Клуб учителей ФГОСовцев "ЯСАМ"


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о Клубе «Я С А М»

1. Общие положения

1.1. Клуб педагогических работников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» объединяет на добровольной основе учителей, работающих по ФГОС.

1.2. Клуб создается на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».

1.3. Клуб не является юридическим лицом и не осуществляет коммерческой деятельности.

1.4. Деятельность клуба не противоречит уставным положениям Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».

 

2. Цели и задачи Клуба

2.1. Главными целями Клуба являются:

  • создание позитивного имиджа профессиональной деятельности учителя;
  • повышение квалификации педагогов – членов клуба;
  • развитие профессиональных и личностных качеств учителя, обладающего инновационным потенциалом.

2.2. Для достижения целей Клуб ставит и решает следующие задачи:

  • оказание помощи учителю в условиях введения нового стандарта;
  • подготовка учителя к новым профессиональным позициям;
  • пропаганда и распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов.

 

3. Направления и содержание деятельности

3.1. Просветительская и образовательная

Просветительская и образовательная деятельность проводится по следующим направлениям:

  • участие в разработке и проведении просветительных мероприятий (семинаров, конференций, диспутов, круглых столов, конкурсов, фестивалей и т.д.).

3.2. Информационная деятельность

Информационная деятельность предполагает проведение следующих мероприятий:

  • создание и пополнение страницы Клуба на сайте МАОУ «СОШ № 5»;
  • осуществление связи с общественностью и другими профессиональными объединениями через средства массовой информации, просветительские и образовательные проекты.

3.3. Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность предполагает:

  • участие в конференциях, чтениях, фестивалях и других научных мероприятиях;
  • образование Клубом в рамках своей деятельности творческих объединений;
  • сотрудничество с другими педагогическими организациями, объединениями с целью совместного обсуждения и решения проблем, разработки и реализации проектов.

 

4. Права и обязанности Клуба

4.1. Для осуществления целей Клуб «Я С А М» имеет право:

  • распространять информацию о своей деятельности;
  • осуществлять деловые контакты с организациями и гражданами, обеспечивая конструктивное взаимодействие с Клубом;
  • организовывать семинары, конференции, мастер-классы в области применений новых современных педагогических технологий, проводить выставки, конкурсы и другие мероприятия;
  • координировать и поддерживать полезные начинания, исследовательскую и экспериментальную работу педагогов;
  • создавать временные творческие коллективы для решения текущих задач;
  • оказывать организационную поддержку членам Клуба в проведении исследований и работ по поручению Клуба;
  • определять программу своей деятельности.

4.2. Для осуществления целей Клуб «Я С А М» обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, общепринятые принципы и нормы международного права, касающиеся сферы педагогической деятельности.

5. Членство в Клубе, права и обязанности его членов

5.1.Членами Клуба могут быть педагоги независимо от стажа работы, возраста, занимаемой должности, поддерживающие Положение Клуба, разделяющие цели и задачи Клуба и желающие действовать в его интересах. Прием в Члены Клуба осуществляется на добровольной основе. Количество членов в Клубе не ограничено. Членство в Клубе не ограничено во времени.

5.2. Члены Клуба имеют право:

  • участвовать в разработке плана работы Клуба;
  • принимать участие во всех видах деятельности Клуба;
  • пользоваться информацией о деятельности Клуба в своей профессиональной деятельности;
  • участвовать в семинарах, творческих мастерских, мастер-классах, конференциях, форумах;
  • создавать временные творческие объединения с приглашением специалистов различного профиля, консультантов для выработки рекомендаций;
  • принимать участие во всех проводимых мероприятиях;
  • высказывать замечания и предложения по всем вопросам организации муниципальных профессиональных конкурсов;
  • предлагать материалы для публикаций;
  • выступать с ходатайствами о моральных поощрениях творческих педагогов – членов клуба перед руководителями школ, детских дошкольных учреждений.

