Программа
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Р.Ф.
Алтайский край, Бийский район
МУ «Комитет администрации Бийского района по образованию»
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа
«Путешествие к истокам»
Выполнила: учитель географии
Романова Лариса Ивановна
С. Первомайское
Программа
«Путешествие к истокам»
Программа «Путешествие к истокам», предназначенная для учащихся 5-7 классов. Изменение, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, касаются и сферы образования, и требуют всестороннего осмысления.
Примером этому могут быть изменения традиционных ценностей и возникновения новых, стремительно нарастающие требования духовно-нравственного возрождения, восстановления преемственности поколений и потребности выработки концептуальных основ в ценностных ориентациях человека и человечества.
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась важная проблема – регионализация образования и воспитания. Начавшееся создание каждым регионам своей образовательной структуры требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным особенностям края, региона, области.
Особая роль в формировании эмоционально-мотивационной сфере личности принадлежит духовно-нравственному воспитанию школьников.
Цель программы: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Данная программа поможет как учителям, так и ученикам ознакомиться с понятиями «духовность», «гуманизм», «нравственность», «ценности» и др.,
Понять важность культурных ценностей в развитии и формировании грамотной и воспитанной личности. Программа представляет модель содержания духовно-нравственного воспитания учащихся, подчеркивая важность культуры в этом процессе и превращение школы в институт культуры.
В программе использованы различные формы работы: создание творческих групп, анкетирование, короткие сочинения, организация специальных игр. Данные формы работы определяются особенностями её содержания, ориентацией на сближение урочной и внеурочной деятельности на основе гуманистических ценностей.
Содержание программы духовно-нравственного воспитания предполагает целостность заложенной в её основе картины мира и определенное место человека в нем.
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………………………………4
- Организационно-методический раздел…………………………………………...5
- Содержание программы……………………………………………………………6
- Заключение…………………………………………………………………………30
- Учебно-методическое обеспечение программы………………………………….32
1. Пояснительная записка
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сферах. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм - на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушение сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения.
Материальные блага стали занимать значительное место в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностные ориентации.
В связи с этим остро возникает проблема нравственного воспитания учащихся, которая особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, к самому себе, осуществляется переход от сознания к самосознанию. Подросток размышляет над своими переживаниями, мыслями, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому особая роль в формировании эмоционально-мотивационной сфере личности принадлежит духовно-нравственному воспитанию школьников.
В данной программе технология процесса духовно-нравственного воспитания рассматривается на основе гуманистических ценностей образования.
К значимым характеристикам этой технологии относятся наличие четкой цели, представление содержания деятельности в виде задач разной сложности, использование существующего опыта, указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса, воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу подростка, обеспечивающую духовно-нравственное развитие.
Использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей (ценностных ориентации) подростков в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией учителя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.
В составлении программы; опиралась на статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В, Бурмистрова, С.Ф. Иванова, А.Е. Лихачев, И.В. Метлик и др.), а также на работы, касающиеся проблем включения ценностей в содержание образования (И.Я. Лернер, В.Оконъ, И.М. Осмоловская).
Разработанная программа может рассматриваться как самостоятельный спецкурс, вместе с тем ее можно использовать в качестве содержательной. основы для создания в школе системы духовно-нравственного воспитания. Модификация программы (при опоре на местный материал культуры, местные традиции и обычаи) может использоваться как в школах, так и в других образовательных учреждений края.
2. Организационно-методический раздел программы
Цепь программы: повысить эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Представить методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании подростков.
Задачи программы: ознакомление школьников с основными понятиями и феноменами процесса нравственного воспитания; формирование нравственной культуры личности подростка; превращение гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей подростков.
Место программы в общеобразовательном пространстве школы: Программа «Путешествие к истокам» занимает одно из важных мест в общей системе воспитательной работы в школе.
Она поможет как учителям, так и ученикам ознакомиться с понятиями «духовность», «нравственность», «гуманизм», «ценности», понять важность культурных ценностей в развитии и формировании всестороннее грамотной и воспитанной личности.
Требования к уровню освоения содержания программы: Познакомившись с программой по духовно-нравственному воспитанию подростков, учителя должны знать:
- особенности духовно-нравственного воспитания,
- что такое гуманистические ценности образования,
- как влияет духовная культура общества на развитие и
формирование нравственной личности школьника.
Умения учителей заключаются в следующем:
- уметь оперировать научными понятиями по вопросам
воспитания, - уметь дать педагогические обоснования различным явлениям,
- уметь решать педагогические задачи и в процессе их решения
уметь выбирать способ контроля за правильностью их
выполнения; - уметь организовать условия для эффективного нравственного
воспитания учащихся в образовательном пространстве.
3. Содержание программы
В содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:
- стремление к истине;
- - социальное благополучие общества;
- - социальная справедливость;
- - гуманистические и нравственные ценности;
- - ценность знания;
- - уважение к талантам и умельцам;
- - достоинство личности;
- - ценность личности;
- - здоровье личности и людей, ее окружающих;
- - сохранность природы;
- - социальная активность личности;- нравственное здоровье
личности, коллектива и общества- ценность других народов, их
особенностей и культуры;- патриотизм;- национальная история и
культура - ценность творчества- ценность традиций и ряд
других.
Задачам программы в наибольшей мере соответствуют представленные в содержании ценность личности, ценности истории и культуры, которые позволяют построить общение с подростками и на том материале, который наиболее близок им. Прежде чем перейти к описанию разработанной модели содержания духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования,
ряд особенностей, присущих процессу интернализации ценностей, позволяющих лучше понять логику авторов при отборе и организации материала. Существуют определенные закономерности процесса присвоения ценностей личностью. Процесс интернализации ценностей включает, прежде всего, информацию о ценностном объекте. Далее необходима оценка объекта, в ходе которой происходит его соотнесение с потребностями и интересами личности и выявление его субъективной ценности. Оценка и осознание ценности еще не означает принятие ее в качестве личной, собственной ценности. На этом этапе важно воздействие объекта на эмоциональную сферу личности, т.е. переживание ценности. Необходимо учитывать также, что ценность полностью осознается и проявляет себя в ситуации выбора: у человека должна появиться возможность руководствоваться ценностью в своем поведении, в ситуации выбора отдать предпочтение формирующейся или избранной ценности.
