Классное руководство.

Рычкова Наталья Станиславовна

Приказ о возложении обязанностей классного руководителя 2013-14г.

Приказ о возложении обязанностей классного руководителя 2014-15г.

Приказ о возложении обязанностей классного руководителя  2015-16г.

Программа воспитательной  работы  "Вместе весело шагать" 2013-2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami1.docx106.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                               «Средняя общеобразовательная школа №5»

                                                                                                                                                    Рассмотрено                                                                                                 Утверждено:                                                                                                                                                                          на педагогическом совете                                                     директор  МАОУ «Средняя школа №5»                                                                                                                          МАОУ «Средняя школа №5»                                                                __________ П.И.Заремский                                                                                                                            протокол №1 от 31.08.2013г.

Программа  работы с родителями                                                                      

Срок  реализации программы:  2013-2018г.

Классный руководитель: Рычкова Наталья Станиславовна

учитель русского языка и литературы;

1 квалификационная категория

г. Когалым -2013 г

Программа работы с родителями                                                                      

(Реализация программы 5 лет)

1 год реализации – 5 класс  (2013 – 2014 уч. год)                                                                                                 «Вместе мы сделаем больше, вместе мы сделаем лучше!»

 Пояснительная записка

         Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.  

        Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.  Вот почему воспитательную работу в своём классе я решила вести в этом русле.  

         Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно  от него зависит, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, которые призваны взаимодополнять друг друга.

       Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить их от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

      Классный руководитель должен знать проблемы физического  и психического здоровья своих учеников и сделать всё возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.

 Цель: продолжить работу над сплочением коллектива, развивать сотрудничество между родителями и школой.

Задачи: 

  • просвещать родителей (психолого-педагогическое просвещение);
  • повышать воспитательное воздействие семьи, воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.                          

Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь);
  • психолого-педагогическое просвещение родителей  тематические  беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, социального педагога, учителей-предметников);
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
  • корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей, мониторинг (анкетирование родителей)). 

План  совместной  работы с родителями

 Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Диагностика семьи.

Изучить образ жизни семьи.

Выявить особенности семейного воспитания.

 Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Анкетирование

“Родительский дом”      

Посещения на дому

 

Индивидуальные  консультации с родителями и детьми

1 четверть

В  течение года

В  течение года

Получить характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.

2.Взаимоотношения с родителями учащихся.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Родительское собрание «Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5 классе»

Классный час “Моя семья”

Изготовление подарков к праздникам.

Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”

2 четверть

Ноябрь

Декабрь

В  течение года

В  течение года.

Создание приоритета родительского воспитания.

3.Работа с  семьями

 Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Лекция социального педагога  школы “Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети”

 Встреча с психологом    “Как повысить самооценку ребёнка”

Круглый стол «Родительский дом – начала начал»

 3 четверть

Январь

Февраль

Март

Организация педагогического и

психологического просвещения родителей.

4.Организация полезного досуга.

Сплочение вновь сформированного коллектива.

Развивать сотрудничество между родителями  и учащимися.

Пропагандировать  здоровый образ жизни.

 

Организация совместных экскурсий в музей, кинотеатр, библиотеку

Конкурс детского творчества “Моя родословная”.

 Праздники  «Мы вместе». Празднование  Нового года, 23 февраля и 8 марта.

Посещение мест работы  родителей (ПЧ-15, «Феникса»)

Совместный поход «Вместе весело шагать»

В  течение года.

Февраль

Февраль- март

В  течение года.

май

 

Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Темы родительских собраний в 5 классе

В 5-м классе необходимо обращать  внимание родителей на умение их ребенка жить в окружающем мире, общаться с людьми и со сверстниками. Данные  родительские собрания   посвящены проблемам адаптации детей к средней школе,  ответственности человека за свои поступки, вопросам насилия, любви и дружбы в жизни детей, его окружению.

Тема собрания: «Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5 классе (с приглашением психолога школы)»

Задачи:

1.Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты  детей – пятиклассников.

2.Продумать систему мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива

Форма проведения: круглый стол

Тема собрания: «Роль общения в жизни школьника»

Задачи:

1.Обсудить с родителями, какую роль играет общение в жизни школьника.