5.3. Члены Клуба обязаны:

  • участвовать в деятельности Клуба, которая способствует достижению целей и решению задач Клуба;
  • способствовать повышению авторитета клуба;
  • выполнять решения, принятые на заседании Клуба;
  • осуществлять информирование о деятельности Клуба внутри образовательного учреждения;
  • участвовать в разработке просветительских мероприятий (лекций, семинаров, форумов, конференций, диспутов, круглых столов, фестивалей, конкурсов, презентаций и т.д.) с целью пропаганды деятельности Клуба.

 

6. Органы управления и их полномочия

6.1. Координирует деятельность Клуба заместитель директора по научно-методической работе.

6.2. Руководит деятельностью Клуба председатель, избираемый сроком на 1 год.

Председатель

  • принимает решения по оперативным вопросам внутренней деятельности Клуба;
  • организует подготовку и проведение заседаний;
  • осуществляет представительство клуба в случае необходимости;
  • выходит с инициативой клуба в органы управления образованием.

6.3. Заседания Клуба проводятся не реже трех раз в год. Повестка заседания объявляется не позднее, чем за неделю до начала работы.

7. Документация

7.1. Наряду с годовым планом работы документация Клуба включает список его членов, план и протоколы заседаний.

7.2. Документацию клуба ведет секретарь.

7.3. Секретарь клуба избирается Собранием.

 



Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Программа клуба учителей, работающих по ФГОС

«Я САМ»

Обоснование (проблематика, внутренние и внешние предпосылки)

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов учитель оказался в ситуации «открытого» ищущего пространства, где ему необходимо преодолеть отжившие штампы, найти нетрадиционные образовательные технологии, формы организации образовательного процесса, принять на себя ответственность за педагогическое новаторство и вместе с тем бережно отнестись к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту. Особыми возможностями для содействия решению этих задач имеют профессиональные объединения педагогов как инструментальные, так и неформальные. Причем в последнее время у учителей возрос интерес именно к неформальным педагогическим объединениям, т.к. жестко заданные рамки организационных структур затрудняют общение.

Основаниями для создания неформального объединения педагогов, внедряющих новые стандарты, (в форме клуба) являются:

  • инициатива педагогов образовательного учреждения;
  • интерес к решению вопросов, связанных с введением стандарта;
  • клуб как возможность и условие для неформального диалога по решению проблем в связи с ведением ФГОС;
  • клуб как пространство, которое создает широкие возможности для создания инновационного образовательного продукта.

Клуб учителей, внедряющих ФГОС,

- по масштабам деятельности - различается многопрофильностью;

- по преобладающему виду деятельности - носит характер творческий, дискуссионный, досуговый;

- по степени организованности – неформальный;

- по возрастному признаку – разновозрастный;

- по временному фактору – может быть как временный, так и постоянный.

Клуб имеет гибкую и открытую структуру. Основным звеном в содержании его деятельности являются вопросы, связанные с грамотной профессиональной ориентацией учителя, внедряющего стандарты нового поколения.

Клуб имеет символическое название «Я С А М»  и расшифровывается как «Яркие, самостоятельные, активные, мотивированные».

В основе деятельности клуба учителей, внедряющих новый стандарт, лежат следующие принципы:

  • принцип делового сотрудничества;
  • добровольного участия;
  • самоценности инновации;
  • активного профессионального и социального действа.

Направления деятельности клуба развиваются параллельно вокруг вопросов, связанных с введением ФГОС:

  • построение моделей нелинейного, «плавающего» расписания;
  • конструирование моделей образовательных пространств школьников;
  • поиск, проектирование и апробация моделей новой оценки качества достижений ученика;
  • проектирование, анализ урока в «новом формате» и др.

Освоению нового содержания деятельности учителя в условиях введения новых стандартов способствуют инновационные технологии, реализуемые в работе клуба: диалоговые, проектные, исследовательские.