Программа «Путешествие к истокам» как модель содержания духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей
образования.
«Наращивание» культурного слоя, создание культурной атмосферы -одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Почему именно с культурой связывая свои надежды? Прежде всего потому, что в живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством; человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его.
Воспитывающее значение культуры связывается не только с возможностью трансляции национальных ценностей и норм, определенных традиций и знаний, но и "эффектом" включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе. "Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но кто и сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни" (Розанов). Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, культурами, иными взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Находясь в поле такого "культурного напряжения", он учится самоопределению, выработке жизненной позиции, терпимости к другим мнениям. А что может быть важнее в наше неспокойное время, чем терпимость и доброжелательность по отношению к другой культуре, религии, психологии и идеологии?! Важен еще и другой аспект: человек, отличающийся широтой социальных контактов и умением общаться, как
правило, испытывает удовлетворенность жизнью. Это помогает ему ощутить целостность своей личности, что связывается в некоторых исследованиях с ощущением счастья. (Аргайл). Приобщение к культуре дает возможность ощутить полноту бытия, на первый план выходят личностные потребности и представления, а это - та основа, которая позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая заданные обществом установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с различными ценностями, идеалами, образцами. Все это необходимо ему для того, чтобы уметь не только усваивать, но и созидать ценности жизни и культуры.
Так как же превратить школу в институт культуры? Как одухотворить жизнь детей и взрослых? Рецептурного ответа на эти вопросы быть не может. Программа "Путешествие к истокам" - лишь один из возможных путей движения к этой цели: она представляет собой попытку создать модель содержания воспитания, основываясь на ценностях культуры Кратко остановимся на особенностях этого пути. Прежде всего, следует назвать гуманизацию и гуманитаризацию образования, суть которых заключается в обращении к человеку, к духовным, нравственным, эстетическим ценностям, не подверженным идеологическим колебаниям, имеющим общечеловеческое и национальное значение. Педагогический аспект гуманизации состоит в понимании изначальной творческой сути человека, признании его уникальности и самоценности, его права быть самим собой. Гуманистическая педагогика отрицает воспитание ребенка в соответствии с идеологическими представлениями, стремится уйти от авторитарных догм и правил? Ценности, убеждения, взгляды усваиваются ребенком вместе с педагогом, а не спускаются сверху по разнарядке. "Уважение" и "вера" - вот слова, которые наиболее точно характеризуют гуманизацию образования. Уважение к личности ребенка и вера в его способности определяют позицию учителя. Она становится личностно-равноправной, субъект-субъектной, когда ребенок непредвзято и доброжелательно принимается взрослым, когда для ребенка взрослый является авторитетом, и их отношения строятся на безоценочной основе. При этом главным в деятельности учителя будет создание наиболее благоприятных условий для развития творческой природы ребенка. Его интересы смещаются в центр педагогической системы, однако это не означает отрицания той высшей точки, той духовной высоты, которая является главным стимулом развития любой личности. Только видя эту точку, по мнению М. Мамардашвили, можно занять определенное место в мироздании. Противоречивость ситуации заключается в том, что ни один из земных институтов не может быть выше человека, но одновременно лишь то, что вне и выше человека, достойно его. Ориентированность на интересы ребенка, умение сопереживать ему, способность видеть в нем личность, достойную уважения, не ведет, как может показаться, к воспитанию эгоиста. Напротив, такой подход, ставит ребенка на одну ступеньку со взрослым, а значит, учит ответственности за собственные действия,
помогает активно оценивать свои достоинства и недостатки, стимулирует активность и самостоятельность в осуществлении выбора, желание полнее и лучше реализовать свои способности, пробуждает стремление к самосовершенствованию.
Основные положения гуманистической педагогики и психологии были сформулированы американским ученым К. Роджерсом. За последние годы они получили большое распространение в нашей стране и стали объектом изучения многих известных ученых (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, З.А. Малькова, Б.М. Неменский, Н.С. Розов, Е.Н, Шиянов и др.). Отметим, что гуманистические идеи легли на благодатную почву, подготовленную трудами Н.И. Пирогова, К,Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака. Их взгляды, так же как труды М.М. Бахтина, В.И. Библера, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотманама, М. Мамардашвили и др., отразившие культуроцентрический подход к образованию, во многом помогли определить педагогическую основу разработанной нами программы, способствовали формированию основных содержательных линий, направленных на гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса. Гуманитаризация образования - это, по сути дела, "очеловечивание" учебных дисциплин, наполнение их живыми чувствами, яркими образами взамен сухой информации и схем, засилье которых привело к "безлюдью" школьных предметов и формальному усвоению знаний. По точному определению ученого-физика В. Вайскопфа, "чувства без знаний не эффективны, знания без чувств бесчеловечны". Его слова можно считать формулой, лежащей в основе гуманитаризации образования.
Такой подход позволит создать такую гуманистически ориентированную школу, в которой главной целью станет развитие растущего человека, где дети будут заниматься не столько ботаникой, географией, языком, сколько развитием чувственного восприятия, фантазии, логического мышления, приобретать опыт нравственного поведения, диалогического общения. Материал для таких уроков будет черпаться из различных областей культуры, науки и окружающей жизни. (Мелик-Пашаев, 1989).
Гуманитаризация не умаляет роли естественнонаучных дисциплин. Более того, человек, не знакомый с принципиальными положениями основных наук, столь же ограничен, как и человек, игнорирующий художественные ценности. Другое дело, что точные и естественнонаучные предметы должны нести в себе, прежде всего, мировоззренческий потенциал, ориентировать учащихся на целостное восприятие мира, помогать различать в нем гармонизирующие и разрушающие элементы, прекрасное и безобразное. Тогда обучение биологии, к примеру, не будет сводиться к запоминанию количества тычинок в пестике у цветка или длины пищевода у собаки. На первый план выйдет вопрос: что нужно знать иуметь, чтобы сохранить разнообразие и красоту растительного и животного мира, его
целесообразность и взаимосвязь? Как сформировать у школьников бережно-любовное отношение ко всему живому? Решению этих и подобных "гуманитарных" проблем и должно способствовать предлагаемое содержание воспитания.
Каковы же могут быть принципы построения программ по духовно-нравственному воспитанию, основанных на содержании базового образования? Отметим наиболее существенные из них.
