Подготовка к ОГЭ

Полянина Елена Анатольевна
Материалы для учителей и учащихся по подготовке к ГИА по русскому языку. Здесь вы найдёте демоверсии, кодификаторы, спецификацию, варианты работ, материалы по подготовке, примеры сочинений.
Изменения в ОГЭ-2015

Изменилось количество заданий в экзаменационной работе(количество заданий сократилось с 18до 15). Изменен  максимальный балл завыполнение работы(уменьшен с 42 до 39). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение)

 

 Задание 15.3. Темы экзаменационных сочинений

1. Доброта

2. Взаимовыручка

3. Внутренний мир человека

4. Выбор

5. Драгоценные книги

6. Дружба

7. Жизненные ценности

8. Любовь

9. Материнскаялюбовь

10. Настоящее искусство

11. Неуверенность в себе

12. Нравственный выбор

13. Сила духа

Скачать тексты для написания сочинений


ОГЭ демоверсия - 2015

 

image

ГИА 2013. Русский яз. 36 тип. экзам. вар. Цыбулько 2012 -224с

Что Вас ждёт на экзамене?

soveyi-po-napisaniyu-sochineniya

Аудиоизложения   №1

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.

3.Замените разговорное наречие ПООДАЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Огонек над водой был вертикальный и узкий, как кошачий зрачок в ночи. Чуть ПООДАЛЬ возник второй, дальше третий, четвертый. Ого! Да тут целая вереница фонариков! Это фарватер, огражденный вешками с фонариками на них! (Платов Л.)

4.Замените слово УЖАСНО из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

(5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.

7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(13)Под волей он разумел свободу.

8.Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

(15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж...

9. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

(3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.

10. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

11.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках.

12.Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.

13.Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.

14.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. 

15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди?

16.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве.

17.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

18.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.

19.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

20. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана.

21.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам.

22.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

23.Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

24.Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение.

25.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников.

26.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

(13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

27.Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(17)А однажды Лина пошла в зоопарк, но тут ей не понравилось: жалко было потрёпанных медведей-попрошаек, зады у которых были вытерты и голы, оттого что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки.

28.Замените разговорное слово ВОН из предложения 23 стилистически нейтральным словом синонимом. Напишите это слово. 

(23)«А я хоть в клетке согласна!» — крикнула Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

29.Замените просторечное слово ТЁТКИ из предложения 27 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(27)Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тётки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться.

30.Замените книжное слово (высокого стиля) МИРОЗДАНИЕ из предложения 49стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(49)Музыка звезд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звездный свет.

31.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложения 52 стилистически нейтральным словом-синонимом.Напишите это слово.

(52)Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на земле.

32.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(10)– Причин уйма.

33.Замените разговорное слово УТЕХА из предложения 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...

34.Замените просторечное слово ПРИВОЛОКЛИ из предложения 18стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

35.Замените разговорное слово БАШКОВЫТЫЙ из предложения 20стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(20)– Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает.

36.Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из предложения 28стилистически нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним.

(28)У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

37.Замените разговорное слово УЛАМЫВАТЬ из предложения 30 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(30)Долго тебя уламывать?!

38.Замените разговорное слово КОЛОТИТСЯ из предложения 33 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(33)Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и мальчик, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

39.Замените разговорное слово СВИСТОПЛЯСКА из предложения 45 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

(45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски.

40.Замените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимичным выражением. Напишите это выражение.

(53)– Где ты болтался? – рявкнул отец.

41.Замените разговорное слово ВСЫПЛЮ из предложения 54 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(54)– Погоди, вот я тебе утром всыплю…

42.Замените разговорное слово УГОМОНИЛИСЬ из предложения 55 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(55)Наконец все угомонились.



Предварительный просмотр:

В2. Замените словосочетание «войны на Балканах»  (предложение  № 15), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование.

балканские войны

В2. Назовите тип подчинительной связи в словосочетании «называли вещуньями» (предложение №8).

управление

В2. Замените словосочетание «в древних культурах»  (предложение  № 1), построенное на основе согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление. (1) В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века.

в культурах древности

В2. Замените словосочетание «женское здоровье» (предложение  № 1), построенное на основе согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление.       (1) Пусть не свирепеют наши гордые мужчины, если я скажу, что женское здоровье гораздо важнее мужского.

здоровье женщины

В2. Замените словосочетание «сила  природы» (предложение №1), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование. (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

природная сила

В2.  Замените словосочетание «бездушные люди» (предложение  № 1), построенное на основе согласования,  синонимичным словосочетанием со связью управление. (1) Выросла рябинка при дороге.

люди без души

В2. Замените словосочетание «научить любить» (предложение  № 24), построенное на основе примыкания,  синонимичным словосочетанием со связью управление.

