Сердце Байкала-2012

Отчет об участии в политико-экономической игре «Сердце Байкала-2012»

Румбешт Р.Ф., учитель географии МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко г. Усть-Лабинска

Игра проводилась  с 16 по 30 июля на туристической базе «Данко», расположенной на берегу озера Байкал Бурятского АО Иркутской области,  участниками игры были дети школ Иркутска, Селенгинска, Жирекена, Ангарска, Братска, Москвы, Нижнего Новгорода, Сорска, Усть-Лабинска. Численный состав участников – 86 детей и 12 педагогов.

Путь в лагерь была непростой – некоторые провели в дороге больше суток, добираясь кто поездом, кто самолетом, а потом четыре часа на автобусе от Иркутска. Все участники лагеря собрались только ближе к 16-00. Сейчас бы отдохнуть и поспать…

Первый день в лагере оказался насыщенным. Едва ребята успели расселиться и немного перекусить, организаторами был объявлен общий сбор. Перед участниками лагеря выступила менеджер по персоналу компании «En+» Мария Грачева, которая тепло поприветствовала ребят и рассказала им об организаторах лагеря – компании «En+» и Фонде «Вольное Дело» - и Программе «Школа нового поколения». Затем директор лагеря Игорь Михайлович Гребенник рассказал ребятам о том, чем им предстоит заниматься на протяжении двух недель, и правилах поведения и жизни в лагере, а также представил взрослых наставников.

Интересен был подход к делению детей на патрули.. В каждом патруле – дети из разных делегаций, совершенно не знакомые друг с другом. Для сплочения детей патруля нужно было провести тренинги. Каждый педагог проводил свой тренинг. Это были командообразующиие тренинги: лава, пройти пропасть, электрошокер, болото, слепой поводырь, слепая геометрия. Дети бегали от одного тренинга к другому, старались все выполнить. Уже стемнело, но работа кипела. Тренинг был почти до 23 часов, потом – вечерний кефир и отбой. А для руководителей  делегаций и разбор полетов – обмен впечатлениями, рефлексия, подготовка к завтрашнему дню. И дети, и мы очень устали. Столько событий, все необычно, интересно. Но для нас, педагогов, день еще не закончился.

Глубокой ночью прошло мероприятие – посвящение педагогов в жителей города Экологов. Мы сказали клятву и нам сначала директор, потом мы друг другу повязывали галстук. Расцветка галстука символична: желтая окантовка с надписью En+ - цвет солнца, жизни, оптимизма, белый фон – цвет белой, незаполненной страницы, которую предстоит заполнить творчеством. Разноцветные самолетики – это и рост (зеленый цвет), творчество, яркая жизнь – это розовый, желтый, голубой и оранжевые цвет. Думаю, это мероприятие нас, педагогов, объединило, сделало ближе, ведь мы повязывали друг другу галстуки, пожимали руки, то есть был физический и духовный контакт. Спать легли почти полвторого ночи.  Дети заснули еще позже, несмотря на то, что очень устали День был очень насыщенным. Я думала, что этот день уже никогда не закончится. Дети устали не меньше моего, но заснули позже. Для них было слишком много впечатлений на один день.

Второй день. Подъем в 8 утра и на зарядку. После уборки и утреннего туалета – первая линейка Решались организационные и бытовые вопросы. С утра нужно было подготовить в составе своих делегаций представление своего города, края. У нас домашних заготовок не было, сценарий написали на ходу, распределили роли и обязанности каждого. Дети моей делегации самостоятельно не готовы что-то сделать в такие краткие сроки – полтора часа всего. Этому есть вполне объективные объяснения. Команда собралась в первый раз вместе, дети из разных классов и параллелей. Но без проблем и спора делали то, что я по ходу набросала, дополняли деталям, просто сидели рядом, то есть участвовали пока косвенно. Думаю, даже такое участие будет способствовать развитию творчества, умения работать, выдавать идеи. Особенно исполнительны были Ким Руслан  - он клеил телевизор для выступления из картона и Полозова Анна – она репетировала свое выступление. Других пришлось задания выдавать. Для  того, чтобы участвовали все, пришлось придумать несколько бегущих строк детям, которые должны были выносить во время Аниного выступления. Андрей Болдырев и Мельников Коля держали телевизор.  Остальные работали  немного пассивно, часто отвлекались. Да и с Интернетом вышла загвоздка – связь не очень хорошая. И песню для сценария не смогли скачать. Худо-бедно, отрепетировали, склеили телевизор, написали бегущие строки и прошлись с текстом. В течение дня потом раза 2 еще пришлось отрепетировать. Надо было подумать заранее и из дома взять и музыку кубанскую и сценарий подготовить, хотя бы какие-то наброски и заготовки я могла сама сделать или найти в Интернете или в дороге что-нибудь придумать.