Сетевое общение учителей клуба «Я С А М» с учителями региона, России через индивидуальные сайты, организованные педагогические форумы в сети Интернет обогащает опыт педагогов, позволяет презентовать собственный педагогический опыт по введению новых стандартов на всех уровнях.

Формы деятельности клуба – мастер-класс, мастерские, методические посиделки, педагогические гостиные и др.

Цель создания клуба – развитие профессиональных и личностных качеств учителя, обладающего инновационным потенциалом.

Задачи клуба:

  1. оказание помощи учителю в условиях введения нового стандарта;
  2. подготовка учителя к новым профессиональным позициям.

Ожидаемые результаты:

  1. разработанные варианты моделей нелинейного расписания;
  2. модели образовательных пространств младших школьников;
  3. варианты образовательных модулей по координации разных учебных предметов;
  4. модели внеурочной деятельности;
  5. методические рекомендации для учителей основной школы по реализации ФГОС;
  6. сборники диагностических материалов по отслеживанию личностного роста школьника;
  7. варианты нормативного обеспечения (договора, положения и др.) и материалы, обеспечивающие регламент введения новых стандартов.

Эмблема клуба:

http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_1/17/d-16271/16271_html_m59c69996.png

План работы клуба «Я С А М»

2012-2013 гг.

Тема заседания

Сроки

Ответственные

1.

Планирование работы клуба. Утверждение Положения.

Сентябрь

Болдина Е.К., председатель клуба

2.

Диагностическая деятельность учителя

Ноябрь

Белоносова В.В.

3.

Технологическая карта урока

Январь

Болдина Е.К., Никитина Г.Е.

4.

Открытое заседание клуба, городской семинар по теме «Мотивация в системе управления персоналом как средство развития профессиональной компетентности педагогов»

Март

Болдина Е.К.

5.

Решение проектных задач в урочной и внеурочной деятельности

Май

Болдина Е.К.

Кисельникова А.В.

План работы клуба «Я С А М»

2013-2014 гг.

Тема заседания

Сроки

Ответственные

1.

Планирование работы на год

Август

Болдина Е.К., председатель клуба

2.

Открытое заседание клуба в рамках областного семинара «Ступени роста в реализации ФГОС»

Октябрь

Болдина Е.К.

Иващенко Т.А.

3.

Проектная задача как средство мониторинга  образовательного процесса.

Декабрь

Ли Л.В.,

Бронникова Н.А.

4.

Накопительная система оценивания

Февраль

Коломыцева Н.М., Дубовик А.А.

5.

Внеурочные формы и внеучебная деятельность школьников в начальной школе

Апрель

Угрюмова О.Н., Денисюк Л.С.



Предварительный просмотр:

Реализация новых образовательных стандартов: первые итоги. 

Отчет о работе в 1Б классе. 2011-2012 учебный год.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ (Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г. № 373), ориентирован на достижение  основной цели общего среднего образования – становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, способного к выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный  подход, который предполагает

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе УУД (ФГОС, общие положения, пункт 7).

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, так как именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности  к учебной. А этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Как же проходила работа по внедрению стандартов в моем классе?  Прежде нужно было разобраться и понять самой,  что это такое  «Новые стандарты». Изучив литературу, поняла, что придется очень сильно потрудиться, в первую очередь над собой. Определить, что значит системно-деятельностный подход  и как его осуществлять.

Системно-деятельностный подход предполагает учет возрастных, психологических, физиологических  особенностей  детей, т.е.   личностных  УУД.

Мой первый шаг как учителя был таким - провести  исследование, насколько мои первоклассники готовы к школе. Я взяла параметры: общительность, речь, память, концентрация  внимания (в развитии детей 6-7 лет непроизвольное внимание еще преобладает над вниманием произвольным), развитие мелкой моторики рук.

 О личностной готовности  ребенка к школе можно судить по его поведению

   а) на групповых занятиях,

   б) по общению с другими детьми,

   в) произвольности поведения при выполнении требований, правил, при работе по образцу,

   г) когда доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце повествования.

