Материалы по литературе

Белова Елена Тимофеевна

Конспекты уроков и презентации помогут Вам в подготовке к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_smert_poeta_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта" и его роль в судьбе автора.

«Смерть Пушкина и рождение Лермонтова – трибуна неразделимы».

Илья Андроников

Цели урока:

Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.

Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.

Развивать умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира. Развивать речь через словарную работу, ответы на вопросы.

Учить выразительному чтению

    План урока.

 Вступительное слово учителя.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина.

 История создания стихотворения “Смерть поэта”.

 Вопросы для беседы.

Литературоведческий анализ стихотворения.

    Оборудование: портрет А.С.Пушкина, свеча, мультимедийная презентация по теме урока, отрывки из фильмов о М.Ю.Лермонтове.

Ход урока

  1. Приветствие. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы найдем ответ на вопрос:

 «Как трагическая кончина А.С.Пушкина повлияла на  творчество М.Ю.Лермонтова и его жизнь?»

    С биографией  и творчеством М.Ю.Лермонтова мы с вами уже знакомы.  Знаем, что имя М.Ю.Лермонтова стоит рядом с именем А.С.Пушкина, что именно Лермонтов стал продолжателем дела Пушкина, стал его преемником. Жизнь А.С.Пушкина не прошла мимо Лермонтова, и одно из трагических событий в жизни А.С.Пушкина подтолкнуло юного поэта к написанию стихотворения «Смерть Поэта».

Вспомним, кто такой А.С.Пушкин, и чем он «славен народу»

(беру в руки портрет и ставлю к свече)

Учитель читает: «Я памятник воздвиг себе не рукотворный,

                        К нему не зарастет народная тропа…»

- По истине это великие слова. Именно благодаря своим гениальным, великолепным, оригинальным произведениям А.С.Пушкин заслужил признание, славу, любовь русского народа. Он создавал произведения для взрослых и детей. В этих произведениях раскрывал красоту родной природы и души русского народа. Эти произведения читали, читают и будут читать еще многие поколения.

Давайте вспомним некоторые из них.

- Чтение стихотворений А.С.Пушкина детьми.

- Вот какие прекрасные красивые строки были написаны великим, гениальным поэтом.

(СЛАЙД).   Появляется картина дуэли, звучит музыка)

 - Учитель: «Замолкли звуки чудных песен,

                         Не раздаваться им опять».  

Передовые люди прислушивались и верили словам поэта, с наслаждением читали его произведения.  Но власть была не довольна «вольными стихами» А.С.Пушкина.  Разъяренный царь приказал сослать его в ссылку, где А.С.Пушкин чувствовал себя очень одиноким. Ему не разрешалось встречаться даже с друзьями, его постоянно пыталась оклеветать, оговорить, он был изгоем в обществе, его творчество не хотели признавать.

           

(СЛАЙД) (картина Званого вечера).

- Посмотрите на иллюстрацию. Вглядитесь в лица людей, которые окружают А.С.Пушкина и его жену. Как вы думаете, как они относятся к семье Пушкина?

- Пушкина и его жену окружают люди высшего общества, которые приближены к царю. Они смотрят на Пушкина и его жену свысока, пренебрежительно, с презрением, с ненавистью

- Помимо пренебрежения, ненависти, о них часто распускали сплетни, пытались оклеветать его и членов его семьи, его жену.

Пушкин, как настоящий мужчина, должен был защищать честь жены на дуэли. Хотя в это время дуэль была запрещена, и о предстоящем событии знали все, но никто не помешал свершиться этой трагедии.

Во время дуэли поэт был смертельно ранен и умер 10 февраля 1837 года в 38 лет. Это событие взволновало всю Россию. Многие говорили и писали о нем. Но особенно всех поразило произведение никому неизвестного молодого поэта М.Ю.Лермонтова. Именно оно запомнилось всем.

(просмотр фрагмента)

И сегодня мы тоже познакомимся с этим произведением.

Гибель Пушкина была трагедией для русского общества. Первым понял это и сумел гениально выразить Лермонтов.

(СЛАЙД. Высказывание)

Историк искусства В. В. Стасов пишет: «Заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».

    Это стихотворение разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно покинул Лермонтов, в училище правоведения.

(СЛАЙД. Высказывание)

     Лермонтов в «жгучем, поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тех, которые ругались над памятью великого человека», - писал его современник А. В. Дружинин.

