Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания и развитие духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста»

Макушкина Светлана Вячеславовна

Данный проект был разрабоан в нашем ДОУ в 2014 году и продолжается по настоящее время.

В проекте ДОУ приянли участие все специалисты и педагоги страших групп.

На данной странице представлены:

1. Общий проект ДОУ

2. Проект , работнанный педагогом-психологом "Формирование духовно-нравственного сознания  дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх" 

3. Проект, разработанный педагогом-психолгом "Профилактика тревожности и страхов посредством выступления перед публикой"

4. Страница, с указанием ссылок на фото, видео материалы. 

Примечание: все фото и видеоматерилы размещены с согласия родителей воспитанников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его  гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России» [Концепция по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России. - М., 2009. - С. 15. ]


Название проекта

«Формирование нравственно-патриотического воспитания и развитие духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста»

Тип проекта:

Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий

(апрель 2015- сентябрь 2017)

Раздел программы

Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.

Образовательные области:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Проблемы

Необходимо  сформировать элементы гражданственности и патриотизма у детей, осуществляя большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  

Причины проблемы

  1. У детей недостаточное представление о нравственно-патриотических нормах;
  2. В детском саду недостаточно используются материалы по данной теме;
  3. Необходимо организовать взаимодействие детей и воспитателей, родителей и педагогов-специалистов по данной теме

Участники проекта

Дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель проекта:

 

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста и их социализация  посредством создания педагогических проектов.

Задачи проекта:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;

- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- ознакомление с историческим прошлым России;

- развитие элементарных знаний о истории государства, его сланом прошлом, великих людях своей страны;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- - воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.  

Ресурсы

Кто: дети, родители воспитатели групп, педагоги-специалисты

Что: семейные архивы, музейные экспонаты, интеренет, аудио и видеодиски, декорации, костымы

Нормативно-правовая база, на которые опирается проект

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
  6. Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
  7.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

Реализация проекта 

Предусмотрено три этапов и проходит по разработанному плану. В ходе предварительной работы были проведены беседы и консультации с родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания детей; формированию личности, обладающей качествами гражданина-патриота, готового к защите своего Отечества; внедрению в жизнь социальных норм толерантности. Также было уделено особое внимание важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях.

Первый этап работы - повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе.

Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Любовь к Родине нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог, не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный  пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Второй этап работы – создание собственных проектов педагогами, подчиненных общим задачам, изложенным выше.  

Для создания проектов и последующей эффективной работы педагогами, работающими  по данному направлению, были созданы отдельные проекты объединенные общими целью и задачами:

  1. «Умные игры в добрых сказках»  - духовно-нравственное развитие дошкольников средствами сказкотерапии и развивающих игр - педагог-психолог Макушкина С.В.
  2. «…..»  проект по формированию духовно-нравственных ценностей посредством приобщения детей к декоративно-прикладному искусству народных промыслов.- педагог по ИЗО Сятчихина Е.В.
  3. «Моя страна – Россия» - формирование основ гражданской идентичности посредством работы с ПМК «Фантазеры»- воспитатель-специалист по информатике Акимова Е.М.
  4. «Родина большая и малая» - воспитание  духовно-нравственных чувств дошкольников  на основе изучения культуры страны и родного края – педагоги подготовительной группы Щукина Н.А, Акимова Е.М.

Третий этап работы активное взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач патриотического воспитания

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ. 

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Критерии результатов

  1. Разработанные проекты всех педагогов, участвующих в едином  проекте.
  2. Открытые мероприятия по результатам данной работы
  3. Анализ проведенной работы

Ресурсы

Кто: дети, родители, воспитатели, педагоги-специалисты

Что: интернет, компьютер, принтер, аудио и DWDдиски, проектор, интерактивная доска, декорации, костюмы, ткани, дидактические игры и пособия, литература по данной теме.

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетенции

 Технологическая компетентность 

.

1.Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

2. Умение планировать этапы своей деятельности;

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий;

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.);

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных ситуациях;

9. Умение организовать рабочее место;

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность 

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Социально-коммуникативная компетентность 

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

Актуальность темы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

            В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» появились в свет новые парциальные программы и технологии по духовно-патриотическому воспитанию молодежи. В настоящее время действует Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Кроме того, согласно Указу президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания. С принятием государственных программ по патриотическому воспитанию граждан и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация стала меняться в лучшую сторону. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Однако условия, в которых находится сегодня российское общество, в целом пока  неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Поэтому, патриотическое воспитание в детском саду - проблема архисложная в условиях современной России.

Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое   воспитание   должно  носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Результаты работы

Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, чтить свои традиции, сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Тем самым были расставлены эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.



ФИО участника проекта

Должность

Тема проекта

Продолжительность проекта

Итог

Макушкина Светлана Вячеславовна

Педагог-психолог

Умные игры в добрых сказках

Долгосрочный, с 2005г

  • Открытый просмотр занятия,
  • участие в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
  • Мастер-класс для родителей
  • Участие в театральной неделе
  • Семинар для педагогов

Акимова Елена Михайловна

Воспитатель-специалист по информатике

«Моя страна» в ПМК «Фантазеры»

5 лет

  • Открытый просмотр занятия «Сказочная Гжель»,
  • Участие в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
  • Совместное занятие детей и  родителей «Кукла в русском наряде»
  • Обучение педагогов работе с мультимедиатехнологиями.