День третий. На утренней линейке для участников лагеря была проведена презентация «Академии приключений». «Академия приключений» - образовательный блок лагеря. Он включает в себя следующие курсы: oсновы экономических знаний, основы политической культуры, основы экологических знаний, основы проектной деятельности, PR технологии, возведение пионеринговых конструкций, управление малыми группами, менеджмент организации культурно-досуговых мероприятий, менеджмент организации спортивных мероприятий, краеведение. День начинается традиционно и с 10 часов утра  начали работать факультативы. В день по 2 занятия  у каждой группы. В итоге все патрули пойдут все факультативы за пять дней. Распределение факультативов по педагогам было на вечернем и утреннем совещании. Кто-то брал по выбору, кому-то дали факультатив.

До обеда была прошли выборы кандидатов в депутаты от блоков двух патрулей. После обеда выбранные кандидаты в конференц-зале рассказали о себе, о своей программе работы, ответили на вопросы избирателей. Все было по-взрослому, как отметили многие ребята Правда, детям, закончившим 7 и 8 класс, это было не совсем понятно.

Кандидатами стали Маёрова Софья, Вардамян Эдгар, Без Валентин. Канин Михаил (хомячок), Пивоварова Вика, Полина. Из нашей делегации никто не был выдвинут и не был самовыдвиженцем, как Полина. Кандидатами были дети 10-11 классов, не раз участвовавшие в аналогичных проектах.

Предложения руководителей о проведении каких-нибудь мероприятий директор отмел. Объяснил это тем, что дети сами должны организовываться, проводить дискотеки, настраивать аппаратуру. В течение дня собралась инициативная группа для проведения вечерней дискотеки. Но дискотеку не провели из-за  технических проблем со звуком. Поэтому вечер был свободным. Можно было расслабиться и пообщаться с педагогами дети могли поиграть в теннис, бильярд. Вечером на рефлексии с детьми обсудили вопросы быта: в некоторых юртах было холодно, где-то не закрывалась дверь, не хватало тумбочек. Обменялись впечатлениями о кандидатах и их предвыборных программах.

Четвертый день.

После обеда  - факультативы. Из назначение – не только дать детям знания, которые они смогут использовать уже на следующий день, но и социализация детей в команде.До обеда прошли дебаты в конференц-зале. Каждый показал себя по-разному.

Задавались вопросы, ответы были удачными и не очень. Радовали рассуждения кандидатов серьезностью, обоснованностью, тщательной подготовкой.

Во время тихого часа патрули готовились к инаугурации: рисовали, сочиняли, пели, репетировали сценки В 18 асов  агитация была закончена. И население города Экологов отправились на выборы.

Прошли выборы по-взрослому. Через 2 часа результаты выборов были оглашены. Проголосовали все. Даже мальчик из 1 отряда, который был вынужден уехать в Иркутск для проверки из-за укуса клеща, по телефону попросил проголосовать от его имени. Равнодушных на выбора не было. Результаты оказались неожиданными. Прошли 3 кандидата: Софья, Эдгар  и Полина. При оглашении количества голосов и процентного отношения голосов по лицам депутатов читались их эмоции: расстройство и радость

Инаугурация состоялась в виде принесения присяги депутатами и концерта и подарков в их честь. Я рада была, когда среди выступавши от других патрулей видела всех своих ребят, которые активно принимали участие в работе патрулей. . Они пели, танцевали, были в сценках. Одной из самых активных была Алена. Их патруль не только номер подготовил, но и вел все это мероприятие.  Особенно поразили всех Руслан и Коля с брейдансом.

