Памятки

Белова Елена Тимофеевна

Здесь вы найдете полезный материал для подготовки к урокам, контрольным заданиям, который оформлен в виде таблиц, схем , алгоритмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Однородные и неоднородные определения

Однородные

Неоднородные

1.Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме…

1.Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественных и относительных прилагательных)

2.Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах)

2.Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным

3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.

4. Второе определение поясняет первое.

Разделяются запятыми

Не разделяются запятыми

Примечание:

  1. Так называемые пояснительные определения однородными не являются; запятая между ними ставится, если второе определение поясняет первое (между ними можно вставить слова то есть или а именно):

С добрым чувством надежды на новую, (а именно) лучшую жизнь он подъехал к своему дому

  1. Несогласованные определения, как правило, однородны, если находятся после определяемого слова: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.


Предварительный просмотр:

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Шаг 1.   Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг  2.         Отбор материала для анализа.

1. Дата написания. (Может быть «говорящая» - особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)

2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада - реальные и фантастические черты, философское стихотворение - какие общие проблемы бытия затрагивает, лирическое стихотворение - особая выразительность чувств лирического героя, послание - кому адресовано и т.д.)

4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.).

5.  Художественные особенности:

  •  как раскрываются категории времени и пространства;
  •  как решается проблема взаимоотношения мира и человека;

- тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.

6. Особенности речи:

  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.

7.Основные ритмические особенности стихотворения:

-        ритм (ямб - разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль - строгость, торжественность; трехсложные размеры

стиха или двусложные с пиррихием - особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);

  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.

8. Черты лирического героя.

9.Личное восприятие стихотворения.

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении.

Шаг 3.  Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.



Предварительный просмотр:

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться

запятая,

точка с запятой

         двоеточие

                 тире

[      ], [       ]

= и

Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

 Перечисление

 [      ]; [       ]

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

[      ]; [    ,  ,     ]

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

[       ]: [причина]

= потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

[       ]: [пояснение]

= а именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

[       ]: [дополнение]

= что

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

[       ] - [       ]

противопоставление (сопоставление)

= а, но

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] - [     ]

= когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

[   ] - [вывод, следствие]

= поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

 [   ] - [    ]

      ↔

= быстрая смена событий

На полном бегу набок  салазки – Саша в снегу. 

[   ] - [    ]

Сравнение

= словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.



Предварительный просмотр:

Подготовила учащаяся 8 «Б» класса МБОУ Советская СОШ Селиверстова Э.

Учитель Белова Е.Т.

Памятка «Обособление  определений».

Схемы

Примеры

× , | п.о. | , …

      ×

Облака , | подобные низкому дыму | , быстро неслись со стороны моря.

| п.о. |  ×

                                                  ×

| Летевшие в поднебесье | журавли быстро удалялись к югу.

     

       | п.о. |   ,    ×

             (личное

                местоимение)

                                              ×

| Обдуваемые позёмкой | , мы лежали на огневой позиции.

× , | прил. + зависимые слова | ,

        ×

 На окне , | серебряном от инея | , за ночь хризантемы расцвели.

    × ,  ~   и     ~  , ...

    × ,  ~   ,      ~  , ...

Однако такие определения могут не выделяться запятыми, если они тесно связаны по смыслу с определяемым существительным и если нет их интонационного обособления.

                        ×                  

Мартовская ночь , | облачная  и  туманная | , окутала  землю.          

                       ×

Мартовская ночь , | облачная |  ,  | туманная | , окутала  землю.

                                                ×

В поле чистом серебрится снег | волнистый  и  рябой |.

П Перед определяемым словом есть определение

    × ,  ~   и     ~  , ...

    × ,  ~   ,      ~  , ...

                  ×

Весенний дух , |веселый и беспутный|, ходил повсюду.

                  ×

Весенний дух , |веселый |, |беспутный |, ходил повсюду.

 

причина  , ×

                                                                      ×

| Размываемая весенними разливами |  ,  почва не пригодна для земледелия . (Потому что размывается весенними разливами)

           

          уступка  , ×

           ×

| Лежавшая совсем близко |, собака никак не отреагировала на кота. (Хотя лежала совсем близко)

Источники:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2012
  2. Русский язык. Практика. 8 класс/ под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа,2012