Фокша Марина Андреевна

Воспитатель

«Русская старинная игрушка»

8 мес

  • Открытый просмотр занятия «Новгородская игрушка»,
  • Участие в районном фестивале «Звездный калейдоскоп»  (по р.н.с. «Садко» - «обережная игрушка»)
  • Родительское собрание «Игрушка в жизни ребенка»
  • Консультации для педагогов

Сятчихина Елена Васильевна

Воспитатель-специалист по ИЗО

«Декоративно-прикладное искусство народных промыслов»»

2 года

  • Открытый просмотр занятия «Сказочная Гжель»,
  • Участие в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
  • Участие в районном фестивале «Звездный калейдоскоп»  (по р.н.с. «Садко» - мастер-класс «Жаворонушки»)
  • Мастер-класс для педагогов: «Дымка»
  • Выставка «История и современность народного искусства в детском творчестве»

Воронова Оксана Ивановна

Воспитатель

«Край родной, навек любимый»

5 лет

  • Открытый просмотр: «В яранге горит огонь»
  • Подготовка и проведение проекта-презентации «Солдат Победы - мой солдат»
  • Выставка фотографий «Родина моя – Россия»
  • Конкурс «Моя Россия в творчестве семьи»
  • Интерактивный проект-презентация «Города России в рассказах детей»

Туманова Анна Сергеевна

Музыкальный руководитель

«Музыка России – музыка души»

5 лет

  • Досуг: «День России», «День флага», «День защитника Отечества», «Этот праздник со слезами на глазах», День космонавтики»;
  • Подготовка и проведение фольклорного праздника Масленицы, театрализованной недели;
  • Интерактивный проект-презентация «Города России в рассказах детей»

Григорьева Евгения Сергеевна

Инструктор по физкультуре

«Патриотизм начинается с детства»

3 года

  • Досуг: «День России», «Лыжня России», «Олимпиада моей страны»




Предварительный просмотр:

 «Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание к высшим добродетелям».

Евгений Николаевич Трубецкой

 "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды".

Иван Александрович Ильин.

"Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума"

Василий Александрович Сухомлинский.

Творческое название проекта

Формирование духовно-нравственного сознания  дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх

Тип проекта

Информационно – практико- ориентированный, групповой, долгосрочный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети старшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность

Долгосрочный

Раздел программы

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Актуальность

Рассказывая и познавая сказку или былину, помогая герою с помощью развивающих игр, дети почерпнут первые представления о нравственных качествах: справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настроит ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживает новые для него чувства.

Основной смысл наших занятий не только ознакомить с содержанием сказки, но и  формировать у  детей личностное отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям.

В процессе рассматривания книг, дети также имеют возможность познакомиться с прекрасными работами художников-иллюстраторов детских сказок: Билибина Ивана Яковлевича, Рачева Евгения Михайловича. Знакомясь с былинами, дети рассматривают иллюстрации замечательных картин художников М.Врубеля, В. Васнецова, чьи работы, несомненно, являются золотым фондом нашей культуры, могут увидеть иллюстрации сделанные руками мастров народного творчества.

Описание проекта

Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через  основные виды деятельности дошкольников. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, что создает смысловую основу развития личности. В систему духовно-нравственного воспитания ребенка входит приобщение его к культурному наследию своего народа.

Традиционным и проверенным временем средством нравственного воспитания дошкольников является русская народная сказка.

Именно использование сказки в развивающих играх стало основным содержанием серии занятий «Умные игры в добрых сказках» в нашем детском саду.  Серия занятий является авторской инновационной технологией с применением мультимедийных средств и интерактивной доски. Данные занятия нацелены в основном на интеллектуальное развитие дошкольников, но попутно  и достаточно успешно решаются задачи развития ребёнка  из разных взаимосвязанных образовательных областей, предусмотренных в ФГОС дошкольного образования: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и  художественноэстетическое развитие.

В ходе реализации  освоения системы развивающих занятий  «Умные игры в добрых сказках» дети 4-7 лет знакомятся с развивающими играми на основе народных сказок и былин.

Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.

Современному ребенку недостаточно лишь прочитать сказку. Деятельностная натура современных детей требует реализации своих устремлений, а возможность помочь героям сказки дарит им необыкновенное ощущения перевоплощения, проживания сказки вместе с героем, помогает глубже постичь ее нравственный смысл.

Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Но ребёнок хочет прожить сказку от начала и до конца, проникаясь каждым ее эпизодом. И здесь на помощь приходят развивающие игры. Игры Воскобовича представляют наилучшие возможности в этом плане: Из «Чудо-Крестиков вырастает город «Град на острове стоит», затем эти же детали превращаются в «Богатырей» и «Царевну-лебедь». (предполагается показ в рисунке). Его игры «взаимодействуют» между собой и представляют широкий спектр возможностей.

Эти игры нацелены на развитие познавательных процессов, творческих способностей ребенка. Игры объединены в систему, элементы которой органично связаны сказочным сюжетом, «привязаны» к оригинальным сказочным образам.

