Материалы по русскому языку

Белова Елена Тимофеевна

Конспекты уроков и презентации по русскому языку помогут вам при  подготовке к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородные и неоднородные определения Подготовила учитель русского языка и литературы Белова Е.Т. МБОУ Советская СОШ

Слайд 2

Однородные Неоднородные 1.Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме… 1.Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественных и относительных прилагательных) 2.Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах) 2.Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным 3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом. 4. Второе определение поясняет первое. Разделяются запятыми Не разделяются запятыми

Слайд 3

Примечание 1) Так называемые пояснительные определения однородными не являются ; запятая между ними ставится , если второе определение поясняет первое ( между ними можно вставить слова то есть или а именно ) : С добрым чувством надежды на новую, (а именно) лучшую жизнь он подъехал к своему дому 2) Согласованные и несогласованные определения, как правило, однородны, если находятся после определяемого слова : В пшенице густой, колосистой все утро мотор стрекотал. Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бессоюзное сложное предложение Белова Елена Тимофеевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ Ст. Советская Тимофеевна Материалы к уроку

Слайд 2

Цели и задачи урока . Введение. Основная часть. Мнение классика. Словарная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Письмо по памяти. Проблемная ситуация. Это интересно. Подведение итогов. Спасибо за внимание. Содержание

Слайд 3

Цель урока : диагностика освоения способов действия – постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Ожидаемые результаты : создание условий для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником. Развивающие : создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме. Воспитательные : прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать. Дидактические : выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; проверка овладения действиями контроля и оценки при анализе выполняемых работ. Задачи

Слайд 4

В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему, природному. Вольтер Пушкин кажется понятным, как в кристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине. В. Брюсов Введение

Слайд 5

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через двести лет. В нём русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Н.В.Гоголь справедливо заметил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Мнение классика

Слайд 6

Боливар (широкая модная шляпа ) асессор (средний гражданский чин) брегет (часы) пращ (снаряд для метания камней) котильон (танец, которым заканчивается бал) пилигрим (странник, путешественник) страсбургский пирог (паштет из гусиной печёнки ) Словарная работа

Слайд 7

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно. [ ] , [ ]. [ ]; [ ]. 2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

Слайд 8

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 3.Двоеточие ставится: 4.Тире ставится: 1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как) 2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно) 3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать) 1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и) 2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но) 3) [ время ] - [ ]. (когда) [ условие ] - [ ]. (если) 4) [ ] - [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что) 5) [ ] - [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)

Слайд 9

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса: ( - ) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Письмо по памяти: отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “Осень”.

Слайд 10

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Проанализируйте смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации. 1. Вот утро: встали все давно Моей Татьяне всё равно. 2. Но день протёк, и нет ответа. Другой настал: всё нет, как нет. 3. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.

Слайд 11

А. С. Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием и совсем редко – тире. В древнерусских текстах, например, в “Слове о полку Игореве”, отсутствуют многие знаки препинания. В “Энциклопедии юного филолога” сказано, что в одиннадцатом веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в шестнадцатом – точка с запятой, в четырнадцатом веке появилась запятая, в пятнадцатом – точка с запятой, в шестнадцатом – вопросительный знак, в восемнадцатом – восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин. Это интересно

Слайд 12

Подберите самостоятельно дидактический материал по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, отработайте способы действия, которые у вас недостаточно хорошо усвоены». Подведение итогов Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднение? Над чем надо ещё поработать? Домашнее задание

Слайд 13

Спасибо за внимание