Методические пособия

Шаляпина Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение в ритме сердца « Конторка доктора Базарного» - специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали

Слайд 3

Как работать за конторкой Базарного? Рекомендации доктора Базарного

Слайд 4

1. Для чего нужна конторка? Фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние). Малоподвижный образ жизни современного человека. Возникновение болезней цивилизации: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и опорной систем, урологических заболеваний у мужчин, гинекологических заболеваний у женщин и др. Фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении тяжелой соматической патологии 20 столетия.

Слайд 5

2.Эффективность введения режима динамических поз (чередование положений стоя-сидя-лежа) В сотни раз легче предупредить согбенность и нарушение осанки, за которой кроется патология позвоночника и внутренних органов, чем все попытки потом вылечить хотя бы один недуг. Вот почему идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в ОУ является воспитание детей в режиме телесной вертикали в семье и ДУ с раннего детства.

Слайд 6

3.Общегигиенические и эргономические требования на основе режима динамических поз: Высота конторки должна быть подобрана в соответствии с ростом каждого школьника. Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна. Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности. Расстановка столов меняется не реже одного раза в месяц. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята, и дети находятся в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – вообще босиком. Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо!

Слайд 7

Причины негативного воздействия на психическое самочувствие и активность детей Закрытые помещения и ограниченные пространства. Угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты. Сенсорная обедненность школьной среды. Продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

Слайд 20

СУС – система универсальных символов Режим №1. Режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям СУС. Режим №2. Режим непроизвольно-сочетанного движения одновременно головой, глазами и туловищем. Режим №3. Режим обхождения, а затем оббегания схемы-траектории. Режим №4. Режим в поочередном обведении указательным пальцем с одновременным слежением за ним органом зрения.

Слайд 23

Чему способствует СУС? снижению психической утомляемости; снижению избыточной нервной возбудимости, агрессии; улучшению межличностных отношений в коллективе; росту доброжелательности во взаимоотношениях; продолжительности и качеству сна; улучшают общее чувство гармонии и ритма, в т.ч. в музыкальном и художественном творчестве.



Предварительный просмотр:

Составитель: Бак В.Ф, учитель биологии, г.Артемовск, Украина

Константин Дмитриевич Ушинский об особенностях нервной организации детей и её развитии в ходе воспитания и обучения.

Современный учитель живёт в условиях постоянного потока обширной информации. От учителя часто требуется быстрое и правильное принятие решений по самым разным вопросам обучения и воспитания. Вспомним, сколько радостных моментов было в нашей школьной жизни, а сколько зародилось в ней обид и разочарований? Причиной обид и разочарований детей могут стать неверные поступки учителя, слишком поспешные и необдуманные его действия.

Константин Дмитриевич Ушинский, выдающийся педагог-классик, начав работать в Гатчинском сиротском приюте в 1854г., обнаружил библиотеку бывшего инспектора классов Е.О. Гугеля и глубоко погрузился в её изучение. Его предшественник вёл педагогический цикл, включая введение в антропологию и психологию, и отобрал для этого лучшие книги на русском, немецком, французском языках. «Чтение этих книг заставило Ушинского сделать горькое признание: «От скольких ошибок я мог бы быть избавлен, попадись мне эти книги до моего вступления на педагогическое поприще!» (3.С.9).

Возможно, более серьёзное прочтение классической литературы учителем наших дней, тоже спасёт его от ошибок, рождающих детские обиды и разочарования.

В своей статье «О пользе педагогической литературы» Константин Дмитриевич пишет: «… от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни.

Педагогическая литература представляет для этого могущественнейшее средство. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания» (2.С. 21).

К сожалению, в информационном пространстве учителя наших дней практически отсутствует классическое педагогическое наследие. Оно вытеснено изучением и внедрением «более современных» педагогических инноваций таких как: компетентностно-ориентированный подход, новые педтехнологии, мониторинговые системы оценивания, модели будущих выпускников и учеников.

«Классическое педагогическое наследие несёт в себе Чашу Педагогической Мудрости, все содержание которой есть достояние не истории, а настоящего и будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости достаётся нам – нынешнему поколению учителей и воспитателей. Мы можем взять из неё столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата в мире образования», – записано в «Манифесте гуманной педагогики» (1.С.21).

