Учитель года 2020

Шыгжал Аяна Викторовна

Профессиональный конкурс педагогического мастерства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

«Учить нельзя  воспитывать».

«В учении нельзя останавливаться.

А учение без воспитания невозможно».

Сьюн-Цзы

Научить ребенка можно многому.

Можно научить ребенка читать, писать, рисовать, хорошо владеть каким-то видом спорта, хорошо петь.

А вот воспитывать... А что значит воспитывать?
           Обучение и воспитание  - два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать.  Заявленная тема эссе актуальна без запятой. Л.Н. Толстой сказал: « И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». На данном примере высказывания мы наблюдаем, что ребенок получает воспитание не только в семье, школа так же является неотъемлемой частью воспитательного процесса. В школе ребята  получают новые знания, учатся жить самостоятельно. Получая новые знания в школе обучающиеся сталкиваются со множеством примеров из жизни, познают и открывают новое для себя.

В начальной школе от 1 до 4 класса закладываются основы формирования личности ребенка, его понимания своего места в коллективе, в семье, взращивается его тяга к творчеству, к труду и к приобретению новых знаний.  Поэтому учителю важно не только научить, но и воспитать, вложить в души детей свое светлое, хорошее, доброе. Воспитывать каждого в отдельности, учитывая его особенности и индивидуальности.

Быть учителем – это не только возможность чему-то научить, но ещё и возможность каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Учитель должен постоянно совершенствоваться. Для меня главная заповедь настоящего педагога заключается в том, что учитель учит детей до тех пор, пока сам учится.

Я работаю с детьми XXI века. Дети меняются, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Мне нравится быть учителем.  Я люблю свою профессию и нашла в ней свое призвание, а это значит, что я счастливый человек. Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы.

Каким я вижу результаты своей деятельности? Это любознательный ребенок, активный, уверенный  в себе и в своих возможностях, с адекватной самооценкой, умеет переживать за другого.



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Наша дружная семья.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели педагогической деятельности

Образовательная: формирование представления о жизни семьи, о семейных традициях и культуре общения

Развивающая: способствовать формированию у обучающихся стремления к культурному общению, как в семье, так и вне ее; развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к семье: уважение, взаимопомощь, чувство гордости за свою семью.

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся: определять смысл понятий «семья», «культура общения», «традиции», «поколение»; характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения; соотносить  нормы культурного общения в семье и вне ее.

Метапредметные:регулятивные – контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

познавательные – извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес;

коммуникативные - уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.

Личностные:готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые,  (эксперименты).Индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация,  видеоролик «Дружная семья»;  « Чудо-дерево», набор ладошек «Моя семья», листок  с рисунком дома, конвертики с домиками внутри,  клей, карточки со словами-подсказками, музыкальное сопровождение.

УМК

1. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 2 класса:  2 часть  – М.: Просвещение,  2017

2. Рабочая тетрадь 2ч  к учебнику Окружающий мир

        

Организационная структура (сценарий) урока

п/п

Наименование этапа урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аяна Викторовна и мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. И на этом необычном уроке присутствуют гости.

-Ребята,  все вы сегодня сидите тоже необычно. А для чего я вас так рассадила, узнаете чуть позже.

-Для начала взялись за руки, улыбнулись друг другу и вместе  скажем «Желаю удачи, я тебе помогу!»

Учащиеся по кругу берутся за руки и говорят:

Желаю удачи,

Я тебе помогу!

Самоопределение к деятельности

А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки: (отгадки написанные на ладошках, прикрепляется  на дерево, нарисованное на ватмане)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-Всех милее наша …. ( мама)

Кто научит  гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете, ребята,-

Это наш любимый …. ( папа)

Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший ….( брат )

В доме у нас появилась девчонка

Теперь я ей брат, а он мне …(сестренка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый ….(дед)

У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда  (бабушка)

- Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, я .- это вся моя …. ( Семья)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы

мама

папа

брат

сестренка

дед

бабушка

Семья

Мы будем говорить о  семье.

Сообщение темы, цели и задач  урока

Совершенно верно! Сегодня на уроке мы:       (слайд № 1)

  • Уточним понятие «Семья»
  • Узнаем правила общения в семье
  • Построим домик мечты

Мы переходим к изучению нового раздела. Давайте прочитаем его название на странице 41 «Общение»

- Скажите, ребята, вам бывает плохо, когда вам не с кем поговорить, поиграть, поделиться со своими радостями, т.е. не с кем общаться?

- Человек не может жить без общения с другими людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Ребёнок учится общению в семье.

Открывают  учебник, читают название раздела

Да

Открытие нового знания

1. Переверните страницу и прочитайте название  нашего урока                                                                  ( слайд № 2 )

- Что такое семья?

Слово «семья» делится на два слова «семь» и «я»

- это значит «семеро как я», ведь в семье все чем-то

похожи друг на друга: лицом, голосом, цветом глаз или волос, характером. ( показывает на «Чудо- дерево» вместе с детьми считает прикрепленные  ладошки  на дереве)

Семья – это близкие и родные люди живущие вместе, которые уважают и любят друг друга.

- Вы, ребята,  сегодня будете работать как настоящая дружная семья. Представим, что каждая группа – это одна большая семья.