2.Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в умении правильного общения со сверстниками и взрослыми

Форма проведения: дискуссия

Тема собрания: «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка»

Задачи:

1.Показать родителям,  какое значение имеет книга в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

2.Узнать о культурных традициях семьи.

3.Рассказать  о влиянии культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребёнка

Форма проведения: обмен мнениями по теме собрания

Тема собрания: «Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослей»

Задачи:                                                                                                                                                               1.Определить достижения и трудности, с которыми столкнулись родители, педагог в учебно-воспитательном процессе 5-го года обучения детей в школе.

2. Задачи на будущий учебный год с учетом проблем обучения и воспитания.

Форма проведения: устный журнал

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Единение и сплочение семьи.
  • Установление взаимопонимания родителей и детей.
  • Создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка.
  • Овладение родителями новыми  знаниями в области воспитания и психологии ребенка.
  • Улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями

2 год реализации – 6 класс (2014 – 2015 уч. год)

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека»

Пояснительная записка

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

"Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

Цель:   Продолжить развитие взаимодействия школы и семьи, способствующие самоопределению и самореализации школьника.

 Задачи:

  • Формирование у родителей системы ценностных отношений;
  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  • Психолого-педагогическое просвещение;
  • Проведение совместных  праздников  родителей и учащихся по духовно-нравственному  воспитанию;
  • Взаимодействие с общественными организациями;
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Профессиональное самоопределение учащихся – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Виды деятельности

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. 

Содержание работы  

  • совместная творческая деятельность учащихся и  родителей;
  • консультирование и решение проблем семейного воспитания детей;
  • родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
  •  работа со школьным психологом, социальным педагогом, школьным фельдшером  для решения   насущных вопросов и проблем. 

План  совместной  работы с родителями

 Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Диагностика семьи.

Изучить образ жизни семьи.

Создание социального паспорта семьи.

Выявить особенности семейного воспитания.

 Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. 

Родительские тренинги

Анкетирование  

“Жизнь в школе и дома”.

Посещения на дому.

 Индивидуальные тематические консультации с родителями.

Родительское собрание «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»

Тренинг бесконфликтного поведения.

1 четверть

В  течение года

В  течение года

1четверть

Октябрь

В течение года

Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.

2.Взаимоотношения с родителями учащихся.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Родительское собрание «Уроки этики поведения для детей и взрослых».

 Консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”.

Родительское собрание «Вредные привычки. Как сохранить здоровье детей?»

2 четверть

Декабрь

В течение года

3 четверть

Февраль

Создание приоритета родительского воспитания.

3.Работа  с семьями

Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Консультации   психолога  “Как повысить  самооценку у ребёнка”.

Январь

В  течение года

Организация педагогического просвещения родителей.

4.Организация полезного досуга.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Экскурсии в природу

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к житейским трудностям».

Участие в   конкурсе “Калейдоскоп семейных дел”.

Участие в совместных праздниках: Новый год, 23 февраля, 8 Марта

Совместный поход «Вместе весело шагать»

В  течение года

4 четверть

Апрель

4 четверть

Согласно календаря

май

Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Темы родительских собраний в  6  классе

         В  6-м  классе  достаточно серьезно встает проблема духовно – нравственного воспитания. Большое значение в воспитании детей среднего возраста имеет вопрос бережного сохранения  собственного здоровья.

Тема собрания: « Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»

Задачи:

1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2.Формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в 6 -м классе.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

 Тема собрания: «Склонности и интересы  школьников.  Роль семьи в проведении досуга детей»

Задачи:

1.Показать родителям значение выбора друзей для их детей

2.Формировать  у родителей понятия важности проведения совместного свободного времени в семье.

  Форма проведения: круглый стол с участием детей.

Тема собрания: «Вредные привычки. Как сохранить здоровье детей?»

Задачи:

1.Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы вредных привычек.

2.Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой, касающейся вопроса здоровья учеников класса (встреча со школьным фельдшером)

Форма проведения: обмен мнениями.

           

Тема собрания: «Как подготовить себя и ребенка к возникающим житейским трудностям»

Задачи:

1.Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении возникающих житейских трудностей

2.Формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка

Форма проведения: консультации педагога

Предполагаемые  результаты:

  • Укрепление связи с семьёй.
  • Повышение психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение собственных детей.
  • Создание благоприятных условий в семье для занятий творчеством, спортом.