Классика педагогики рассматривает ученика как духовную сущность, а не как компетентностно-ориентированную модель будущего выпускника. Такой подход ближе и понятнее учителю, имеющему дело с живыми детьми, а не с абстрактными моделями. «Педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы,- пишет К.Д. Ушинский, - вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания. … Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» (2. С.25).

Современному учителю будет интересно обратиться к работе К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Остановимся на главе «Нервная система». Она имеет два подраздела: «Нервная усталость и нервное раздражение» и «Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей».

В этой главе описаны явления, с которыми учитель сталкивается практически каждый день и, чаще всего, относится к ним как к данности, без которой современный педагогический процесс немыслим. Речь идёт о слишком быстрых темпах внешней жизни и ориентации цивилизации на наращивание интеллекта без уравновешивания его духовным развитием. Любой ребёнок нуждается в определённых этапах развития, связанных с созреванием его физиологических функций. Незрелой нервной системе ребёнка необходим особый «щадящий» режим работы, при котором постижение опредёлённых объёмов информации должно чередоваться с их осмыслением и приложением в жизни. Это требует развития волевой сферы ребёнка в таких же, а, возможно, и в более опережающих темпах по сравнению с его интеллектуальным развитием.

К.Д. Ушинский пишет: «Чем богаче нервная организация дитяти, тем осторожнее должен общаться с нею воспитатель, никогда и ни в чём не допуская её до раздражённого состояния. Воспитатель должен помнить, что нервный организм только мало-помалу привыкает, не впадая в раздражение, выносить все сильнейшие и обширнейшие впечатления и что вместе с развитием нервной организации должны крепнуть воля и сознание в человеке. Постепенное обогащение нервного организма, постепенное развитие его сил, не допускающее никогда ненормальной его деятельности до перехода в раздражительное состояние, постепенное овладевание воспитанником богатством его нервной системы, должны составлять одну из главных задач воспитания, и в этом отношении педагогике предстоит впереди безгранично обширная деятельность» (4. С. 268).

Если мы говорим о современных детях, то процесс «оберегания» их нервной системы особенно необходим, так как многие из них обладают врождённым богатством и сложностью нервных процессов.

«Конечно, богатая впечатлительная деятельность, глубокая и сложная нервная организация есть непременное условие всякого замечательного ума и таланта; но только в том случае и настолько, насколько человек успел овладеть этой организацией. Чем богаче и сильнее нервный организм, тем легче выбивается он из-под контроля человеческого самосознания и овладевает человеком вместо того, чтобы повиноваться ему, и потому-то в великих людях замечаем мы не только богатство нервного организма, но и замечательную силу воли» (4. С.267).

«Воспитатель никогда не должен забывать, что ненормальная нервная деятельность не только бесплодна, но и положительна вредна. Вредна она, во-первых, для физического здоровья, потому, что нет сомнения, что раздражённая деятельность нервов поддерживается во всяком случае на счёт общего питания тела, которому таким образом, особенно в период его развития, оно принесёт значительный ущерб. Во-вторых, ещё вреднее такая ненормальная деятельность потому, что, повторяемая часто, она мало-помалу обращается в привычное состояние организма, который с каждым разом всё легче и легче впадает в раздражительное состояние и делается наконец одним из тех слабонервных организмов, которых в настоящее время так много» (4. С. 268).

Взрослым кажется, что интеллектуальное развитие ребёнка заключается в постижении больших объёмов новой информации, вся школьная система ориентирована на приобретение обширных знаний, и мы сегодня получаем тот результат, о котором писал К.Д. Ушинский: «Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность всё понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать – думать) и неспособность что-нибудь делать – вот плоды такого воспитания. Часто, видя подобный характер, желаешь от души, чтобы он как можно менее знал и был менее развит, тогда, может быть, выйдет из него больше проку. Таким воспитанием расстраивающим и раздражающим нервные системы детей, мы перепортили целые поколения, и, к величайшему сожалению, мы не видим, чтобы и в настоящее время сделано было что-нибудь для исправления этой коренной ошибки русского воспитания» (4.С.270).

«Перечислим теперь некоторые воспитательные меры, предупреждающие нервное раздражение в детях или успокаивающее его, оговариваясь притом, что этих мер может быть очень много и что благоразумный воспитатель, понимающий хорошо причину зла, сам найдёт множество средств противодействовать ему.

