Моя образовательная программа "БЕЛАЯ ЛАДЬЯ"

Кошелева Анна Александровна

Модифицированная образовательная программа "БЕЛАЯ ЛАДЬЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_belaya_ladya.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Ханты-Мансийского района

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ХМР

____________Н.И. Фуртунэ

 Приказ №______от___________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Белая ладья»

(один год обучения)

Программу составил:

педагог дополнительного образования

Кошелева Анна Александровна

Луговской, 2015

Отдельный гений,

 как показала история шахмат,

 может вырасти и на краю света,

 но сильное поколение появляется

 только в шахматной стране.

Юрий Разуваев.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что, шахматы представляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и игра, и наука, и спорт. Игра, имеющая огромный развивающий потенциал для детей. Наука как предмет изучения. Спорт – миллионов людей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. У ребят происходит расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации. Однако, цельной методики проведения шахматных занятий, с детьми начиная с 6-летнего возраста нет ни в России, ни в одной из зарубежных стран.  А ведь именно игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, а также прививает чувство ответственности за принятое решение. Еще более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания.  Поэтому возникла необходимость в создании данной программы, которая ориентирована, на активное приобщение детей к интеллектуальной игре в шахматы и носит образовательный характер.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Образовательная программа адаптирована к условиям МБУ ДО ХМР.

Новизна данной программы состоит в том, что предлагаемый начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.  Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Социокультурная результативность: Многообразие деятельности при реализации данной программы расширит диапазон возможностей ребенка реализовать себя в настоящем будущем.

Практическая значимость: Программу «Белая ладья» могут использовать педагоги дополнительного образования, воспитатели детского сада для занятий в средних и старших группах.

Педагогическая целесообразность: Шахматы в раннем возрасте способствуют развитию у детей воображения, укрепляют их память и стимулируют самостоятельное мышление. Шахматы, прежде всего игра, помогающая школьнику к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Образовательной программой «Белая ладья» предусмотрено личностно-              ориентированное обучение и игровые технологии.

Цель программы: Обучение игре в шахматы и развитие умственных способностей обучающихся через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с историей шахмат;

- познакомить с правилами игры;

- научить основным приемам шахматной игры;

- ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, изобретательность, познавательную активность;

- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и сопернику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к интеллектуальной игре; чувство ответственности за принятое решение, самостоятельность в суждениях.

Занятия по данной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.

Программа рассчитана на 1 год, носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся.

Режим организации учебных занятий: занятия проводятся в 2 группах. Первая группа состоит из детей без первоначальных умений и навыков игры в шахматы и разделена на три подгруппы.   В каждой подгруппе проходит два занятия два раза в неделю.

Вторая группа состоит из детей с начальным уровнем знаний шахматной игры и проходит три раза в неделю по два занятия.

Особенности набора детей в объединение: в объединение «Белая ладья» в первую группу приглашаются дети по желанию без первоначальных умений и навыков, во вторую группу входят дети с минимальной шахматной подготовкой.

Методы воспитания.

1. Методы по преимущественному источнику полученных знаний.

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Показательные.

2. Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

  • Репродуктивные, исполнительские;
  • Объяснительно – иллюстративные, информационно – сообщающие;
  • Убеждения, упражнения, личный пример.

Формы обучения.

  1. Традиционные.
  • Занятия;
  • Практикум;
  • Творческое задание;
  • Домашняя работа.
  1. Не традиционные.
  • Соревнования, турниры.

В программе используются важнейшие принципы обучения:

  1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
  2. Принцип сознательности и активности. Изучение обучающимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.
  3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание ребят с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего обучающиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.
  4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.
  5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.
  6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Кроме того, этот принцип отражён в учебно-тематическом плане программы: “Турниры”, “Анализ партий”, “Конкурсы решения задач”, “Сеанс одновременной игры”.

Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.

Модель выпускника.

  1. Воспитанник должен знать:
  • правила техники и безопасности при игре в шахматы и на соревнованиях;
  • правила игры в шахматы;
  • основные приемы шахматной игры.
  1. Воспитанник должен уметь:
  • Играть в шахматы;
  • Наладить контакт с партнером;
  • Общаться с аудиторией;
  • Играя думать и самостоятельно принимать решения;
  • Принимать критику со стороны других людей;
  • Правила техники и безопасности при игре в шахматы и на соревнованиях.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит:

  • Успешное усвоение учебной программы работы;
  • Участие в турнирах;
  • Участие в районных и окружных соревнованиях.

Косвенными критериями оценки результатов обучения служит:

  • Создание сплоченного коллектива объединения;
  • Заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;
  • Развитие чувства ответственности и товарищества.

