всероссийских математических конкурсах:  «Кенгуру», «Олимпус», «Ребус» и ежегодно обучающиеся принимают участие в предметных олимпиадах.

Позитивная динамика участия в международных конкурсах

Учебный год

«Кенгуру»

(количество участников)

«Олимпус»

(количество участников)

«Ребус»

(количество участников)

2015-2016 уч.год

10

12

6

2016-2017 уч.год

15

18

10

Учебный год

Название олимпиады

Количество участников

Результат

2014-2015 г

Международный математический конкурс «Кенгуру»

10

Участие

2015-2016 г

Международный математический конкурс «Кенгуру»

15

Участие

2014-2015 г

Общероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус-2015» зимняя сессия

12

Участие

2015-2016 г

Общероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус-2016» осенняя сессия

18

Дипломы лауреатов, сертификаты участников

2016-2017 г

Общероссийский конкурс по математике «Мультитест-2016»

5

Диплом лауреата  ,

сертификаты участников

2014-2015 г

Дистанционная олимпиада по математике 5 класс(videourok.net)

2

-Диплом 1 степени

-Диплом 3 степени

2014-2015 г

Дистанционная олимпиада по математике 6 класс (videourok.net)

2

Дипломы    

3 степени

2015-2016г

Международный конкурс «Молодежное движение»

9

Дипломы 1,

 2, 3степени,

сертификаты участников

2014-2015 г

Международный математический конкурс «Ребус»

6

Диплом 2 степени -5 класс, Диплом 3- степени 6 класс

2015-2016 г

Международный математический конкурс «Ребус»

10

Диплом 2, 3 степени

2016-2017г

Международный математический конкурс «Лисенок»

4

Дипломы 1,2, 3 степеней

2016-2017 г

Всероссийская акция по математике «Математический дозор»

3

Сертификаты участников

2016-2017

Всероссийский математический конкурс «Потомки Пифагора»

3

Сертификаты участников

2017-2018

Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс»

5

Дипломы 3 степени

Дипломы региональных победителей 1,2,3 места

        

Считаю, что технология проблемного обучения, используемая мною в педагогической деятельности, способствуют повышению интереса обучающихся к изучению математики и помогают поддерживать стабильно хорошую успеваемость по предмету; показывать положительные результаты ОГЭ и ЕГЭ; принимать участие в районных, международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Перспективы в работе:

1. Формировать у обучающихся действенные и системные знания, умение применять их в творческих условиях.

2.Совершенствовать педагогическое мастерство через самообразовательную работу, участие в профессиональных конкурсах, распространение опыта работы на методических семинарах, конференциях, сетевых сообществах и др.

3.Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности обучающихся, с целью эффективного преподавания математики.

4. Развивать направление внеклассной работы по математике.

5. Повышать интерес к предмету через участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях.

Приложение №1

Фрагмент урока в 11 классе по теме "Логарифмическая функция, её свойства и график"

Цели: 

  • формирование представлений о логарифмической функции, её свойствах и графике;
  • развитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой;
  • развитие приемов систематизации, сравнения

Задачи: - расширение знаний учащихся о логарифмической функции, её свойствах;

- -развивать умения применять теоретические знания к решению задач, познавательную активность, творческие способности;

-воспитание интереса к предмету, самостоятельности.

Решите неравенства:

а) 5х >5

г) loq5х54

б) (1/2)х>1/2

д) loq0,2х>1

в) 7х<1

е) loq3х<0

При решении неравенств а)-в) повторяются свойства показательной функции; для решения неравенств г)-е) знаний недостаточно, возникает проблема. Для её решения необходимо изучение свойства логарифмической функции.

 Изучение нового материала

Обучающимся предлагается выполнить самостоятельную работу на заранее подготовленных листах.

1. Ответьте письменно на вопросы:

-Является ли функция f(x)=ах возрастающей или убывающей?

- При каких условиях это выполняется?

-Является ли функция f(x)=ах монотонной?