На основании физиологическо-психической причины, которую мы старались уяснить выше, здравая педагогика

1. запрещает давать детям чай, кофе, вино, ваниль, всякие пряности – словом, всё, что специфически раздражает нервы;

2. запрещает игры, раздражающие нервы, как, например, всякие азартные игры, которых развелось теперь для детей так много; запрещать детские балы и т.п.;

3. запрещать раннее и излишнее чтение романов, повестей, и особенно на ночь;

4. прекращать деятельность ребёнка или игру его, если замечает, что дитя выходит из нормального состояния;

5. запрещать вообще чем бы то ни было возбуждать сильно чувство детей;

6. требует педантически строгого распределения детского дня, потому что ничто так не приводит нервы в порядок, как строгий порядок в деятельности, и ничто так не расстраивает нервы, как беспорядочная жизнь;

7. требует постоянной смены умственных упражнений телесными, прогулок, купаний и т. п.».

При самом обучении ребёнка, нервная система которого уже слишком возбуждена, умный наставник может действовать благодетельно против этой болезни. Он будет давать как можно менее пищи фантазии ребёнка, и без того уже раздражённой, и обратит особенное внимание на развитие в нём холодного рассудка и ясного сознания; будет упражнять его в ясном наблюдении над простыми предметами, в ясном и точном выражении мыслей; будет ему давать постоянно самостоятельную работу по силам и потребует строгой аккуратности в исполнении; словом, при всяком удобном случае будет упражнять волю ребёнка и мало-помалу передавать ему власть над его нервной организацией, может быть потому и непокорною, что она слишком богата. Но при этом учитель и воспитатель не должны забывать, что чем более привыкли нервы впадать в раздраженное состояние, тем медленнее отвыкают они от этой гибельной привычки и что всякое нетерпеливое действие со стороны воспитателя и наставника производит последствия, совершено противоположные тем, которых они ожидают: вместо того, чтобы успокоить нервы ребёнка, они ещё более раздражают его» (4. С. 270-271).

Как ясны и понятны рекомендации Константина Дмитриевича. В них мы найдём ответы на многие наши учительские: «Почему?». Актуальность этих рекомендаций значительно возросла, так как наша школа продолжает допускать «грехи воспитания в отношении нервного организма детей» в ещё большей степени, чем было это при К.Д.Ушинском.

Литература:

1.Манифест гуманной педагогики. – Донецк: изд-во «Ноулидж», 2011.

2.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том первый. М.: «Педагогика», 1974. С. 13-31.

3. Ушинский. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- (Антология гуманной педагогики).

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том первый. М.: «Педагогика», 1974. С.229-556.

Ушинский Константин Дмитриевич, педагог, инспектор Смольного института, в котором дал новую постановку всему учебно-воспитательному делу; один из пионеров женского образования; составил очень популярные книги для первоначального обучения —“Детский мир” и “Родное слово”; в “Письмах из Швейцарии” знакомил русское общество с постановкой школьного дела в Западной Европе; в капитальном сочинении «Человек, как предмет воспитания» выясняет условия гуманитарного воспитания, необходимые для всестороннего развития личности.

Знаменитый русский педагог родился в 1824 году в Новгород-Северске. В родной семье получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22х лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения, но в 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Ушинский переехал в Петербург, где поступил в департамент иностранных исповеданий под начальство графа Д. А. Толстого и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для чтения". В 1855 г. он был принят преподавателем в Гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогическою литературою и уже в 1857 г. в "Журнале для воспитания" выступил с педагогическими статьями. Спустя два года он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Он глубоко реформировал учебный процесс: ввел новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по естественно-научным дисциплинам. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Несмотря на то, что инспектор-новатор находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу, в Швейцарию, где основное время уделял изучению педагогической литературы и вопросам женского образования. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства народного просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности.

Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ — учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский мир" и "Родное слово". Отводя в этих книгах видное место естественно-научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.

Большое значение следует признать и за трудом Ушинского "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., СПб., 1868—69). Сочинение это выходит уже 11-м изданием и пользуется вполне заслуженною известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения ("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", 1868—1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией Ушинский считал "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма.

