Нетрадиционные формы оздоровления

Ищук Ольга Александровна

К интенсивным методам оздоровления детей относятся: оздоровительный бег, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика по системе Бутейко, аутотренинг, массаж и самомассаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы оздоровления

К интенсивным методам оздоровления детей относятся:

  • Оздоровительный бег,
  • Утренняя гимнастика,
  • Дыхательная гимнастика по системе Бутейко,
  • Аутотренинг,
  • Массаж и самомассаж.

1.Оздоровительный дозированный бег

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.

Значение оздоровительного бега:

  • Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
  • Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

На что надо обратить особое внимание.

Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован. Вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

Сколько по времени длится оздоровительный бег.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
     В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.

В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.

Проводить оздоровительный бег лучше:

  • до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
  • в конце прогулки,
  • после занятий.

Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.

Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день. Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!

Зачем надо облегчить одежду ребенка?

Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

2.Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе

Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице. Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.

Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз),затем для мышц туловища(наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания), для мышц ног(приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)

3.Дыхательная гимнастика по системе Бутейко.

Цель – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Лучше проводить этот вид гимнастики в тихой комнате, где нет посторонних шумов.

В чем смысл и значение дыхательной гимнастики.

Выполняя дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гармонию с самим собой (с самой собой) и с Вселенной. Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом, благотворно действует на нервную систему. И что еще очень важно - дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.

4.Аутотренинг

Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.


В чем смысл и значение аутотренингов для ребенка

После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние.
Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам:  сесть в кресло или лечь на диван и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно.
Можно использовать такую формулу:
Напряженье улетело… И расслаблено всё тело(2 раза),
Будто мы лежим на травке, На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас… Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко… Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые, Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется(2 раза), И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое Состояние покоя…

Вполне возможно включить и проговаривать эти слова на фоне спокойной классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра…)

5.Массаж и самомассаж.

Цель – при влечь ребенка к самопрофилактике, эксперсс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью, а также повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.
Во время утренних процедур научите ребенка делать самомассаж ушных раковин и пальцев.

Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.

Текст

Движения

Ветер по лесу летал,
  Ветер листики считал:

Плавные, волноообразные движения ладонями.

Вот дубовый, 
  Вот кленовый,
  Вот рябиновый резной,
  Вот с березки –золотой

Загибать по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки
  Ветер бросил на тропинку.

Укладывать ладони на колени.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Текст

Движения

Эта птичка-соловей,
  Эта птичка-воробей,
  Эта птичка совушка - сонная головушка,
  Эта птичка – свиристель,
  Та птичка-коростель,

Загибать по одному пальчику

Эта птичка – злой орлан.

Махать сложенными кресс-накрест ладонями

Птички, птички- по домам.

Махать обеими руками, как крыльями