3-4  год реализации – 7 – 8 классы (2015 – 2017 уч. годы)

«Путь к совершенству» (7 класс)

Пояснительная записка

             Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. 

             Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной деятельности  школы.  В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в  тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей».     

           Важным условием воспитания является родительский авторитет - влияние отца и  матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, уважении к родителям.  

          Программа имеет  определенную цель:  воспитывая ученика, влиять в первую очередь и на  воспитательный потенциал семьи. А главное - достижение взаимопонимания между родителями, педагогами, детьми, а также  оказание помощи в дальнейшей учебно – воспитательной работе.

Задачи: 

  • Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса.
  • Организация родительского всеобуча : педагоги – родители, родители – родители.
  • Формирование здорового образа жизни  в семьях.
  • Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья.
  • Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
  • Профессиональное самоопределение учащихся и родителей.

 Виды деятельности

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. 

Содержание работы  

  • совместная творческая деятельность учащихся и  родителей;
  • консультирование и решение проблем семейного воспитания детей;
  • родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
  •  работа со школьным психологом, социальным педагогом, школьным фельдшером для решения   насущных вопросов и проблем. 

 

План  совместной  работы с родителями – 7 класс

 Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Диагностика семьи.

 Выявить особенности семейного воспитания.

Родительские тренинги  

Анкетирование: «Предпочтения учащихся».  

Индивидуальные тематические консультации

Родительское собрание «Нужно ли баловать ребенка?»

Тренинг бесконфликтного поведения.

1 четверть Сентябрь

В  течение года

Октябрь

Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.

2.Взаимоотношения с родителями учащихся.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

 

 Родительское собрание  «Склонности и интересы ребят: их хобби и увлечения».

 

Классный час «Компьютер – друг или …?»

Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”.

 2 четверть

Ноябрь

Декабрь

В  течение года

Создание приоритета родительского воспитания.

3.Работа с  семьями

 Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Лекция   “Права и обязанности родителей и детей”.

Родительское собрание «Подготовка домашних заданий».  

Педагогическая консультация  

 3 четверть

Январь

Февраль

В  течение года

Организация педагогического просвещения родителей.

4.Организация полезного досуга.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Экскурсии в природу, организация прогулок

Праздник «В кругу близких и родных»

КВН с участием детей и родителей

Посещение ККК «Янтарь» для совместных просмотров фильмов

Совместный поход «Вместе весело шагать»

 В  течение года

Март

Апрель

В  течение года

май

Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Темы родительских собраний в 7 классе 

Тема собрания: «Нужно ли баловать ребенка?»

Задачи:

1.Осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию послушного ребенка. 

2.Вооружить  родителей необходимой информацией и навыками,  которые помогут разрешить возникающие проблемы и затруднения в семейном воспитании своих детей.

Форма проведения: консультация школьного психолога, обмен мнениями

Тема собрания:  « Подготовка домашних заданий»

Задачи:

1. Обсудить причины возникающих у младшего школьника трудностей в учебе и определить, как их можно предупредить и преодолеть.

2.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Форма проведения: консультация педагога (практикум)

Тема собрания: « Склонности и интересы ребят: их хобби и увлечения»

Задачи:

1.Показать родителям, как важно правильно организовать свободное время ребенка; правильно помочь ему определиться в выборе собственных увлечений.

2.Формировать  у родителей понятия важности проведения совместного свободного времени в семье: иметь семейные традиции и увлечения.

Форма проведения: диспут.

Тема собрания: «Почему у детей бывает плохое поведение? Наказание ребенка в семье»

Задачи:

1.Обсудить причины «плохого» поведения детей.                                                                                                                   2. Как по-настоящему любить ребёнка.                                                                                                                               3. Наказания в семье. Приемы родительского воздействия                                                                                                                  

Форма проведения: консультация социального педагога; обмен мнениями.

План  совместной  работы с родителями – 8 класс

Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Диагностика семьи.

Изучить образ жизни семьи.

Выявить особенности семейного воспитания.

Выяснить отношение в семье к школе.

Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений

Родительские тренинги  

Анкетирование  “Конфликтные ситуации”.

Посещения семей на дому ( по необходимости)

Выявление случаев жестокого обращения с детьми. (“Хвалить? Ругать?”).

Индивидуальные тематические консультации

Тренинг бесконфликтного поведения.