К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план выдвигается нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Большое внимание он уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности. Ведущую роль в этом он отводил учителю, а в формировании его личности большую роль отводил литературе и системе специальной подготовки учителей. Труд этот остался неоконченным - автор предполагал издать еще 3-й том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание педагогических статей", СПб., 1875). См. Ю. Рехневский, "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый, "Воспоминание об У." ("Народная школа", 1872); А. Фролков, "К. Д. У., краткий биографический очерк" (СПб., 1881); М. Песковский, "К. Д. У., его жизнь и педагогическая деятельность" (СПб., 1893, серия Павленкова); А. Слепцов, "Где искать оснований здравой педагогике?" ("Соврем. об.", 1868, 2); Н. Г. Дебольский, "Опыт разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Книжно – «седалищная» модель образования в основе  деградации физического и психического развития и здоровья новых поколений народа

(в историческом аспекте) 

1. Кто и когда и во имя какой цели  разработал современную книжно – «седалищную» модель   «познания» жизни (образования – на языке лукавых)?  

Известно  краеугольные камни современной  книжно – «седалищной» модели образования детей были  разработаны членом тайных обществ  ещё в средние века Ян Амос Коменским, который свой метод называл не иначе как  «машинной дидактикой» (программирующим обучением – на современном языке), а учителю отводил роль «дидактической машины» «биоробота – на современном языке). При этом «главный архитектор» данной модели образования не двусмысленно говорил о стратегической цели такого образования»:

«Подрезать небесное растение необходимо, когда оно еще молодо в весну жизни и как можно раньше…Только так мы придем к нашей цели, но иному – никогда».

Последующие столетия – это умелое навязывание  народам  эмиссарами из тайных обществ данной модели образования.  Кто и как данную модель образования  умело навязал России и под какими  многозначительными символами   авторитетно описали историки из МГУ  В.В.Пономарёва и Л.Б.Хорошилова  в таком авторитетном журнале как  журнал  Президиума РАН «Наука в России» (№1, 1999):

 “Невежественным современникам члены Ордена представлялись в лучшем случае вольнодумцами. Их сборища обывателям виделись Содомом и Гоморрой, чему способствовали страшные магические обряды, принятые в среде масонов. Так, обряд принятия в ложу проходил в помещении, декорированном черной тканью,  где стоял стол с берцовыми человеческими костями и черепом на столешнице; у стены размещался скелет, а в двух углах - по гробу: в одном был искусно подделанный мертвец с признаками тления, другой же оставался приглашающе пустым... Одним эта символика напоминала о “бренности жизни”, помогала выйти за пределы повседневности, настроиться на некий высший лад, непосвященные же видели в происходящем шаманство и богохульство”.

Так, - подчеркивают авторы, - «Подтачивались и рушились прежние представления буквально во всем: жизненных ценностях, ритме и образе существования, месте в обществе отдельно взятой личности женщины, роли образования».

2. Специалисты о  качестве развития и здоровья детей  на начальных этапах всеобуча

Известно:  начальный и последующие этапы всеобуча пришлись на эпоху экологической чистоты. Эпоху, при которой дети зачинались и воспитывались в оберегающем христианском духе. Когда ещё было полноценное  трудовое и нравственное воспитание.  И вдруг….

Из заявления  выдающего  швейцарского  педагога - просветителя начала Х1Х века Г. Песталоцци (1805):  «…школа душит развитие детей, убивает их здоровье…»

Ещё в средине позапрошлого века динамику здоровья детей в школе под влиянием навязанной модели так называемого образования изучал доктор Гильом (Австрия).  Вот его данные:

Всех учеников..................................................731

Искривлений позвоночного столба...............218

Школьных зобов..............................................414

Хроническая головная боль............................296

Периодические кровотечения……………….155

Итого болезненных случаев..........................1083

Заметим: автор особо указывал, что все перечисленные болезни порождены исключительно школьными занятиями.

А вот к какому заключению ещё в позапрошлом веке пришёл авторитетный в те годы доктор Ламанн. «…Насколько неправильная система обучения расшатывает у детей нервную систему, можно видеть на постоянно увеличивающемся числе самоубийц в школьном возрасте… При полном упадке нервной энергии несчастные жертвы уродливого обучения кончают самоубийством, или по меньшей мере являют нам зрелище физически и психически совершенно разбитых людей».

 Лесгафт среди различных  психотипов учащихся, которые оформляет

школа выделил:

а) мягко забитые;

б) злобно забитые;

в) окончательно угнетённые

Из  обращения нижегородских дворян к государю: “Школа возвращает родителям детей, отданных в нее здоровыми, изуродованных, кривобоких, близоруких, ни к чему не способных, ничего не знающих, преждевременно стареющих”.

