Публикации в печатных изданиях

Меладзе Ольга Владимировна

 

Развитие художественных способностей у творчески одарённых детей средствами тестопластики.

(Альманах №5 "Обеспечение доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями". Самара: СИПКРО, 2012 год)

Зяблова Елена Геннадьевна – старший воспитатель

Меладзе Ольга Владимировна – воспитатель

В МБДОУ детский сад №131 под руководством воспитателя высшей категории Меладзе Ольги Владимировны много лет работает кружок «Золотые ручки», в котором ребята занимаются тестопластикой.

Лепка из солёного теста – занятие интересное и увлекательное, а также одно из самых полезных для детей. Тестопластика повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Работа кружка опирается на программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой (схема № 1). Она позволяет познакомить детей с нетрадиционными и очень интересными для детей приёмами лепки.

Занятия кружка начинаются в средней группе. Надо отметить, что в кружке может заниматься любой ребёнок по желанию.

Уже на начальном этапе у детей 4-5 лет проявляются разные по уровню развития творческие способности. На примере первой совместной работы «Куриная семейка» хорошо видно, что одним кружковцам трудно раскатывание яиц, а другие уже могут вылепить цыплёнка. Есть и такие дети, которые находят оригинальный способ укрепления деталей цыплёнка с помощью зубочистки (фото №1).

А Егор после занятия кружка из оставшихся комочков теста с увлечением вылепил снеговика по той же технологической схеме (фото №2).

Таким образом, в середине средней группы проявляются первые признаки творческой одарённости детей. Некоторые дети показывают не только высокий уровень знаний и умений в области изобразительной деятельности общего мониторинга, но и творческую одарённость по результатам диагностики, проведённой педагогом–психологом. В данном случае психологом используется тест – обследование познавательного развития детей 3-5 лет по методике Е.А.Стребелевой, тест Торренса. Можно предположить, что у этих детей скрытая творческая одаренность, которая выделяется В.С. Юркевич в отдельную группу одаренных детей. Для них мы разрабатываем программу занятий по принципу «возраст ребёнка + два года» (схема № 2).

Один из первых приёмов, которым овладевают кружковцы – «штамп». Ребята выдавливают самостоятельно выбранными формочками фигурки из теста, а затем их раскрашивают (печенье для сюжетно-ролевой игры «Магазин» (фото №3)). В то же время Егор и Кира придумали, как украсить лепные поделки с помощью подручных средств. В результате у них получились ажурные и очень красивые снежинки для декоративной композиции «Метель» (фото №4).

Своим воспитанникам я предлагаю комбинировать различные техники изобразительной деятельности. Создавая задуманный образ, дети знакомятся с формой, пропорцией и размером каждой детали; трогают их, развивая тактильные ощущения и восприятие, совершенствуют мелкую моторику и синхронизируют работу обеих рук, что в свою очередь способствует развитию речи и мышления. В работе «Космонавт на орбите», использовано пальчиковое рисование в комбинации с фигурами из солёного теста. В этой работе явно прослеживаются элементы, выполненные одарёнными детьми. Если звёзды и космонавт сделаны способом «штампа», то в изготовлении ракеты Илья 6 лет использовал надрезание стекой и дополнение лепными деталями (фото №5).

Находясь в постоянном творческом поиске, одарённые дети активно комбинируют материалы, экспериментируют с цветом, формой и фактурой различных материалов. Это хорошо видно в работе Киры С. «Заюшкина избушка». Своих «героев» Кира «нарядила» в одежду из ткани и меха. Также она придумала использовать ладошковое рисование. Сказочная композиция «Заюшкина избушка» стала победителем на районном конкурсе «Палитра» (фото №6).

Комбинирование природного материала с солёным тестом помогает не только развитию детского творчества, но и развитию познавательной деятельности. В процессе работы дети знакомятся со свойствами природного материала, его структурой и строением.