1. Взгляд на обучение основам наук через призму духовно-
нравственных понятий и ценностей поможет сделать процесс
обучения более осмысленным. Повернув подростка лицом к
реальным "вечным" проблемам, "столкнув" его с высоким Словом,
помогая ему находить связи страниц учебника с окружающей
жизнью, можно стимулировать развитие его познавательных
интересов, творческой активности, эмоционально-аффективной
сферы.
2. Развитие у подростков эмоционально-творческого отношения к
действительности основано на формировании у учащихся ярких
образов (эпохи, человека, явлений культуры). Именно образ является
той движущей силой, которая стимулирует фантазию,
любознательность, творческие способности. Образ, в отличие от
иллюстрации, имеет объемность и выход в "четвертое измерение"
(от реального - к реальнейшему). В нем заключено действие, сюжет, который, как пружина, может в любой момент
разжаться и включить механизм воображения и чувств. Образ - это
путь развития способности откликаться на прекрасное в жизни и
искусстве, быть чутким к переживаниям людей, в какие бы далекие
времена они ни жили, уметь воспринимать мир в его целостности.
Последнее тем более важно, что мозаичность, раздробленность
являются характерными чертами школьного образования. Она
проявляется и в разнородности учебного материала одного предмета,
и в его рассогласованности в рамках цикла дисциплин, не говоря уже
обо всем учебно-воспитательном процессе, где воспитание оторвано
от обучения, то и другое - от развития, а все вместе - от жизни.
Результатом этой образовательной дисгармонии стала
"разорванность" сознания школьника, что привело к нарушению
равновесия в его отношениях с миром - внутренним и внешним.
Развитие эмоционально-образной сферы подростка в дополнение к
рационально-логической поможет ему найти столь необходимые ему
точки опоры.
3. . Использование уникальных возможностей искусства, которое
помогает познать себя через другого человека. Его сила заключается в
том, "что оно входит в сферу общения людей, дополняя в ней
реальное общение реальных индивидуумов. Сфера реального
общения, при всей его действенности, ограничена у каждого человека
эмпирически, а сфера художественного общения безгранична; поэтому, когда мы используем искусство в этом его прямом назначении, то величайшие ценности культуры, которые им наполнены, становятся ценностями каждого, становятся его страстью, его жизненным пафосом, его позицией" (Каган). Этим объясняется культурологическая направленность созданной нами программы, которая отразилась в ее содержании, формах и методах (в частности, в использовании метода "погружения в эпоху", элементов музейной и театральной педагогики и т.д.).
- Еще один важный принцип построения подобных программ - их
организационная и содержательная открытость. Она означает
привлечение к работе не только учителей, - вне зависимости от
преподаваемого ими предмета, - но и сотрудников учреждений
дополнительного образования, культурно-просветительных
учреждений, а также родителей и всех заинтересованных лиц. В связи
с этим появляется возможность творческого переосмысления
направлений деятельности школы и ее содержания в зависимости от
социокультурного окружения, от реальных возможностей людей. В
плане реализации этого принципа в программе "Путешествие к
истокам" даются различные варианты воспитательных тем. - Открытость программ предполагает расширение "воспитательного
поля" и как следствие - усиление позиций дополнительного
образования за счет введения широкого пласта культуры. На этой
основе осуществляется программа "Путешествие к истокам". Его основные маршруты пролегли через Древнюю Русь (5 кл.), античную Грецию (6 кл.), средневековую Европу (7 кл.). Взгляд из другого времени и на другое время позволяет школьникам увидеть актуальность в событиях давно минувших дней и вечность вопросов, волнующих их сегодня. В системе дополнительного образования получает возможность найти себя каждый подросток. - Историзм, являясь принципом отбора материала базового содержания
образования для подобного рода воспитательных программ,
способствует решению ряда проблем. Учитель, благодаря обращению
к ярким событиям и судьбам великих и "простых" людей, к загадкам
прошлого и тайнам настоящего, используя "голоса истории живые" в
качестве "третьего собеседника" в разговоре с учениками, может уйти
от неэффективного прямого воздействия на подростков, от
назидательности и морализаторства. К тому же на обширном
культурологическом поле легче найти точки пересечения интересов
школьника и педагогов, организовать диалог. Ведь только то, что
значимо для педагога, может увлечь его воспитанников. Включение
подростков в сферу интересов взрослых может стать мощный силой
их развития. - Важнейшим принципом построения программы является опора на
содержание базового образования, прежде всего, на комплекс
заключенных в нем гуманистических ценностей. Они актуализируются вследствие педагогически целесообразного отбора, систематизации и дидактической обработки и предстают в виде системы.
8. Принцип дополнительности, который применялся нами в ходе создания программы, подразумевает использование дополнительного материала, расширяющего и углубляющего основное содержание программы.
Построенная по указанным принципам программа вносит изменения в содержание и организацию работы педагогов, включившихся в "Путешествие", дает основание для перестройки методической службы в школе. Тем более что, по данным специальных исследований, сами учителя чувствуют необходимость повышения своего культурного уровня и связывают с ним рост профессионального мастерства. Возможно создание межпредметных объединений, в которых работа строится вокруг отдельных творческих тем, одинаково актуальных для всех учителей. Так создаются условия для преодоления "предметного" эгоизма.
Открытость и вариативность программы создают условия для отказа от узкофункционального воспитания по направлениям (нравственному, трудовому, эстетическому и т.д.) и перехода к "педагогике отношений" вместо "педагогики мероприятий". Тем самым создаются условия для комплексного решения воспитательных, образовательных и развивающих задач, для взаимодействия урочной и неурочной деятельности школьников, интеграции системы основного и дополнительного образования.
Поставленная программой задача: реализация духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей, - реализуется через отбор основных тем, скрепляющих программу по вертикали (от класса к классу) и по горизонтали (от четверти к четверти). Вертикальные темы носят более общий характер. Это такие четыре основные линии, которые условно можно определить как "героическую", "художественно-эстетическую", "бытовую", "музейную". Обращение к ним помогает подросткам в определенной системе знакомиться с выдающимися людьми разных эпох и народов: героями, художниками (в широком смысле этого слова), узнать об обыденной стороне жизни наших предков, об их радостях и горестях, о вере и надеждах, а также о людях, которые являются хранителями исторической памяти, донесшими
до нас прошлое. Это археологи и музейные работники, реставраторы и краеведы, люди многих других профессий, без которых прервалась бы связь времен.