День пятый. На линейке познакомились с планом на день. После завтрака – образовательные блоки. В 7 патруле девочка не только слушала, но и конспектировала дети на занятиях активны, участвуют в дискуссии, задают вопросы, просят совета при создании проектов. У них уже в головах зреют проекты, им хочется быстрее начать работать над своими проектами.

После обеда весь лагерь пошел на Байкал, так как погода была чудесная, да и дети просили выхода за территории. Моя делегация всю дорогу веселилась, болтала. Несмотря на то, что они работают в разных патрулях, дети общаются, им интересно друг с другом. Мы даже искупались в Байкале!!

После обеда наконец началась работа над проектами. При проведении вводного инструктажа директор лагеря ознакомил детей с экологической ситуацией на Байкале. Каждый патруль на листке написал, какие природоохранные объекты они могли бы построить. Закондательное собрание собрало листки и отобрало 10 объектов, которые были распределены случайным образом как лотерея. Затем каждый патруль получил ватман и фломастеры. Моему патрулю достался завод для сжигания мусора. Они сами пошли и выполнили чертеж. Сделали расчеты. Правда, с количеством узлов и бруса они перестарались. У них получилось около 100 узлов, что для нашей игры нереально. Но ценно то, что оны выполнили проект самостоятельно, без моих подсказок.  Все объекты были природоохранного назначения: завод по сжиганию мусора, мусорный бак, завод по сжиганию мусора, биотуалет, здание рыбнадзора,  сортировочный бак по разным видам отходов и пр.

Защита проектов и аукцион после ужина, подписание нарядов на выполнение работ. Инструктаж по получнию веревок и бруса.

День шестой. День прошел по расписанию. Поход на Байкал всем лагерем был отменен из-за погоды. Поэтому начали вязать конструкции. Вот тут   патрули уже показали командный дух. Я фотографировала, как работают ученики из моей делегации. Все активны, их полюбили в патрулях. Успехом у ребят пользуются Ким Руслан, Лысяков Роберт. Думаю, это здорово подняло их самооценку. Патрули сдали выполненную работу, каждый заработал на выполнении подряда и разбежались работать над своими проектами. В моем патруле каждый уже продумал свой проект, есть небольшие, одного дня: соревнование-эстафета. Есть на неделю – фирма по организации праздников, газета. Проекта, в котором бы участвовал весь патруль, не придумали. Часть ребят задействована в других проекта, подрабатывают по найму. Все стремятся заработать денег. Причем направления выбраны такие, что сделают жизнь в лагере разнообразной, интересной. Причем педагоги не будут в этом участвовать!

Кроме работы над проектами, желающие получить портфель министра, судьи или банкира должны были пройти собеседование в законодательном собрании. Как выяснилось, на место банкира был конкурс – 9,5 человек на место. На место министров конкурс был немного поменьше, судьями

Вечером после ужина все были собраны для оглашения результатов работы Законодательного собрания: названы фамилии Министра культуры, Министра финансов, Министра экономики, Министра спорта, 3 судей и 2 банкиров.

Наша делегация была очень обрадована, что Полозова Аня стала судьей, а из моего патруля лидер патруля Белоусов Саша тоже – судьей. Болдырев Андрей стал лидером своего патруля.

На вечерней линейке объявили о планах на следующий день. Организуется лагерный поход на серебряные источники, в рамках которого детей ждет много сюрпризов.

День седьмой. После похода дети в лагере реализовывали свои проекты: спортивные соревнования, конкурсы рисунков, газет и пр. жители Города Экологов практически в полном составе отправились в этноэкоэкспедицию. Экспедиция проводилась в рамках реализации проекта «Экологическая тропа». Авторы проекта – ребята из Жирекена.