В панно «Ёжик» использованы семечки, засушенные листья и цветы. Это панно стало основой для конкурсной работы «Осенняя икебана» Алисы Б. семи лет. Участие воспитанников в конкурсах неотъемлемая часть работы с одарёнными детьми. Ведь это повышает их самооценку, даёт уверенность в своих силах, стимулирует к дальнейшему творчеству (фото №7).

В работе кружка активно используется метод незавершённой композиции, предложенный И.А.Лыковой. Данный метод хорош ещё и тем, что воспитатель, являясь полноправным участником процесса изготовления поделки, может нарисовать качественный фон, объясняя детям в доступной форме законы перспективы. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую даже в начальной школе дети затрудняются в создании сюжета с учётом перспективного построения предметов на листе.

Для усвоения законов перспективы педагог с детьми 6–7 лет рассматривает альбомы с репродукциями картин известных художников. На основе знакомых сюжетов творчески одарённые дети строят собственные композиции, воплощая в жизнь свои собственные замыслы (фото №8).

К концу подготовительной группы кружковцы овладевают разнообразными приёмами тестопластики, что позволяет им выполнять такие сложные поделки, как «Барышня» по мотивам дымковской игрушки. Выполнение этой сложной и интересной поделки доставило Алсу много удовольствия и радости (фото №9).

Связь в развитии творческих способностей с положительными эмоциями – очевидна. Занятия тестопластикой доставляют одарённым детям огромную радость. Благодаря этому, их способности развиваются семимильными шагами.

Таким образом, тестопластика благотворно влияет на развитие художественной одарённости у детей, комплексно воздействует на развитие ребёнка в целом. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга знаний, умений и навыков детей, занимающихся в кружке «Золотые ручки», проводимых два раза в год по методике Чернышовой Е.А. «Педагогическая диагностика развития дошкольников по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой». Анализируя итоги мониторинга воспитанников, мы отразили в сводной таблице уровень развития умений и навыков детей в видах деятельности, наиболее интегрируемых с тестопластикой.

Общаясь с выпускниками, посещавшими кружок «Золотые ручки», могу констатировать, что некоторые из них учатся в лицее авиационного профиля

№ 135 и в школе № 120 с углубленным изучением английского языка,   многие в музыкально-художественной гимназии № 2, а остальные помимо общеобразовательной школы посещают изостудию.

                                                                                                                                                                                                                              Сводная таблица

результатов педагогического мониторинга детей старшей группы, посещающих кружок «Золотые ручки»

в 2011 – 2012 учебном году.

 

№ п/п

Имя ребёнка

Развитие речи

Элементарные естественно

научные представления

Развитие представлений о человеке в истории и культуре

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

 

одарённые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Егор З.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

2.

Кира С.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

3.

Илья И.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Егор М.

С

В

С

С

С

В

В

В

С

В

2.

Юля Б.

С

С

В

В

В

В

С

В

В

В

3.

Егор Ж.

С

С

С

В

С

С

В

В

С

В

4.

Настя С.

В

В

В

В

С

В

С

В

В

В

5.

Стёпа Ш.

В

В

С

В

С

В

В

В

В

В

6.

Ксюша М.

С

В

В

В

В

В

С

В

В

В

7.

Саша Р.

В

В

В

В

В

В

С

В

В

В

Условные обозначения: В – высокий уровень;

                                             С – средний уровень;

                                      Н – низкий уровень

 

 

 «Размышления о профессии воспитателя».

(Сборник эссе "Образование в России: вчера, сегодня, завтра". Нижний Новгород: печатная мастерская "Радонеж" по заказу "Педсовет.су", 2012 год)

Раннее зимнее морозное утро. Чуть слышно скрепит под ногами  снежок. Укутавшись в тёплый шарф, бегу в детский сад к своим милым непоседам.  «Хруст, хруст», мысли уносят в далёкий восемьдесят третий год.