Линии "горизонтальные" конкретизируют названные темы в
каждом классе и наполняют их содержанием, соответствующим эпохе. Так,
.в пятом классе ребята открывают для себя "Русь богатырскую", узнают о
"Руси златоглавой", знакомятся с тем, "Како жити" ("Как жили люди на
Руси"), а также с "Хранителями русской славы". В шестом классе эти темы соответственно сменяются другими:"У истоков героизма", "Хоровод муз", "Боги Олимпа и дети Земли", "Хранители античности". В седьмом классе, в соответствии с новым базовым содержанием, появляются следующие темы: "Меч, книга и плуг", "Музы Средневековья", "Безыскусная жизнь", "Хранители Средневековья". Перечисленные темы дают общее представление о содержании работы в каждом классе, о ее преемственности и последовательности. Целесообразность именно такого, тематического построения подобного рода программ подтверждается работами Д.Б. Кабалевского, Б. Неменского, опытом организации внеурочной деятельности в школе В.А. Караковского (Кабалевский, 1979, 1986; Неменский 1986; Караковский, 1979). Подобные названия-девизы (темы) помогают усилить воспитательные возможности учебных предметов и образовательный потенциал внеурочных мероприятий. Они являются своеобразным ключом, с помощью которого можно, опираясь на известный материал, содержащийся в учебных предметах, открыть неизвестные страницы истории и культуры, за счет возможностей дополнительного образования.
Каким образом указанные принципы отбора содержания воспитания и его организации реализуются на практике можно проследить, если обратиться к основным темам (маршрутам). "Путешествия".
Путешествие в Древнюю Русь, образ эпохи, образ человека того времени с его идеалами, устремлениями, верой должны стать центром всей работы в пятом классе. Извечные вопросы: как люди жили, во что верили, за что боролись, от чего страдали, чему радовались, кого почитали - являются тем нравственным стержнем, который придает знаниям воспитательный смысл.
Древняя Русь должна предстать разными своими сторонами: не только героической, но и драматической, обыденной, комической; представление о ней сложится в результате знакомства с ее музыкальным, живописным, архитектурным, литературным образами. Именно таким путем произойдет совпадение образовательных и воспитательных задач, когда более глубокое изучение истории (в ее наиболее "выигрышных", с педагогической точки зрения, моментах) будет подкреплено знакомство с выдающимися произведениями искусства того времени, всегда ставящими в центр духовную, нравственную проблему. Представляется важным обращение к православию, игравшему решающую роль в миросозерцании русского человека. Таким образом, "погружение" в историю Государства Российского на заре его образования, диалог культур будут осуществлены не столько за счет изучения отдельных фактов и дат, сколько посредством "живых картин", постановкой нравственной проблемы, знакомством с жизнью и деяниями выдающихся людей эпохи.
Объединить достаточно обширный материал, который должен представить Русь в ее разнообразии и многоголосии, возможно введением трех основных интегрированных тем: "Русь богатырская". Русь златоглавая", "Како жити". Первая, как видно из названия, предполагает встречу с героями, богатырями Земли русской; вторая - это обращение к художественным творениям той поры и их великим создателям. Портреты "простых" людей, их отношение к Богу, природе, к другим людям, весь уклад их жизни, нашедший отражение в православном календаре, - таков основной мотив третьей темы.
Хранители русской славы - последняя, четвертая тема, которая стоит несколько особняком. Она логически завершает год, направляя внимание подростков на тех людей, которые собирают свидетельства прошлого, являются хранителями народной памяти. Это могут быть и профессионалы (музейные работники, историки, фольклористы, археологи, реставраторы, архивариусы), и любители (местные краеведы, коллекционеры, "летописцы"). Результатом работы должно стать осознание школьниками себя частью истории, заинтересованность ими своими корнями, чувство патриотизма и историзма.
В соответствии с тремя ведущими темами года, непосредственно связанными с Древней Русью, в центре внимания окажутся три великих подвижника земли русской - Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Андрей Рублев (темы "Спаситель Отечества", "Герои духа, "Иконописцы"), жизнь и деяния которых необыкновенно поучительны и являются прекрасным образцом служения высшей цели. Они связаны между собой не только духовно, но и исторически, поэтому главное событие, вокруг которого будет строиться работа, - Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси и объединению ее вокруг Москвы. "Задонщина", Троицкий собор Сергиевой Лавры, «Троица» А. Рублева - это те шедевры древнерусского искусства, в которых с наибольшей силой проявился дух эпохи. Без трепетного отношения к этим величайшим святыням, имеющим национальное и всечеловеческое значение, невозможно воспитание по-настоящему культурного человека, болеющего за судьбу своего Отечества и стремящегося сохранить его красоту и духовность.
Древняя Русь - это огромный исторический и культурный пласт, в котором каждый может найти себе собеседников и единомышленников.
В плане реализации принципа открытости программы предлагаются разные варианты тем.
В четверти основное внимание будет уделено героическим личностям эпохи. Школьникам 10-11 лет, в силу психологических особенностей, легче воспринимать героическое и возвышенное через подвиг (чаще всего ратный), через конкретное действие, открытое противостояние злу, поэтому их, несомненно, привлечет образ Александра Невского (тема "Не в силе Бог, но в правде"), который сродни былинным героям - Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу (тема "Богатыри земли русской"). Ребятам также будет интересно узнать, что народный эпос сохранил имена женщин-
богатырю, например, таких, как Авдотья-Лебедь-Белая (тема "Богатыри и богатырши").
Другой стороной предстанет Древняя Русь (// четверть), когда речь пойдет о ее величественных храмах и их зодчих - большей частью безымянных (тема "Зодчие", "Иконописцы", "Зримый образ мира"); о творениях художников других веков, воспевающих красоту и мужество Руси, ее вечную тайну и щедрую душу: В.М. Васнецова, А.Г. Венецианова, М.В. Нестерова, П.Д. Корина и других. Не только увидеть, но и услышать Древнюю Русь помогут темы "Музыка Древней Руси", "Боян и Садко", "Благовест", ведь ее голос - в колокольных звонах, духовных песнопениях, народных песнях. Музыкальный образ эпохи помогают воссоздать великие композиторы ХТХ века - М.И. Глинка, П.М. Мусоргский, А.П. Бородин (тема "В поисках града Китежа"). Ребятам будет интересна также тема "Скоморохи -гусляры", которая привлечет их внимание к народной культуре, истокам русского сценического искусства, начинавшегося с представлений бродячих актеров, с "вертепа" - кукольного театра и его главного героя - Петрушки (тема "В гостях у Петрушки").