Цель

Социально-педагогическая поддержка в  ознакомлении дошкольников с культурными традициями, бытом своей страны посредством народного творчества.

Задачи

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  • освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям;
  • приобретение детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки, сказы, былины;

формирование у детей интереса к духовным и нравственным проблемам, воспитание личностного отношения к фольклорным произведениям

Участники проекта

Дети старщего дошкольного возраста, родители, педагоги

Социальная поддержка проекта

Закрытая группа для родителей в социальной сети ВК: https://vk.com/club85068340

Создатель группы

Педагог-психолог - Макушкина С.В.

Кураторами группы являются:

Заведующий ДОУ - Железная Т.В.

Методист ООО Развивающие игры Воскобовича – Вотинова Ольга Михайловна

Принципы работы программы:

  • «Сказочный сюжет»  Каждая игра должна иметь определенную целевую направленность (сказку), и все игровые задания должны быть подчинены ей.
  • «Осознание успешности» Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.
  • «Стремление к трудности». Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
  • «Участие взрослого» В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
  • «Эмоциональные переживания» Все занятия сопровождаются не только сказочными повествованиями, но имитацией различных эмоциональных состояний в процессе сказки. Это важно, потому что активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, а также благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

Основные компоненты программы

  • Развивающие игры

Основными играми являются игры В.В.Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. Кроме того, в отличие от игр других авторов, детали конструкторов В.В.Воскобовича «Чудо-соты», «Чудо-крестики» и др легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и педагога.

  • Сказкотерапия.. Прикладное терапевтическое значение сказки состоит в профилактике — воспитании здорового образа жизни, восхвалении увлечений и способов, помогающих сохранять силы и здоровье, в формировании системы ценностей, заложенных в культуре нашего народа. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне. Любая сказка - это путь приобщения ребенка к опыту всего народа,  то есть социализация. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества,  коллективизма и более сложные социально-нравственные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства, уважения к взрослым, гуманизм по отношению к природе. Развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

Рассказывая и познавая сказку или былину, помогая герою с помощью развивающих игр, дети почерпнут первые представления о нравственных качествах: справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Основной смысл наших занятий не только ознакомить с содержанием сказки, но и  формировать у  детей личностное отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям. Например, в «Былине про Илью Муромца Илья благословения у родителей идти защищать землю Русскую. Любопытен момент, что детей очень заинтересовало благословение. А зачем это? А как это? И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей. Что это как не восстановление связи с родовой и семейной памятью?

Погружение в тему былин дает нам возможность обогатить представления  детей знаниями о семейных традициях за счёт ознакомления со смыслом таких понятий как «семейный лад», «семейная душа», «почитание стариков», «послушание родителей» и наоборот – «семейный разлад» и др.

Близка детям и тема сострадания и сопереживания: они радуются, что взял Кокованя вместе с Даренкой еще и Муренку и делают вывод, что за добро отплатят тебе добром. «А вот если бы не взял Муренку, то и Серебряное копытце не увидел» - делают вывод дети. Понимают и принимают близко к сердцу дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказкам Бажова,  их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Он хочет сделать так, чтобы его самого удовлетворяло качество и степень его мастерства. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор у детей: « А смог бы я разбить цветок?». Интересно, что впоследствии, дети, самостоятельно выкладывая из кубиков узоры, прислушивались к себе – а мне нравится? доволен ли я продуктом своего творчества?

  • Инновационные методы и технологии

Использование проектора с ноутбукоми для показа презентаций, расширяет нашу работу по эмоциональному восприятию сказки. С большого экрана дети видят прекрасные иллюстрации к сказкам, созданные нашими художниками иллюстраторами: Николаем Михайловичем Кочергиным, Евгением Петровым, Татьяной Алексеевной Мавриной, Иваном Яковлевичем Билибиным, Евгением Рачевым, Федором Степановичем Рожанковским, Владиславом Ерко. Кроме этого технические возможности презентаций предоставляют возможность заранее вложить музыку в презентацию во время выполнения детьми заданий. Отметим, что в наших занятиях звучит только классическая музыка, рекомендованная к прослушиванию детьми в соответствии с методическими рекомендациями Радыновой О.П.

Сочетание трех основных технологий  составляет основу системы занятии «Умные игры в добрых сказках» и направлено на развитее ребенка как личности.

Отметим, что данная программа может быть предложена детям с ограниченными возможностями здоровья. Важно помнить о том, что многие социально-личностные достижения, формируются у детей с сохранным развитием спонтанно, для детей с ограничениями по здоровью представляются затруднительными. Исходя из этого, стратегия нашей программы направлена на создание и реализацию условий для всестороннего  развития детей с учетом имеющихся у них нарушений и компенсаторных возможностей. Сказкотерапевтический компонент окажет положительное влияние на эмоциональную сферу, а работа с играми реализуют потенциальные возможности.

Ожидаемые результаты

Развивающие игры, введенные в сказочный сюжет, не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность, формируют саморегуляцию, способствуют развитию эмпатии.

При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие развитию творческого интеллекта ребенка, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.