 Девятнадцатилетней девчонкой закончила я Куйбышевское педагогическое училище. Недаром называли его в ту пору «институтом благородных девиц». Знаний нам давали много, знания давали разноплановые. Наверное, поэтому, педагоги моего поколения умеют, и гвоздь забить и польку станцевать! У меня были прекрасные педагоги. Это они научили меня всю жизнь получать знания и применять на практике полученные умения и навыки. Это они научили меня не только любить детей, а уважать в ребёнке личность. Это они научили меня, что воспитатель – это не профессия, а стиль всей жизни!

Из-за горизонта показалось краснощёкое зимнее солнце.  «Хруст, хруст», раздаются одинокие торопливые шаги. Ноги сами несут меня в сказочную и загадочную страну под названием «детство». Чему сегодня научат меня милые почемучки? Какие необыкновенные открытия и приключения ждут меня и детей?

Сколько раз ветер перемен и всевозможных реформ менял курс дошкольного образования в нашей стране?  Лет десять назад про дошколят просто забыли! Но во все времена детский сад, как форпост педагогики, стоял на защите интересов самых маленьких граждан нашей страны. И сейчас часто ведутся жаркие споры, как воспитывать и обучать малышей, какие обучающие и развивающие программы при этом можно использовать, а какие – нет. Но во все времена для меня главной  оставалась личность ребёнка! Главное – научить малыша различать добро и зло. Воспитать любовь и гордость за свою державу.  Взрастить у детей непреодолимое желание получать знания и использовать их во благо. А для этого нужно самой самосовершенствоваться и самообразовываться. Ведь мало сетовать на то, что, якобы, по телевизору мультики ужасные, а игрушки – и того хуже. Если это и так, педагоги обязаны этому что-то противопоставить. Моя позиция в этом вопросе такова: не нравятся компьютерные игрушки, в которые играют наши дети? Создай такой компьютерный дидактический материал, от которого и детям польза, и интересно! Не нравятся нынешние мультики? Увлеки детей сказками Салтыкова-Щедрина или Бажова! Почему педагоги? Да просто в отличие от остальных, это наша профессия, нас этому учили!

«Хруст, хруст»! Вот и хорошо знакомая зелёная калитка. Сейчас сторож распахнёт её настежь и хлынет в детский сад гомонящий, жаждущий знаний и приключений поток детворы.

Окидываю взглядом  группу. Всё ли готово к встрече непосед и почемучек, задир и тихонь? Создание комфортной развивающей среды для детей я считаю основой всего педагогического процесса. Куклы ждут примерки в ателье мод, машины рычат моторами в гараже, построенном накануне маленькими архитекторами. Карандаши и краски тихонько перешёптываются с листами бумаги разного формата.  В природном уголке жёлуди и шишки, высушенные листья и цветы ждут, не дождутся маленьких умельцев, что бы превратиться в красочные поделки. В лаборатории «Хочу всё знать» важный микроскоп переглядывается с детским телескопом, что бы дать ответ на нескончаемые детские «почему?».

 Открытый план лежит на столе. Сколько же нужно успеть за день? Познавательно – исследовательская и игровая деятельность, здоровьесбережение и ознакомление детей с окружающим миром,  взаимодействие с родителями, а сегодня ещё кружок «Золотые ручки», в котором мои воспитанники лепят поделки и солёного теста. Лепка из солёного теста – занятие интересное и увлекательное, а также одно из самых полезных и интересных для детей. Создавая задуманный образ, дети знакомятся с формой, пропорцией и размером каждой детали; трогают их, развивая тактильные ощущения и восприятие, укрепляют мышцы рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи и мышления.

       «Хруст, хруст» чуть слышно шелестит вечерний снег. Ленивое зимнее солнце давно скрылось за горизонтом. Что предстоит завтра? Подготовка и проведение выставки работ детей, посещающих кружок «Золотые ручки». Участие воспитанников в конкурсах неотъемлемая часть моей работы. Ведь это повышает самооценку моих маленьких художников, даёт уверенность в своих силах, стимулирует к дальнейшему творчеству. Так, что скучать, как всегда, не придётся!