Бытовая направленность /// четверти позволяет обратиться к темам "Жизнь по "Домострою", "Берегини" (образ женщин Древней Руси), "Загадки бабушкиного сундука" (одежды и наряды), "Мастера и мастерицы" (декоративно-прикладное искусство), "Тайна берестяной грамоты (школа на Руси), "В палатах белокаменных", "В избе крестьянина", "Игры и потехи".
В последней четверти ученики могут познакомиться с подвигом святых Кирилла и Мефодия (тема "Учители словенские"), с людьми, посвятившими свою жизнь изучению Древней Руси, - Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, Д.С. Лихачевым, Б.А. Рыбаковым, Л.Н. Гумилевым (тема "Вглядываясь в даль времен"). Поучительно познакомиться и со свидетельствами заморских гостей о жизни на Руси (тема "Русь глазами путешественников"). Никого из подростков не оставит равнодушным создание родословной своей семьи (тема "За страницами семейного альбома").
Обращение к основным и - при необходимости - к дополнительным темам поможет создать яркий и многоплановый образ Руси, найти тех людей, которые близки нам, те страницы ее истории и культуры, которые волнуют и сегодня.
Мир античности - это совершенно особый мир, со своими героями и богами, с собственным пониманием личности и ее роли в истории, неповторимыми идеалами. Он значительно отличается от эпохи Древней Руси, которая в целом воспринимала его как языческую, "поганскую" действительность. Вместе с тем античная культура питала византийскую, а через нее - русскую раннюю православную культуру, и она может восприниматься нами и как "преобразовательная", то есть предшествующая христианству, и как безусловно самоценная, являющаяся сокровищницей культурных, религиозных, философских, художественных ценностей.
V
Главные темы трех четвертей, в соответствии с общей концепцией программы, имеют такие названия "У истоков героизма", "Хоровод муз", "Боги Олимпа и дети Земли". Тема последней, четвертой четверти, как и в предыдущий год, является "музейной" и стоит особняком. Она получила название "Хранители античности" и посвящена людям, связавшим свою жизнь с Древностью или отдавшим ей дань в своем творчестве.
Хотя эти темы соотносятся с темами пятого класса, следует отметить, что такие основные понятия, с которыми исподволь знакомятся учащиеся на протяжении трех лет, как "героическое", "красивое", "идеальное", "нормальное", "обыденное", существенно различаются в понимании людей разных эпох. В частности, героя древние греки воспринимали, прежде всего, как патриота, который превыше всего ставит ценности и интересы своей родины. Свобода считалась неотъемлемой частью человека, при этом раб вообще человеком не считался. Идея красоты, гармонии была ориентирована, главным образом, на внешнюю сторону действительности, в которой человек был "мерой всех вещей". Понятие "идеала" и "нормы" долгое время не расчленялось.
Основным содержанием всех трех четвертей для тех, кто своей целью ставит дать не только общее представление о Древнем мире, но и определенную систему знаний, станет V век до нашей эры (тема "Золотой век античности") - самая блестящая эпоха античной Греции, время ее экономического и политического расцвета. Ее герои (I четверть) - Мильтиад, Аристид, Фемистокл, Перикл - отличались не только мужеством, но и мудростью (тема "Герои Эллады"). В литературе и искусстве (II четверть) V -IV вв. до н.э. считаются периодом классическим (тема "Вечно живая классика"). В это время работали знаменитые скульпторы: Фидий, Поликлет, Мирон, несколько позже - Пракситель, создавали свои произведения великие драматурги - Эсхил, Софокл, Еврипид, философы Платон и Аристотель. Тему III четверти - "Боги Олимпа и дети Земли" - имеющую подзаголовок "Как люди жили", можно рассмотреть на примере Спарты и Афин ("Спарта и Афины: великое противостояние"), в этот период главных соперничающих государств на Балканском полуострове. Как известно, Афинское государство было демократическим, в Спарте власть принадлежала немногим аристократам. На этом противостоянии можно построить работу с классом, который, в зависимости от своих пристрастий, может разбиться на два "лагеря" в поисках доказательств, где было лучше.
При этом важно обратить внимание подростков на внутреннюю суть конфликта, учить ребят видеть за историческим фактом, событием, эпизодом живого человека. Когда человеку лучше живется: при демократическом режиме или при олигархическом? Внутренняя свобода и ее внешнее выражение - где проходит граница? Насколько жизнь каждого человека связана с жизнью других людей, государства в целом? Личность и государство, свобода и равенство, демократия и олигархия... Пусть эти вопросы несколько сложны для подростков, но они имеют и актуальность, и
воспитательную ценность, юс постановки требует как древняя, так и современная история.
Помимо названного, для каждой четверти 6 класса предлагается и иное, вариантное содержание: для I четверти - "В мире мифов и легенд", "Хитроумный Одиссей", "Дерзание духа" ("Наука и ученые Древней Греции" - Архимед, Пифагор, Эвклид и др.), "Человек не хочет быть рабом" (Спартак). Ее героем может быть Александр Македонский и его учитель Аристотель (тема "Учитель и ученик"), удивительнейший и парадоксальный мыслитель и человек Сократ (тема "Мудрец из Афин"). В "Хороводе муз" (II четверть) можно обратиться к темам "В гостях у Мельпомены", "У истоков театра" или "Мир Гомера", на поэмах которого воспитывались многие поколения людей античности. Знакомство с жизнью и бытом древних греков, их устремлениями, идеалами, надеждами, верованиями (III четверть) лучше осуществлять, "путешествуя" по всей Греции и переносясь то в Акрополь на жертвоприношение, то в Пирейский порт, то в палестру на спортивные занятия, то в платоновскую Академию для участия в философских спорах, то на агору - центральную часть города, для обсуждения политических и бытовых вопросов, то в военный лагерь, то на Дионисии (тема "Однажды в Древней Греции"). Главные герои IV четверти - археологи и исследователи Древнего мира (тема "В поисках Трои"): Г. Шлиман, Р. Кольдевей, И. Винкельман, А. Эванс, создатели античных коллекций Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Поисковую, творческую работу можно организовать вокруг тем "Русская Эллада" ("Образ Древности в русском искусстве"), "Ты и твое имя" ("Русские иностранцы"), "Загадка Атлантиды", "Семь чудес света", "Двух веков переплетенье" ("Античность в Европе").
