5.0 .Активная методическая работа
Активное участие в работе методических объединений,
разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Скачать:



Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень
Актуальность обусловлена созданием предпосылок для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Что такое «межполушарное взаимодействие»? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Причины межполушарной несформированности: - болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности); - родовые травмы; - болезни ребёнка в первый год жизни; - длительный стресс; - социальная депривация - общий наркоз и т.д.
Механизм стресса
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия: - зеркальное написание букв и цифр; - псевдолеворукость ( амбидекстрия ) - логопедические отклонения; - неловкость движений; - агрессия; - плохая память; - отсутствие познавательной мотивации; - инфантильность.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПОЛУШАРИЙ гм
Упражнения ДВИЖЕНИЕ ГРАФОМОТОРИКА перекресток -повышают стрессоустойчивость, -синхронизируют работу полушарий, -улучшают мыслительную деятельность, -способствуют улучшению памяти и внимания, -облегчают процесс стновления чтения и письма.
Наш отличный самолёт Отправляется в полёт. На прогулку рано вышли, Свежим воздухом подышим. Мы любой осилим путь, Нам никак нельзя свернуть.
Уточка, уточка По реке плывет. Плавает, ныряет, Лапками гребет. Отнеси банку в нашу баньку.
Я сегодня рулевой, У меня машинок рой. По дорожке их катаю — В гости маму зазываю
Развитие межполушарных связей через использование оптического шаблона и согласованной работы рук
Ж З В Д С Т Ф Ш Б Д Т П Л П П В В В Л П П Л П В
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база
логопедического сопровождения детей с ОВЗ: от теории к практике
( изменения в 2025 году)
Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ №8 г.Поронайска
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Профессиональный стандарт учителя дефектолога (https://ds182.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/92/2024/11/uchitel-logoped1.pdf) Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарт "Педагог-дефектолог"
в пункте «Необходимые знания » требует от специалиста знаний Законодательства Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи ; Законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность, а также Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда). В соответствии с ним необходимо ознакомиться с теми измененями, которые произошли в законодательных и нормативных актах, которые регулируют деятельность коррекционных специалистов а в работ с детьми с ОВЗ.
Итак, что входит в понятие « дети с ОВЗ» -( слайд 2) , здесь ключевая фраза «препятствие освоению образовательных программ вне специальных условий». Что мы понимаем под специальными условиями ?! Согласно статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ», специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся.
Некоторые из них: ( выйти на диалог)
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- применение специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
( 2 слайд) Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом.
Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.
(3 слайд) Конвенция о правах ребенка определила, что дети в нарушением в развитии нуждаются в особой заботе государства.
( 4 слайд) ст.23. Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
2. Государства - участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
( слайд 6) В соответствии с Конвенций в нашей стране ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ «Об образовании с Российской федерации), который постоянно обновляется и дополняется и в редакции с 31.07.2025г. дополнил некоторые статьи, которые непосредственно касаются детей с ОВЗ, ( смотрим слайд) . Эта поправка как раз и «ликвидировала» территориальную ПМПК( Примечание) Потому что вышло новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии», которое вступило в законную силу с 1 марта 2025 года. ( слайд 7)
Пояснение: С 1 марта 2025 года в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) действуют изменения, утверждённые приказом Минпросвещения России от 01.11.2024 №763. Некоторые из них:
• Комиссии создают только при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Комиссия может быть центральной или территориальной. ppms.edu-penza.rutom-dsribal.dou.tomsk.ruvk.com
• Руководитель ПМПК должен иметь высшее образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по специальности, направлению подготовки «Образование и педагогические науки» — специальное (дефектологическое) или психолого-педагогическое образование. ppms.edu-penza.ruvk.com
• Добавили новое направление деятельности ПМПК: определять рекомендации по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. ppms.edu-penza.ruruoelbrus.ru
• Изменили форму заявления родителя (законного представителя) о проведении обследования в ПМПК. ppms.edu-penza.ru
• Скорректировали пакет документов, которые родители (законные представители) совместно с психолого-педагогическими консилиумами образовательных организаций должны предоставить комиссии. ppms.edu-penza.ru
• Предусмотрели возможность проведения обследования:
o в помещениях, где размещается ПМПК;
o по месту проживания, лечения обследуемого или по месту обучения обследуемого при организации выездного заседания комиссии;
o дистанционно (посредством видео-конференц-связи).
( слайд 8) Следом за Приказом 01.11.2024 г. N 763 Министерство просвещения Российской Федерации издает Приказ от 06.11.2024 № 778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», который регулирует создание такого центра, особенности работы и оказание всех перечисленных видов помощи лицам, которые в ней нуждаются.