Материально – технические (пространственные) условия

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. Интерактивная доска (желательно)
  3. Проектор (желательно)

Наглядно – образный материал

  1. Наглядно - дидактический материал разработанный и созданный для данных занятий;
  2. Картинки или слайды со сказками
  3. Развивающие игры
  1. на каждого ребенка:
  • «Чудо-соты», «Чудо-крестики 1», «Чудо-крестики 2», «Чудо-крестики 3»,  «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Змейка», «Геовизор» - игры В.В.Воскобовича,
  • «Сложи узор» (деревянный, так как он сочетается с «Прозрачным квадратом), «Кубики для всех»,- игры Никитиных»;
  1. Одна коробка на 3-4детей
  • Логические блоки Дьенеша
  • «Цветные счетные палочки Кьюизенера»;

  Данная работа по внедрению развивающих игр в развивающую среду детского сада проводится в ДОУ №4 г.Мытищи с 2006г  с детьми 5-7 лет. Перед началом занятия и в конце учебного года была проведена диагностика детей, которая подтвердила успешность данной программы.

При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей, осознанию себя членом общества с принятием норм и правил, формированию творческого интеллекта ребенка, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.



  1. Учебно-тематический план образовательной деятельности

Месяц

Тема занятия

(на основе какой сказки строится занятие)

Музыкальное и иллюстративное  сопровождение

Развивающие игры

Октябрь

Русские народные сказки

Молодильные яблоки

Автор: по мотивам русской народной сказки в обр.А.Н.Толстого

Иллюстрации:В.Лалаянц, С.Соколов (Музыка и иллюстр из м/ф 1973г, Союхмультфильм)

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Царевна-лягушка

Автор: в обработке А.Н. Толстого

Иллюстрации И.Я.Билибин  

Музыка: фортепианные пьесы Э.Грига

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Змейка», В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Гуси-лебеди

Автор: Русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого

Иллюстрации Т.Савченко

Музыка: произведения из сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Заюшкина избушка

Автор: Русская народная сказа в обработке А.Н. Толстого

Иллюстрации Н Устинов

Музыка: Детский альбом Чайковского

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Чудо-крестики 1» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Логические блоки Дьенеша

Ноябрь

Зимовье зверей

Автор: Русская народная сказа в обработке А.Н. Толстого

Иллюстрации: В.А. Дугин

Музыка: Детский альбом Чайковский

«Чудо-крестики 1» В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

По щучьему велению

Автор: Русская народная сказа в обработке А.Н. Толстого

Иллюстрации: Н.Кочергина

Музыка: П.И. Чайковский

«Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Сказки Андерсена

Дюймовочка

Автор: Г.Х.Андерсен

Иллюстрации:Сиима Скоп

Музыка: произведения В.А.Моцарта

«Змейка», В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Гадкий утенок

Автор: Г.Х.Андерсен

Иллюстрации: В.Игнатов, Б Петин

Музыка: П.И.Чайковский Детский альбом

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

 «Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Декабрь

Снежная королева

Автор: Г.Х.Андерсен в переводе Анны Васильевны Ганзен

Иллюстрации: В.Ерко

Музыка: фортепианные пьесы для детей Р.Шумана

«Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Новогодние сказки

12 месяцев

Автор: С.Я Маршак

 Использованы иллюстрациииз м/ф «12 месяцев» 1956г, ст Союзмульфильм Художники:  Александр Беляков, Константин Карпов, Анатолий Курицын

Музыка:М.Вайнберг

«Чудо-крестики 1» В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

Логические блоки Дьенеша

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

12 месяцев

Щелкунчик

Автор: Э.Т.Гофман

Использованы иллюстрациииз м/ф «Щелкунчик» 1973г, ст Союзмульфильм Художники:  Музыка:П.И.Чайковский

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

 «Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Январь

Морозко

Автор:

Иллюстрации Использованы иллюстрации из кФ «Морозко» (Реж.А Роу)

Музыка: Использование музыкальных этюдов из произведений Свиридова

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Квадрат Воскобовича»,

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

Сказки Пушкина

Сказка о рыбаке и рыбке

Автор: А.С.Пушкин

Иллюстрации Б.Дехтерев  

Использование музыкальных этюдов из произведений Чайковского П.И, Мусоргского М.П.

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Сказка о Царе Салтане

Автор: А.С.Пушкин

Иллюстрации И.Я.Билибин  

Использование музыкальных этюдов из произведений Чайковского П.И, Мусоргского М.П.

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Февраль

Сказка о Царе Салтане (продолжение)

Автор: А.С.Пушкин

Иллюстрации И.Я.Билибин  

Использование музыкальных этюдов из произведений Чайковского П.И, Мусоргского М.П.