Д.И. Писарев в 1865 году выпустил статью «Школа и жизнь», в которой  делает следующие заключения: «Давно уже… замечен тот факт, что школа имеет на детей особенное влияние, резче высказывающееся в физическом отношении. Влияние это выражается в том, что прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяются вялостью, истомленностью и болезненностью. Некоторые даже перестают расти: большинство теряют свою прежнюю беззаботную веселость и смотрят как-то угрюмо и боязливо. Влияние это нередко отражается и в умственном отношении: дети тупеют, теряют прежнюю даровитость и взамен ее приобретают какую-то болезненную нервную раздраженность – признак слабосилия. Поэтому не совсем неправы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы». («Учитель», 1865, №9, с. 316).

Ф.Ф. Эрисман  «В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью»

 ( «Мозговое переутомление учащихся». 1898)

И таких заключений можно приводить до бесконечности.   Наконец,  под давлением общественных сил  специалисты со всего света собрались на 1-й, 2–й, 3–й  всемирные конгрессы  по школьной гигиене, состоявшиеся в Нюрнберге (1904), Лондоне (1908), Париже (1912) годы. Вряд ли кто даже из медиков  сегодня знает о чём там говорилось. Об этих форумах ничего не сказано  ни в учебниках по педагогике, ни в учебниках школьной гигиене, ни в учебниках  по детскому  здоровью.  Более того, изданные в те годы  серьёзные  материалы почему то исчезли практически из всех библиотек мира.  

 Уже в те годы  наука установила  главное: патология позвоночника школьного возраста,  близорукость, приобретенные  в учебном процессе болезни сердечно – сосудистой системы, психические нарушения, деградация детородной сферы, эндокринная патология и многое другое  обусловлены  навязанной  чуждой природе   детей моделью образования.  

Но вся трагедия оказалась не только в деградации физического и психического развития и здоровья новых поколений народа.   В частности, ещё в начале  ХХ столетия  Тарт  ле Вон предупреждал: если вы хотите превратить будущие поколения в будущих рабов, если хотите что бы народ раскололся на вечно враждующие между собой  классы:  на класс паразитов – пожирателей благ, созданных другими, и рабов – всех остальных, дайте хотя бы одному поколению знания, которые никогда не пригодятся им в жизни.

 3. Заявления  официальных лиц и специалистов о развитии

 и здоровье детей в образовательном процессе

  в последние десятилетия советской власти

Один из самых авторитетных ученых в области школьной гигиены Ак. Г.Н. Сердюковская: “На усталость жаловались 80% шестилеток... у некоторых замедлился рост. Это привело к тому, что у каждого 4-го ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе”.

Министр здравоохранения 80-х годов ак. Е.И.Чазов: “За голову хочется схватиться,  до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные  в 4 раза, а мочеполовые  в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни  чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?”  (“Семья”№ 6, 1989).

Министр образования Е.В.Ткаченко:  “И тут я впервые узнал, что для 7-8 летних малышей контрольная робота связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете ... За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит там не та педагогика…» 

Министр образования В.М.Филиппов: “За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!”

Главный психиатр министерства обороны, проф. В.Смирнов, который еще в 80ые годы показал, что за экономически и политически самые стабильные 70-80ые годы рост психических нарушений среди выпускников школ (призывников) составил 12 раз, достигнув в 80-ые годы критического для выживания народа уровня – 45%.  «Призыв 1989 года показал: в армию пришло 45 процентов людей с подорванной психикой. (Двадцать лет назад их было в 12 раз меньше)».

В. Г. Кинелев: «Ежегодно с 1994 по 1996 г. до 85% выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в т.ч. хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)».

Министерство труда и социального развития пришло к твердому убеждению, что “ хилеют дети не от неблагополучного питания, а от большой суммарной нагрузки и её последствий”.

4. Заявления официальных лиц, специалистов и общественных деятелей

о качестве развития и здоровья  детей в образовательном процессе в современное «светлое» капиталистическое время

  • В.В.Путин: «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят зелёные» («КП» от 6 октября 2006 года).

  • Президент РФ Д.А. Медведев

 «Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы  наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе»  (из выступления на Красноярском экономическом форуме. Февраль 2008 г);

  • Он же: «Геополитические победы – это мусор. Главное – жизни человеческие!» («КП» от 10 августа 2009). 