 Результаты моих исследований определили проблемные поля:  

  1. 72% (16) детей умеют общаться, а 28% (6) - замкнутые дети, не посещали  д\с.
  2. 50% (11) чел. могут дать полный ответ, объяснить свой выбор, построить предложение, а 50% (11) – дают односложные ответы, из них 4 вообще не отвечают на вопросы учителя, только улыбаются. Здесь же следует заметить, что 2 ученика  пришли с диагнозом «задержка речевого развития», разговаривать начали только в 6 лет. 28% (6) детей испытывают трудности в произношении разных звуков.
  3. 69% (15) учеников имеют хорошую память, у 31% (7) первоклассников кратковременная память.
  4. 40% (9) детей пришли с высокой концентрацией внимания, 35% (8)- имеют среднюю концентрацию внимания, 25% (5) –низкий уровень – они проявляют детскую непосредственность, отвечают на уроке одновременно, не поднимая  руки и перебивая друг друга, включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, обижаются на замечания учителя
  5. 50% (11) уч-ся с развитой моторикой рук, столько же, 50% (11) детей со слабой моторикой рук.

Следующий признак системно-деятельностного  подхода – разнообразие организационных форм работы и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Встал вопрос:  Каким образом включить учеников, да еще с разной подготовкой, в образовательный процесс?  Ответ был один – только с помощью действий! Деятельностный подход - это подход к обучению, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.   «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью не пригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать - вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности»  (Г.В. Цукерман). Эти слова взяты мной за основу в работе с классом.

При подготовке к занятиям  продумывала каждый этап, каждый шаг урока. Начало должно быть ярким, чтобы ребенку было интересно с первой минуты. В первой и второй  четвертях уроки начинались  со встреч с героями сказок или мультфильмов, которые знакомили детей со школьными знаками (поднятая рука учителя или ученика, карточки со знаками  (?!) и др., загадывали разные загадки, простые ребусы. Во втором полугодии, когда все первоклассники научились читать,  каждый учебный день начинался с прочтения письменного пожелания или обращения учителя  к детям:                

            Доброе  утро, дорогие ребята!  Сегодня вы вновь отправитесь в путешествие  по страницам знаний. Я желаю вам удачи на весь день!      

Доброе утро, всем мальчишкам  и  девчонкам! Закончились весенние каникулы. Начинается самая короткая четверть.

Будьте внимательными и старательными.

В этой четверти вас ждет много сюрпризов.

Начинаем! В путь по страницам учебников!                                                

Это первый этап урока. Дальнейшая же  работа определялась в зависимости от предмета и поставленных целей.

           Урок литературного чтения.  В первом классе это очень важный предмет, он является фундаментом для всего последующего обучения: формирует читательскую компетентность, расширяет кругозор,  развивает речь. Это общая цель. Начинается  литературное чтение  с  уроков обучения грамоте. Главная  цель обучения грамоте – открытие детьми неоднозначного характера отношений между звуками и буквами в слове и освоение действий письма и чтения. Чтобы на уроке было интересно всем, надо знать, с какой подготовкой пришли дети.  Здесь мне помогают мои исследования.

 На 5 сентября в классе:  35% (8 чел.) – читают по слогам; 31%(7чел.) – знают почти все буквы;  31% (7чел.) – не знают буквы, и не все из них хотят знать.

            Определилась новая задача – повысить школьную, учебную  мотивацию.  Значит, здесь нужны в первую очередь  игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей.  Это поможет  на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание.  На родительском собрании решили, что родители будут записывать со слов детей их впечатления о первых днях ребенка в школе.

Вот некоторые высказывания:      

- Сегодня мы узнали, что кроме дорожных знаков есть школьные. Это когда надо руку поднять, чтобы ответить или учительница палец к губам приложит – надо всем сидеть тихо. (Злата Ш.).