Традиционно начатый день продолжился 7-километровым пешим походом на серебряные источники. В рамках похода были реализованы проекты детей: организация чая из чабреца, посещение экскурсии на серебряный источник, игра «Квест» и уборка мусора у источника. День прошел активно и интересно.

День восьмой и девятый наполнены различными мероприятиями. Дети продолжают заниматься на образовательных блоках и задают уже конкретные вопросы по каждому из них.

До обеда прошел учебный семинар для преподавателей по организации большой образовательной игры. Выступали все: в Ангарске – игры проходят с выходом на остров, любят ночные игры  - любителей фантастики. Дети тем временем самостоятельно реализовывали свои проекты: конкурс наскальных рисунков на камнях, турнир армреслинга..Послеобеденное время было заполнено:  продолжился турнир по армреслингу, квест из 4 команд, румба, тренинг успеха. Многие дети тем временем работали над индивидуальными проектами: построили священное дерево, сделали клумбы, готовились к конкурсу DANKO-FEST.

DANKO-FEST прошел в конференц-зале. Это был проект культурно-досугового образовательного факультета. Номинации разные: песенные, танцевальные. Были сюрпризы: реп читали Алаир и Богдан, группа «Кони» с песней акапелло. Мои мальчишки из делегаций станцевали брейк-данс. Все прошло на ура. Другие делегации выставили по 2-3 номера. Конец дня завершился «Белой дискотекой»

День десятый. Жизнь в лагере идет по плану. Вмешательства педагогов в проведение мероприятий только консультационная. Работает система, которая напоминает самоуправление учащихся в школе. Только это более живая жизнь детей, где они выполняют свои проекты, проводят то, что им интересно. Вечер закончился лагерной игрой «Ночь триффидов»

25 июля вошло в историю лагеря как дата проведения акции «Мир природы чист и ясен, не губи его напрасно». Суть акции: привлечь внимание отдыхающих на Байкале к экологическим проблемам озера.

Накануне организаторами акции был проведен строгий отбор участников. Путь предстоял неблизкий – больше 30 километров. Конечная точка маршрута – Сорминское ущелье. И идти придется не по дороге, а по горным тропам и через лес. Этноэкоэкспедиция покажется легкой прогулкой...

Перед открытием лагеря ни у кого не было сомнений, что участники экологического лагеря «Сердце Байкала – 2012» умные, активные, веселые и талантливые ребята. Мероприятия, прошедшие 24 июля полностью это подтвердили.

Последние два дня Город Экологов напоминал растревоженный улей. На факультетах прошли заключительные занятия. Теперь ребята пишут отчеты. Чему научились, какие проекты были воплощены в жизнь, как знания помогли в работе над проектами. Готовятся и педагоги. Подведение итогов образовательного блока состоится уже завтра. 

Ритмичная музыка, зажигательные танцы, необычные костюмы – в Городе Экологов Карнавал! Праздник для всех жителей!

Но начался день с всплеска политической активности граждан. Законодательное Собрание объявило о повышении налогов с организаций и физических лиц, что вызвало волну неудовольствия. Инициативная группа граждан провела митинг, на котором граждане

На утренние часы были запланированы два общегородских первенства – веселые старты и армрестлинг. Командные соревнования «Веселые старты» собрали достаточно серьезный состав участников. По сложности этапов их можно сравнить с современным десятиборьем. Но уровень подготовки спортсменов позволил им успешно пройти все этапы.

Вот и пролетели две недели. Программа экологического лагеря подходит к концу. Пришло время подвести итоги. В 11-00 начала свою работу постерная сессия по итогам проектной деятельности учащихся «Академии Приключений» Молодежного экологического образовательного лагеря «Сердце Байкала – 2012». На протяжении полутора часов ребята рассказывали о своей деятельности в рамках программы лагеря, отвечали на разнообразные вопросы гостей, общались с журналистами. По завершению постерной сессии среди ребят было проведено анкетирование, а руководители делегации собрались на круглом столе по проблемам игры.