 

Стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом). Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал Дантеса и обвинял в случившемся самого Пушкина. Бабушка Лермонтова так же считала, что “Пушкин сел не в свои сани и не умел управлять конями”, то есть, что Пушкин сам виноват в своей гибели. Возмущённый этими разговорами о причинах гибели Пушкина, Лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве Пушкина. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью “Воззвание к революции”. 21 февраля 1837 года Лермонтов и Раевский, распространявший списки стихотворения, были арестованы.

(Просмотр видео отрывка из фильма Бондарчука)

За это “воззвание” уже 25 февраля Лермонтов «по высочайшему повелению» был переведен в Нижегородский драгунский полк, который в это время вел боевые действия на Кавказе. 

(СЛАЙД. 1856…)

Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано  в бесцензурном зарубежном издании «Полярная звезда», которое выпускали наши соотечественники Герцен и Огарев в Лондоне. В России оно появилось (и то не полностью) лишь в 1858 году. 

  Сейчас  вы прослушаете это стихотворение, а затем  выразите настроение вызванное им.

3 ученицы читают стихотворение, звучит музыка.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Печальное, грустное. Потому что в стихотворении рассказывается о гибели Поэта

Познакомимся с четырьмя документами, прямо или косвенно касающиеся самого знаменитого лермонтовского стихотворения "Смерть поэта", но они помогут нам понять всю глубину значимости этого произведения.

(СЛАЙД. Бенкендорф.)

А.X. Бенкендорф. Докладная записка о стихотворении Лермонтова "Смерть поэта".

 Я уже имел честь сообщить Вашему Императорскому Величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил молодого человека и содержал его при главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать.

А. Бенкендорф.

(СЛАЙД. Николай I)

Резолюция Николая I

Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону. 

Музыкальный критик В.А.Стасов вспоминает:

“...Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова “На смерть поэта-Пушкина глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали..., про кого это шла речь в строфе “А вы, толпою жадною стоящие у трона”, но всё-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.

(СЛАЙД. Н.Н.Пушкина)

. П. Аралова. "Н. Н. Пушкина-Ланская"

 Нигде Наталья Николаевна Пушкина так не отдыхала душою, как на карамзинских вечерах, где всегда являлась желанной гостьей. Но в этой пропитанной симпатией атмосфере один только частый посетитель как будто чуждался ее, и за изысканной вежливостью обращения она угадывала предвзятую враждебность. Это был Лермонтов. Слишком хорошо воспитанный, чтобы чем-нибудь выдать чувства, оскорбительные для женщины, он всегда избегал всякую беседу с ней, ограничиваясь обменом пустых, условных фраз.

Матери это было тем более чувствительно, что многое в его поэзии меланхолической струей подходило к настроению ее души, будило в ней сочувственное эхо. Находили минуты, когда она стремилась высказаться, когда дань поклонения его таланту так и рвалась ему навстречу, но врожденная застенчивость, смутный страх сковывали уста.

Постоянно вращаясь в том же маленьком кругу, они чувствовали незримую, но непреодолимую преграду, выросшую между ними.

Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер с Карамзиным, сказать грустное прости собравшимся друзьям. Общество оказалось многолюднее обыкновенного, но, уступая какому-то необъяснимому побуждению, поэт, к великому удивлению матери, завладев освободившимся около нее местом, с первых слов завел разговор, поразивший ее своей необычностью.

Он точно стремился заглянуть в тайник ее души и, чтобы

вызвать ее доверие, сам начал посвящать ее в мысли и чувства, так мучительно отравлявшие его жизнь, каялся в резкости мнений, в беспощадности суждений, так часто отталкивавших от него ни в чем перед ним не повинных людей.

Мать поняла, что эта исповедь должна была служить в некотором роде объяснением; она почуяла, что упоение юной, но уже признанной славой не заглушило в нем неудовлетворенность жизнью. Может быть, в эту минуту она уловила братский отзвук другого, мощного, отлетевшего духа, но живое участие пробудилось мгновенно, и, дав ему волю, простыми, прочувствованными словами она пыталась ободрить, утешить его, подбирая подходящие примеры из собственной тяжелой доли. И по мере того как слова непривычным потоком текли из ее уст, она могла следить, как они достигали цели, как ледяной покров, сковывавший доселе их отношения, таял с быстротою вешнего снега, как некрасивое, но выразительное лицо Лермонтова точно преображалось под влиянием внутреннего просветления...

— Я чуждался вас, малодушно поддаваясь враждебным влияниям. Я видел в вас только холодную, неприступную красавицу, готов был гордиться, что не подчиняюсь общему здешнему культу, и только накануне отъезда надо было мне разглядеть под этой оболочкой женщину, постигнуть ее обаяние искренности, которое не разбираешь, а признаешь, чтобы унести с собою вечный упрек в близорукости, бесплодное сожаление о даром утраченных часах!..