 1четверть

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.

2.Взаимоотношения с родителями учащихся.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Лекция “Воспитание – дело общее”(школьный психолог)

Родительское собрание «Закон и ответственность. Права и обязанности детей»

Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семьи”.

Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”.

2 четверть

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

В течение года

Создание приоритета родительского воспитания.

3.Работа с нестандартными семьями

(многодетные, неполные, неблагополучные).

Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей.

Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Лекция “Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети”, “Права и обязанности родителей и детей”.

Родительское собрание «Способности и роль семьи в их развитии»

Родительское собрание «Разговор на тему «Семья» (дискуссия – размышление (круглый стол) для учеников и родителей)»

Педагогическая консультация “Социально – изолированный ребёнок”, “Как повысить самооценку ребёнка”.

3 четверть

Январь

Февраль

4 четверть

Апрель

По необходимости

Организация педагогического просвещения родителей.

4.Организация полезного досуга.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Экскурсии по городу “Достопримечательности родного города

Праздник “Семья вся вместе – душа на месте”. День игры.

Участие в  конкурсе “Калейдоскоп семейных дел»

Совместный поход «Вместе весело шагать»

Грамоты самым активным родителям по окончанию начальной школы

4 четверть

Апрель

Апрель

Май

Май

Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Темы родительских собраний в 8-м классе

Тема собрания: «Закон и ответственность. Права и обязанности детей»

Задачи:

1. Способствовать повышению правовой грамотности родителей, касаемо законности и ответственности законных представителей за воспитание несовершеннолетних граждан.

2.Обсудить важный вопрос современности - права и обязанности детей согласно Международной Конвенции по правам ребенка

Форма проведения: лекция, обмен мнением

Тема собрания: «Способности и роль семьи в их развитии»

Задачи:

1.Обозначить сущность и значение познавательной деятельности школьников: как и где она  проявляется, ее значимость для успешного развития способностей  ребенка.

2. Оказать практическую помощь родителям, как организовать работу для организации успешного развития познавательной деятельности детей в современном образовательном пространстве

Форма проведения: круглый стол с участием администрации школы

Тема собрания: «Разговор на тему «Семья» (дискуссия – размышление (круглый стол)для учеников и родителей)»

Задачи:

1.Обозначить важную роль семьи в воспитании и развитии собственных детей; переживание каждого родителя за будущее своего сына(дочери)

2. Обратить внимание родителей на проблемы детей в семье.

 3.Создание условий для осознания причин того или иного воспитательного воздействия, показ возможных стилей взаимодействий между родителями и детьми в каждой семье индивидуально.

Форма проведения: диспут.

Тема собрания: «Итоги прошедшего учебного года»

Задачи:

1. Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

2. Проблемы учащихся в 8 классе и пути их преодоления

Форма проведения: диспут, консультация педагога

Предполагаемые  результаты на конец  8-го класса:

  • Повышение уровня  психологических знаний родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  • Создание  единого  воспитательного процесса: « родители-дети-учителя»
  • Улучшение микроклимата в семьях учащихся
  • Активность родителей при проведении совместных мероприятий
  • Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка
  • Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей

5  год реализации – 9 классы (2017 – 2018 уч. год)

«Жить нужно так, чтобы твое присутствие было
    Необходимо, а отсутствие - заметно!»

Пояснительная записка

 Воспитательная работа в 9 классе  направлена на становление и самоактулизацию личности. Поддержать и развить Человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания – задача классного руководителя. Воспитание строится  с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, допрофессиональную. При планировании  работы  я  акцентирую  внимание на актуальных вопросах подростка: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?», «Как жить?» Вместе с родителями мы  должны  помочь подростку построить свойственный только ему одному  индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми. Особая роль при этом уделяется ученическому самоуправлению.

Задачи:

расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;

  • формирование отношения человека к обществу;
  • развитие творчества и самотворчества;
  • формирование навыков безопасного поведения;
  • формирование навыков коллективной творческой деятельности;
  • формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

Содержание:

Знания:

  • знать историю своей страны;
  • знать обычаи и традиции русского народа;
  • знать профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;
  • знать культуру быта;
  • знать виды деятельности человека;
  • знать культуру физического и умственного труда;
  • знать роль и место человека в жизни;
  • знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;
  • знать культуру внешнего вида;
  • знать нормы культурной жизни;
  • знать соотношение материального и духовного;
  • знать роль прессы, радио, телевидения;
  • знать идеал мужчины и женщины;
  • знать культуру семейных отношений.

