"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Евстафьева Любовь Александровна

Я выбрала для инновационной деятельности тему по развитию коммуникативных действий у младших школьников. Дети приходят в школу из разных детских садов. Есть дети, которые не ходили в сад до школы. Они не умеют общаться. А любые виды деятельности детей, в том числе и учебная, и общение ребёнка с другими людьми переплетены в жизни и не могут существовать отдельно. Ребёнка нужно научить не только отвечать на вопросы, но и самому задавать их, инициативно высказываться, налаживать взаимодействия с окружающими, и не только со сверстниками, а и ребятами из старшего звена школы и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_shkolnikov.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по инновационной деятельности учителя

МБОУ «Кощаковская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Евстафьевой Любови Александровны

2016 год

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС

           Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативную активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребёнок  входит в мир окружающих его людей.

           Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

           Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

           На сегодняшний день повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Федерального государственного образовательного стандарта. В Стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня развития УУД и динамики их формирования.  

            В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1. личностные (включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое образование);

2. регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);

3. познавательные (общеучебные, включая знаково-символические, логические, поиск и постановка проблем);

4. коммуникативные универсальные действия

           Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД (универсальных учебных действий). На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

           Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

           Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функции участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий;

умение чётко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

           Выпускник начальной школы должен научиться:

разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща,

распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи,

вырабатывать и принимать коллективные решения,

предотвращать и преодолевать конфликты,

уважительно относиться к позиции другого,

идти на взаимные поступки,

влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

Средствами коммуникативного процесса являются:

1) речь;

2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;

3) системы лингвистическая и паралингвистическая - интонация, паузы;

4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) система «контакта глаз».

        Анализ практической образовательной среды показывает, что для развития коммуникативных способностей  в начальной школе используются:

- групповые формы организации учебного общения:

-групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);

 -коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

-групповая работа с использованием современного дидактического оборудования ,

 -взаимопроверка заданий;

-игровые технологии;

 -хоровое пение;

-коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов;

- соревнования команд на уроках физкультуры и др.

 Особое место занимает работа в парах. Эта форма коммуникации может быть использована ежедневно и практически на каждом уроке. Например, на уроках математики обучающиеся помогают друг другу при самостоятельной работе, когда один из соседей не справляется с заданием. Или на уроках чтения обучающиеся рассказывают друг другу стихотворение, отвечают попеременно на вопросы.

   Нравится обучающимся и коллективные работы на уроках технологии и изобразительного искусства, когда получается из собственных поделок большая картина. Ребята перестают замечать недочёты, а радуются тому, что у них получилось в общей сложности.

          Следует отметить, что важнейшей характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою индивидуальность в другом.

           Исходя из приведенных выше признаков коммуникативного процесса, делается вывод, что коммуникативная деятельность не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека.

       В контексте концепции универсальных учебных действий  коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками;

овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнёра по общению;

умение слушать собеседника.

          Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно совпадает с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

           Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.

          Таким образом, обучающийся младших классов должен стать коммуникативным, умеющим инициативно высказывать своё мнение и управлять общением со сверстниками при работе на уроках и во внеурочной деятельности.