Выбор УМК

Михалева Татьяна Германовна

              С 2007 года обучение биологии веду по рабочим программам составленным на основе образовательных программ разработанных В.В. Пасечником. УМК В. В. Пасечника имеет концентрическую структуру и системно-структурный подход. От УМК Сонина Н.И. отказалась, так как функциональный подход оказался сложным для многих учеников. Кроме того затруднилась подготовка к ЕГЭ и олимпиадам. В 10-11 классах приходилось изучать заново ботанику и зоологию при подготовке к ЕГЭ. Системно-структурный подход в УМК Пасечника сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения. Содержание курса биологии направлено на формирование универсальных учебных действий, таких как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать. В 6 классе при изучении курса «Бактерии, грибы, растения» материал излагается интересно, содержит многочисленные эксперименты, опыты, наблюдения, которые рекомендуется проводить учащимся дома и которые проводим на уроках. Материал 7 класса («Животные») авторы программы предлагают почти полностью изучать на живых или демонстрационных объектах. К недостаткам этого курса я бы отнесла недостаточное рассмотрение внутреннего строения хордовых животных.  В 8 классе изучается курс «Человек и его здоровье». Достоинство именно этой линии учебников в том, что большое внимание уделяется самонаблюдению, практическим и лабораторным работам. В каждой теме рассматриваются вопросы здорового образа жизни, санитарно-гигиенической службе и охране среды жизни человека (что отсутствует в УМК Сонина Н.И). Учебник содержит много продуктивных вопросов и заданий. Единственное, что не устраивает в этом курсе – это изучение темы «Нервная система» в числе последних тем. Логичнее и понятнее детям именно с этой системы органов начинать изучение строения и физиологии организма человека. В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. В 10-11 классах также придерживаюсь линии этого автора.

Программы  В.В. Пасечника, В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина базируются на биоцентрическом мышлении соответствуют Госстандарту образования. В таблице представлена реализация базисного плана.

Класс      Автор учебника      Название учебника                    Кол-во часов       +   Спецкурсы.

5 кл.                    Пакулова В.М.         Природа неживая и живая                  2                                               
6 кл.                    Пасечник В.В.          Бактерии. Грибы. Растения.              1  
                                                                                                                                        с/к  Экология растительных сообществ.  1 час
7 кл.                   Латюшин В.В.           Животные.                                           2                                               
8 кл.                   Колесов Д.В.             Человек и его здоровье                      2            с/к  Твоё здоровье – в твоих руках.           1 час
9 кл.                   Каменский А.А.        Введение в общую биологию.             2                        

10-11 кл.            Каменский А.А        Общая биология                   по 1 часу       с/к  Биология в вопросах и ответах.          1 час в 10 кл