 (24) Кто должен научить их беречь и любить природу?

научить любви

В2. Замените словосочетание «возвращается мыслями» (предложение  № 1), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью примыкание.      (1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе.

возвращается мысленно

В2. Замените словосочетание «набор тестов» (предложение  № 3), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину.

тестовый набор

В2.  Замените словосочетание «уклад жизни» (предложение  № 4), построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью согласование.

(4) Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые постепенно складывались в течение многих веков у того или иного народа, нации.

жизненный уклад



Предварительный просмотр:

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 11.

Нет ли здесь какой-то зависимости?

нет

В6. Выпишите грамматическую основу предложения: «У них строго разграничены все дома в населенном месте».

дома разграничены

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 10.     (10) Для греков все не греки были варварами.

не греки были варварами

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 2.     (2) У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем — «берегиня».  

почитали

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 3.         (3) Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму.

патриотизм - ступень

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 41.   (41) Но и рябинки тоже нет.   

нет

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 6.      (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла.

музыка приносит радость

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 14.      (14) Пусть у вас будет время!

время пусть будет

В6. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.           (7) В жизни как раз не все совпадает.  

не всё совпадает

В6.  Выпишите грамматическую основу предложения: «И этот момент должен быть красив».

момент должен быть красив



Предварительный просмотр:

В11. Среди предложений № 7 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите   его номер.

(7) А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8) Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих. (9) Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10) Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями.

9

В11. Среди предложений № 1 – 2  найдите предложение с однородными членами. Напишите   его номер.

(1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей.(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

1

В11.  Среди предложений № 1 – 3 найдите  предложение, где запятые выделяют обособленное определение. Напишите его номер. 

(1) В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века. (2) Раскопки и  их изучение  на территории нашей страны показывают, что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (3) Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков, и такое смешение происходило повсеместно.

1

В11.  Среди предложений № 2 – 5 найдите  предложение, где запятые выделяют обособленное приложение. Напишите его номер. 

(2) У древних славян, наших предков, женщину почитали славным именем — «берегиня». (3) Действительно, кто бережет семейный очаг? (4) Кто перевяжет раны? (5) Кто наведет порядок в доме?

2

В11. Среди предложений  № 1 - 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер. 

     (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2) Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а  затем ко всему человечеству, к человеческой Культуре.  (3) Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму.

2

В11. Среди предложений  № 2 - 6 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите его номер. 

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру.

3

В11. Среди предложений  № 11 - 16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. 

(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

12

В11. Среди предложений  № 16 - 19 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите его номер. 

(16) Пусть у вас будет время  не  только в выходной: в  календаре  дружбы  все  дни красные. (17)Пусть у  вас будет  время для озабоченных  и печальных, для  людей, которые встревожены и которые в беде. (18) Потому что это ваше время, столь необходимое для вас,  может быть для кого-то спасением. (19) Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то — будущее.

18

В11. Среди предложений № 7 – 9 найдите предложение  с  обособленным обстоятельством.  Напишите его номер.     

 (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

9

В11.  Среди предложений № 3 – 6 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите его номер.

 (3) Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые постепенно складывались в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее — это та бесконечная реальность, которая окружает человека, и создается она  им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее — это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании их надежд — образцы культуры.  

6



Предварительный просмотр:

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове.

А это,(1) в свою очередь,(2) вызывает нарушение привычных природных условий. В определенных случаях существование такой зависимости возможно. Не «думающая планета»,(3)  мстящая за ошибки,(4) а мы сами вызываем на свою голову природные несчастья. Давайте задумаемся об этом.

1,2

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове. 

Для вас все вороны, (1)  конечно, (2)  одинаковы, (3)   вы из них ни за что не отличите даже самца от самки(4)   они же отлично знают вас, (5)и всю вашу родню, (6)   и всех ваших гостей. (2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, (7)   кого они никогда не видали, (8) они начинают встревожено каркать, желая предупредить  о возможной для вас опасности, (9)   потому что по долгому опыту жизни знают, (10)   что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

1,2

  В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном предложении.

Изучение древней истории приводит к выводу, (1)что все люди Земли равны. Нет высших и низших рас, (2)нет «культурных» и «варварских» языков,(3) нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. Для первобытного человека «людьми», (4) как нам известно, (5) были лишь члены его племени. Все остальные были врагами или злыми демонами.

4,5

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все тире. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  тире  между подлежащим и сказуемым.

Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае,  когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины(1) на пьедестале!  А мы,  зазнавшиеся охламоны,  проходя мимо,  должны снимать шляпы и кланяться ей.  Вот тогда и будет подлинное женское равноправие...Здоровье женщины да будет для нас всегда священным,   ибо здоровая женщина (2) — это здоровая семья,   это здоровье всей нации.  «Берегиня» бережет нас, мужчин, а мы,  мужчины,  обязаны беречь свою «берегиню».