- Является ли функция f(x)=ах обратимой?

2. Задайте функцию q(х), обратную к функции f(x)=ах, перечислите её свойства и постройте график, фиксируя результаты в следующем порядке:

  1. D(q);
  2. E(q);
  3. возрастание;
  4. график;
  5. название.

3. Обсудите результаты своей работы с соседом: сравните, выработайте общий вариант.

4. Запишите результаты вашей совместной работы на доске (если отведенное для этого место ещё не занято).

5.Сравните свои результаты с теми, что представлены на доске.

6. Дополните записи на доске, если считаете, что они не полные.

7. При необходимости задайте вопросы, уточните.

8. Сравните результаты работы с учебной информацией по данному вопросу в учебнике.

9. Сделайте вывод о проделанной вами работе.

        

Приложение №2

Фрагмент  урока: "Производная в физике и технике". 11-й класс

Цели урока: 

  1. Определить физический смысл производной, рассмотреть использование механического истолкования производной при решении задач, связанных с физическим смыслом, расширить знание учащихся.
  2. Развитие логического мышления при установлении связи физических величин с понятием производной, развитие навыков самостоятельной работы.

Перед обучающимися ставится проблемная ситуация, которая требует работы с дополнительной литературой: к уроку обучающиеся должны подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. О происхождении терминов “производная”.
  2. Физический смысл производной.
  3. Применение производной в физике.
  4. Кроме того, они должны подобрать задачи для класса, в которой выясняется физический смысл производной, чтобы проверить качество усвоения материала.

Ход урока

I. Учитель: Производная относится к числу математических понятий, которые носят межпредметный характер, и широко применяются в физике, химии, биологии, в технике и других отраслях наук. Это в значительной степени повышает роль межпредметных задач при изучении темы: “Производная”. Изучение материала по теме урока имеет принципиально важное значение, так как здесь показывается приложение производной к решению различных физических и технических задач, то есть возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира.

Обучающиеся демонстрируют свои ответы на заданные вопросы.

Приложение №3

Фрагмент урока алгебры в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия»

Цели: 

  • формирование представлений о геометрической прогрессии, её свойствах;
  • развитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой;
  • развитие приемов систематизации, сравнения.

Задачи: - расширение знаний обучающихся о прогрессиях;

- -развивать умения применять теоретические знания к решению задач, познавательную активность, творческие способности;

-воспитание интереса к предмету, самостоятельности.

В виде проблемной ситуации обучающимся предлагается задача, которая содержит жизненные факты, но при решении, которой возникает необходимость в выводе новой формулы.

Так, перед выводом формулы суммы n членов геометрической прогрессии я предлагаю обучающимся, например, такую жизненную ситуацию: Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 р. А ты мне в первый день за 100 000 р. дашь 1 коп., во второй день за 100 000 р. – 2 коп. и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнём». Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 р. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку. Создаётся проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?

Обучающиеся начинают решать эту ситуацию, на основе имеющихся у них знаний о геометрической прогрессии и приходят к тому, что должна быть формула суммы n членов прогрессии. Под моим руководством выводим её.

Затем переходим к закреплению этой формулы.

1. Найдите сумму первых пяти первых членов геометрической прогрессии, у которой: в= 8, q= .

2. Найдите сумму шести первых членов геометрической прогрессии: 3;-6;…

3. Найти сумму шести первых членов геометрической прогрессии, если в=12 и в=48.

Я предлагаю следующую задачу: один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола учителя к двери по прямой по такому закону. Первый шаг он делает длиной 1м, второй-   , третий - и т.д. – так, что длина следующего шага в 2 раза меньше длины предыдущего. Возникают вопросы: дойдёт ли ученик к двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 м? Какой путь пройдёт ученик, если представить себе его движение бесконечным? Создаётся проблемная ситуация: Возможно ли практически найти сумму членов бесконечно убывающей геометрической  прогрессии?

Обучающиеся пытаются решить поставленную проблему самостоятельно.