 Периодичность и сроки аттестации обучающихся:

  1. Начальный этап – с 15 сентября по 25 сентября. Цель – начальное диагностирование, прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе.
  2.  Текущий этап – в течение учебного процесса.
  3. Промежуточный этап – декабрь. Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся.
  4. Итоговый этап – апрель – май. Цель – анализ результатов обучения, оценка успешности усвоения учащимися образовательных программ.

 Формы проведения аттестации.

Тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, спортивные соревнования, турниры,

Средства необходимые для реализации программы:

Учебный кабинет на 12 человек. Хорошее освещение. Столы, стулья по количеству детей. Шахматные доски – 6 штук, шахматные фигуры. Большая демонстрационная шахматная доска для объяснения детям задач.

Методическое обеспечение.

  1. Информационная и справочная литература о шахматах.
  2. Разработки карточек с заданиями.
  3. Оформление папки с информационными и дидактическими материалами по всем учебным темам.
  4. Разработки упражнений, физминутки.
  5. Литература о шахматах, журналы, брошюры, канцелярские товары для оформления наглядных пособий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 группа (три подгруппы)

(Возраст детей 6-12лет)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

 1.

Вводное занятие. Легенда шахматной игры.

Инструктаж по ТБ.

1

1

2

2.

Шахматная доска. (поля, цвет, виды)

4

4

8

3

Шахматные фигуры.

2

2

4

4.

Начальное положение.

4

4

8

5.

Шахматная фигура. Ладья.

4

4

8

6.

Шахматная фигура. Слон.

4

4

8

7

Шахматная доска. (Горизонталь, вертикаль, диагональ).

2

2

4

7.

Шахматная фигура. Ферзь.

3

3

6

8.

Шахматная фигура. Конь.

5

5

10

9.

Шахматная фигура. Пешка.

2

2

4

10.

Шахматная фигура. Король.

4

4

8

11.

Шах.

4

4

8

12.

Мат.

4

4

8

13.

Ничья, пат.

4

4

8

14.

Рокировка.

2

2

4

15.

Шахматная партия.

4

4

8

16.

Повторение программного материала.

4

13

17

Турниры и соревнования

5

16

21

ИТОГО

62

82

144ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 группа

(Возраст детей 6 - 13лет)  

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

 1.

Краткая история шахмат.

Инструктаж по ТБ.

1

1

2

2.

Повтор пройденного материала.

8

10

18

3

Шахматная нотация.

5

8

13

4.

Ценность шахматных фигур.

4

14

28

5.

Техника матования одинокого короля.

4

10

14

6.

Достижение мата без жертвы материала.

13

10

23

7.

Шахматная комбинация.

18

30

48

8.

Повторение программного материала.

5

15

20

9.

Практические занятия.

5

15

20

Турниры и соревнования

5

25

30

ИТОГО

47

97

216ч.

1 группа (три подгруппы).

Цель: Научить воспитанников начальным навыкам игры в шахматы.

Основные понятия: шахматные фигуры, шахматная доска, мат, шах, пат, рокировка.

Форма занятия: Беседа, игра.

Творческая часть занятия: решение заданий и задач.

Подведение итогов: Опрос детей по теме.

 

Вводное занятие. Легенда шахматной игры.

Инструктаж по ТБ.

Шахматная доска. (поля, цвет, виды)

Шахматные фигуры.

Начальное положение.

Ладья.

Слон.

Шахматная доска. (Горизонталь, вертикаль, диагональ).

Ферзь.

Конь.

Пешка.

Король.

Шах.

Мат.

Ничья, пат.

Рокировка.

Шахматная партия.

Повторение программного материала.

Турниры и соревнования

2 группа

Цель: Развить начальные навыки игры в шахматы.

Основные понятия: Шахматная нотация, техника матования.

Форма занятия: Беседа, игра.

Творческая часть занятия: Запись партий, решений заданий по теме.

Подведение итогов: Опрос детей по теме, демонстрация умений воспитанников.

Повтор пройденного материала.

Инструктаж по ТБ.

Краткая история шахмат.

Шахматная нотация.

Ценность шахматных фигур.

Техника матования одинокого короля.

Достижение мата без жертвы материала.

Шахматная комбинация.

Повторение программного материала.

Практические занятия.

Турниры и соревнования

Методическая литература для педагога.

  1. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 224с.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 104с.
  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.
  4. Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс. Москва, «Издательства «ФАИР», 2008г.

Учебно-познавательная литература для детей.

  1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 88с.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с.
  3. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 80с.
  4. Шахматные окончания. Издательство под редакцией Ю.Л. Авербаха, Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1991г.