Педагогическая диагностика

Михалева Татьяна Германовна

          Проблема оценки образовательных результатов актуальна для каждого учителя желающего чтобы его педагогическая деятельность приносила плоды. Учитель – это не просто преподаватель какой-то учебной дисциплины, но и воспитатель. Поэтому в своей деятельности я считаю необходимой не только диагностику обученности, но и диагностику воспитанности. Ведь моя задача не просто дать определённую сумму знаний, но сформировать здоровую во всех отношениях личность, имеющую нравственные ценности, способную к творческой компетентной деятельности. Диагностика достижения воспитательных результатов исходит из модели выпускника каждой ступени  обучения. Эта модель определена в воспитательной системе школы. Результаты мониторинга воспитательной работы можно найти по данной ссылке: http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/12/monitoring_vr.ppt

           Для измерения результатов обученности использую разные формы. В последнее время всё чаще с этой целью применяю тестирование:

  • ·         Вводное тестирование – в начале урока для проверки усвоения темы прошлого урока.
  • ·         Выходное тестирование – в конце урока с целью рефлексии.
  • ·         Промежуточное тестирование – для измерения промежуточных результатов изучения крупной темы.
  • ·         Контрольное тестирование.

Тестирование необходимо использовать, так как все формы внешнего мониторинга и контроля знаний учащихся проводятся в режиме тестов. Это и олимпиады всех уровней, и областные мониторинги и, конечно, ЕГЭ. Поэтому детей нужно учить работать с тестовым материалом и я это начинаю делать с 5 класса. (Пример: тестирование по теме "Вода") http://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2014/03/15/testirovanie-voda-5-klass. Положительные стороны такой формы проверки знаний всем известны: не требуют больших затрат времени для проведения и проверки, конкретность вопросов и ответов, лёгкость в создании шкалы оценивания, за короткое время можно проверить большой объём информации. Но опыт показал и существенные недостатки этой формы диагностики образовательных результатов. С моей точки зрения главный недостаток – это то, что дети теряют способность к грамотной распространённой письменной речи, ученики привыкают к готовым формулировкам, и теряют (не приобретают) способность свободно и грамотно излагать мысли. С целью ликвидации этих недостатков я стала использовать тестовые контрольные работы в форме мини – ЕГЭ http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/15/kontrolnaya-rabota-dykhanie-8-klass-v-forme-mini-ege. То есть обязательно ввожу вопросы части С (требующие развёрнутого письменного ответа). На первых этапах ученики игнорировали эти вопросы в контрольной работе, выполняли тестовые задания, не приступая к части С. Пришлось вводить новое правило: за контрольную работу ставлю две оценки: за тестовую часть и часть С.  

            Использую также автоматизированное тестирование. В компьютерах компьютерного класса установлена программа диска Инфоурок, позволяющая за 15 мин провести тестирование и оценить знания учеников.   

            В связи с вышесказанным не потеряла актуальность и контрольная работа. Обычно она содержит 4 вопроса. 1 и 2 вопросы – репродуктивные, 3 вопрос – содержит задание, требующее сравнить строение, явления, процессы и т.д., 4 вопрос – продуктивного характера, повышенной сложности. В этом я вижу дифференцированный подход к контролю знаний. Учащиеся без энтузиазма встречают такую форму контроля, считая её наиболее сложной. Но, тем не менее, эту форму я также использую, чередуя с тестированием.

            С помощью самостоятельной работы можно проверить сформированность информационной, познавательной и ценностно-смысловой компетенций. Формы самостоятельной работы могут быть разные: это может быть работа с учебником или с первоисточником по определённой теме; индивидуальная или фронтальная. Задания для самостоятельной работы может получить ученик, пропустивший уроки по болезни или ученик, опережающий других участников образовательного процесса. Для учащихся чётко формулируются задания для работы с текстом, эти задания необходимо оформить письменно.

            Зачёт – как способ диагностики образовательных результатов, использую в 9-11 классах. Вопросы и задания выдаются учащимся в начале изучения темы. Это позволяет ученикам спланировать подготовку к зачёту, ведь для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. Ещё одна форма зачёта – это зачёт-вертушка. Позволяет объективно оценить уровень знаний, самостоятельность суждений, умение связать теорию с практикой, умение устанавливать причинно-следственные связи.

            В 5-6 классах использую также  игровую форму контроля. Если работа проводится в группе, то непременным условием является ответ учащихся на задания по очереди. То есть каждый в группе должен ответить примерно на 3-4 вопроса. Например, группе задаётся вопрос, дети обсуждают ответ, кто-то один отвечает. На второй вопрос в этой группе должен ответить другой ученик, ещё не отвечавший и т.д. С одной стороны есть возможность услышать ответы каждого ученика. С другой стороны сильные ученики обучают слабых, это снижает напряжённость у отстающих учащихся и даёт им возможность получить положительную оценку. Для игровой формы контроля использую игровые поля, выполненные в MS Power Point (игровое поле). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровое поле "Дом"449.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что нам стоит дом построить?»

Играют 2 команды, которым по очереди задаются вопросы (8 этапов). Цель игры – построить дом от фундамента до трубы.

Запустите показ презентации. В случае правильного ответа следует щелкнуть по номеру команды под «строительной площадкой» . «Строительство» идет в ходе последовательных щелчков. Если дом достроен командой полностью, появляется надпись «Победа».

Вариант 2.

То же, но нужно построить 9 этажный дом (9 вопросов).