6.Методическая деятельность

Методическая деятельность – это вид деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых  в целях овладения методами и приемами коррекционной и воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых, наиболее эффективных форм и методов , проведения и обеспечения коррекционно образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциальная диагностика нарушений речи Бельды О.Н., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска

Слайд 2

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР № Параметры сравнения Моторная алалия ЗРР 1. Темп овладения речью Задержка не темпов , а органическая патология развития речи Неравномерность развития, задержка темпа речевого развития 2. Спонтанное овладение навыков Невозможно Происходит в замедленном темпе, с особенностями 3. Состояние импрессивной речи В целом понимание сохранно, затруднено в сложных грамматических конструкциях Не нарушено 4. Состояние экспрессивной речи Апраксия / диспраксия /, нарушение речевой программы Восстановление может касаться всех сторон речи, но в хорошем темпе при адекватной коррекции 5. Анатомо-физиологические особенности Органическая патология ЦНС Без особенностей либо незначительные неврологические проявления 6. Особенности психической деятельности Может наблюдаться речевой негативизм, особенности формирования когнитивных функций Без особенностей 7. Динамика в коррекции Динамика в целом положительная, но следы алалии остаются на долгие годы Хорошо поддается коррекционной работе до полного восстановления речи

Слайд 3

Дифференциальная диагностика моторной алалии и дизартрии № Критерии алалия дизартрия 1 Речевая моторика Первично языковое нарушение ( на нарушение артикуляционной моторики, а речевой программы). Вторично может быть проявление дизартрии или дизартрического расстройства Нарушена вследствие нарушения иннервации артикуляционного аппарата, возникающее в результате поражения ЦНС 2 Системность нарушения Нарушены все стороны речи Страдает только фонетическая система 3 Нраушение звукопроизношения Одни и те же слова и слоги может произносить по-разному ( проявление апраксии) Характерно искажение большого количества звуков , носящее стойкий характер в разных ситуациях

Слайд 4

Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии

Слайд 5

Дифференциальная диагностика алалии и нарушений речи, вызванных нарушением слуха № Критерии Нарушения речи при нарушении слуа ( слабослышашщие ) Алалия 1. Предметно-номинативная связь Устанавливается Не формируется или очень неустойчивая ( упрощение структуры слова) 2. Слуховое восприятие Стабильный уровень восприятия Мерцающее непостоянство ( при сенсорной алалии) 3. Голос Приглушенный Маловыразительный Малоинтонированный Неэмоциональный Может затухать к концу слова Нормальный, продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями 4. Контактность Более контактны Не сразу устанавливают контакт с новыми людьми

Слайд 6

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

Слайд 7

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма № Критерий Моторная алалия аутизм

Слайд 8

Дифференциация моторной и сенсорной алалии № Критерии Моторная Сенсорная 1 Восприятие речи Сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено 2 Понимание речи говорящего Сохранно, возможно без опоры на артикуляцию Нарушено, может незначительно улучшиться при зрительном восприятии артикуляции говорящего 3 Слуховое внимание Сохранно нарушено 4 Эхолалии ( автоматическое повторение чужих слов) отсутствует присутствует 5 Повторение услышанного Затрудняются повторить слово , фразу Повторяют не понимая смысла 6 Коммуникация Стремление к языковой коммуникации Нежелание вступать в общение 7 Мимика/жесты Активно использует жесты, мимику Невыразительная мимика 8 Динамика улучшения речи Динамика положительная при спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бельды О.Н., учитель-логопед МБДОУ №8 г. Поронайска Сенсорные нарушения у детей с ОВЗ

Слайд 2

Сенсорная система человека Часть его нервной системы, способная воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать . Синоним –предложенное И . П. Павловым понятие «анализатор »

Слайд 3

Сенсорные системы обеспечивают 1 ) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов; 2 ) контроль произвольных движений; 3 ) контроль деятельности внутренних органов; 4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга .

