консультация Темперамент ребенка

Салахова Татьяна Юрьевна
В консультации дается описание темпераментов детей, их характерологические черты, рекомендации родителям -как правильно воспитывать ребенка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-ya_temp-t_reb-ka.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Консультация:

                   Воспитание детей с учетом темперамента

     Все мы знаем, что в отношениях со взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство родителей абсолютно забывают об индивидуальном подходе. А ведь краеугольный камень воспитания - чтобы вырастить гармоничную личность, нужно стимулировать развитие недостающих и мягко подавлять ярко выраженные черты характера. Существует  4 типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

ХОЛЕРИК

(Сильный, неуравновешенный, подвижный темперамент)

Этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка, который приносит родителям постоянные хлопоты. "Покой нам только снится!" - Могут сказать они про своего малыша-холерика. Также некоторые особенности такого темперамента присущи всем детям.

Характерологические черты

Положительные

 высокая активность;

 энергичность;

 быстро осознает обстановку;

 общительность;

 решительность;

 возбужденная убедительная речь;

Негативные

 невыдержанность

 вспыльчивость

 агрессивность

 неустойчивое поведение

 резкость в отношениях, конфликтность

 цикличность в работе, в переживаниях, настроениях

Как правильно воспитывать ребенка-холерика

1. Основным подходом в воспитании ребенка-холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.

2. Исключите из обстановки то, что слишком возбуждает нервную систему ребенка.

3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби.

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости.

5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка.

6. Упорно приучайте малыша доводить до конца начатое дело.

7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками следует мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями.

8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребенка, замечания делайте строго, но спокойно.

9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойную, тактичное требование.

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, стоит гасить любую агрессивность ребенка в зародыше.

11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности.

12. Вашему малышу важно знать, что к его словам прислушиваются.

САНГВИНИК

(Сильный, уравновешенный, подвижный темперамент)

Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный малыш. При этом он довольно спокойный и рассудительный. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы увлечений.

Характерологические черты

Положительные

 высокая подвижность;

 высокая адаптивность (легко приспосабливается к новым условиям);

 увлеченность, вдохновение;

 общительность;

 жизнерадостность, оптимизм;

 доброжелательность;

 не чувствительна;

 выразительность мимики и пантомимики;

 деятельный при условии интересного дела;

Негативные

 несобранность;

 ненадежность (всегда обещает, но не всегда выполняет свои обещания);

 изменчивость, легкомыслие, разбросанность;

 поверхностность восприятия;

 недостаточная способность к сосредоточению, отсутствие усидчивости;

 недостаточная настойчивость;

 однообразие их тяготит;

Ребенок-сангвиник легко идет на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника безгранична, кажется, что он прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Малыш с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Если весельчаку скучно, то он становится вялым и не может сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас.

На наказания сангвиник реагирует спокойно. Он абсолютно незлопамятен, неконфликтный, поэтому с ним трудно поссориться. "Жизнь без ссор" - таков его жизненный девиз. Но есть и обратная сторона "солнечной" натуры, о котором не должны забывать взрослые: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.

Как правильно воспитывать ребенка-сангвиника

1. Основным подходом в воспитании ребенка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "доверяй, но проверяй". Милый малыш-сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда выполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

2. Контролировать поступки и действия.

3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у нее устойчивые привязанности, интересы.

4. Приучать доводить начатое дело до конца.

5. Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

6. Хвалить заслуженно, потому что есть склонность к зазнайства.

7. Подражайте в общении с сангвиником дух легкости, веселья и юмора, это ему понравится.

8. Помните, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником и его легкомыслия, и изменчивости.

МЕЛАНХОЛИК

(Слабый тип высшей нервной деятельности)

Меланхолик - это мягкий и послушный малыш. Меланхолики застенчивые, робкие, а нерешительность - одна из основных черт их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и ​​произношении малыша-меланхолика. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь не каприз. Он чутко реагирует даже на человеческий голос: попробуй его только повысить - и такой малыш сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Характерологические черты

Положительные

 повышенная чувствительность;

 сердечность, способность к состраданию;

 тонкая восприимчивость;

 в привычной обстановке - исполнительный работник;

 мягкость;

 доброжелательность;

Негативные

 впечатлительный и застенчивый, евпевнений в себе;

 часто задумывается;

 замкнутость;

 пониженная активность;

 низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях);

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Уязвимости меланхолика нет конца и края. Меланхолические дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочным вещам.

Такой малыш опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях становится растерянным, работает значительно ниже своих возможностей.

Знание меланхолику даются тяжело, за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже играя, утомляется. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, трудно вступают в контакт со сверстниками. Движения неуверенные, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

Такой малыш очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, тяжело просыпается, тяжело переходит от одного вида деятельности к другому.

Как правильно воспитывать ребенка - меланхолика

1. Основным подходом в воспитании ребенка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "не навреди".

2. В общении с таким ребенком и в воспитательных воздействиях учитывайте уязвимость его психики - не повышайте голос и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

3. Помните, что ребенок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с кроткими.

4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У вашего малыша особая интуиция, и ему жизненно необходимо чувствовать, что его любят.

5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не пропускайте случая показать своему уязвимом чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.

8. В общении со своим ребенком чаще используйте тактильный контакт: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и др..

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленную слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните, что даже игры утомляют ребенка и могут привести к стрессу.

10. Стрессовой для ребенка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него неосуществимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребенком приказов, так как они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, подбадривайте теплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность своего малыша.

17. Не пугайте и не пугайте своего малыша. Ребенку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи не высмеивайте.

19. При выборе учебного заведения помните, что для меланхолика больше всего подходит ровная работа, требующая усидчивости и терпения. Его не тяготит даже монотонная работа.

20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Помните, что нужно не перековывать темперамент вашего малыша, а помогать ему развиваться.

ФЛЕГМАТИК

(Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы)

По упорству этот малыш превосходит всех, а дома его все называют "копушей". Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Наряду с этим созданием, никогда никуда не спешит, кажется, что время остановилось или его вообще на самом деле нет.

Характерологические черты

Положительные

 всегда спокоен;

 терпелив;

 обязательность;

 не чувствительна;

 его практически невозможно вывести из себя;

 отличается высокой работоспособностью;

 настойчивость

 способен к большим нагрузкам в работе;

 уравновешенный в отношениях;

Негативные

 все делает медленно;

 малоподвижный;

 требует времени для сосредоточения;

 медленно принимает решения;

 упрямство;

 безынициативность;

Такому малышу свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.

Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя трудно найти настоящего друга. Дети-флегматики не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Такой ребенок засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал.

Так как флегматичный ребенок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и долго, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.

Как правильно воспитывать ребенка - флегматика

1. Основным подходом в воспитании ребенка-флегматика является принцип, который условно можно назвать "непоспих". Помните, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка космических скоростей.

2. Учите ребенка рационально распределить время.

3. Не давите на своего ребенка, потому что под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неуклюжей и пассивной.

4. Не называйте ребенка "копушей", особенно при других людях.

5. Помните, что дети - флегматики очень нуждаются в одобрении.

6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.

7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

8. Пытайтесь развивать любознательность ребенка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).

9. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

10. Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если она радуется, позволяйте радоваться в полную меру и пр..

11. Привлекайте ребенка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).