Выбор образовательных технологий, ИКТ

Михалева Татьяна Германовна

               Для преподавания биологии в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение какого-то количества биологических знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых в 21 веке компетенций. Для этого необходим доступ учеников к новым источникам информации, самостоятельное приобретения новых знаний и обогащение личного опыта. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником (тьютор). Эта роль значительно сложнее,  и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
            Те или иные образовательные технологии применяю в зависимости от поставленных целей обучения, возраста учеников, уровня мотивации.  Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Пример: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/04/problemnyy-urok-v-8-klasse-kozha Но, применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности: требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
При проблемном обучении у учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов. Проблемное обучение на уроках биологии я провожу через решение задач. Проблемный метод можно использовать на любом  этапе урока. Наиболее эффективно, на мой взгляд, ставить проблему  на стадии вызова при актуализации темы урока. Этим сразу решается несколько задач: познавательная мотивация, удерживается внимание класса в течение всего урока, активизируется мыслительная деятельность, всю информацию получаемую на уроке ученик соотносит с поставленной проблемой, пытаясь её решить. Например, на уроке «Слуховой анализатор» в 8 классе вначале ученикам предлагается выслушать историю: на заводе в кузнечном цехе  произошла следующая ситуация. Рабочий в обеденный перерыв прилёг отдохнуть на кузнечный стан, другой рабочий решил подшутить, подкрался и со всей силы ударил молотом по наковальне. Рабочий, над которым «подшутили» полностью потерял слух. Почему? Ученики начинают выдвигать предположения: разрыв барабанной перепонки, разрушение слуховых косточек и др. приходят к выводу, что они не обладают достаточным количеством знаний для ответа на вопрос. И только изучив строение слухового анализатора и органа слуха решают проблему.       Проблемный метод использую также при проведении уроков с лабораторной или практической работой.  Проблемные вопросы можно составлять самим, но я нашла прекрасный материал в книгах «Занимательные вопросы: мир растений» и «Занимательные вопросы: мир животных» Н.Д. Дьячкова. Работу по развитию исследовательской культуры учащихся проводить значительно труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане. Однако преимущества этого подхода в обучении также не менее очевидны: у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи; большинство учащихся начинает положительно относиться к учебе; интерес к предмету заставляет школьников читать больше биологической литературы, расширяя, таким образом, свои познания в области данной науки.
             Проектная технология - Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.       Метод проектов начинаю использовать в 7 классе по темам в каждом разделе «Многообразие и охрана животных», начинаем с групповых проектов, заканчиваем индивидуальными. В 8 классе – по темам в каждом разделе «Профилактика заболеваний, ЗОЖ». В ходе проектной деятельности созданы проекты по экологии питания человека, столь актуальной темы нашей современности. Только через личный поиск информации, через исследование проблемы ученики осознают реальную угрозу здоровью некоторых продуктов.  Проектные технологии тесно связаны и с модульным обучением. 11 класс. Модуль «Цитология». Учащиеся создали проектный урок «Клетка структурная и функциональная единица всего живого», с презентацией, с использованием ИКТ. На этом уроке мы объединили в единое целое: проектные технологии, модульное обучение и ИКТ. Ребята создают исследовательские проекты, например, проект ученика 7 класса «Проблема бытовых отходов: поиск решения» http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/03/23/proekt-musornaya-problema-puti-resheniya
             Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии развития критического мышления,  основой которых является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).   Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Это стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и  учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
          В течение трёх лет, что я работала с использованием описанных технологий, наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось это в увеличении активности детей при работе на уроках, рост качества знаний, участие и призовые места в олимпиадах, повышение интереса к обучению.