В заключении следует отметить, что, предлагая путешествие в Древний мир, мы намеренно ограничились наиболее яркой эпохой Древней Греции. На усмотрение педагогов в качестве основного материала могут быть также взяты Древний Рим, Восток (Египет или другие страны).
Седьмой класс завершает "Путешествие к истокам", обращаясь к Средним векам и Возрождению в Западной Европе. Этот новый "маршрут", заключающий трехлетнее странствование, интересен тем, что органично связан и с античной Древностью, и с Византией, и с историей Киевской Руси, которая являлась одной из величайших культурных держав того времени. Содержание работы этого года не менее увлекательно и разнообразно, чем предыдущих лет, важно только выбрать те темы, которые по своей познавательной и нравственной проблематике ближе учителю и подросткам. Уже отмечалось, что цель "Путешествия" - не система знаний (эта задача решается на уроках и факультативных занятиях), а система ценностей через создание образа эпохи, сверяясь с которым мы понимаем, что мы не одиноки в исканиях истины, в самопознании. С этой точки зрения Средневековье, на которое принято смотреть как на темное и мрачное время, отнюдь не является провалом в истории человечества. Оно ничуть не уступает периоду Древности и не противоположно, как представляется на первый взгляд,
Возрождению, а, напротив, является предтечей его идей и образов. Средние века, в какой-то мере, даже ближе нам по коренному перелому в мировоззрении, когда с принятием и распространением христианства произошла "революция умов". Не случайно современную эпоху иногда называют "новым Средневековьем".
Этот исторический период (как, впрочем, и любой другой), столь многозначен и многолик, что невозможно охарактеризовать его в нескольких словах, поэтому следует отослать учителя к богатейшей литературе по данной теме. Но важно при этом подчеркнуть доминирующую его черту -религиозность сознания, без опоры на которую нельзя понять ни его сути, ни преемственности и целостности исторического процесса. "В христианстве, -отмечает С.Н. Булгаков, - родилась новая личность. Не в теории, а в жизни, во внутреннем существе человека, в его сердце и воле совершился переворот. Человек почувствовал себя личностью, имеющей абсолютную ценность, " сыном Божиим", и эту личность он должен был признать и в другом" (Булгаков, 1913, с. 10). Именно со становлением нового человека, радостями и трудностями его "дольнего и горнего" пути так или иначе связаны все темы 7-го класса.
I четверть называется "Меч, книга и плуг". Она знакомит нас со средневековым обществом и главными его героями - теми, кто воюет (Ъе11а1огез), - рыцарями ("Доблесть и верность"); теми, кто работает (1аЬога1:огез), - крестьянами ("Человек на земле"); теми, кто молится (ога1огез), - монахами ("Молись и трудись"). Тема рыцарства очень благодатна для духовно-нравственного воспитания и пробуждения интереса к Средним векам. Воодушевить учащихся высокими идеалами справедливости, защиты слабых, противостояния миру зла, простыми законами взаимопомощи, великодушия и доброты можно на примере рыцарского братства легендарного короля Артура, чье имя прошумело по всей Европе. Его волшебное царство с чудесными городами и замками, зачарованными лесами и озерами разбудит фантазию ребят, а рыцарское отношение к слабому полу вызовет желание поступать так же. Здесь же зайдет разговор о верности, черте характера, которая имела совершенно особое значение в Средние века: понимание верности как доблести позволит рассмотреть героическое не только в военном, но и в моральном аспекте. Тема "Молись и трудись" необычна для нашей школы. Она замечательна тем, что дает возможность понять особенности средневекового миросозерцания, представить лежащую в его основе универсальную модель мира, где все соразмерно и гармонично и где во всем можно увидеть образ Бога. У истоков его формирования стоял Августин Блаженный. Сочинения западных отцов церкви - Бернара Клервосского, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Пьера Абеляра мало известные школьникам, дадут представление о западном типе личности и его отличии от восточного, православного: оно зародилось именно в средние века. Узнавание, приятие другого дадут возможность лучше понять и оценить свое.
Духовное наследие средних веков огромно. Нельзя не познакомить учащихся с деяниями и трудами великих "светильников Духа": святых Антония Великого, основателя монашества, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Иоанна Лествичника и других, "пришедших" к нам из Византии после принятия христианства. Это поможет "удревнению" русской истории, осознать себя наследниками и хранителями византийского духа. В рамках этой темы уместно обращение к истории науки, т.к. именно монастыри были средоточием учености. Осмыслить восприятие окружающего мира крестьянской средой поможет тема "Человек на земле". И хотя непривычно называть крестьянина героем своего времени, но это так: во-первых, как известно, Средним векам была присуща строгая иерархичность и сословность, а во-вторых, учащегося не может не затронуть гармония отношений крестьянина с природой, с которой он был слит до такой степени, чувствовал себя такой неотъемлемой ее частью, что даже не любовался ею, как не любуемся мы собственным отображением. Соотнесенность каждого своего шага с Божественным Промыслом, привычка к одухотворению жизни позволяли средневековому человеку ощущать себя не придатком цивилизации, а центром мироздания. (Развернутое знакомство с этой темой продолжиться в III четверти).
Эстетическая окрашенность II четверти (общее название - "Музы Средневековья") раскрывается в ряде тем, связанных с эпосом, святоотеческой и житийной литературой, рыцарской и придворной культурами, искусством готики и Ренессанса. Тема "Двух миров переплетенье" дает представление о придворной культуре эпохи Карла V (Каролингское Возрождение), который после долгого забвения сумел привлечь внимание к античным ценностям, к проблемам образования, науки, культуры, собрав вокруг себя лучших деятелей литературы, науки, искусства со всех концов Европы в рамках так называемой Академии. Тема "Скальды и викинги" касается эпоса ("Песнь о Нибелунгах", "Песни о моем Сиде", "Песнь о Роланде" и др.), а также поэтов и исполнителей собственных произведений, представителей первого большого лирического направления в европейской поэзии. Тема "Золотая легенда" посвящена житийной литературе, собирание которой было начато генуэзским купцом Якубом Ворагинским: знакомство с этой и святоотеческой литературой имеет особое значение для духовно-нравственного воспитания подростков.