2

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все тире. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  тире  между подлежащим и сказуемым.

Любовь к родному краю,  к родной культуре,   к родному селу или городу,  к родной речи начинается с малого(1)  –  с любви к своей семье, к своему жилищу,  своей школе.  Эта любовь,  постепенно расширяясь,  переходит в любовь к своей стране  -  к ее истории,    ее прошлому и настоящему, а  затем ко всему человечеству, к человеческой Культуре. Истинный патриотизм (2)  -  это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства.

2

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при сравнительном(ых)  обороте(ах).

Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, (1)   ярко и празднично окрашенных.  Деревце запылало, (2) как костер на юру.  Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, (3)   и после дождя, (4)   когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, (5)склеенные, (6)как пальцы после крепкого рукопожатия.

2,6

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове.

Я долго шел по ельнику, (1)  пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали.  На заболевшей сосне виднелся узор его «долота».   В бинокль видно было, (2) как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.   Я спрятался за куст, любуясь работой.  Дятел косился вниз, (3) но продолжал работать. В,(4) эту минуту случилась история,(5)   к сожалению, (6) очень нередкая.

5,6

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

От нагромождения дел человек, (1)   может, (2)    и останется жив, (3)   но, (4)   без сомнения, (5)  гибнет  то сердечное, (6)  доброе,(7) сочувственное и отзывчивое, (8) что нас с ним связывало. Пусть у вас будет время!

1,2,

4,5

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие)  запятую(ые) при вводном(ых) слове(ах).

В юности мы бываем жестоки к непохожести!  Мы ее не понимаем,(1)    а поэтому не любим.  Есть такой набор тестов,(2)    по которым определяют, (3)    скажем,(4)    настоящего мужчин.

3,4

В5.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводных конструкциях.

 Каждый момент жизни человека, (1)   начиная с младенчества, (2)   — момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, (3)   «он не может быть безобразным,(4)  но не может быть и без образа».  Может быть, (5)  в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, (6)  которые создает сам человек. 

3,5



Предварительный просмотр:

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения № 10. (10) Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями.

2

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения № 2. (2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

5

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения № 4.  (4) На планете нет ни одной «чистой» расы, нет на Земле ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного.

3

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения № 1.       (1) Пусть не свирепеют наши гордые мужчины, если я скажу, что женское здоровье гораздо важнее мужского.

3

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения №6.     (6) Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.

2

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения № 7. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.

3

В3. Укажите количество грамматических основ  предложения № 15.  (15) Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.

3

В3.  Укажите количество грамматических основ  предложения № 13.  (13) От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет  то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало.

3

В3.  Укажите количество грамматических основ  предложения № 3. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину.

2

В3.  Сколько грамматических основ в предложении № 9?  (9) И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но  не может быть и без образа».

2



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 10                                                                                                            ОГЭ-2015

                                                                         Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

– (5)Что это? – спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

– (6)Горит, – рассеянно ответил отец, думая о своём.

– (7)Что горит?

– (8)Как будто выселенная деревня за городом.

– (9)Что? – вскинулся Толик. – (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

– (21)Там мальчик! – кричал отец. – (22)Там мальчик! (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

– (28)Назад! – крикнул отец. – (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху – он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

– (45)Ложись! (46)Ложись! – говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

– (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А.Лиханову)*

 Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку»?

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

Ответ: ________________________________.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 23 – 27 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 6 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «тополиная ветка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 50 – 53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Теме,1 своему геройскому товарищу,2 и глядел на него уважительно,3 будто на взрослого.

В самом деле,4 этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой,5 как был,6 а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 23 - 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 36 - 39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 10                                                                                                ОГЭ-2015

Проверка задания 1

№ абзаца

Микротема

1

Без доброты невозможна душевная красота человека.

2

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

3

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Проверка заданий 2 – 14

№ задания

ответ

2

2

3

2

4

сгоревшие

5

деревянные

6

(очень) быстро <или> стремительно

7

ветка тополя

8

стало страшно

9

51

10

4

11

3

12

14 <или> 41

13

23

14

36



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 15                                                                                                            ОГЭ-2015

                                                                         Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Как-то летом я засиделся в парке с книгой, а когда стемнело и я собрался уходить, вдруг слышу: за кустами кто-то плачет.

(2)Около небольшого каменного домика я увидел маленького мальчика лет семи или восьми. (3)Я подошёл и окликнул его:

 – (4)Ты чего плачешь? (5)Давай пойдём, уже поздно, парк закрывается.