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Логические блоки Дьенеша

Былины

Добрыня и Змей

В обработке Колпаковой Н

Иллюстрации:П.Багин

Музыка: Детские марши Ж.Безе

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

Илья-Муромец

В обработке А.Нечаева

Иллюстрации:С.Гилев

Музыка: Д.Верди – «Пиковая дама»

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

 «Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Илья-Муромец

В обратботке А.Нечаева

Иллюстрации: С.Гилев

Музыка:маршевая музыка Штрауса

Март

Подарки феи

Автор: Сказка придумана детьми

Музыка:композиции Свиридова

«Чудо-крестик1», В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Сложи узор» Никитина Б.П

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

Авторские сказки

Аленький цветочек

Автор: С.Т. Аксаков

Иллюстрации Л.Ионова

Музыка:

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Федорино горе

Автор: К.И.Чуковский

Иллюстрации:

Музыка: Детский альбом Чайковского

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Муха-цокотуха

Автор: К.И.Чуковский

Иллюстрации:Л.Якшис

Музыка: Детский альбом Чайковского

 «Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Апрель

Серебряное копытце

Автор: П.П.Бажов

Иллюстрации: М.Бычкова

Музыка: Использование фонограмм уральских народных песен в  обработке В. И. Горячих

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Логические блоки Дьенеша

Каменный цветок

Автор: П.П.Бажов

Иллюстрации: В. Назарука

Музыка: Использование фонограмм уральских народных песен в  обработке В. И. Горячих

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Каменный цветок

Автор: П.П.Бажов

Иллюстрации: В. Назарука

Музыка: Использование фонограмм уральских народных песен в  обработке В. И. Горячих

«Чудо-крестики 3» В.В.Воскобовича

 «Кубики для всех» Никитина Б.П.  

«Сложи узор» Никитина Б.П.

Золушка

Автор: Ш.Перро

Иллюстрации: Б.Дехтерев

Музыка: С.С.Прокофьев балет «Золушка»

Кубики для всех» Никитина Б.П.

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Чудо-крестики 2» В.В.Воскобовича

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Цветик-семицветик

Автор: В.Катаев

Иллюстрации: Э.Булатов, О.Васильев

Музыка: детские песни

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

Цветные счетные палочки Кьюизенера

«Чудо-соты» В.В.Воскобовича

«Кубики для всех» Никитина Б.П.  

Сивка-бурка

Русская народная сказа в обработке А.Н. Афанасьева

Использование иллюстраций Т.Мавриной созданные  к данной сказке

«Геоконт», В.В.Воскобовича

«Прозрачный квадрат», В.В.Воскобовича

«Сложи узор» Никитина Б.П.

«Квадрат Воскобовича»,



Содержание программы «Умные игры в добрых сказках»

Каждое занятие имеет свою тематическую направленность – сказку. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту всего народа, то есть – социализация. Сказка развивает фантазию, а желание помочь герою сказки с помощью развивающих игр не только формирует творческие способности ребенка и помогает ему мыслить абстрактно, но и определяя духовное начало развивают ребенка как личность

  1. Описание элементов  занятия
  1. Эмоциональное отреагирование

На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление Мы используем следующие приемы:

  • Мимика
  • Эмоции
  • Жесты
  • Пантомимика

Чтобы понять, для чего это нужно, приведем высказывание М.А. Чистяковой: «Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для коррекции и профилактики нервного напряжения у некоторых детей»

  1. Сказкотерапевтические моменты

Показывая эмоционально  с помощью мимики и жестов героев сказки, мы пытаемся понять их характер, смысл поступков. Понять и определить, хорошо ли сделал данный герой, а также нравится нам это или нет.

Сказкотерапия в конспектах выделена курсивом (см.конспекты) и состоит из вопросов и воспитательного текста[1] в конце занятия.

 Отметим, что дети могут задавать разные вопросы по сказке и ощущения, ответы, мысли могут быть абсолютно разными. В том и состоит задача педагога, чтобы не уйти с важного пути, определяющего основной смысл сказки, и, уважительно выслушав всех детей, постараться привести к тому главному, о чем говорит эта сказка. А посему считаем важным поместить в конспекты воспитательный текст в конце занятия.

  1. Инструкция: данная программа предназначена для детей старшего возраста. В связи с тем, что сейчас в группах встречаются дети разного возраста и уровня интеллекта, мы предлагаем в конспектах два вида инструкций- для старших детей и для младших детей. Такая градация может быть не только в силу возраста, но и в силу определенных способностей и уровня освоения развивающих игр. В частности в может быть такая градация: Старшая группа – те, кто хорошо использует развивающие игры, младшие – те, кто только начал по ним заниматься и дети с определенными коррекционными проблемами. Данные дети могут находится в одной группе, обмениваться впечатлениями от сказки и не испытывать чувства ущемления
  1. Некоторые аспекты работы с развивающими играми

У таких игр, как; «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Нетающие льдинки» В.В.Воскобовича; «Сложи узор» Никитиных есть рамки вкладыши. Фигуры в них небольшого размера, и бывает очень трудно выбрать нужную. Поэтому мы пошли следующим путем: все рамки вкладыши были отсканированы, затем каждая из фигур была переработана следующим образом: фигуру растягиваем по величине выкладываемой фигуры, распечатываем, затем эту же картинку делаем без внутренних контуров, оставляя лишь внешние границы, чтобы дети сами догадались какие детали здесь нужно положить, чтобы получить это изображение и распечатываем на второй половине листа. Получается примерно следующее:

Рис1  Шаблон фигур из игры «Чудо крестики2» с границами и без границ деталей 

 Затем складываем лист пополам и помещаем в файл. Ребенку предлагается самому выбрать, на какой стороне листа он будет выкладывать. Если ему пока трудно, он выложит там, где видны контуры деталей, но как только он освоится, он непременно выбирает более трудный путь. Затем как только и этот путь пройден ему предлагается выложить этот образ на столе, глядя на картинку (развивается глазомер ребенка, он учится соотносить образ «издалека» и «рядом»),  и самый сложный вариант , когда картинка  с изображением висит на доске и ему предлагается выложить данный образ на столе. Поэтому предложенный вариант в конспекте может быть изменен как на более трудный, так и на более легкий. Данный подход позволит педагогу  самому выбрать задание, а ребенку осознать успешность своей деятельности

  1. Ритуал прощания «Вот и сказочке конец»

В наших занятиях присутствуют две традиции:

  1. В конце занятия мы говорим «Вот и сказочке конец, а кто делал молодец» Затем педагог по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша молодец!», «Саша молодец». Это доставляет детям необыкновенное удовольствие, и если сначала они говорят тихо, глядя в сторону, то впоследствии с говорят о себе громко и с удовольствием «Женя молодец!».
  2. Затем педагог перечисляет игры, которые были сегодня на занятии, и спрашивает детей, какая игра им понравилась больше всего. Вначале дети, как правило, говорят: «Все понравились», затем приучаются оценивать, какая игра доставила им большее удовольствие. Чаще всего, дети выбирают ту игру, которая была им сложна и трудна, но они «одержали победу» и получили результат.


[1] Автор метода сказкотерапии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевасчитает непременным условием в работе с детьми подведение итога сказки воспитательным текстом



Предварительный просмотр:

Проект

Профилактика тревожности и страхов

посредством выступления перед публикой

Разработан

педагогом-психологом

Макушкиной С.В.


«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его потребностей. Распространять ее – самая дорогая его свобода» (Пьер Буаст, французский философ)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Теоретическая часть
  2. Правила актёрского мастерства в свете развития личности
  3. Техника работы с презентацией
  1. Принципы построения
  2. Принципы подготовки детей
  1. Консультации родителей
  1. Подготовка к выступлениям
  2. Правильная оценка
  3. Выводы
  1. Приложение


  1. Теоретическая часть

Выступление на сцене - это сильный стресс для ребенка. То, как проходит подготовка к

событию, часто определяет не только успех или неудачу, но и влияет на характер маленького артиста

Как же готовить и как сопровождать попробуем разобраться, как и что говорить и делать,

чтобы ребенок смог справиться с ситуацией и ее последствиями.

Хотя мы ставим акцент на подготовку к такой тревожной ситуации, как выступление на

сцене, другие стрессовые ситуации так же имеют место быть (выступление на спортивных соревнованиях, экзамены, появление в незнакомой группе - например, детского сада, поход в магазин и пр.).

Сцена - это хороший пример, многие не только дети, но и взрослые боятся сцены сильнее

болезней, высоты и прочих ужасов

Нетрудно заметить, что психологические причины страха во всех этих случаях связаны с несовпадением ожидаемого образа публичного выступления (желаемой ситуации успеха) с представлением о том, как это выступление может пройти в случае неудачи (подобный негативный опыт приобретается, как правило, на практике). Чем значительнее несовпадение – тем сильнее страх. Следует учитывать, что страх перед выступлением, который способен дезорганизовать, парализовать и стать причиной серьезных социальных неудач, одновременно является свидетельством рефлексии, внутренней работы сознания и души, то есть потенциально действенной психической энергией, которую можно направить в созидательное, творческое русло. Главной задачей педагога, психолога, родителей и самого обучающегося при решении проблемы страха перед выступлением на публике становится учет совокупности объективных и субъективных факторов, анализ ситуации и сокращение разрыва (зазора) между внутренними ожиданиями, представлениями о себе и реальными возможностями

Приведение в соответствие запросов, ожиданий, которые педагог, родители, сам ребёнок принимают на себя, как тяжкое бремя, в ожидании предстоящего публичного выступления, с реальными возможностями требует объективной оценки ситуации и возможности планирования.

Иными словами, боязнь совершить ошибку перед публикой является социальным страхом, и в его корне лежит стремление соответствовать требованиями и нормам, которые диктует окружающий социум, а также желание не огорчать своих близких и соответствовать их ожиданиям.

Цель:

  • Коррекция страхов и тревожности у ребенка перед сценой.
  • Осознание своей успешности посредством публичного выступления.
  • Приобретение уверенности посредством диалога с залом.

  1. П

  1. Правила актёрского мастерства в свете развития личности

Актерское мастерство — одна из самых эффективных методик развития личности. Другими словами, играя роли, человек учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует когнитивные способности — память, внимание, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя в жизни увереннее.