( слайд 9) Одним из важных документов, которые регулируют деятельность образовательного учреждения в части сохранения здоровья и обеспечения безопасной среды произошли обновления в САНПИН 2.4.3648-20. Коррекционно-развивающая работа для детей с ограниченными возможностями здоровья включена в общую норму максимальной учебной нагрузки, соответствующую возрастной категории. Раньше это не было четко оговорено, теперь данное правило становится единым для всех образовательных учреждений.
Типология и наполняемость дошкольных групп , теперь это закреплено «в п. 3.1.1 :Дети, которые имеют проблемы со здоровьем, могут учиться отдельно от здоровых детей или вместе с ними. Первый вариант – это компенсирующая группа, а второй – комбинированная. Максимально допустимое число детей в компенсирующей и комбинированной группах детского сада в 2025 году.
Далее таблицы ( слайд 10-11) . Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:
- компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);
- оздоровительной направленности - для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;
- комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.Количество детей не изменилось с 2020 года ( Приказ Минпросвещения № 373 от 31 июля 2020 «От утверждении порядка органиизации и осуществления образовательной деятельности по осеовным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования».
С 1 сентября 2025 года вводятся новые правила для повышения квалификации и переподготовки учителей и воспитателей школ и детских садов, а также специалистов (логопедов, дефектологов и т.д.). Теперь для них обучение будет возможно только в государственных/муниципальных учреждениях или на базе "Сириуса"/"Сколково".
Важно. Не все частные учебные центры выдают законные документы об образовании. Диплом или удостоверение должны быть внесены в ФИС ФРДО — это подтверждает их легитимность.
С 1 сентября 2025 года вводятся обновленные правила расчета рабочей нагрузки для педагогов образовательных учреждений. Текущие нормы, действующие с 2014 года, перестанут применяться (Приказ Минпросвещения России от 4 апреля 2025 г. № 269). Норма часов нужна для расчета зарплаты.
Воспитатели, работающие с детьми-инвалидами, будут заняты 25 часов в неделю. Музыкальные руководители и концертмейстеры – 24 часа. Учителя-дефектологи и логопеды – 20 часов.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.
Статья 23 1. Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 2. Государства - участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. 3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года N273- ФЗ в редакции с 31.07.2025г. «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» часть 6 статьи 28 дополнить пунктом 4 следующего содержания: "4) создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)."; часть 5 статья 42 : При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций."; части 5 статьи 43 слова "и различными формами умственной отсталости" заменить словами "или нарушением интеллекта
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.11.2024 г. N 763 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 1.Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - комиссия) создается в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. 2.Комиссия создается при центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи " https://sh6-serafimovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_06.11.2024_N_778_Ob_utverzhd.pdf
В СанПиН 2.4.3648-20 в п. 3.1.1 Дети, которые имеют проблемы со здоровьем, могут учиться отдельно от здоровых детей или вместе с ними. Первый вариант – это компенсирующая группа, а второй – комбинированная. Максимально допустимое число детей в компенсирующей и комбинированной группах детского сада в 2025 году
Группы Тип нарушений До 3 лет Старше 3 лет Компенсирующая направленность - дети с тяжелыми нарушениями речи 6 10 -для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте - 12 для глухих детей 6 6 для слабослышащих детей 6 8 для слепых детей 6 6 для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием 6 10 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6 8 для детей с задержкой психического развития 6 10 для детей с умственной отсталостью легкой степени 6 10 для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой - 8 для детей с аутизмом только старше 3 лет 5 для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) ТМНР 5 5
Комбинированная направленность Здоровые дети + ОВЗ Не более 10 детей Не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом Не более 10 , в том числе дети с ОВЗ не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; Не более 10, в том числе дети с ОВЗ - здоровые +ЗПР Не более 17 , в том числе 5 детей с ОВЗ
Повышение квалификации и обучение педагогов С 1 сентября 2025 года вводятся новые правила для повышения квалификации и переподготовки учителей и воспитателей школ и детских садов, а также специалистов (логопедов, дефектологов и т.д.): Теперь для них обучение будет возможно только в государственных/муниципальных учреждениях или на базе "Сириуса"/"Сколково".
Норма часов рабочей нагрузки педагогов С 1 сентября 2025 года вводятся обновленные правила расчета рабочей нагрузки для педагогов образовательных учреждений Воспитатели, работающие с детьми-инвалидами, будут заняты 25 часов в неделю. Музыкальные руководители и концертмейстеры – 24 часа. Учителя-дефектологи и логопеды – 20 часов
Спасибо за внимание!