Курсы внеурочной деятельности

Лукичева Ольга Александровна

Актуальность программ курсов внеурочной деятельности определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данные программы позволяют учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации программ в рамках ФГОС является и стремление развить у учащихся УУД: умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 5_klass_tit.list_.pdf331.85 КБ
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc234 КБ
PDF icon vneur_tit.pdf663.33 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210 и адаптирована для учащихся 5-х классов

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-х  классов и рассчитана на один  год  обучения. Учебный план по внеурочной деятельности предусматривает изучение курса « Умники и  умницы» в 5 классе в количестве 35 ч. в год 1 час в неделю.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов выявлено, что у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Данная рабочая программа определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия в 5 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 5-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 5-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.


Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Умники и умницы» в 5 классе

№ занятия

Развиваемые способности

1

За тридевять земель, в тридесятое царство…

2

От альфы до омеги

3

Не боги горшки обжигают

4

Не попадись на удочку

5

Брать быка за рога

6

Зри в корень

7

Кот в мешке

8

В два счета

9

Методом проб и ошибок

10

Кто ищет, тот всегда найдет

11

Завязать узелок

12

Видеть насквозь

13

Крепкий орешек

14

Да здравствует абракадабра

15

Бей прямо в цель

16

Путеводная нить

17

Вот где собака зарыта!

18

А ларчик просто открывался

19

Без сучка и без задоринки

20

Семи пядей во лбу

21

Арабские сказки

22

Интеллектуальные ассорти

23

Попасть в самую точку

24

Не лыком шиты

25

Ушки на макушке

26

Не в бровь, а в глаз

27

Колумбово яйцо

28

Калейдоскоп головоломок

29

Поставить точки над i

30

Разделать под орех

31

Пришел, увидел, победил

32

Что и требовалось доказать!

33

Глаз наметан

34

Ума палата

35

Для стреляных воробьев

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 5-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  


Тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности клуба

«Умники и умницы» в 5 классе

№ п/п

план

факт

Тема занятия

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Формируемые понятия

Предметные результаты

УУД

(регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

1

За тридевять земель, в тридесятое царство…

Как правильно стимулировать мыслительные процессы?

«Мозговая гимнастика», разминка, тренировка психических механизмов, логически поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи

Научатся

развивать познавательные способности, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышать устойчивость внимания

Р: формулировать и удерживать учебную задачу;

П: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

2

От альфы до омеги

Как решать логически-поисковые задачи?

Познавательная деятельность, сообразительность, внимательность

Научатся

развивать различные виды памяти, внимания, воображения

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Принятие образа «хорошего ученика»

3

Не боги горшки обжигают

Как анализировать полученное задание?

Мыслительная деятельность, анализ, синтез, сравнение

Научатся в ходе развивающих упражнений искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П: рефлексия способов и условий действий;

К: формулировать свои затруднения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

4

Не попадись на удочку

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: применять установленные правила в планировании способа решения;

П: ставить и формулировать проблемы;

К: обращаться за помощью

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

5

Брать быка за рога

Как тренировать зрительную память?

Изображение, запоминание

Научатся с помощью наглядных карточек запоминать увиденные сюжеты, решать нестандартные задачи

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

П: узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

К: осуществлять взаимный контроль

Мотивация учебной деятельности

6

Зри в корень

Какие логически-поисковые задания развивают мышление?

Затруднительная ситуация, оригинальное решение

Научатся

выполнять упражнения на развитие гибкости мышления, выходить из затруднительных ситуаций путём нестандартных способов решения

Р: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К: строить понятные для партнёра высказывания

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

7

Кот в мешке

Какими упражнениями можно достигнуть быстроты реакции?

Ситуация, результат, поиск решения

Научатся

находить необычные способы достижения требуемого результата, выделять главное, быстро реагировать на ситуацию

Р: составлять план и последовательность действий;

П: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

8

В два счета

Как решать логически-поисковые задачи?

Познавательная деятельность, сообразительность, внимательность

Научатся

развивать различные виды памяти, внимания, воображения

Р: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Мотивация учебной деятельности

9

Методом проб и ошибок

Как анализировать полученное задание?