Наглядное отличие двух "образов мира" - католического и православного - можно проследить в ходе ознакомления с темой "Застывшая музыка" (два основных типа средневековой архитектуры - готический и византийский). Причем, если готический собор можно сравнить с богословским трактатом для неграмотных, где мир представлен в виде иерархии символов, то православный - с молитвой, идущей от сердца. Темой "Мечом и пером" продолжится знакомство с образом рыцаря, его этическими и эстетическими идеалами и предпочтениями. Народным оптимизмом и жизнерадостностью, весельем, задором проникнута тема "Веселое искусство" (ярмарки, балаганы, маскарады, карнавалы и т.д.). Яркий и разнообразный
мир Ренессанса в его архитектурных, литературных (Данте, Боккаччо, Петрарка), живописных (Донателло, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи), драматургических (Шекспир, Лопе де Вега) шедеврах предстанет перед нами из темы под таким же названием. Знакомство с "Титанами Возрождения", среди которых первое место по праву занимает "человек будущего" Леонардо да Винчи, позволит более детально и заинтересованно судить об их творчестве, а также обратиться к открытиям ученых -Коперника, Галилея, Левенгука, Феррари и др.
Не случайно III четверть называется "Безыскусная жизнь", т.к. средневековый быт, повседневность характеризовались простотой, непритязательностью, строгостью. Чтобы познакомиться с этой жизнью поближе, необходимо перенестись в средневековую деревню (тема "Замкнутый мир"), а затем вместе с купцами, путешественниками, "бродячими учениками" - школярами и вагантами, попасть в шумный средневековый город, стоящий "На перекрестке дорог". Обязательно нужно побывать "В гостях у рыцаря", где подростков ждет много интересного, но для начала, в классе, необходимо обучиться рыцарскому этикету.
Непривычная, не совсем понятная современному человеку жизнь монастыря откроется при обращении к теме "Вдали от мира". Всего "Семь наук" изучались в средневековой школе, а вот каких именно? И каким образом проходило там обучение? Это и предстоит выяснить вместе с веселыми школярами.
Последняя четверть ("Хранители Средневековья") представлена темами "Музеи и города мира" - как завершение знакомства с музейной тематикой, которое шло по расширяющейся от пятого к седьмому классу; "Родом из Византии" - как глубинное осознание древних корней и неразрывности - через настоящее - прошлого и будущего; "Образы Средневековья" - как знакомство с выдающимися произведениями, посвященными этой теме, авторы которых - В. Жуковский и А. Пушкин, А. Блок и М. Цветаева, Р. Вагнер и П. Чайковский, В. Шекспир, И. Гете, Ф. Шиллер, В. Скотт, П. Мериме, Т. Манн, Г. Сенкевич, А. Цвейг и многие другие.
В заключение - несколько дополнительных тем для седьмого класса: "Дорогами великих открытий" (путешествия и путешественники Средневековья и Возрождения), "А все-таки она вертится!" (Галилей), "Орлеанская дева" (Жанна Д'Арк), "Духом смелый и прямой" (Ланселот Озерный, Лоэнгрин, Дон-Кихот или другие рыцари), "В поисках правды и добра" (Жизнь и творчество Сервантеса). "Добротолюбие" (избранные труды
отцов церкви).
/
Формы работы по программе во многом определяются особенностями ее содержания, ориентацией на сближение урочной и внеурочной деятельности на основе гуманистических ценностей, содержащихся в материале уроков.
Основное внимание следует уделить созданию творческих групп, объединенных общими познавательными интересами. Главное при этом -учесть различные увлечения учащихся, помочь им "найти себя", проявить свои лучшие качества. Подростки могут включиться в группы "астрономов" и "археологов", "художников" и "летописцев", "мореплавателей" и "биологов". Те из них, кто занимается коллекционированием, составят группы филателистов, нумизматов...
Для выявления интересов ребят можно провести анкетирование или предложить им написать короткое сочинение на тему "Если бы я стал участником путешествия (экспедиции)...".
Этому поможет также организация специальной игры, в ходе которой школьники попытаются определить направления будущих поисков, форму своего участия в ней, друзей-единомышленников, с которыми им предстоит отправиться в путешествие. Результатом игры будет создание не только групп по интересам, но и целых экспедиций, включающих представителей разных профессий.
Поисковую деятельность подростков можно стимулировать с помощью различной атрибутики: девизов, эмблем, необычных названий групп, так или иначе связанных с общей тематикой года. Тема подскажет имя "покровителя" экспедиции богатыря или сказочного персонажа, героя древнегреческого мифа или благородного рыцаря. Хорошо, если учащиеся будут вести путевой журнал и заносить в него свои "открытия" (в соответствии с маршрутом, это может быть "летопись", "древний свиток" или "средневековый фолиант"). Карта или план путешествия также могут стать важными документами каждой группы.
Количественный состав группы не имеет значения, возможна работа и по индивидуальному плану, педагогу важнее обеспечить психологическую совместимость участников экспедиции, поэтому при объединении подростков в группы необходимо учитывать их дружеские связи. Лучше всего, если подростки сами решат эту проблему, а учитель будет лишь помощником и советчиком. Группы могут объединять школьников разных классов (если в работе по программе участвует вся параллель), а по возможности - разных возрастов: члены различных кружков, секций, клубов, заинтересовавшиеся маршрутом экспедиции. В течение учебного года ребята могут переходить из одной группы в другую. Научными консультантами, по согласованию с членами группы, приглашаются учителя-предметники, руководители кружков, работники учреждений дополнительного образования, старшеклассники.
Именно взрослые могут предложить учащимся маршруты путешествий, интересные темы. Возможно, кто-то из педагогов увлекается историческими романами, кто-то собирает рецепты старинной кухни - все эти, казалось бы, далекие от школы интересы могут стать прекрасной основой для совместного творчества.