  • Президент РАМН академик Давыдов М.М. (из выступления на объединенном собрании 6 Академий.  2006г.):

«У нас больше нет здоровых выпускников школ.

  • Главный государственный санитарный врач РФ

 академик РАМН  Г. Онищенко

 «За период школьного обучения количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастет в 1,6 раза. А в учебных учреждениях с повышенным уровнем образования - в два раза.

Более 68 процента  детей состоят  на диспансерном учете, из них 73,7 процента нуждаются в лечении.

75 процентов учащихся страдают гиподинамией…,а ведь у детей врожденная потребность к движению.

Выраженное утомление к концу года отмечается у 40-55 процентов школьников.

 У 60 процентов регистрируются изменения артериального давления.

У 80 процентов - невроподобные реакции.

Все это в школьные годы формирует патологию сердечно сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистую дистонию.

Все больше среди учащихся очкариков. Ухудшается общее физическое развитие. Крепыши редки.  От этого заметно страдает демографическая ситуация в стране». («Российская газета» - Неделя №4979 от 19. 05. 2006.)

  • Директор Научного Центра Здоровья детей РАМН,  главный педиатр России  академик  А. А. Баранов:

«Идет физическая деградация современных детей». Он же:

«У детей из самых богатых семей России и обучающихся в элитных гимназиях повышенное артериальное давление уже отмечается у 90%,  а психоневротизация – у  55-83% (!!))…из каждой тысячи новорожденных у 800-900 выявляется врожденная патология».

«Учебные программы для школ должны проходить сертификацию не только в органах образования, но и санитарно-гигиеническую экспертизу в Минздраве. Только так можно профессионально оценить влияние авторских программ обучения на здоровье детей».  («Известия» 24. 05.1997).

«Неудовлетворительные показатели детского здоровья в современной России свидетельствуют о недостаточной эффективности осуществляемых стратегий по решению проблем детства, которые хотя и ориентированы на, так называемое межведомственное взаимодействие, реально не выходят за рамки здравоохранения» (Медицинская газета №1 11.01. 2008 г.)

  • Директор  НИИ гигиены и охраны детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН  профессор  В.Р. Кучма:

«В настоящее время в школе 80% детей погружены в школьный стресс».

  • Последствия книжно – «седалищнг»о обучения на детородную сферу:

гл. врач детской клинической больницы №1 г. Самары профессор

Т. Каганова (2007): «…Из 10 детей до года на педиатрическом участке 8-9 имеют диагноз энцефалопатия (патология мозга – прим. наше)».

  • Из официального письма Министерства образования и науки РФ (№220\11-12 от 22.02.1999): «спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются первые признаки психических нарушений». 
  • О последствиях 10-12 летнего такого «умопомрачительного» обучения: из заявления начальника Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ генерал-майор м.с. В. Куликова:

        Ситуацию в армии нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в стране в целом. А у нас и общество нельзя признать психически здоровым. Более того, идет целенаправленная дебилизация его. В прошлом году (2007 г.) из армии были уволены 8, 2 тысячи солдат и офицеров с больной психикой. Эта цифра повторяется в армии из года в год, причем 80% из них приходится на людей с невротическими расстройствами личности. То есть корни здесь не столько медицинские, сколько социальны. Увеличиваются личностные расстройства…, интеллектуально неразвитые юноши  сейчас составляют большинство призывного континента. У них защитный порог крайне низок, запросы примитивны, они не способны адекватно реагировать на происходящее.

  • Директор Института социально-экономических проблем народонаселения академик Н. Ромишевская:

        В демографии мы уже достигли точки невозврата.  Нас уже не будет столько как сейчас. К середине ХХI века нас будет в два раза меньше (70 млн. чел.).

  • Депутат ГД РФ  О.Н  Смолин:

        «Министерство образования во все глаза смотрит на Запад, бездумно заимствуя неадаптированные к российским условиям программы, в т.ч. подвергшиеся обоснованной критике и уже отвергнутые за рубежом. А Россия сама имеет уникальный опыт в образовании и многое что может предложить Западу, в том числе и здоровьеразвивающие методики профессора В.Ф. Базарного, позволяющие кардинально улучшить здоровье детей.

        Одной из причин неблагополучного положения дел в образовании является также и позиция депутатов ГД РФ, которые на заседаниях голосуют «не приходя в сознание».