          Открытием для меня стала технология case-study. Метод конкретных ситуаций очень эффективен при изучении темы «Основы экологии» в 9 и 11 классах. Ведь формирование экоцентрического  типа мировоззрения у людей – это трудная задача в нашем обществе одноразового потребления. Но применяя case-технологию, ученики учатся решать конкретные экологические проблемы, они получают несоизмеримо больше информации таким способом, они приобретают личностные знания, примеряют на себя роли людей решающих проблемы. Такой подход формирует не только образовательные компетенции, но и ценностно-смысловые, коммуникативные. Ученики всегда с восторгом откликаются на нестандартные формы проведения уроков.  Эту технологию легко можно соединять с деловыми и ролевыми играми. Опытом использования case-технологии в формировании экологических компетенций школьников я делилась на районной НПК http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/07/doklad-na-npk-formirovanie.

            При снижении численности учеников в 6 классах я стала применять технологию коллективного метода обучения (работа в парах сменного состава). Технология оживляет урок, делает его результативным. Ведь работа в паре не может быть неэффективной, потому что, если слушатель единственный, то он не может не слушать собеседника. Результаты меня поразили: качество обучения в 6 классе 90 %. Технология удачна ещё и тем, что в ходе урока виды деятельности меняются каждые 5 минут без особых усилий со сторону учителя, нужно только качественно подготовить дидактические материалы. Пример: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/26/urok-dlya-6-klassa-po-tekhnologii-kso-razmnozhenie-sporovykh

             Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Большинство обобщающих уроков в 5 классе провожу в форме игр, в том числе с применением ИКТ. Тестовые технологии позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса. Мною разработаны тесты по всем темам курса «Биология» с 6-11 класс, «Природоведение» в 5 классе, как для промежуточного контроля так и для итогового. Начиная с 8 класса некоторые контрольные работы провожу в форме мини-ЕГЭ.  С обобщением опыта по теме «Применение тестовых заданий на разных этапах урока. Подготовка к ЕГЭ» выступала на муниципальном семинаре учителей биологии и химии. Пример: урок "Зрительный анализатор" с применением тестовой технологии и ЦОР: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/05/metodicheskaya-razrabotka-uroka-zritelnyy-analizator
 

            Информационно-комуникационные технологии позволяют решить одну из важнейших целей современного образования – подготовка личности информационного общества. Владею пользовательскими навыками в работе с ПК, работаю в программах MS World, Power Point, Publisher,  Excel, Windows Movie Maker.  Компьютер использую на разных этапах урока в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажера, средства диагностики и контроля. Эффективно применяю цифровые электронные ресурсы  school-collection.edu.ru.

             Применяю следующие электронные учебные издания:

  • ЭУИ Природоведение 5 класс, ООО «Дрофа», 2011
  • Мультимедийное учебное пособие Биология, 6 класс, Просвещение, 2001
  • ЭУИ  Многообразие организмов, 7 класс, ООО «Дрофа», 2011
  • ЭУИ Человек, 8 класс, ООО «Дрофа», 2011
  • Электронные уроки и тесты «Влияние человека на природу», 2007
  • Электронные уроки и тесты «Наследование признаков», 2007
  • Электронные уроки и тесты «Генетическая изменчивость и эволюция», 2007
  • Диск Инфоурок Биология, тесты 5-9 классы, 2012 

           Для подготовке к ЕГЭ:

  • 1С: Репетитор Биология, 2001
  • 1С: Репетитор Биология, 2007
  • 1С: Репетитор Биология, 2011

            Стараюсь приучать детей к тому, что компьютер – это всё же источник информации, а не игрушка. С этой целью задаю домашние задания с выполнением презентаций. Особенно положительный эффект даёт это в случае, если пропущено много уроков учеником по болезни, если он не понял тему, составление презентации заставляет досконально разобрать материал темы. Ну и конечно сообщения, доклады, проекты, все виды учебной деятельности требующие дополнительных источников информации. Вместо докладов и сообщений ученики предпочитают создавать презентации - это своего рода иллюстрированные доклады. В 2011-2013 годах я отвечала за наполнение контента школьного сайта, прошла обучение на курсах «Внедрение пакета свободного программного обеспечения». На школьном сайте имею свою страницу. Кабинет биологии оснащён мультимедийным проетором, который использую для демонстрации интерактивных учебных пособий, уроков с презентациями учеников, для тестирования, для вывода изображений цифрового микроскопа.