2. Сообщение детей о своей семье.

Для начала давайте  послушаем ребят, которые готовы немножко рассказать о своей семье.

- Молодцы! Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Нам было очень интересно.

3. Работа у доски. Признаки дружной семьи.  

-Ребята, напишите на брёвнышках домика, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

-Слова-подсказки есть у вас на столе.

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

Наша дружная семья

Семья – мама, папа, дети.

читают определение на слайде

2 учащихся по очереди рассказывают о своей семье, остальные внимательно слушают

Читают, обсуждают и заполняют бревнышки домика, нарисованной на лоске. Каждая группа пишет по одному слову.

Вывод: дружная семья должна любить, уважать  и не обижать друг друга, живут в одной квартире.

ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ                      (слайд № 3 )

- А вы знаете, что в каждой семье проживает несколько поколений?

Поколение – это люди, живущие в одно время.

Старшее поколение – бабушки и дедушки

Среднее поколение – мамы и папы

Младшее - дети.

В учебнике на с. 42 есть рисунок.

- Давайте определим, кто входит в семью Нади и  Сережи?

- Сколько поколений проживает в их семье?

смотрят на презентацию, слушают учителя

Мама, папа, Надя и Сережа.

2 поколения. Родители и дети.

Физминутка

Цель: сохранение работоспособности обучающихся, через применение здоровьесберегающих технологий.

Вы наверное устали ребята. Прошу всех встать и   повторять за мной.                                              ( слайд 4)

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Маму крепко обнимаем.

Выполняют упражнения, предложенные учителем

Открытие нового знания с включением его в систему знаний.

Цель: раскрытие понятия  «культура общения», «традиции»; воспитание ценностного отношения к семье.

Культура общения          

1.Работа с иллюстрацией в учебнике на с.42.

- Вернёмся к помощнику- учебнику. Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.

-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

Давайте сделаем вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе,  уважительное отношение к человеку- это культура общения.

                         Традиции                видеоурок РЭШ

Ребята, а как вы понимаете, что такое «традиции».

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам посмотреть отрывок  видеоурока

А теперь, скажите, какие семейные традиции  изображены в учебнике на стр. 43.

Скоро приближается еще один замечательный праздник «Шагаа». В кругу семьи вы будете праздновать, накрывать стол. Играть в национальные игры. Это тоже замечательная и красивая традиция тувинского народа, тувинской семьи.

Папа читает книгу вместе с Надей.

Мама помогает Сереже найти на глобусе города.

Смотрят отрывок видеоурока из РЭШ

Прогулка, подготовка к семейному обеду…

Закрепление нового знания

Цель: развитие умения применять полученные знания на практике.

Работа в группах « Дом мечты».

 В конвертиках у каждой группы есть домик с бревнышками. Эти бревнышки нужно вставить в ваш дом. Подумайте, посовещайтесь  какие бревна вам нужны и  приклейте их к домику при помощи клея.

- Давайте посмотрим, что же вы выбрали?

Молодцы. Все хорошо справились с заданием.

Какой домик у вас получился? (домики вывешивается на доску)

Прочитайте, слова на бревнышках

Эти  ваши дома, в котором царит доброта, доверие, понимание, уважение, дружба, забота и любовь.

 Упражнение Продолжи предложение ( на слайде появляются незаконченные предложения)        ( слайд 5)

- Я хочу чтобы мои мама и папа были

- Я люблю когда бабушка ….

- Я люблю своего дедушку за то, что …

- Свою семью я считаю….

- Я желаю своим близким…

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях ( стр 24)

Работают в группах, строят домик.

Один ученик из каждой группы читает слова: доброта, дружба, забота, любовь, уважение, доверие и вывешивает домик на доску

счастливыми

улыбается

добрый

дружным

здоровья

Домашнее задание

Цель: развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.  В начале урока мы прикрепили ладошки к «Чудо- дереву». Называется оно Родовое дерево. Я раздаю вам такое чудо-дерево.  Дома вы с семьей заполняете это дерево, точно так же, как мы это сделали вначале урока. Только там вместо ладошек пустые окошечки. Там вы напишите имена всех членов семьи. Это будет ваша исследовательская  работа.

Слушают учителя, получают домашнее задание

Итог урока. Рефлексия

Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.

Мне очень понравилось общаться с вами.

А вам понравился урок?

За урок оценку получили….

Закончить этот урок хочется с  музыкальной презентацией про дружную семью. Если вы знаете песню,  можете подпевать.

 Я желаю вам отличных успехов  в учебе. Будьте добрыми и вежливыми.

Спасибо всем за работу!

Делятся своими впечатлениями и поют песню.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На уроке : Уточним понятие «Семья» Узнаем правила общения в семье Построим домик мечты Тема: Наша дружная семья

Слайд 2

Семья – это близкие и родные люди, живущие вместе. Наша дружная семья!

Слайд 4

Среднее поколение Старшее поколение Поколение – это люди, живущие в одно время. Младшее поколение

Слайд 5

Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем Мы белье теперь стираем, Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Маму крепко обнимаем.

Слайд 6

Продолжи предложение - Я хочу чтобы мои мама и папа были… - Я люблю когда бабушка …. - Я люблю своего дедушку за то, что … - Свою семью я считаю…. - Я желаю своим близким…