        Так за что же я люблю свою профессию?

Представьте себе, приводит в детский сад мама малыша – трёхлетку. Навыков – никаких, активного словаря  двадцать – тридцать слов, не больше. А в глазах – ужас! Ведь мама оставляет малыша с «незнакомой тётей», а сама уходит куда-то. Постепенно, день за днём, у малыша в глазах появляется доверие, интерес… Мы растём, играем, развиваемся. Мы просто живём! И вот, через четыре года стоят передо мной умницы, красавцы, дети, готовые сделать первый шаг в большую жизнь. Сердце вырывается из груди. Кажется, никогда у тебя не будет таких замечательных, умных и хороших детей.… Но наступает понедельник, и в детский сад за ручку мамы приводят малышей – трёхлеток. И всё повторяется сначала.

За годы своей педагогической деятельности я воспитала и подготовила к школе около трёхсот детей. Среди них есть рабочие и инженеры, строители и врачи.

Максим – преподаёт в университете, а Миша – запускает в космос ракеты. Оля – юрист, а Лена – врач. И мне очень хочется верить, что в их успешности в жизни есть доля  моего труда, ведь это я научила их трудиться руками, головой и душой!

Сказки моих воспитанников

 

(Сборник "Новогодняя сказка. Выпуск №2"Нижний Новгород: печатная .мастерская "Радонеж" по заказу "Вектор успеха", 2013 год)

Письмо Деду Морозу

Круглова Маша .

Жила-была на свете девочка Машенька. Она была уже большая, ей было

6 лет. Поэтому в сказки она уже не верила. Она прекрасно знала, что игрушки мама и папа покупают в магазине. Что если не съешь кашу, то никакая Волшебница чистых тарелок на тебя не обидится. А свои игрушки надо убирать на место, для того, что бы в комнате был порядок.

И была у Маши мечта заветная. Уж больно хотелось Машеньке ролики!

 «Ну и что, что сейчас зима? Ролики ведь не растают, они могут до весны под кроватью полежать. Их можно будет хоть каждый день тряпочкой протирать, гладить, любоваться на них!» Так думала Машенька и тихо вздыхала.

Маша не верила в волшебство, но Дед Мороз, это совсем другое! Он ведь даже похож на дедушку. И на его валенках в прошлом году Маша заметила заплатку, которую дедушка сам пришивал! А это могло означать одно – Дед Мороз настоящий! Значит, ему можно написать секретное письмо!

Маша достала лист бумаги и фломастеры и начала писать:

«Здравствуй, Дедушка Мороз! Я очень хочу ролики. Пришли мне их, пожалуйста!»

Но тут мама попросила Машу собрать игрушки. «Мне некогда!», хотела ответить Маша, но ей стало жалко маму. И Маша убрала на место все игрушки. А потом она побежала дописывать письмо.

«В этом году я вела себя хорошо, но иногда забывала о правилах поведения. Я обещаю, что буду помогать маме!»

Маша сложила своё письмо и спрятала на подоконнике за горшком с цветком.

На следующее утро Маша заглянула на подоконник. Письмо лежало на месте. «Наверное, он его не заметил», подумала Маша и вытянула уголок письма.

Маленькая Аришка попросила нарисовать старшую сестру ёлочку. Маша помогла сестрёнке, а сама подумала: «А вдруг, Дед Мороз просто не знает, что такое ролики?». Она достала своё письмо и нарисовала красивые ролики. Потом подумала и дописала: «Я обещаю, что буду вести себя хорошо всегда!»

Сложив письмо, Маша положила его поближе к форточке. «Чтобы удобнее было Деду Морозу», рассудила Маша.

Всю ночь на улице мела метель. А утром в коридоре девочки увидели большую красивую ёлку. Начались предпраздничные хлопоты. В детском саду Маша с ребятами делала подарки для мамы и папы. Дома Маша помогала маме и папе наряжать ёлку. А ещё нужно было нарядить маленькую Аришку к празднику.  И заглянуть на подоконник у Маши совсем не было времени.

