Памятки
Здесь вы найдете полезный материал для подготовки к урокам, контрольным заданиям, который оформлен в виде таблиц, схем , алгоритмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях 8 класс | 16.23 КБ |
План анализа поможет вам проанализировать любое стихотворение | 28.5 КБ |
Все случаи пунктуации в БСП | 21.69 КБ |
Обособление определений | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Однородные и неоднородные определения
Однородные | Неоднородные |
1.Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме… | 1.Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественных и относительных прилагательных) |
2.Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах) | 2.Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным |
3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом. | |
4. Второе определение поясняет первое. | |
Разделяются запятыми | Не разделяются запятыми |
Примечание:
- Так называемые пояснительные определения однородными не являются; запятая между ними ставится, если второе определение поясняет первое (между ними можно вставить слова то есть или а именно):
С добрым чувством надежды на новую, (а именно) лучшую жизнь он подъехал к своему дому
Предварительный просмотр:
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).
Шаг 2. Отбор материала для анализа.
1. Дата написания. (Может быть «говорящая» - особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)
2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада - реальные и фантастические черты, философское стихотворение - какие общие проблемы бытия затрагивает, лирическое стихотворение - особая выразительность чувств лирического героя, послание - кому адресовано и т.д.)
4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.).
5. Художественные особенности:
- как раскрываются категории времени и пространства;
- как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
- тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
6. Особенности речи:
- использование стилистически окрашенной лексики;
- инверсия, повтор, антитеза;
- параллелизм;
- риторический вопрос, восклицание;
- обращение;
- особенности синтаксиса.
7.Основные ритмические особенности стихотворения:
- ритм (ямб - разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль - строгость, торжественность; трехсложные размеры
стиха или двусложные с пиррихием - особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
- способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
- строфика;
- элементы звукописи.
8. Черты лирического героя.
9.Личное восприятие стихотворения.
Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении.
Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подготовила учащаяся 8 «Б» класса МБОУ Советская СОШ Селиверстова Э.
Учитель Белова Е.Т.
Памятка «Обособление определений».
Схемы | Примеры |
× , | п.о. | , … | × Облака , | подобные низкому дыму | , быстро неслись со стороны моря. |
| п.о. | × | × | Летевшие в поднебесье | журавли быстро удалялись к югу. |
| п.о. | , × (личное местоимение) | × | Обдуваемые позёмкой | , мы лежали на огневой позиции. |
× , | прил. + зависимые слова | , | × На окне , | серебряном от инея | , за ночь хризантемы расцвели. |
× , ~ и ~ , ... × , ~ , ~ , ... Однако такие определения могут не выделяться запятыми, если они тесно связаны по смыслу с определяемым существительным и если нет их интонационного обособления. | × Мартовская ночь , | облачная и туманная | , окутала землю. × Мартовская ночь , | облачная | , | туманная | , окутала землю. × В поле чистом серебрится снег | волнистый и рябой |. |
П Перед определяемым словом есть определение × , ~ и ~ , ... × , ~ , ~ , ... | × Весенний дух , |веселый и беспутный|, ходил повсюду. × Весенний дух , |веселый |, |беспутный |, ходил повсюду. |
причина , × | × | Размываемая весенними разливами | , почва не пригодна для земледелия . (Потому что размывается весенними разливами) |
уступка , × | × | Лежавшая совсем близко |, собака никак не отреагировала на кота. (Хотя лежала совсем близко) |
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2012
- Русский язык. Практика. 8 класс/ под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа,2012