Слайд 4

Механизм обработки информации

Слайд 5

Активность ВНД г ипо -реактивность Гипер активность

Слайд 6

Гиперактивная НС п овышенная возбудимость - гиперчувствительность к прикосновениям; - гиперчувствительность к запахам; вестибулярная аутостимуляция ( может долго вращаться вокруг своей оси или бегать кругом): гиперчувствительность к одежде; замечает звуки , которые другие игнорируют

Слайд 7

Гипо -реактивная НС Торможение преобладает над возбуждением - Недостаточная возбудимость, приводящая к ленивому виду, Снижен тонус лицевой мускулатуры; Недостаточная реакция на звуки ( не сразу откликается на свое имя) ; Недостаточно реагирует на прикосновения; -громкий голос из-за проблем с модуляцией; - Может казаться неуклюжим, вялым.

Слайд 8

Классификация нарушений процессов сенсорной обработки информации Сенсорная модуляция Сенсорно-дискриминационные расстройства Сенсорно-моторные расстройства

Слайд 9

Сенсорная модуляция Сенсорная сверхчувствительность Сенсорная недостаточная чувствительность Сенсорная тяга/поиск ( не могут получить информацию) ! При расстройстве сенсорной модуляции мозг получает слишком много или мало сенсорной информации

Слайд 10

Сенсорно-дискриминационные расстройства Трудности в различении и понимании ощущений: в изуальный с луховой тактильный в кусовой о бонятельный в естибулярный проприоцептивный

Слайд 11

Сенсорно-моторные расстройства приводят к нарушению осанки или расстройству координации движения: диспраксии ( в т.ч . оральные, как при дизартрии) постуральное расстройство ( трудность удержания равновесия, координации движений, как у взрослых при паркинсонизме * ) * проба Тевенера -

Слайд 12

Признаки НОСИ Например, мальчик с ОНР, 3 уровня речевого развития, 7 лет . Признаки тактильной дисфункции: не любит спать в пижаме; в ситуации эмоционального возбуждения сбрасывает с себя одежду; не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их ; 2) Признаки вестибулярной дисфункции : -сутулится;

Слайд 13

-быстро устает и ложится на стол; -неловкий, неуклюжий; -недостаточное развитие крупной моторики ( плохо прыгает, ловит мяч, трудности при ходьбе по ступенькам) - не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие ( топчется на месте); – трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения . 3) Признаки проприоцептивной дисфункции : стучит ногами по столу или по стулу, сидя за столом; любит «шумные», энергичные игры/возню часто ударяет, толкает, пихает других детей; грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д

Слайд 14

4) Признаки слуховой дисфункции ( при нормальном физиологическом слухе) : – часто не отвечает на речевые обращения или не откликается на имя ; – с трудом понимает или вспоминает сказанное; – разговаривает сам с собой, выполняя задание , «бубнит»; – в младенчестве произносил мало звуков, период лепета был запоздалый и кратковременный; – вынуждает уточнять задание, часто переспрашивает .

Слайд 15

Социальные, эмоциональные, игровые нарушения и дисфункция саморегуляции : испытывает трудности при общении со сверстниками ; испытывает самоагрессию или агрессию по отношению– часто действует импульсивно; лучше всего ведёт себя в мини-группе или при индивидуальном общении; переживает изменчивое настроение, частые истерики и вспышки гнева; Проблемы с саморегуляцией : – резкие/частые перепады настроения (от рассерженного до довольного) в течение дня без видимой причины ; -чрезмерная раздражительность; -долго засыпает.

Слайд 16

Сенсорная интеграция 1) Кинезотерапия + мозжечковая стимуляция на балансировочной доске Бильгоу ; Нейрокарточки для межполушарного взаимодействия; Игра с колокольчиком «Где позвонили? Лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции ( с различными мелкими предметами)

Слайд 17

Если ЦНС работает неправильно, ТО гиперчувствительный ребенок не может сконцентрироваться на занятии, потому что испытывает сильный дискомфорт от раздражителей (яркий свет, громкие звуки, шум за окном, ярлыки на одежде, визуальный шум и т.п ); ребёнок с гипочувствительностью регистрирует только интенсивные ощущения, не чувствует своё тело и лицо. В этом — причина ряда учебных трудностей, в том числе речевых ; дети с сенсорным поиском постоянно ищут способ стимулировать активность, поэтому всё время двигаются, трогают предметы и людей, не могут усидеть на месте и удержать внимание.