- Наш урок назывался «Знакомство».  Мы здоровались с соседом по парте за руку и называли свое имя, а Елена Константиновна говорила каждому,  что обозначает его имя. Нам было весело и очень понравилось.  Мое имя Аня обозначает «веселая». (Аня Ш.)

- В школе мне нравится. После того как мы поработали, нам раздали листочки-лепесточки, чтобы мы написали (кто как умеет)   свои имена, а другую сторону раскрасили каким захотим цветом. Это чтобы учителю узнать наше настроение. (Антон С.)

- Мне сегодня очень понравилось. Мы были артистами  и показывали сказку «Теремок». А потом писали названия животных из этой сказки, кто не мог  писать, просто их рисовал.  Я нарисовал,  писать еще не умею. ( Никита У.)

- Я очень боялась идти в школу, потому что не умею читать и писать, даже буквы не все знаю. Думала,  меня будут ругать. А сейчас не боюсь. Я могу отвечать на вопросы учителя, рисовать и писать  палочки с наклоном. Меня хвалят и дают смайлики за хорошую работу. (Вика Ф.).

Итак, первая задача выполнена. Дети в школу идут с желанием!

              Первый год обучения предполагает подготовку к учебной деятельности. В нашем классе она уже началась. Дети поняли, что  в школе не страшно, их ждут и принимают.

Следующий мой шаг – продемонстрировать детям способы совместной работы, научить их осмысливать собственный опыт взаимодействия с природными объектами и получать ответы на вопросы о природе способами, которыми они уже в той или иной степени владеют (наблюдение, получение информации из книг, телепередач).  Каждый урок должен быть интересным, логичным, познавательным, деятельностным. Дети должны открывать для себя новый способ действий, обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как его применять.  Постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой новой буквы (какую работу выполняет эта буква в слове, т.е. какой звук (звуки) она обозначает) и отражение их в звукобуквенных схемах придают осваиваемым первоклассниками  действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий. Дети способны не только правильно записать то или иное слово, но и объяснить основания собственного выбора каждой букве в слове, а если пока не могут этого выбора сделать, они обозначают как проблему (Ст?лы – идет выбор буквы а\о, маш?на – знаем орфограмму жи\ши, в?ехал – после приставки разделительный ъ ).

Так в первом классе ребята учатся самостоятельно определять границу своих знаний. В конце изучения Букваря дети могут ответить относительно каждой буквы алфавита на вопросы: зачем нужна эта буква, какую работу она может выполнять в слове?

Для повышения активности детей на уроках я применяла проектную деятельность (один из видов деятельностного подхода) в букварный период, хотя проекты в начальных классах, особенно в первом, это проблематично. Дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно, главное – заинтересовать  детей в работе.

Знакомство с йотированными гласными проходило через реализацию  краткосрочных проектов, результатом которых  являлись детские работы - рисунки, сказки, составленные вместе с родителями. Первоклассники приобретали первый опыт коллективной работы: распределения обязанностей в группе, умения представлять свои наработки, обосновывать.

Театрализованная деятельность помогла мне в формировании у детей коммуникативной и речевой компетенций. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. Вместе с тем, театрализованная деятельность обладает огромными возможностями для коррекции личностного развития. Например, инсценировка стихотворения Эдуарда Успенского «Разгром». После прослушивания текста выясняем, бывали ли в их жизни такие моменты и как вели себя мамы. Определяем с детьми, можно ли сделать инсценировку по данному стихотворению, разбираем роли, включая учителя.

Обучение грамоте,  как  учебный предмет, стал любимым уроком у моих первоклассников.  Научились читать все. Выше нормы  (60-85 слов) читают 50% (11уч.), 50% (11уч.) выполнили норму в конце учебного года. Стали активными читателями городской и школьной библиотек  86% (19 чел.) моих первоклассников.