(6)И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:

– (7)Не могу. (8)Я – часовой, – сказал он. – (9)Мы играем в войну. (10)Один большой мальчик привёл меня сюда и говорит: (11)«В этой будке у нас пороховой склад. (12)А ты будешь часовой, сержант... (13)Стой здесь, пока я тебя не сменю. (14)Дай честное слово, что не уйдешь». (15)Ну, я и сказал: (16)«Честное слово – не уйду».

– (17)Так где же они?

(18)Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

– (19)Я думаю, они ушли. (20)3абыли.

– (21)Так чего ж ты тогда стоишь?

– (22)Я честное слово сказал...

(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра  –  всё равно.

(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.

– (26)Ну, вот что, – сказал я, подумав. – (27)Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

– (28)Так нельзя, –  сказал мальчик. – (29)Вы же не военный.

(30)И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного. (31)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (33)Он не стал раздумывать, а сразу сказал:

– (34)Идёмте.

(35)Мальчик стоял на том же месте. (36)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

– (37)Товарищ караульный, – сказал командир. – (38)Какое вы носите звание?

– (39)Я – сержант, – сказал мальчик.

– (40)А я  – майор. (41)Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

(42)И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

– (43)Есть, товарищ майор.

(44)Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.

(45)Майор протянул мальчику руку.

– (46)Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – (47)Из тебя выйдет настоящий воин. (48)До свидания.

(49)Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

  – (50)Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.

– (51)Нет, я не боюсь, – сказал мальчик.

(52)Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, конечно же, нечего бояться. (53)Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

(54)А когда он вырастет... (55)Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

(По Л. Пантелееву)*

* Пантелеев Леонид (Алексей Иванович Еремеев) (1908 – 1987) –  русский советский писатель. В соавторстве со своим другом Григорием Белых написал  книгу «Республика ШКИД», которая была переведена на многие языки.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик не хотел идти домой?»

1) Мальчик ждал своих друзей, чтобы продолжить игру.

2) Мальчик боялся темноты и хулиганов.

3) Мальчик считал, что не может даже в игре нарушить данное честное слово.

4) Мальчику интересно было разговаривать со взрослым, которого он встретил в парке.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:

 – Не могу.

2) Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

3) Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно.

4) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 30 – 44 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «спохватиться» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «пороховой склад», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 31 – 36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И тут я понял,1 что,2 если освободить мальчика от честного слова,3 снять его с караула может только военный,4 так надо,5 значит,6 идти искать военного.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 55. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 23 - 25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 51 - 55 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову) 140 слов

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 15                                                                                                ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

2

Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.

3

Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

Проверка заданий 2 – 14

№ задания

ответ

2

3

3

3

4

раздумывать

5

вверенный

6

заметить ошибку <или>  

заметить промах

7

склад пороха

8

хотелось помочь

9

36

10

56 <или> 65

11

6

12

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

23

14

55



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 17                                                                                                            ОГЭ-2015

                                                                         Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

– (7)Вы знаете, – заговорила начальница, – мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, – спросила, обращаясь к Коле, – метрика*, это ясно, а ещё что?

– (9)Ничего, – сказал он в смятении.

– (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

– (12)Не очень...

– (13)Ну и умница! – воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: – (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! – (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: – (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более... одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто...

– (24)Николай, ступай в машину, – улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, разглядывая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

– (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина – медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

– (33)Их бросили?

(34)Тётка усмехнулась:

– (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

– (39)А вы чего-то хорошо живёте! – вдруг сказал Николай. – (40) Холодильники-морозильники, игрушки.

– (41)Как же, – ответила она, – к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.

*Метрика – свидетельство о рождении.

(По А. Лиханову) * 

*Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»

1) Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.

2) Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.

3) Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждал три-четыре недели.

4) Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являет метафора.

1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».

2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

3) А Николая била в висок ужасная мысль.

4) ...в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 27 – 33 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 1 – 6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «оторопеть» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «детский писк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 7 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но вы,1 конечно,2 заезжайте недельки через три-четыре,3 я запрошу наш департамент,4 потом заявка уйдёт в архив,5 знаете,6 всё теперь не так просто…

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Наши-то беленькие,1 крепенькие,2 правда,3 больных много,4 да разве это для американок-то беда?

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 1 - 7 найдите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 25 - 29 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Ю. Максимова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! – И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: – А то разочаруешься. Станешь ещё более... одинок».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 17                                                                                                ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

2

Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья.

3

Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

Проверка заданий 2 – 14

№ задания

ответ

2

4

3

3

4

подтверждение

5

иностранного

6

 растеряться

7

  писк детей

8

не было видно

9

8

10

1256 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

3

12

4

13

5

14

26



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА по русскому языку (В3-В9)

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

Готовимся к ГИА по русскому языку (В3-В9)

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»