5. Из заявлений  иерархов  Русской Православной Церкви :

  • Патриарх Московский и  Всея Руси Алексий II:

«Мы должны осознавать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить.

Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей».

(Декабрь 2001 г.)

  • Патриарх Московский и  Всея Руси Кирилл:

«Идет деградация народа… какой смысл бороться с кризисом и поднимать экономику, если не будет самого народа…первопричина нынешнего системного кризиса - это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей…»

(Из выступления на XIII Всемирном русском народном соборе «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» 24 мая  2009.)

  • Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх (из выступления на Рождественских чтениях 31.01.08.):

«Надо обеспечить в образовательных учреждениях приоритет воспитания перед образованием…фактически сейчас образовательным учреждениям России навязана задача: через информатизацию образования готовить слуг для обслуживания новых европейских хозяев: без воли, без духовности, с сознанием биоробота».

  • Иерей Сергей Рыбаков (из выступления на Рождественских чтениях 31.01.08.):

«Надо перейти от простого увещевания к недоверию руководителям Минобразования РФ и руководителям Минобразования субъектов РФ».

  1. Из «параллельного» мира

Первое сообщение о том, что  впервые в мировой практике в процессе образования дети не только не теряют здоровье, но и его укрепляют  сообщила «Медицинская газета от 4 апреля 1979 года. Речь идёт о разработанной под руководством д.м.н. В.Ф.Базарного на базе НИИ медицинских проблем Севера СО АМРН СССР  программы здоровье развивающих режимов обучения детей.

Итоги  десятилетней работы в данном направлении сообщила «Правда» 16 июня 1986 года.

После многолетних исследований  ведущими НИИ министерства здравоохранения  РСФСР  и полученных убедительных положительных результатов по профилактике школьных форм патологии  программа по согласованию с министерством образования РСФСР  в 1989 году была утверждена  для школ и детских садов в качестве методических рекомендаций министерства здравоохранения РСФСР под названием: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно – познавательной  деятельности в детских садах и школах». 

В 2000 – 2001 годах программа на практике образовательных учреждений прошла повторную экспертизу представительной группы учёных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (дир. - академик А.А.Баранов) с участием  сотрудников НИИ глазных болезней им. Гельмгольца и  НИ детского  ортопедического института  им. Г.И.  Турнера (СПб). На основании полученных положительных результатов Роспортребнадзором  РФ было выдано на программу положительное заключение (№77.99.02.953.Т.000674.07.01).

 И, наконец,  запатентованная  базовая технология данной программы, позволяющая проводить урок в режиме  динамических поз

(с использованием специальной мебели - конторок) вошли в новый САН ПиН  (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010).

 

С учётом имеющих федеральных законов и, в частности,

  • Федерального  закона «Об образовании», дающего толкование образовательному процессу как «процесс воспитания и обучения», а так же ст.51, ориентирующей «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»;
  •  Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющего всем «… содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей…»;
  • ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  требующей:

а) «В  дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования  санитарного законодательства;

б) Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а так же учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам»;  

  •  а так же  указаний Президента, сделанных на заседании Госсовета (24.03.2006), главным из которых является «… Не гоняться за нагрузками, а заниматься воспитанием…», его  указаний в Послании Федеральному Собранию РФ: «…Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги» («Российская газета», 6.11.2008)  данная программа должна  внедряться в образовательных учреждениях  на основе государственной политики и финансируемых программ.  На деле оказалось всё наоборот. В настоящее время в практике  отечественная система образования  использует режимы и  технологии, не утверждённые Роспотребнадзором и активно  тормозит внедрение  программы здовьеразвивающего обучения, имеющей положительное заключение Роспотребнадзора РФ.

  1. Что делать?

В сложившейся не правовом положении наших детей в образовательных учреждениях правовым актом  родителей является  сдача детей в образовательные учреждениях только на основе письменного договора, заключаемого между родителями и директором образовательного учреждения. Проект договора  прилагается.