Слайд 18

Источники: 1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: « Теревинф », 2019 – 272с. 2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер , Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; Под ред. Л. А. Венгера . М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил. 3. Кислинг , Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг ; под ред. Е.В. Клочковой ; [пер. с нем. К.А. Шарр ]. - М.: Теревинф , 2010. - 240 с. 4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с. 5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с. http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить? Вомбатик.ру Магазин детских товаров. Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 . https://vk.com/kinderquest Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской https://sensoricinru.wordpress.com/2013/ Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.

Слайд 19

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»

(МБДОУ № 8 г. Поронайска)

___________________________________________________________________

694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, ИНН 6507014139  ОГРН 1146507000012

 тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: pgo.mbdoudsop@sakhalin.gov.ru

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Дата заполнения:  22.11.2022г.

Ф.И.О ребенка – Валуева Милана Дмитриевна

Дата рождения : 02.04.2018г.

Домашний адрес: г.Поронайск, ул.Совхозная, д.13, кв.16

Срок пребывания в МБДОУ: с 23.05.2022г.

Откуда поступил: основной язык – русский, семья полная.

Речевая среда и социальные условия :

Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей отрицаются. 

Родители интересуются проблемами своего ребёнка.

Общие социально-бытовые навыки недостаточно сформированы- не обращает внимание на опрятность одежды

 2.Состояние ручной моторики  (объём движений, темп, способность к     переключению, наличие леворукости ) :

Плохо развита мелкая моторика рук.

Предпочитает работать правой  рукой.

3.Общая моторика:

Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).

4. Артикуляционный аппарат: Строение лица не нарушено

  Тонус мышц  лица нарушен – гипотония.

  Подвижность лицевой мускулатуры   нарушена  - гипомимия, рот   приоткрыт.

Строение губ нормальное  

Тонус губ нарушен- гипотония.

Подвижность губ – малоподвижные.

Строение зубов: отсутствие  верхних резцов,  системный кариес.

Подъязычная связка нормальная

Прикус  нарушен – передний открытый

Строение твердого нёба не нарушено

Строение мягкого нёба и подвижность : не нарушено

Строение языка не нарушено .

Мышечный тонус языка  нарушен –дистония

 Подвижность языка: объём артикуляционных движений ограничен; малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация  движений языка и губ. Тонус вялый. Синкенезии.

5. Устная речь.

    Общее звучание речи:

Невнятная  малопонятная для  окружающих.

Малоразговорчива.

Голос тихий. Тип дыхания смешанный.

  6. Понимание речи:

Затруднено, инструкции требуют повторного поэтапного  объяснения.

Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.

7. Словарный запас:

Активный словарь в основном номинативный,  характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.

Трудности понимания и употребления лексики.

8. Грамматический строй речи: грубо нарушен.

9.  Состояние звукопроизношения

Полиморфное нарушение звукопроизношения многих звуковых групп

10.  Звуко-слоговая структура речи:

Невозможность воспроизведения слов сложного слогового состава.

12. Логопедическое заключение:

Общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития.

Учитель-логопед:                                                        Бельды О.Н.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СДВГили РАС : клинические аспекты Бельды Ольга Николаевна, у читель-логопед МБДОУ №8 г.Поронайска

Слайд 2

Рост СДВГ ( среди зарегистрированных) – 5-7 %

Слайд 3

Схожесть и различия РАС и СДВГ Оба синдрома имеют следующие внешние проявления: Импульсивность , плохой самоконтроль и понимание причинно-следственных связей; Гиперактивность ; Плохая концентрация внимания ; Плохое планирование своей деятельности: начал одно - бросил, начал другое - отвлёкся; Проблемы с общением и коммуникацией ; Часты задержки развития речи . •чаще болеют мальчики

Слайд 4

СДВГ: ( СДВГ) — сложное поведенческое расстройство с высокой степенью наследуемости . Оно характеризуется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью . Симптомы СДВГ возникают в возрасте до 12 лет, вызывая значительные нарушения социальных, академических и профессиональных функций на протяжении всей жизни [3]. Распространенность СДВГ в мире у детей составляет от 5 до 12% , встречается в 2—7 раз чаще у мальчиков

Слайд 5

РАС : Э то группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте Симптомы – невозможность начинать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограниченные интересы, повторяющиеся однообразные действия.