Прощание их было самое задушевное, и много толков было потом у Карамзиных о непонятной перемене, происшедшей с Лермонтовым перед самым отъездом.

Ему не суждено было вернуться в Петербург, и, когда весть о его трагической смерти дошла до матери, сердце ее болезненно сжалось. Прощальный вечер так наглядно воскрес в ее памяти, что ей показалось, что она потеряла кого-то близкого.

(Из книги "Русская литература XIX века.

Первая половина".

 Вопросы для беседы:

—        Почему власти так боялись всего лишь одного стихотворения поэта?

—        Отчего на Лермонтова пытались повесить ярлык сумасшедшего? Удалось ли это?

—        Какие строки стихотворения, на ваш взгляд, мог ли вызвать наибольший гнев государя и шефа жандармов?

- Почему заключительная часть стихотворения, последние 16 строк, была написана позже остальных?

- Отчего Лермонтов не общался со вдовой Александра Сергеевича, а решился на откровенный разговор накануне своего отъезда на Кавказ?

 Литературоведческий анализ стихотворения.

 

Какие интонации сплелись в стихотворении?

ответы

(СЛАЙД)

В стихотворении сплелись две поэтические интонации: лирически-проникновенная там, где воспевается Пушкин, и ораторская, обличительная, гражданская, когда идёт речь о его убийцах.

                                                    (СЛАЙДЫ)

Словарная работа.

  : 

  - Поясняем значение.

- Найдите в стихотворении эти слова

  - Какими словами  автор называет  А.С. Пушкина?

 - Почему автор использует эти выражения?

- Найдите слова, которые выражают реакцию Пушкина на клевету молвы?

.

- Почему Пушкин восстал против света?

- Прочитайте последнюю строчку отрывка.  Почему А.С.Пушкин  одинок?

- Чем закончилось противостояние Света и Поэта?

- Что стало результатом дуэли?

- Как вы считаете, а могла эта трагедия не произойти? Почему?

Таким образом. Выделение образных слов усиливает восприятие трагизма, невосполнимой утраты и величия Пушкина.

Учащиеся читают слова, а затем  называют лексическое значение.

Клевета – порочащий кого-нибудь, ложь, навет, наговор.

Молва – слухи, толки, сплетни.

Свет – круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам, общество людей.

Оклеветанный молвой

 Мнений света

Невольник чести, оклеветанный молвой

Учащиеся находят ответы в стихотворении

- Противостояние Света и Поэта закончилось дуэлью.

- Погиб Поэт! И убит.

- Да, эта трагедия могла и не произойти. Ее мог запретить царь, потому что он знал о ней.

Для Лермонтова Пушкин - идеал поэта и человек в высшем значении этого слова. Лермонтов отличает в Пушкине гениальность, любовь к свободе и смелость, независимость, знание людей, доверчивость. Лермонтов восторженно относится к Пушкину и глубоко скорбит о его гибели. Это отношение к Пушкину сказывается в подборе выразительных средств языка.

        Какие средства художественной выразительности используются Лермонтовым, чтобы охарактеризовать поэта?

 Яркие эпитеты   (образное определение)

Давайте найдём их.

Эпитеты “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, сравнения “угас, как светоч, дивный гений”. Лермонтов характеризует Дантеса как человека бессердечного (“пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет...”, “...безжалостная рука...”), карьериста (“...подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока...”), как иностранца, презирающего нашу русскую культуру, (“Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы...”). Отношение автора к Дантесу проявляется в оценочных эпитетах (“пустое сердце”, “дерзко презирал”). В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находилась под контролем, покровительством царя.

Антитеза       (определение)

  1. Определите важнейшую антитезу в первой части стихотворения.
  2. Найдите антитезу во второй части стихотворения. Как она связана с антитезой, которая отчетливо рисуется в строках первой части?

Метафоры            (определение)

 Гиперболы                  (определение)

 Сравнения               (определение)

Перифразы          (определение)

 Инверсии    (определение)

. Как вы считаете, на сколько частей можно разделить стихотворение и как можно озаглавить эти части?

 В произведении легко выделить три основные части.

План.

  1. Травля поэта светским обществом.
  2. Убийца поэта.
  3. Сожаление о доверчивости поэта. Угроза убийцам поэта.

Первая часть.

 В первых 33 строках утверждается: поэт убит. Автор определяет исторический смысл произошедшей трагедии. Это гневное обличение в убийстве. По жанру — сатира, то есть произведение, резко осуждающее то, что оно изображает. Стихотворный размер строк — четырехстопный ямб.

Вторая часть.