Программа дает богатые возможности для использования методики коллективных творческих дел, разработанной И.П. Ивановым.
Основное направление работы каждой группы - знакомство с историей и культурой различных эпох и народов, с жизнью людей того далекого времени, с тем духовным богатством, которое оставили нам предыдущие поколения. Не менее важен и поиск связей между прошлым и современностью, "следов" других времен и культур в нашем сегодняшнем мире. (При этом специфика каждой группы сохраняется). Школьники отправляются к истокам различных наук, искусств, ремесел, знакомятся с учеными и художниками, внесшими вклад в их развитие, пытаются проследить борьбу человека с природными стихиями и собственным несовершенством. Конкретное содержание деятельности групп зависит от исследовательских интересов школьников.
Так, например, "филологи" сосредоточат внимание на разгадывании тайн языка, на тех заимствованиях, которые пришли в русский язык из греческого языка и латыни, на этимологии имен и названий, на происхождении многих поговорок и пословиц. Благодаря погружению в историю языка, они узнают, какие реальные исторические события стоят за лингвистистическими изменениями.
"Художники" могут обратиться к искусству Древней Руси, античной Греции, Средневековья и Возрождения не только с позиций "теоретических", но и попытаться воссоздать облик людей этих эпох, их костюмы, жилища. Рисунки на сюжеты сказок и мифов, исторических событий помогут подросткам воочию представить время, в котором они путешествуют.
"Археологам" под силу познакомиться с деятельностью ученых, открывших Трою и поселения древних славян, сумевших прочесть берестяную грамоту и древнеегипетский папирус. Не менее интересно для них знакомство с "белыми пятнами" на карте археологии.
«Географов», несомненно, увлекут путешествия, которые совершали в разное время русские землепроходцы, греческие мореплаватели, отважные исследователи новых земель, давшие имя эпохе великих географических открытий.
Найдется много дел и у спортсменов, которые могут узнать историю различных видов спорта, собрать "коллекцию" народных подвижных игр, организовать "кулачный бой", "спартакиаду", "олимпиаду", "рыцарский турнир".
При организации работы творческих групп важно сориентировать их на поиск материалов как о ярких личностях прошлого, так и о наших современниках, посвятивших свою жизнь сохранению духовного наследия. Это люди не только романтических профессий, связанных с историей и культурой, (например, ученые-исследователи, археологи), но и вполне прозаических, крайне необходимых: музейные работники, работники архивов, хранители, библиотекари, краеведы, экскурсоводы.
Творческие способности школьников получат тем большее развитие, если всю работу групп организовать вокруг острых проблем, активизирующих любознательность и фантазию подростков: "Вымыслы и реальность античных мифов", "Тайны гробниц египетских фараонов", "О чем рассказали знаки Зодиака", "Каким был человек другой эпохи", "Сказочное в жизни и обычное в сказках". Хорошо, если школьники сами поставят подобную проблему и увлекутся ее разгадкой.
Важно, однако, чтобы познавательные задачи решались одновременно с духовно-нравственными, поэтому необходимо пробуждать у подростков интерес к внутренним исканиям человека. Если педагогу удастся "расшевелить" их, им не покажутся праздными такие вопросы: "Прав ли был Галилей, отказавшись от своего учения?", "Стоит ли рисковать жизнью ради спасения культурных ценностей?"
На эти вопросы нельзя ответить однозначно, но попытка разобраться в них имеет особую ценность для воспитания.
Как уже отмечалось, опора на изучаемый в каждом классе учебный материал, на те ценности, которые в нем заключены, - один из основных принципов построения программы.
Вполне естественно, что при ее общей духовно-нравственной направленности особое внимание уделялось учебным предметам гуманитарного цикла: истории, литературе, русскому языку, музыке, изобразительному искусству, однако не были забыты и все другие дисциплины. При таком подходе успех работы во многом зависит от учителей - предметников. Их главная задача - по-новому взглянуть на привычный учебный материал, использовать его гуманистический потенциал, повернуть его той стороной, которая в большей степени соответствует общей теме года и четверти.
4. Заключение
Содержание программы духовно-нравственного воспитания предполагает целостность заложенной в ее основе картины мира и определенное место человека в нем.
Она достигается преобразованием комплекса наличных и проективных ценностей в систему за счет расширения образовательного пространства с помощью материала истории и культуры, введения системы духовно-нравственных понятий и системы образов на основе их взаимодополнительности с системой знаний, умений и навыков. Содержание духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе строится на базе гуманистических ценностей, заложенных в содержание образования.
В ходе внедрения данной программы «Путешествие к истокам» подростки должны получить достаточно широкое представление о духовно-нравственной жизни на примере истории и культуры, познакомиться с важнейшими духовно-нравственными понятиями.
В результате реализации указанной программы предполагается, что у учащихся школы повысится
- эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений действительности и
сферы искусства, на проявление творчества, на духовно-нравственные
ценности; - способность к пониманию и уважению, потребность в сопереживании по
отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных
произведений;
- стремление разделить свое эмоциональное состояние с другими, умение
адекватно выразить свои чувства.
Хочется надеяться, что программа «Путешествие к истокам» как модель содержания духовно-нравственного воспитания школьников на основе гуманистических ценностей образования окажет существенное влияние на их ценностные ориентации и личностные качества, поспособствует расширению кругозора учащихся, формированию устойчивого уважения к обычаям, традициям нашего народа.
5. Учебно-методическое обеспечение программы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., Просвещение, 1985.
- Андреев Г.Л. О религиозном понимании добра и зла. Нравственность и
религия. М.: Наука, 1964. - Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе
обучения. Омск, 1998. - Богданов Е.Н. Воспитание нравственных чувств у старших подростков.
М., 1983. - Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников.//
Советская педагогика, 1991. № 9.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997.
- Кабалевский Д.Б. прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика,
1973.
- Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. № 9.
- Квятковский Е.В, Духовное развитие школьников // Советская
педагогика, 1991, № 1.
Ю.Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. Н.Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.,
1985.
12.Молодежь и духовность. Томск, 1997. 13.Натев А. Искусство и общество. М., Прогресс, 1966. Н.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //
Педагогика, 1998, № 4.
15.Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.
16.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. 17.Сокольникова Н.М. Живые ценности отечественной культуры //
Педагогика, 1998, № 5. 18.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.