Слайд 6

ТРИАДА аутизма: -трудности в коммуникации; -проблемы в социальной адаптации; -стереотипность в поведении

Слайд 11

Отличия СДВГ от аутизма СДВГ АУТИЗМ 1. Необходима постоянная смена впечатлений Зацикливаемость на одном и том же действии каждый день 2. Не умеет концентрироваться Может разобраться в любой информации ( высокофункциональный тип) 3.Активная мимика, живые эмоции Бедная мимика 4.Любят перемены вокруг них Смена привычной обстановки вызывает стресс 5. Сложно осваивает новое из-за поверхностного внимания и кратковременного интереса IQ от 60 и выше , чаще слабо реализуется из-за особенностей заболевания 6.Не умеет заводить новые отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку Аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. 7.Гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир

Слайд 12

Прогноз СДВГ – благоприятный, РАС - - пожизненное состояние СДВГ АУТИЗМ Самоконтроль Саморегуляция поведения Концентрация внимания Коммуникация АВА-терапия Флортайм – терапия и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности фо р мир о вания читательской грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Фун к цион а льная грамотность «Это способность человека использовать приобретённые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев

Слайд 3

Функциональная грамотность Чи т а тельс к ая гра м о т н ость Гражданская грамотность Финансовая грамотность Математическая грамотность Ест е ственнон а учная грамотность ИКТ - грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Слайд 4

Читательская грамотность - это потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития и совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития; готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации; способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.

Слайд 5

Трудности освоения навыка чтения у обучающихся с ОВЗ Отсутствует целостное восприятие о произведении; их внимание сосредоточено на отдельных событиях; они не могут установить связь между эпизодами; непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств; воображение развито слабо; нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков, поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приёмов овладеть чтением;

Слайд 6

продолжение: дети с ОВЗ испытывают трудности в произвольной деятельности; не всегда могут определить мотивы поведения персонажа; отвечая на вопросы педагога, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания; не пытаются определить авторскую позицию; не обобщают прочитанное (средний и низкий уровни); учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.

Слайд 7

Различия в постановке цели работы учителя - логопеда Традиционная логопедическая деятельность Формирование читательской грамотности в ходе деятельности учителя-логопеда Цель логопедической работы с детьми ОВЗ Цель формирования читательской грамотности Цель: личностно- ориентированной логопедической работы по преодолению дислексии: коррекция нарушенного механизма чтений, формирование тех речевых и неречевых психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения. Цель: Формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности через совместную читательскую деятельность с учителем и родителями.

Слайд 8

Различия в постановке задач в ходе работы учителя - логопеда Задачи коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ Задачи формирования читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ - Развитие анализа и синтеза структуры текста и предложения, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проведение работы по формированию слухо- произносительной дифференциации фонем. Развитие морфологической и синтаксической сторон речи. Уточнение и развитие лексического оформления речи. Дифференциация оптически сходных букв. Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой; Воспитать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе; Формировать нравственное сознание и эстетический вкус школьника, понимание духовной сущности произведений. Приобретать опыт творческой деятельности; Приобщение обучающихся к литературе как искусству слова, через введение элементов анализа слова.

Слайд 9

Различия в деятельности учителя - логопеда Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОВЗ Работа по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ Формируются предпосылки к освоению читательской грамотности: формирование функционального базиса чтения, который включает в себя сформированную устную речь, достаточно развитый словарный запас, грамматический строй речи, а также развитие неречевых функций, таких, как произвольное внимание, пространственное восприятие и пространственные представления, зрительное и слуховое восприятие, зрительная и слухоречевая память, сукцессивные функции и мыслительные операции. В период обучения грамоте проводится работа по формированию навыков чтения, т. к. возникают проблемы со слиянием звуков в слоги, слогов в слова, пониманием прочитанного. Формируются умения, целиком основанные на тексте: умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: умения находить в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя; устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Слайд 10