Мыслительная деятельность, анализ, синтез, сравнение

Научатся в ходе развивающих упражнений искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата

Р: предвосхищать результат;

П: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

К: формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

10

Кто ищет, тот всегда найдет

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: сличать способ действия и его результат с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

П: анализ, синтез, сравнение;

К: осуществлять взаимный контроль

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

11

Завязать узелок

Какие логически-поисковые задания развивают мышление?

Затруднительная ситуация, оригинальное решение

Научатся

выполнять упражнения на развитие гибкости мышления, выходить из затруднительных ситуаций путём нестандартных способов решения

Р: сличать способ действия и его результат с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

П: анализ информации;

К: строить понятные для партнёра высказывания

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

12

Видеть насквозь

Как правильно стимулировать мыслительные процессы?

«Мозговая гимнастика», разминка, тренировка психических механизмов, логически поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи

Научатся

развивать познавательные способности, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышать устойчивость внимания

Р: предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;

К: предлагать помощь и сотрудничество

Принятие образа «хорошего ученика»

13

Крепкий орешек

Какими упражнениями можно достигнуть быстроты реакции?

Ситуация, результат, поиск решения

Научатся

находить необычные способы достижения требуемого результата, выделять главное, быстро реагировать на ситуацию

Р: предвосхищать результат

П: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

14

Да здравствует абракадабра

Как решать логически-поисковые задачи?

Познавательная деятельность, сообразительность, внимательность

Научатся

развивать различные виды памяти, внимания, воображения

Р: различать способ и результат действия

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

15

Бей прямо в цель

Как анализировать полученное задание?

Мыслительная деятельность, анализ, синтез, сравнение

Научатся в ходе развивающих упражнений искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

П: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

К: формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

16

Путеводная нить

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: использовать речь для регуляции своего действия

П: ставить и формулировать проблемы

К: обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

17

Вот где собака зарыта!

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: различать способ и результат действия

П: узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности

К: осуществлять взаимный контроль

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

18

А ларчик просто открывался

Какие логически-поисковые задания развивают мышление?

Затруднительная ситуация, оригинальное решение

Научатся

выполнять упражнения на развитие гибкости мышления, выходить из затруднительных ситуаций путём нестандартных способов решения

Р: предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

К: строить понятные для партнёра высказывания

Принятие образа «хорошего ученика»

19

Без сучка и без задоринки

Как правильно стимулировать мыслительные процессы?

«Мозговая гимнастика», разминка, тренировка психических механизмов, логически поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи

Научатся

развивать познавательные способности, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышать устойчивость внимания

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

К: предлагать помощь и сотрудничество

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

20

Семи пядей во лбу

Какими упражнениями можно достигнуть быстроты реакции?

Ситуация, результат, поиск решения

Научатся

находить необычные способы достижения требуемого результата, выделять главное, быстро реагировать на ситуацию

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

21

Арабские сказки

Как решать логически-поисковые задачи?

Познавательная деятельность, сообразительность, внимательность

Научатся

развивать различные виды памяти, внимания, воображения

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Мотивация учебной деятельности

22

Интеллектуальные ассорти

Как анализировать полученное задание?

Мыслительная деятельность, анализ, синтез, сравнение

Научатся в ходе развивающих упражнений искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата

Р: составлять план и последовательность действий

П: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

К: формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

23

Попасть в самую точку

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: применять установленные правила в планировании способа решения

П: ставить и формулировать проблемы

К: обращаться за помощью

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

24

Не лыком шиты

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик

П: узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности

К: осуществлять взаимный контроль

Принятие образа «хорошего ученика»

25

Ушки на макушке

Какие логически-поисковые задания развивают мышление?

Затруднительная ситуация, оригинальное решение

Научатся

выполнять упражнения на развитие гибкости мышления, выходить из затруднительных ситуаций путём нестандартных способов решения

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

К: строить понятные для партнёра высказывания

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

26

Не в бровь, а в глаз

Как правильно стимулировать мыслительные процессы?

