5.0 .Активная методическая работа

Активное участие в работе методических объединений,

 разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ Бельды Ольга Николаевна , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек»

Слайд 2

« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень

Слайд 3

Актуальность обусловлена созданием предпосылок для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Слайд 4

Что такое «межполушарное взаимодействие»? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Слайд 7

Причины межполушарной несформированности: - болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности); - родовые травмы; - болезни ребёнка в первый год жизни; - длительный стресс; - социальная депривация - общий наркоз и т.д.

Слайд 8

Механизм стресса

Слайд 9

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия: - зеркальное написание букв и цифр; - псевдолеворукость ( амбидекстрия ) - логопедические отклонения; - неловкость движений; - агрессия; - плохая память; - отсутствие познавательной мотивации; - инфантильность.

Слайд 10

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПОЛУШАРИЙ гм

Слайд 11

Упражнения ДВИЖЕНИЕ ГРАФОМОТОРИКА перекресток -повышают стрессоустойчивость, -синхронизируют работу полушарий, -улучшают мыслительную деятельность, -способствуют улучшению памяти и внимания, -облегчают процесс стновления чтения и письма.

Слайд 12

Наш отличный самолёт Отправляется в полёт. На прогулку рано вышли, Свежим воздухом подышим. Мы любой осилим путь, Нам никак нельзя свернуть.

Слайд 13

Уточка, уточка По реке плывет. Плавает, ныряет, Лапками гребет. Отнеси банку в нашу баньку.

Слайд 14

Я сегодня рулевой, У меня машинок рой. По дорожке их катаю — В гости маму зазываю

Слайд 15

Развитие межполушарных связей через использование оптического шаблона и согласованной работы рук

Слайд 16

Ж З В Д С Т Ф Ш Б Д Т П Л П П В В В Л П П Л П В

Слайд 17

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база

логопедического сопровождения детей с ОВЗ: от теории к практике

( изменения в 2025 году)

Бельды  Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ №8 г.Поронайска

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

        Профессиональный стандарт учителя дефектолога (https://ds182.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/92/2024/11/uchitel-logoped1.pdf) Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарт "Педагог-дефектолог"
в пункте
«Необходимые  знания » требует от специалиста знаний Законодательства Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи ; Законов  и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность, а также  Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда).  В соответствии с ним необходимо ознакомиться с теми измененями, которые произошли в законодательных и нормативных актах, которые регулируют деятельность коррекционных специалистов а в работ с детьми с ОВЗ.

        Итак, что входит в понятие « дети   с ОВЗ» -( слайд 2) , здесь ключевая фраза «препятствие освоению образовательных программ вне специальных условий». Что мы понимаем под специальными условиями ?! Согласно статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ», специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся.

Некоторые из них: ( выйти на  диалог)

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • применение специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

( 2 слайд) Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом.  

        Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

(3 слайд)  Конвенция о правах ребенка определила, что дети в нарушением в развитии нуждаются в особой заботе государства.

( 4 слайд) ст.23. Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства - участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

( слайд 6)  В соответствии с Конвенций в нашей стране ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ «Об образовании с Российской федерации), который постоянно обновляется и дополняется  и в редакции с 31.07.2025г.  дополнил некоторые статьи, которые непосредственно касаются детей с ОВЗ, (  смотрим слайд) . Эта поправка как раз и «ликвидировала» территориальную ПМПК( Примечание) Потому что вышло новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии», которое вступило в законную силу с 1 марта 2025 года. ( слайд 7)

Пояснение: С 1 марта 2025 года в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) действуют изменения, утверждённые приказом Минпросвещения России от 01.11.2024 №763. Некоторые из них:

•        Комиссии создают только при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Комиссия может быть центральной или территориальной. ppms.edu-penza.rutom-dsribal.dou.tomsk.ruvk.com

•        Руководитель ПМПК должен иметь высшее образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по специальности, направлению подготовки «Образование и педагогические науки» — специальное (дефектологическое) или психолого-педагогическое образование. ppms.edu-penza.ruvk.com

•        Добавили новое направление деятельности ПМПК: определять рекомендации по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. ppms.edu-penza.ruruoelbrus.ru

•        Изменили форму заявления родителя (законного представителя) о проведении обследования в ПМПК. ppms.edu-penza.ru

•        Скорректировали пакет документов, которые родители (законные представители) совместно с психолого-педагогическими консилиумами образовательных организаций должны предоставить комиссии. ppms.edu-penza.ru

•        Предусмотрели возможность проведения обследования:

o        в помещениях, где размещается ПМПК;

o        по месту проживания, лечения обследуемого или по месту обучения обследуемого при организации выездного заседания комиссии;

o        дистанционно (посредством видео-конференц-связи).

( слайд 8) Следом за  Приказом 01.11.2024 г. N 763 Министерство  просвещения Российской Федерации издает Приказ  от 06.11.2024 № 778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», который регулирует создание такого центра, особенности работы и оказание всех перечисленных видов помощи лицам, которые в ней нуждаются.