                                                                                                   Проект

            Договор

о совместной деятельности родителей и  руководства педагогического коллектива  образовательного учреждения №     по реализации

  •  Федерального  закона «Об образовании», дающего толкование образовательному процессу как «процесс воспитания и обучения», а так же ст.51, ориентирующей «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»;
  •  Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющего всем «… содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей…»;
  • ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  требующей:

а) «В  дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования  санитарного законодательства;

б) Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а так же учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам»,  

  •  в том числе указаний Президента, сделанных на заседании Госсовета (24.03.2006), главным из которых является «… Не гоняться за нагрузками, а заниматься воспитанием…», его  указаний в Послании Федеральному Собранию РФ: «…Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги» («Российская газета», 6.11.2008),
  • а так же исходя из общих устремлений коллектива учителей школы и родителей обеспечить в образовательном процессе здоровое телесное, психическое и нравственное развитие детей, а, главное,  предотвратить возникновение в образовательном процессе традиционной «учебной»  патологии (близорукость, патология позвоночника, нарушения в нервно-психической и эмоциональной сферах и др.) директор школы № ______________ и родитель  ________________________________________________________________                                      

----------------------------------  заключили настоящий договор о следующем.

              Директор образовательного учреждения от имени коллектива учителей  (воспитателей) берет на себя следующие обязательства:

1. Строить отношения каждого учителя (воспитателя) с ребенком на основе уважения его личности, доброжелательности и бережного отношения к его духовно-психической и эмоциональной сферам. С этой целью из воспитательно - образовательного процесса исключается любой авторитарно-принудительный подход. Вместо него образовательный процесс строится на основе душевных отношений, интереса, эмоциональных мотивов ребенка, его гендерного (пололичностного) воображения, реализации врождённо – генетической потребности к постоянным движениям,  привития ему любви к  учёбе, в т. ч. к изучаемому предмету.

2. В образовательном процессе утверждается требовательная, но спокойная доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях между детьми, а так же детьми и учителями (воспитателями).

3. Для поддержания дисциплины и порядка в школе организуется система детского самоуправления.

4. В течение 2010 – 2011  годов в полном объеме реализовать внедрение в образовательный процесс утвержденную минздравом и минобразованием РФ программу: “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах” (Авторы: д.м.н. В.Ф.Базарный, к.м.н. Л.П.Уфимцева, к.м.н. Э.Я. Оладо, к.м.н. В.А.Гуров) и имеющую гигиенический сертификат Роспотребнадзора РФ  (№77.99.95.3.Т.000674.07.01).

5. Считать первичной задачей коллектива учителей (воспитателей) кропотливое формирование у ребенка:

а) осмысленного чтения (в индивидуальном темпе),

б) уверенной диалоговой речи,

в) пластического лишенного судорог – зажимов почерка.

Любой «скоростной» подход к обучению исключается.

6. Силами коллектива образовательного  (психолог, физрук, медицинский работник и др.) организовать внутришкольный контроль (мониторинг) за качеством развития школьника в процессе обучения:

а) органов чувств,

б) осанки и функциональных потенциалов тела,

в) творческих способностей и творческого воображения,

г) осмысленного чтения,

д) свободной диалоговой речи,

е) пластического лишенного судорог – зажимов почерка.

7. В конце каждого учебно - воспитательного года информировать родителей о происшедших за учебный год сдвигах в функциональном состоянии тела,  развитии творческого потенциала, эмоциональной сферы, психомоторных функций (диалоговая речь, осмысленное чтение, почерк и др.), а так же о происшедших сдвигах в состоянии здоровья детей.

Родитель……………………………………………………………………….  

берет на себя следующие обязанности:

1. Принимать активное участие в жизнедеятельности школы.

2. Утверждать дома благоприятную для ребёнка эмоциональную обстановку, способствующую поддержанию у него душевного комфорта и положительных эмоций.

3. Вникать в возникающие проблемы в обучении путем встреч и бесед со школьным психологом и учителями.

 4. Вместе с другими родителями организованно на законных основаниях требовать от  муницепальной власти централизованного финансирования внедрения в школах утвержденной Минздравом и Роспотребнадзором РФ программы развивающего здоровье обучения “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах”.

5. Принимать посильное добровольное долевое финансирование, необходимое при внедрении развивающих здоровье  учебно-дидактических  технических систем.

6. Способствовать тому, чтобы ребенок во внешкольное время выполнял посильный физический труд, занимался физической культурой, рукотворчеством ( по желанию -  игрой на музыкальных инструментах, пением, рисованием)

 7.  Не допускать занятия за компьютером детям дошкольного и младшего школьного возраста

Руководитель  образовательного                                                     Родители

учреждения