Методы, приёмы работы при логопедическом воздействии Чтение слов, ориентируясь на разную высоту букв Чтение слов, написанных темными буквами Чтение текста с закрытой нижней половиной,

Слайд 11

Технологии, приёмы работы по формированию читательской грамотности « Чтение с остановками» «Работа с вопросником» (по сюжету, об образах, о композиции, о языке и др.) «Путаница» « Т ексты с дырками ». «Уголки» «Синквейн»

Слайд 12

продолжение: Информационно – коммуникативная технология Викторины по сказкам Рассматривание иллюстраций к произведениям Приём «Словарики» ( при первичном чтении текста обучающиеся подчёркивают слова, значения которых им незнакомы. Затем ищут значения этих слов в словаре, компьютере) Презентации Аудиозаписи (сказки, рассказы и т.п.) Приём «Составление кластера по произведению»

Слайд 13

Закл ю чение: Предложенные технологии и приёмы работы в рамках этих технологий, различные формы работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствуют эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии. Целен а п р а в л е н н ая раб о т а с те к с т о м возможность обучающемуся из большого даёт о б ъё м а ин ф о р м а ц и и вы б р а ть н у жн у ю и п о л е зн у ю , а т ак ж е сформировать свой социально-нравственный опыт.



Предварительный просмотр:

Отчет о работе

 районного методического объединения логопедов

г.Поронайска

за период с 2020-2023 гг.

 

Подготовила:    

 Бельды О.Н., руководитель РМО,

учитель-логопед высшей категории

Целью работы МО учителей –логопедов и дефектологов является  повышение уровня профессиональной компетентности специалистов в области логопедии и дефектологии и качества коррекционной работы в образовательном процессе; организация пространства для стимулирования обмена опытом в области отбора содержания образовательного процесса и организации профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей- дефектологов в работе с детьми с различными нозологиями.

Для реализации данной цели решались задачи:

  1. Повышение роли учителя-логопеда и учителя-дефектолога в коррекционно- развивающем процессе через:

а) апробацию современных методик и технологий проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с учётом требований ФГОС с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников.

б) открытые мероприятия с целью распространения опыта и повышения методической грамотности специалистов ( МБДОУ №1, МБДОУ №5);

  1. Внедрение современных методик и технологий для совершенствования взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе ( игровые технологии )
  2. Изучение нормативно-правовых документов Российского образования.( Положение о логопедической помощи, профстандарт дефектолога)
  3. Оказание помощи молодым специалистам с целью обучения педагогических кадров.
  4. Методическая помощь в подготовке к аттестации членов МО (рекомендации и требования)

        В работе методического объединения принимают участие учителя-логопеды и учителя-дефектологи общеобразовательных учреждений Поронайского района.

        Деятельность методического объединения планируется и осуществляется  на добровольной основе  с учетом  современных требований к модернизации образования, внедрения в образовательный процесс новых технологий и приёмов обучения и развития.

У каждого специалиста есть своя «изюминка» в коррекционно- образовательной работе. Работа строится по четырем основным направлениям:

-аналитическая деятельность,

-организационно-методическая деятельность,

-консультационная деятельность,

-информационная деятельность.

        Кадровый состав:

В общеобразовательных учреждениях муниципального  округа работают 15 специалистов, из них 13 логопедов и два дефектолога У всех – высшее образование.  Переподготовка – 2 специалиста – обучение на сурдолога  (  заочно) и логопеда ( дистанционно) Пенсионеров- 5.

Стаж работы в должности логопеда -  от 44 лет до одного года.

Квалификационная категория:

-высшая - 6

-первая- 2

-соответствие должности  - 3

-не имеют категории – 4

Курсы повышения квалификации имеют все специалисты. Тематика разнообразная, но ее можно разделить на две составляющие – это

  1. общепедагогические курсы, связанные с регламентацией образования. т.е. в соответствии с ФОП и ФАОП.

- « Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»г.Москва ( Панагушина Л.В.) ;

-«Структура и требования ФО ДО: особенности организации учебно-воспитательного процесса в контексте ФГОС ДО» СС.-Петербург ( Бельды О.Н.)