(следующие 23 строки) — лирическая часть стихотворения. Она по своему тону, общему чувству и жанру — элегия. Гнев автора находит воплощение в обилии антитез, гипербол, строк с вопросительной и восклицательной интонацией. Стихотворный размер — ямб, но свободный — в строках то четыре, то пять, а то и шесть стоп.

Последняя, третья часть

(16 строк) написана Лермонтовым позже. Обвинение, звучавшее в первой части, здесь перерастает в проклятье. Строки стихотворения Пушкина «Моя родословная» об «известной подлости» отцов, сочетающих в себе надменность и рабство, находят отзвук в этой части «Смерти Поэта». В ней вера в неотвратимость высшего суда. Эта часть по жанру — поэтическая инвектива (см. Краткий словарь литературоведческих терминов в конце учебника). Ее размер — свободный ямб.

-Почему ямб? (вспомним стихотворные размеры) (А ямб любимый стих.размер А.С.П.)

Вернемся к содержанию стихотворения.

Дважды заявив про "жажду мести" ("мщенья") своего героя, Лермонтов воплотил, конечно, собственное представление о двух последних днях жизни Пушкина, но сущность общественного конфликта, завершившегося гибелью первого гения России, вскрыл со всей определенностью. Непосредственный убийца поэта, упоминаемый один раз, — ничтожество ("что за диво?.."), жалкое орудие; "Свободы, Гения и Славы палачи" — это многоголовая светская толпа, толпа раболепствующая, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника — "невольника чести". В четырех словах первого же стиха концентрируются четыре важнейшие темы лермонтовского творчества: здесь и смерть (насильственная), и бессмертный поэт, и неволя, и честь.

Толпа в свою очередь является орудием судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Бог не имеет отношения к этой судьбе. Он будет судить беспристрастным судом виновных. Поэт же напрямую соотносится с Христом: "...они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него..." Лаврами увенчивали в Риме выдающихся поэтов. В данном случае подчеркивается злобное лицемерие палачей Славы: лавры не мешают "иглам тайным" наносить поэту раны, тоже оказывающиеся тайными. Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам социально-историческую, а на только нравственную характеристику: "надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов" — это новая, послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным "игрою счастия", т.е. опять-таки судьбой, роковыми случаями. "Подлые" — значит не только морально низкие, но и люди низкого происхождения (здесь — относительно низкого). Николай I особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую "чернь" оценивал весьма сурово, Но — редчайший случай в жанре оплакивания — Лермонтов упрекает и его, якобы доверившегося "клеветникам ничтожным". Пушкин погиб, однако противостояние поэта, независимой личности, и подлой толпы с этой смертью не прекратилось. Автор дважды обращается прямо к гонителям поэта ("Не вы ль сперва так злобно гнали..." и заключительные 16 строк) говорит о них и в третьем лице. Мы видим продолжение неравного поединка — одного против всех. Пока Лермонтову он стоил только свободы. Припоминалось это ему и позднее.

Вопросы и задания

- Прочитайте вновь каждую из трех частей стихотворения. Попробуйте определить общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказательства того, что две части стихотворения несут приметы сатиры, а одна — элегии.

- Опишите облик убийцы Поэта словами стихотворения. Дайте свой комментарий к этим строкам.

-        Вторая часть стихотворения написана ямбом. Определите, сколько стоп в каждой из 23 строк. Чему способствует свобода  использования разного количества стоп в этой части? Чем отличается стихотворный размер первой и второй частей?

- Почему именно третья часть, написанная позже, вызвала гнев властей? Найдите наиболее резкие обличительные строки.


- Против кого они направлены?

- Какие художественные приемы способствовали созданию такого грозного поэтического обличения?

 

Прослушивание фрагмента записи стихотворения “Смерть поэта”.

Итог урока.

«Как трагическая кончина А.С.Пушкина повлияла на  творчество М.Ю.Лермонтова и его жизнь?»

 М.Ю.Лермонтов стал приемником А.С.Пушкина. Он стал писать такие же «вольные стихи», в которых выступал против правящей верхушки. Стихотворение вызвало любовь передовых людей к Лермонтову и ненависть царя и высшего сословия. 

История русской поэзии ещё не знала, пожалуй, стихов подобной силы с таким обнажённым политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Поэт противопоставлен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Но Лермонтов верит в наступление часа расплаты за его гибель.

В “Смерти поэта” Лермонтов заявил о себе не только как поэтический наследник Пушкина, но и как преемник его вольнолюбия. Судьба Пушкина, о которой он написал так вдохновенно и смело, стала и его судьбой.

Оценки

Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения “Смерть поэта”.