  • Для выступления на сцене необходима собранность — приходится контролировать не только текст, но и позу, жесты, дыхание. Важно не пропускать реплики, чувствовать время и ритм постановки.
  • Даже на репетиции на актера смотрит много пар глаз, и ребенок привыкает держаться естественно.Это особенно пригодится в подростковом возрасте, когда дети начинают беспокоиться о мнении окружающих.
  • Не обязательно играть «по Станиславскому», но понять свою роль можно, только сопереживая персонажу. Эмпатия — одно из ценнейших человеческих качеств.
  • Изображая на сцене другой мир и чью-то жизнь, дети тренируют свое воображение, учатся не просто фантазировать, но использовать фантазию для создания чего-то нового.
  • Спектакль — живой процесс, а не расписанная по минутам церемония, его участники импровизируют,на ходу сами принимают решения и должны быть готовы к неожиданностям.
  • Преобразуя мысли и чувства в творчество, реализуя свой замысел, ребенок повышает самооценку и получает ощущение эмоционального комфорта. Переживание не может быть полным, если его не выразить. Это очень важный психологический навык: ведь даже взрослые не всегда умеют сформулировать, что они чувствуют — и не всегда справляются с эмоциями.
  • В жизни мы постоянно находимся в какой-то роли: детей и родителей, покупателей и продавцов, зрителей и артистов. В театре дети учатся видеть, что такое роль, чем она отличается от человеческой индивидуальности, и как ту или иную роль можно применить в жизни.
  • Знать себе цену, быть равным среди равных — сцена учит и этому тоже. Театр — «командное» искусство. И оно тренирует целый комплекс социальных навыков.

В данной технологии мы ставим перед собой следующие цели


  1. Техника работы с презентацией
  1. Принципы построения

В работе с родителями по созданию презентация для детей – мы указываем следующее:

Теплые эмоции для выстпающего

Мы указываем на то, что необходимо найти город, в котором бы жил кто-то из родственников. Можно сейчас живущего, можно когда-то жившего. Главное, это не должен быть просто рассказ о каком-то там городе, он должен быть "родственно-теплым" 

Краткость

  1. Размер – 6 слайдов
  2. Все предложения короткие.
  3. Избегать сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, так как ребёнку может не хватить дыхания

Интерес

Интересные факты в выступлении активизируют внимание слушающих и подарят ребенку чувство «поддержки зала»

Единая история

Один из слайдов посвятить тому, что делал этот город (село) в годы войны. Мы с вами знаем, что у нас ВСЕ города и населенные пункты России так или иначе приближали Победу. Города и селы либо воевали, либо помогали в тылу. Этот факт свяжет всех нас одной историей 

Активизация внимания

Вставить в пррезентацию вопрос, который

А) активизирует внимание зала

Б) диалог со зрителями подарит ребенку ощущение сопричастности, принятия и поддержки

Знакомые лица

Вставляем фото людей, знакомых малышу, желательно разместить фото родителей (если позволяет сюжет рассказа). Фото мамы поможет малышу обрести уверенность

 

  1. Принципы подготовки детей

Поставленная перед ребенком задача должна быть посильной и, в конечном счете, должна подарить ему  ощущение того, что с этой задачей он в целом справился. Ребенку полезно научиться выступать перед зрителями в любом случае. Этот навык обязательно пригодится: школьные тематические доклады, выступление на «классном часе», защита рефератов и дипломов пройдут гораздо проще, успешнее, если ребенок будет уметь держать себя перед публикой и говорить связно, красиво и грамотно.

Недаром в современной школьной программе с первого класса введена дисциплина «Риторика». Ведь даже в компании друзей хороший рассказчик и балагур пользуется особой популярностью.

  1. Принципы подготовки детей

Положение тела при выступлении

 Если ребенок стоит, гордо расправив плечи, выпрямив спину, и «уставившись на горизонт», то его фигура на сцене вызывает уважение зала, это красиво, и на него приятно смотреть. Сам выступающий, находясь в такой позе, также невольно почувствует себя увереннее. Да и голос будет звучать лучше, чем у скованного, «скрюченного» человечка-моллюска, желающего поскорее спрятаться в спасительную раковину.

Понимание своей задачи

Ребенок должен хорошо понимать, о чем будет рассказывать и для чего слушателям нужно его выступление. Перевод энергии страха из деструктивного в конструктивное, созидательное русло связан с осознанием и глубоким прочувствованием «сверхзадачи», которую предполагает публичное выступление, поможет ребенку не зацикливаться на себе.

Выучим наизусть

Хорошо выученная презентация поможет ребенку справиться с волнением, не вызовет заикания и судорожных спазмов

Повышение градуса отвественности

Рекомендуется пи подготовке дошкольников постепенно вводить зрителей при его репетиции. Это могут быть сотрудники ДОУ, дети соседней группы. При подготовке к публичному выступлению следует практиковать постепенное повышение градуса ответственности. Подготовительные выступления в психологически более комфортных условиях, (сначала с одним педагогом, потом приглашать людей (например сотрудников ДОУ)) могут этому помочь. Предварительная запись выступления на видео также моделирует ситуацию публичного выступления и дает возможность последовательно пережить, а затем и осмыслить его этапы

Тон педагога

Педагог  должен научиться скрывать собственное волнение, чтобы не заразить им детей; тем более не следует задавать вопросы: «Ты не волнуешься?», «Тебе не страшно?» или давать наставления: «Не переживай – ничего страшного здесь нет!».

Спокойным тоном педагог и родитель говорят – «у тебя получится прекрасно!»