Реализация ФОП ДО: сопровождение специалистов дошкольных образовательных организаций» (Варнавская С.В.

- «Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования. Новые цифровые платформы Минпрос РФ»,  «Наставничество в ДОО как педагогический подход в для построения базиса успешной преемственности поколений ( Волк В.В.) .

-«Внедрение ФОП дошкольного образования» ( Букаева Т.И.)

2)  профессиональные компетенции по  специфическим направлениям. Например,

- «Логоритмика: коррекция речевых нарушений для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Сердюкова Е.В.)

-«Нейропсихологические и логопедические технологии развития речи у детей» г.Москва ( Писарева Т.С.);

- «Инновационные нетрадиционные методы  работы учителя-логопеда с детьми ОНР 3 уровня», ИРОСО (Номоконова А.А) ;

- «Логопедия: организация процесса обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС» ( Онучина Л..) ,

- «Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями ( ЗПР) и умственная отсталость) в образовательных организациях» . ИРОСО ( Курская О.А.)

В плане работы методического объединения присутствуют следующие формы работы:

  • организационные и методические совещания;
  • обучающие семинары, консультации;
  • семинары-практикумы;
  • мастер-классы;
  • обобщение опыта работы;
  • круглые столы;
  • дистанционная методическая помощь молодым  специалистам;
  • организация работы по самообразованию каждого педагога

        В приоритете методических заседаний было использование инновационных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, распространение  и обмен опытом работы.

 Какие вопросы рассматривались ?

1. Формирование читательской грамотности у детей с ОВЗ . – Докладчик Писарева Татьяна Сергеевна, учитель-логопед ГКОУШИ

2. Сенсорные нарушения у детей с ОВЗ.- Докладчик Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ №8.

3.  Нейропсихологический подход к коррекции речи у детей. –Докладчик Бельды Ольга Николаевна,учитель-логопед МБДОУ №8.

4. Нейрокоррекция в логопедической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения . - Докладчик Писарева Татьяна Сергеевна, учитель-логопед ГКОУШИ.

4. Использование метода синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. – Докладчик Букаева Татьяна Ивановна, учитель-логопед МБДОУ №5

5. Формирование навыков социальной игры у детей с РАС. -Докладчик  Уразгалиева Наргиза Ризабековна, учитель-дефектолог МБОУСОШ №7 ( тема актуальная, т.к. количество детей с проявлениями аутизма растет в геометрической прогрессии и как работать с ними в условиях инклюзии – большой вопрос)

И так далее.

 Формы проведения:

-круглый стол по формированию читательской грамотности у детей с ОВЗ

- открытые мероприятия в виде просмотров занятий в МБДОУ №1, МБДОУ №5

- семинары-практикумы по изучению нормативно-правовой документации

- по инициативе нашего методического объединения в марте этого года  впервые прошел муниципальный конкурс выразительного чтения среди детей с ОВЗ и педагогов, на котором был представлен мастер-класс по выразительному чтению и технике речи педагогами Лицея, а также приняли участие  дети почти из всех образовательных учреждений. И наверное, этот конкурс войдет в число традиционных муниципальных мероприятий.

В плане работы методического объединения присутствуют следующие формы работы:

•        семинары-практикумы;

•        мастер-классы;

•        обобщение опыта работы;

•        круглые столы;

•        дистанционная методическая помощь молодым  специалистам;

•        организация работы по самообразованию каждого педагога

По результатам изучения передового педагогического опыта нашим сообществом было рекомендовано обобщить опыт  Писаревой Т.С. «Нейрокоррекция в логопедической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения «. - и Букаевой Т.И. «Использование метода синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

        В планах на текущий учебный год продолжить работу  по направлению:

«Современные подходы к организации профессиональной деятельности учителей- логопедов и учителей-дефектологов и отбору содержания образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП) в условиях обновления содержания образования»,  а также актуализировать и уточнить направления работы с детьми  с  расстройствами аутистического спектра и с эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями, так как  в последнее время в связи с растущим числом детей в множественными нарушениями развития стоит вопрос о  ранней диагностике подобных нарушений  и психолого-педагогическом сопровождении таких детей

 В целом, задачи, поставленные перед методическим объединением,  решаются.