«Мозговая гимнастика», разминка, тренировка психических механизмов, логически поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи

Научатся

развивать познавательные способности, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышать устойчивость внимания

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

К: предлагать помощь и сотрудничество

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

27

Колумбово яйцо

Какими упражнениями можно достигнуть быстроты реакции?

Ситуация, результат, поиск решения

Научатся

находить необычные способы достижения требуемого результата, выделять главное, быстро реагировать на ситуацию

Р: составлять план и последовательность действий

П: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения

Мотивация учебной деятельности

28

Калейдоскоп головоломок

Как решать логически-поисковые задачи?

Познавательная деятельность, сообразительность, внимательность

Научатся

развивать различные виды памяти, внимания, воображения

Р: применять установленные правила в планировании способа решения

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

29

Поставить точки над i

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.Как анализировать полученное задание?

Мыслительная деятельность, анализ, синтез, сравнение

Научатся в ходе развивающих упражнений искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

К: формулировать свои затруднения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

30

Разделать под орех

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: применять установленные правила в планировании способа решения

П: ставить и формулировать проблемы

К: обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика»

31

Пришел, увидел, победил

Как выделять главное, доказывать, опровергать?

Обобщение, доказательство, опровержение

Научатся находить новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

П: узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности

К: осуществлять взаимный контроль

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

32

Что и требовалось доказать!

Какие логически-поисковые задания развивают мышление?

Затруднительная ситуация, оригинальное решение

Научатся

выполнять упражнения на развитие гибкости мышления, выходить из затруднительных ситуаций путём нестандартных способов решения

Р: составлять план и последовательность действий

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

К: строить понятные для партнёра высказывания

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

33

Глаз наметан

Как правильно стимулировать мыслительные процессы?

«Мозговая гимнастика», разминка, тренировка психических механизмов, логически поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи

Научатся

развивать познавательные способности, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышать устойчивость внимания

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

К: предлагать помощь и сотрудничество

Мотивация учебной деятельности

34

Ума палата

Как правильно стимулировать мыслительные процессы?

«Мозговая гимнастика», разминка, тренировка психических механизмов, логически поисковые задания, веселая переменка, нестандартные задачи

Научатся

развивать познавательные способности, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышать устойчивость внимания

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

К: предлагать помощь и сотрудничество

Мотивация учебной деятельности

35

Для стреляных воробьев

Как правильно оформлять стенгазету?

Статья, рисунок, столбец, выпуск

Научатся находить нужную информацию в соответствии с поставленной задачей, осуществлять передачу информации, развивать умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

К: определять общую цель и пути её достижения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Методическое пособие для 5 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в средней школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Дополнительная учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Языканова Е.В. - М.:Издательство «Экзамен», 2012

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 5 класс» »

Учебное пособие

2.

Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011

«Олимпиады по математике. 5 класс»

Пособие

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Рабочие тетради в 2-х частях.

Дополнительная учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Языканова Е.В. - М.:Издательство «Экзамен», 2012

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 5 класс» »

Учебное пособие

2.

Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011

«Олимпиады по математике. 5 класс»

Пособие


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Экология души". 5–6-е классы

Разделы: Внеклассная работа

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.

Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Программа «Экология души» разработана для занятий с учащимися 5-6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».

Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  • Познавательные:
  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
  • организация информационной поддержки учащихся;
  • предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
  • совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
  • Воспитательные:
  • воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
  • воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
  • воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам,  здоровый образ жизни.
  • Развивающие:
  • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
  • создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Экология души» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные:

  • формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
  • формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
  • активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Регулятивные:

  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
  •  сличать собственные действия с заданным эталоном;
  •  планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс»,  2003.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
  5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.

Интернет — ресурсы

  1. http://www.metodkabinet.eu/
  2. http://www.uroki.net/doc.htm
  3. http://mir-prazdnikov.ru
  4. http://www.otrok.ru/
  5. http://www.1september.ru/
  6. http://www.moyashkola.net/