Умения:

  • уметь выбрать свой вид деятельности;
  • уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
  • уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
  • уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;
  • уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
  • уметь принимать окружающий мир;
  • уметь воспитывать в себе разумные потребности
  • уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);
  • уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;
  • уметь защищать Отечество;
  • Уметь быть полезным своей Родине

План  совместной  работы с родителями – 9 класс

Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Диагностика семьи.

Продолжить работу по изучению образа жизни семьи

Выявить особенности семейного воспитания.

Выяснить отношение в семье к школе.

Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений

Родительские тренинги  

Анкетирование  “Какую профессию хочешь выбрать”.

Посещения семей на дому ( по необходимости)

Выявление случаев бродяжничества

Индивидуальные тематические консультации

Тренинг бесконфликтного поведения

 1четверть

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи.

2.Взаимоотношения с родителями учащихся.

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.

Лекция “Что значит духовно-богатый человек?»

Родительское собрание«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка»

Классный час «Учимся взаимодействию»

Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”.

2 четверть

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

В течение года

Создание приоритета родительского воспитания.

3.Работа с нестандартными семьями

(многодетные, неполные, неблагополучные).

Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей.

Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.

Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Лекция “Поговорим о воспитании ума” Родительское собрание «Способности и роль семьи в их развитии»

Родительское собрание «Режим дня школьника и его роль в подготовке к экзаменам»

Педагогическая консультация « Как успешно сдать экзамены»

3 четверть

Январь

Февраль

4 четверть

Апрель

Организация педагогического просвещения родителей.

4.Организация полезного досуга.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Экскурсии на предприятия города

Совместный поход «Вместе весело шагать»

Грамоты самым активным родителям по окончанию начальной школы

Праздник «Последний звонок»

4 четверть

в  теч. года

май

Май

Май

Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Темы родительских собраний в 9-м классе

Тема собрания: «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка»

Задачи:

1.Проинформировать родителей и учащихся об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса

2.Проанализировать  профессиональные интересы учащихся и отношение к ним родителей

3. Рекомендации психолога по профориентации

Форма проведения: круглый стол

Тема собрания: «Способности и роль семьи в их развитии»

Задачи:

1.Обозначить сущность и значение познавательной деятельности школьников: как и где она  проявляется, ее значимость для успешного развития способностей  ребенка.

2. Оказать практическую помощь родителям, как организовать работу для организации успешного развития познавательной деятельности детей в современном образовательном пространстве

Форма проведения: круглый стол с участием администрации школы

Тема собрания: «Режим дня школьника и его роль в подготовке к экзаменам»

Задачи:

1.Обозначить важную роль семьи в воспитании и развитии собственных детей; переживание каждого родителя за будущее своего сына(дочери)

2. Обратить внимание родителей на проблемы детей в семье.

 3.Создание условий для осознания причин того или иного воспитательного воздействия, показ возможных стилей взаимодействий между родителями и детьми в каждой семье индивидуально.

Форма проведения: диспут.

Тема собрания: «Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам»

Задачи:

1. Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

2. Готовность учащихся к сдаче экзамена

Форма проведения: консультации педагогов

Предполагаемые  результаты на конец  9-го класса:

  1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
  2. Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
  3. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
  4. Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
  5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
  6. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
  7. Создание системы  повышения  профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
  8. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
  9. повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
  10. И как конечный результат воспитание личности  мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко     сформированными навыками учебной деятельности;

Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива                                                          с социальными службами  (5 – 9 класс)

Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя                                                        вне школы (5 – 9 класс)

       

Список литературы

1.Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в средней школе – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.

2.Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. -  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

3.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.

4.Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1-9 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.

5.Дереклеева Н. И.  Родительские собрания в 1-1 1 классах. – М.: ВАКО, 2001. – 320 с.

6.Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1-11 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.

7.Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.

8.Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9классы – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.

9.Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005.– 256 с.

10.Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры), / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.

11.Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание.  – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.

12.Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.

13.Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.

14. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.

15. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.

16.Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.

17. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.

18. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.

19.Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993

20. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.

21. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.

22. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.

23. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.

24. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.

25.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.