ФГОС

«Направленность урока географии на формирование и развитие УУД».

Данная таблица позволит учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx15.66 КБ
Файл fgos.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Направленность урока географии на формирование и развитие УУД».

Данная таблица позволит учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Требования

к уроку

Урок   современного типа

Учащиеся   (учитель)

Универсальные учебные действия

Мотивация

Осознают   познавательную значимость темы.

Личностные УУД: обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся

Объявление   темы урока

Формулируют   тему сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Личностные УУД: смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Сообщение   целей и задач

Цель,   задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания   (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Личностные УУД:

Регулятивные УУД : оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Планирование

Планируют   способы достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

 Познавательные УУД: умение составить индивидуальный или групповой план работы

Практическая   деятельность учащихся

Осуществляют   учебные действия по намеченному плану (применяют групповые и индивидуальные   формы работы)

 (учитель консультирует)

Регулятивные УУД : составление плана и последовательности действий; постановка проблемы,

Познавательные УУД : выбор источников информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Преобразовать информацию в схему, таблицу;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

Осуществление   контроля

Осуществляют   контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель   консультирует)

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Общеучебные (познавательные) УУД:

Рефлексия способов и условий действия; Контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Осуществление   коррекции

Формулируют   затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует,   советует, помогает)

Познавательные УУД: анализ и обобщение фактов и явлений

выявление причины и следствия явлений, умение привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы.

Оценивание   учащихся

Дают   оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов   деятельности товарищей)

(учитель   консультирует)

 Коммуникативные УУД управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Итог   урока

Участвуют   в рефлексии

Регулятивные УУД : умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление

Домашнее   задание

Выбирают   задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Личностные УУД: умение анализировать свои знания и умения, выбирать индивидуальный маршрут обучения.



Предварительный просмотр:

Составление учебно-познавательных и учебно-практических задач на уроках географии

Учебно-познавательные задачи:

Умение наблюдать.

Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче.  Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

·        Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.

·        Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?

·        Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических  подробностей и объектов.

Учебно-практические задачи на уроках географии

А) Умение классифицировать.

Классификацией называют операцию деления понятий  по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.

·        Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)

·        Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:

Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.

(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)

·        Разделите слова на группы несколькими способами:

Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань. (возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)

 Б) Работа с картой позволяет решать целый ряд учебно-практических задач.

 Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например:

·          Найти на карте крупнейшие горы мира.

·          Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.

·          Используя карту дать характеристику  равнинной и горной реки.

·          Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.

·          Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.

2) Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы  с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.

·          Составить  план параграфа и изложить текст по плану.

·          Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)

·          Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.

·          Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

·          Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.)