Учебно- методические материалы

Кадырова Гузелия Альбертовна

Предварительный просмотр:

«Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»
Ралф Эмерсон

            В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.                                                                                      Обучение иностранному языку носит деятельностный характер, так речевое общение осуществляется посредствам речевой деятельности, которая служит для решения задач в условиях социального взаимодействия общающихся людей. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функция в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиления мотивации в изучении языков международного общения. Именно учитель поможет ребенку познать культуру языка и поддержит его желание общаться на английском языке.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

1. речевой компетенции

  • совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

2. языковой компетенции

  • систематизации ранее изученного материала;
  • овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

3. компенсаторной компетенции – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

4. учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

В процессе преподавания иностранного языка во многих школах возникли проблемы: отсутствие естественной языковой среды; нежелание большинства учащихся овладения языком, как средством общения. Нужно заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию.

Цель работы многих учителей состоит в поиске современных педагогических технологий и отборе игр, игровых упражнений, создании презентационного материала сопровождающего уроки для организации эффективного процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Ведущая идея: использование игры на уроках английского языка, способствующее целенаправленному формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся, и способное ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Следующие задачи:

  • создать на уроках условия для саморазвития школьника.
  • научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве,
  • использовать приобретённые коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
  • развить проектные и навыки учащихся через творческие задания.
  • создать условия для успешной самореализации учеников.

В своей работе используют монологические формы речевой деятельности:

  • выступать с готовой заранее речью;
  • спрашивать и задавать вопросы;
  • пересказывать;
  • отвечать на вопросы.

Диалогические формы речевой деятельности:

  • учебная беседа в парах;
  • учебная беседа в группах;
  • ролевая игра;
  • дискуссия;
  • блицтурнир;
  • защита проекта.

Концепция развития школьной коммуникации имеет три этапа, поэтому на первом этапе отрабатывают:

  • умения учащихся участвовать в урочном общении;
  • умения отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
  • умения задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
  • умения комментировать вопросы или ответы;
  • умения делать сообщения;
  • умения рассказывать логично и последовательно.

Развитие школьной коммуникации на втором этапе заключается в

  • простоте и чёткости речевого высказывания;
  • умении высказать свою мысль образно, ярко и кратко;
  • отработке умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
  • умении использовать риторические вопросы;
  • умении вступать в контакт с партнёром и собеседником;

На третьем этапе отрабатывают:

  • умение вести беседу в паре, в группе;
  • умение поддерживать беседу;
  • умение вести конструктивный диалог;
  • умение построить дискуссию;
  • умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Добиваться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения в устной форме, а это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему ...», а также вести диалог. Дети сами определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации.                                                                                                                                             Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо создать эмоционально-благоприятную ситуацию на уроке, используя игровые приемы. Используемые игры условно разделяют на несколько групп: игры коммуникативной направленности; игры со словами; игры и игровые упражнения, при объяснении и закреплении грамматического материала, сюжетно-ролевые игры.                                                                                                         Так к играм коммуникативной направленности можно отнести игры, позволяющие отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах. Отрабатывая речевые конструкции, используют игру «Угадай животного». Один из учащихся загадывает животного, другие задают вопрос «Is it a cat (dog, frog, …)? – No, it is not/ Yes it is. Эту же игру использую для отработки употребления следующих конструкций: «Have you got ….? – Yes, I have./No, I have not» или «Do you want …? – Yes, I do./ No, I don't.» и т.д. Эти же игры используют и для закрепления тематической лексики. При знакомстве с названиями цветов практикую серию игр: «Guess, What Colour Is It?». На доске – разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит в это время спиной к доске. После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет: «Guess the Fruit». За спиной учитель держит картинку фрукта или ягоды. Ребятам необходимо отгадать, что в руках учителя, задавая вопросы: «Is it sweet? Is it red? Is it big?». Для закрепления тематической лексики используют игры из предыдущего раздела «Игры коммуникативной направленности»: «Кто (что) у тебя есть?», «Что ты хочешь?», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь?» «There is….» Ход игры: группа делится на две команды. Складывают в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например: P1: There is a book in the box. P2: There is a pencil in the box. и т.д. Выигрывает                        При овладении грамматикой младшие школьники, как правило, испытывают трудности. Они вызваны как различием грамматического строя русского и английского языка, так и недостатком теоретических знаний учащихся в области родного языка. Одним из принципов работы с младшими школьниками, которые в силу своего возраста еще не способны понять сложные грамматические явления, это упрощение. Так, например, при знакомстве с глаголом to be и его формами (is, am, are), прибегают к рассказыванию сказки: «Жил-был на свете самый главный глагол to be и было у него три сына - младший am, средний is и старший are. Самому младшему сыну отец разрешал работать только с местоимением I, среднему с she, he, it, а старшему доставалась самая трудная работа – это местоимения множественного числа you, we, they. Игра: показываются картинки, а ученик называет по английски то, что на ней изображено и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним: cat – hat, ball – wall, bus – plus, lamp – map, rose – nose. Можно использовать задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.                                                                                                                                          При работе над темой «Окружающая среда» предлагают ребятам подготовить дома небольшое сообщение на эту тему. В классе образуются группы из двух – трех человек, дается на подготовку 4–5 минут, а затем один из учащихся группы рассказывает о том, почему ему нравится или не нравится то или иное в окружающей среде. Предлагают ребятам набор слов и выражений по экологической тематике. На экране словосочетания: to water flowers, trees; to grow plants; to take care of; to keep our parks, rivers clean и т. д. Затем дети говорят о том, как они заботятся о природе: «I like to water flowers», «It’s nice to water a tree», «We take care of flowers and our river» и т.д. Предлагают учащимся отдельные предложения, нужно развить далее заключенную в них мысль. We must not make a fire in the forest, because…, We must not kill birds.  Постоянная работа над лексикой способствует расширению словарного запаса учащихся. Дополнительные тексты, выполнение заданий при работе с ними, составление микродиалогов дают возможность детям научиться излагать свои мысли по этой теме. Итогом такой большой работы является сообщения отдельных учащихся или групп по заданной теме. Важной задачей на уроке является активизация деятельности учащихся. Считается, что использование разнообразных форм уроков является одним из главных условий для развития коммуникативных компетенций, раскрытия творческих способностей детей. Нетрадиционные уроки: урок-проект, урок-викторина, урок-экскурсия, путешествие, являются одним из средств повышения мотивации, а это важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Большое внимание уделяют использованию нестандартных форм изучения языка, в основу которого положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Это внеклассная работа. Вместе с детьми проводим праздники Хэллоуин, день Влюбленных, недели английского языка. Используем песни, игры, конкурсы. Когда учащиеся играют, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает ту мотивацию, без которой нет изучения иностранного языка. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Решить все эти дидактические задачи позволяет метод проектов.                                                                            Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный; планирующий – подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный.                                                                                                В целом метод проектов позволяет учащимся:

  • показать знания в области языковой системы в пределах программного минимума, навыки оперирования этими знаниями;
  • проявить владение нормой речевого поведения во всех видах речевой деятельности;
  • подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;
  • глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка.

Данный метод используют на обобщающем уроке по определенной теме.                                 Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, нужно искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления, которого является компьютер.                                                                                                                                   В своей работе используем компьютерные технологии- создание собственных компьютерных презентаций;                                                                                                                                         Создание собственных презентаций, создаваемых для урока, позволяют быстро и эффективно решить проблему наглядности на уроке. Создание таблиц, текста это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц используются картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики используются анимационное выделение наиболее сложной или важной информации например, способ образования множественного числа существительных или глагола to be. Для закрепления изученного материала используются заранее созданные упражнения, например, с пропусками вспомогательного глагола во всех временных формах. Применяются презентации при знакомстве с английским алфавитом, при изучении грамматического материала, при знакомстве и повторении правил чтения, для стимуляции речевой деятельности, и с целью контроля знаний т.к. информационно-комуникативные технологии, активизируют внимание всего класса, поддерживают познавательный интерес, усиливают мотивацию, повышают восприятие и запоминание нового учебного материала, экономят учебное время.

За время работы над темами сложились следующие формы применения ИКТ на уроках английского языка:

  1. Работа в Power Point: презентации;
  2. Работа в Word: тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

В формировании коммуникативной компетенции помогают приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Форм работы в группах много – это методика «Пила» (Jigsaw), методы командного обучения. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность. Деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов.

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровой технологии, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования: улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.

С целью отслеживания результатов проводимой работы были выделены обобщенные характеристики владения коммуникативной компетенции в разделе говорение на уроках английского языка. На этой основе проанализированы динамика овладения учащимися навыков построения диалогического и монологического высказывания за два года, качественный анализ успеваемости и диагностика отношения учеников к предмету английский язык.

Уроки проводятся в кабинете английского языка. Кабинет в достаточной степени оснащён.  Для проведения уроков с применением учебных презентаций используется компьютер и мультимедийный проектор.                                                                                                     Заключение.                                                                                                                                         Изучение языка в школе не всегда продвигается, так как этого хотелось. В реальной жизни дети сталкиваются с необходимостью владеть письменными видами речевой деятельности (чтение, письмо) и устными для получения отметки. Изучение этого предмета со второго класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности.

Чтобы выпускник начальной школы обладал набором знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного овладения языком, учителю следует знать, как и чему учить ребенка на самом первом этапе обучения.

В идеале говорение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок.

В современном образовании наблюдается своеобразный «взрыв» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Литература:

  • Дзюина Е.В.Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 10-11 классы. – М.: Вако,2007. – 176с – (мастерская учителя).
  • Дзюина Е.В.Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9классы. – М.: Вако,2007. – 144с – (мастерская учителя).
  • Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр.яз. – М.: Просвещение, 1985. – 208с.
  • Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие/ Е.С.Полат – М.: Академия, 2003 – 272с.
  • Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях /Сафонова. В.В. – М., 2004
  • Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.
  • Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М. – Просвещение, 1981. – 112с.
  • Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы: Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ; Астрель, 2004.
  • Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт. – сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191с.