Тяжело в учении – легко в бою

Лучше «прогонять» свое выступление полностью от начала до конца и сразу с выражением и показом слайдов. Такая неоднократная тренировка скажется благоприятно и создаст чувство безопасности при выступлении

Определение места

Желательно сразу обозначить ребенку место выступления и помочь ему адаптироваться в этом месте. Если у выступающего будет трибуна – то репетировать надо уже на трибуне. Желательно перед самим выступлением просить ребенка выступить в том зале, где состоится мероприятие. Такая привязка к месту поможет ребенку и снимет стресс

  1. Консультации родителей
  1. Подготовка к выступлениям

Не критикуем, а поддерживаем. 

Не забываем хвалить малыша, пока он перед вами репетирует. Улыбаемся, говорим, что все получится, что он у нас умница, и мы им гордимся.

Если вам кажется, что нужно что-то поправить или изменить в выступлении, говорите это мягко, без критики, без выражения негативных чувств

Не торопимся.

Вполне возможно, что после выхода на трибуну «от страха» захочется говорить заученный текст быстрее, тараторить, чтобы «поскорее отстреляться». А зритель, в первый раз слушающий выступление, не сможет все услышать, не успеет понять и полюбоваться выступающим. Единиственный выход в этой ситуации: выучить настолько четко, что даже при сильном страхе ребенок будет говорить так, как выучил

Работаем с телом

Руки и ноги в обычной жизни нам скорее помогают, чем создают трудности. Однако, после выхода на трибуну мы не знаем куда их деть. Они либо некрасиво болтаются, как у зомби, либо норовят жить своей жизнью – теребить подол платья, что-то нервно почесывать или терзать самих себя ногтями. Порепетируйте с ребенком у зеркала несколько жестов, характерных для вашего текста. Заучите эти жесты наизусть. Можно указывать на что-то рукой (разумеется без использования «указательного» пальца), можно разводить руками, жестикулировать, показывая размеры («огрооомный дворец) или прикладывать руки к сердцу («я люблю свой родной город»). Помните, жесты освежают выступление ребенка и снимают мышечное напряжение, возникающее под действием страха.

Подберите подходящий наряд

Одежда для выступления должна быть удобной и обязательно нравиться малышу. Мысли вроде «Я выгляжу как болван в этом костюме» не помогут ребенку почувствовать уверенность в себе, которая нам так нужна. Колючие пайетки, тугие ремни, сваливающиеся детали костюма и прочие мелочи не только не позволят получить удовольствие от сцены, но будут мучительно отвлекать от программы.

Прислушивайтесь к просьбам ребенка

Считается, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.

Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».

Если ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».

Тренируйтесь всей семьей

Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.

Если трудно-улыбаемся!

Если во время выступления случился некий казус: ребенок забыл роль или оговорился… настройте его, чтобы он не переживал и не плакал, а улыбнулся. Вообще при любых спорных ситуациях – пусть улыбается. Улыбка – очаровательная или загадочная, всегда располагает к себе людей, и вообще способна творить чудеса.

После выступления обязательно похвалите ребенка. Поначалу на выступления можно ходить со своей «группой поддержки» - мама, бабушка, родственники, доброжелательные друзья…. Приглашайте всех, кого сможете. Пусть родные люди будут необъективны, зато недостатка в похвале после выступления у ребенка не будет.

  1. Выводы

 Ребенок должен понимать, что волнение (и даже страх) в ситуации ответственного выступления психологически естественны, служат свидетельством того, что сам выступающий хочет, чтобы выступление прошло удачно. Так или иначе, волнуются все выступающие; отличаются они лишь отношением к делу, к самим себе и опытом работы в условиях сценического волнения. Совершенно лишен страха или душевно мертвый, или патологически самоуверенный человек. Научиться обуздывать страх, держа в уме главную исполнительскую задачу, понимая ее значимость для ближних, для любимого дела, – в этом и состоит искусство перенаправления психической энергии в созидательное русло.

Пройдя такую «школу» выступлений, дети будут приобретать опыт сохранения внимания и самоконтроля в условиях умеренного волнения



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги и гости сайта



Мы рады представить вам наш проект «Города России в рассказах детей».
Это один из проектов по нравственно-патриотического воспитания общего проекта детского сада.
Нами был разработан долгосрочный общий проект, в котором приняли участие воспитатели и специалисты.
2

Один из проектов «Города Росии в рассказах детей» был представлен на семинаре проведенном в рамках КБОУ.
Наши дети рассказывали о городах своих предков, знакомили с народами нашей Родины, угощали национальными блюдами и задавали интересные вопросы взрослым.
А как они рассказывают презентацию!!!!
Зайдите по ссылке и вы все увидите и узнаете!

Навигатор по проекту


В папке «Проект» вы можете ознакомиться с общим проектом и проектами всех специалистов
В папке «Видео» вы увидите видео с семинара, на котором была представлена интерактивная презентация «Города России в рассказах детей»
В паке «Презентация» вы можете скачать презентацию «Города России в рассказах детей». Внимание! В презентации много музыки, поэтому желательно скачивать вместе с музыкой.
В паке «Фото» вы увидите фото с семинара.

ссылка здесь https://yadi.sk/d/I_YfsYqF3N8jQu

Приятного просмотра!!!!