( слайд 9)  Одним из важных документов, которые регулируют деятельность образовательного учреждения в части сохранения здоровья и обеспечения безопасной среды произошли обновления в САНПИН  2.4.3648-20. Коррекционно-развивающая работа для детей с ограниченными возможностями здоровья  включена в общую норму максимальной учебной нагрузки, соответствующую возрастной категории. Раньше это не было четко оговорено, теперь данное правило становится единым для всех образовательных учреждений.

Типология и наполняемость дошкольных групп , теперь это закреплено «в п. 3.1.1 :Дети, которые имеют проблемы со здоровьем, могут учиться отдельно от здоровых детей или вместе с ними. Первый вариант – это компенсирующая группа, а второй – комбинированная. Максимально допустимое число детей в компенсирующей и комбинированной группах детского сада в 2025 году.

Далее  таблицы ( слайд 10-11) . Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:

- компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);

- оздоровительной направленности - для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;

- комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.Количество детей не изменилось с 2020 года ( Приказ Минпросвещения  № 373 от 31 июля 2020 «От утверждении порядка органиизации и осуществления образовательной деятельности по осеовным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования».

С 1 сентября 2025 года вводятся новые правила для повышения квалификации и переподготовки учителей и воспитателей школ и детских садов, а также специалистов (логопедов, дефектологов и т.д.). Теперь для них обучение будет возможно только в государственных/муниципальных учреждениях или на базе "Сириуса"/"Сколково". 

Важно. Не все частные учебные центры выдают законные документы об образовании. Диплом или удостоверение должны быть внесены в ФИС ФРДО — это подтверждает их легитимность. 

С 1 сентября 2025 года вводятся обновленные правила расчета рабочей нагрузки для педагогов образовательных учреждений. Текущие нормы, действующие с 2014 года, перестанут применяться (Приказ Минпросвещения России от 4 апреля 2025 г. № 269). Норма часов нужна для расчета зарплаты.

Воспитатели, работающие с детьми-инвалидами, будут заняты 25 часов в неделю. Музыкальные руководители и концертмейстеры – 24 часа. Учителя-дефектологи и логопеды – 20 часов.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормативно-правовая база логопедического сопровождения детей с ОВЗ: от теории к практике (изменения в 2025 году) Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ №8 г.Поронайска .

Слайд 3

Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

Слайд 5

Статья 23 1. Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 2. Государства - участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. 3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Слайд 6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года N273- ФЗ в редакции с 31.07.2025г. «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» часть 6 статьи 28 дополнить пунктом 4 следующего содержания: "4) создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)."; часть 5 статья 42 : При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций."; части 5 статьи 43 слова "и различными формами умственной отсталости" заменить словами "или нарушением интеллекта

Слайд 7

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.11.2024 г. N 763 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 1.Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - комиссия) создается в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. 2.Комиссия создается при центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Слайд 8

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической‚ медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи " https://sh6-serafimovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_06.11.2024_N_778_Ob_utverzhd.pdf

Слайд 9

В СанПиН 2.4.3648-20 в п. 3.1.1 Дети, которые имеют проблемы со здоровьем, могут учиться отдельно от здоровых детей или вместе с ними. Первый вариант – это компенсирующая группа, а второй – комбинированная. Максимально допустимое число детей в компенсирующей и комбинированной группах детского сада в 2025 году

Слайд 10

Группы Тип нарушений До 3 лет Старше 3 лет Компенсирующая направленность - дети с тяжелыми нарушениями речи 6 10 -для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте - 12 для глухих детей 6 6 для слабослышащих детей 6 8 для слепых детей 6 6 для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием 6 10 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6 8 для детей с задержкой психического развития 6 10 для детей с умственной отсталостью легкой степени 6 10 для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой - 8 для детей с аутизмом только старше 3 лет 5 для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) ТМНР 5 5

Слайд 11

Комбинированная направленность Здоровые дети + ОВЗ Не более 10 детей Не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом Не более 10 , в том числе дети с ОВЗ не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; Не более 10, в том числе дети с ОВЗ - здоровые +ЗПР Не более 17 , в том числе 5 детей с ОВЗ

Слайд 12

Повышение квалификации и обучение педагогов С 1 сентября 2025 года вводятся новые правила для повышения квалификации и переподготовки учителей и воспитателей школ и детских садов, а также специалистов (логопедов, дефектологов и т.д.): Теперь для них обучение будет возможно только в государственных/муниципальных учреждениях или на базе "Сириуса"/"Сколково".

Слайд 13

Норма часов рабочей нагрузки педагогов С 1 сентября 2025 года вводятся обновленные правила расчета рабочей нагрузки для педагогов образовательных учреждений Воспитатели, работающие с детьми-инвалидами, будут заняты 25 часов в неделю. Музыкальные руководители и концертмейстеры – 24 часа. Учителя-дефектологи и логопеды – 20 часов

Слайд 14

Спасибо за внимание!