А вечером лампочки на ёлке вдруг замигали. И все увидели, что под ёлкой лежат коробки с подарками. Маша сразу узнала большую коробку, на которой были нарисованы те самые ролики!

А вы говорите, что Дед Мороз не настоящий!

 

Как поспорили Дед Мороз и Санта Клаус.

Салтыкова Кира.

 Жили – были на белом свете два брата. Далеко жили они друг от друга. Один в Лапландии с женой миссис Клаус, другой – в Великом Устюге в тереме расписном со своей внучкой, Снегурочкой. Со старых - стародавних времён вели они спор: кто же из них больше добра людям приносит под Новый год?

      Одного из братьев зовут Санта Клаусом, а другого Дедом Морозом величают.

      И вот однажды, под Новый год, решили они раз и навсегда установить истину – кто же из них старше, а значит и главнее.

      Запряг Санта Клаус оленей в свою новогоднюю упряжку и говорит миссис Клаус: «Положи-ка побольше носочков, валенок да рукавичек с подарками – всех детей я сегодня хочу осчастливить!»

       Миссис Клаус была очень доброй, взяла она список детских желаний, проверила, все ли желания сложены в повозку, накормила оленей, поцеловала Санта Клауса и распахнула ворота настежь. Санта Клаус свистнул два раза, крикнул три раза и, полетела его повозка быстрее ветра прямо по воздуху.

      А в это время в Великом Устюге время тоже близилось к Новому году. Внучка Снегурочка помогала Деду Морозу собираться в дорогу. Кони стояли во дворе терема, запряжённые в новогодние сани. А в санях чего только не было! Ведь целый год дети писали письма Деду Морозу. Никого нельзя обидеть, ничью просьбу нельзя забыть! И вот, приготовления закончились, Дед Мороз уселся в сани поудобнее, взял в руки вожжи с бубенцами и кони сами понесли его в снежную даль.

       Глазом не успел моргнуть Дед Мороз, как оказался на балконе мальчика Васи. «Хороший мальчик – маму и папу слушался, в детском саду не шалил, а стихотворение, какое интересное рассказал под ёлкой», подумал Дед Мороз. Взял он мешок свой волшебный, чтобы подарок для Васи под ёлкой оставить, но что это! В мешке ни одного подарка, а на самом дне – огромная дыра! Огорчился Дед Мороз, да делать нечего – повернул обратно, подарки растерянные собирать.

        Долго ли коротко, а встретил он на своём пути брата – Санта Клауса. Сидит Санта Клаус у своей повозки перевёрнутой и горюет.  «Что случилось с тобой, братец мой?» «Да вот, поторопился, хотел тебя обогнать, да повозка на камень налетела и перевернулась», отвечает Санта Клаус. Рассказал тогда Дед Мороз своему брату про беду с дырявым мешком. Долго они думали – гадали, что же делать. Ведь нельзя же детей на Новый год без подарков оставить! И решили позвать на помощь миссис Клаус и Снегурочку. Подули братья в разные стороны, налетел снежный ураган и принёс в сказочный лес миссис Клаус и Снегурочку.

        Все вместе они взялись за дело, и работа закипела. Миссис Клаус зашила мешок Деда Мороза сосновыми иголками. Снегурочка позвала самых сильных медвежат, и они поставили повозку Санта Клауса на полозья. Белки, зайцы и ежи собрали все растерянные подарки. Только вот разбираться, кто какой подарок вёз детям, никто не стал.

       Снегурочка и миссис Клаус уселись поудобнее и все вместе они отправились в Новогоднее путешествие. Никто из детей и взрослых в эту чудесную новогоднюю ночь не остался без подарка. Сбылись все мечты и пожелания!

    А Дед Мороз и Санта Клаус поняли, что все вместе они – большая дружная семья, а это и есть самая главная истина!