Учебная  деятельность по разным предметам в первом классе начинается в разное время. По математике –   в конце первой четверти. Учебная задача связана с введением понятия «числа». Знания не должны даваться ребенку в готовом виде, они должны быть получены им в совместной деятельности с учителем и другими детьми. На уроках математики продолжаю формировать умение у детей оценивать себя. Предлагаю подумать, почему у одних получается быстро, а у других медленно, одни делают ошибки, а другие – нет, т.е., начинаю применять оценочный принцип. Задания типа «Проверь, правильно ли выполнено задание другими учениками» помогают мне увидеть  и определить уровень сформированности у ребенка действий контроля и оценки. Если ученик способен выявить допущенные ошибки, то при самостоятельном выполнении аналогичных заданий он, прежде чем их выполнять, задумается над тем, какие ошибки возможны, не допустит их у себя.

На занятиях художественного труда создаю условия для проявления у детей творческой активности. Помогает в этом проектная деятельность. Вместе с ними составляем и реализуем проекты «Золотой листопад», «Волшебная Птица», «Лебедь», «Зимняя сказка», «Лето». Работая над проектами,  знакомлю ребят  с произведениями искусства, работами художников Врубеля, Серова, Репина, музыкой известных русских композиторов  П.И.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Создавая свои шедевры, первоклассники развивают мелкую моторику рук, кругозор, учатся правильно говорить, используя новую терминологию.                                  

 Независимо от того, чему именно учатся дети (математике, русскому языку изобразительному искусству), учебная деятельность складывается из следующих действий: мотивации - интереса и желания научиться, оценки самим учеником собственных действий; контроля за способами своей деятельности. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Контрольные действия начинают формироваться с первых учебных дней:

1этап - введение в школьную жизнь (первые впечатления о школе, классе);

2 этап – первое полугодие, оценивание себя, своих действий в дневнике (зеленый кружок - все понял, хорошо работал; желтый – не все было понятно,  поэтому работал не всегда, красный – ничего не понял, хочу повторить).

Такие контрольные действия детей  помогали  мне при подготовке к урокам. Подводя итог каждого урока, дети оценивали свои действия, проводили рефлексию. На страничках их дневников появлялись первые итоговые знаки. Здесь помогали и часы внеурочной деятельности, кроме исследовательской работы можно было заниматься индивидуально с теми, кто не знает букв, не успевает выполнять классную работу, т.е. заниматься корректировкой знаний.

Подводя итог первого года работы по новым стандартам, хочу заметить, что педагогу, проработавшему много лет в школе, трудно сразу перейти на  новые способы и методы обучения. Одних эмоций мало. С чего начать? Надо начинать с себя. Подготовить себя теоретически и направить свой багаж знаний и умений в новое русло. Работа по новым стандартам это большой  и очень интересный труд. Впереди еще три года!

Учитель 1Б класса   Болдина Е.К.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации учителям, начинающим работать по УМК ОС «Школа 2100», ФГОС

Составила: Болдина Е.К.

Все предметные УМК, составляющие комплект УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

Это:

  • проблемно-диалогической технология,
  • технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
  • технологии оценивания учебных успехов;
  • проектной технологии.

Все уроки открытия нового знания строятся на основе подводящего диалога, при этом структура каждого такого урока соотнесена со следующей схемой построения урока:

  • этап актуализации знаний (с соответствующей системой заданий);
  • этап формулирования темы и целей урока на основании осознанного детьми противоречия (в результате созданной педагогом проблемной ситуации );
  • этап первичного закрепления нового и первичной рефлексии;
  • этап самостоятельной работы и развёрнутой рефлексии, ориентированной на осознание индивидуального уровня учебных достижений;
  • этап дифференцированного развития учебных умений (с соответствующей системой заданий на трёх уровнях сложности).

Работая с учебниками в заданной методическими рекомендациями проблемно-диалогической технологии и технологии продуктивного чтения, учитель может использовать задания учебника для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний, а также во время организации тренинговых упражнений.

Как УМК обеспечивает  сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:
предметных (развитие конкретных предметных умений), а также метапредметных результатов (развитие общеучебных умений или, говоря иначе, универсальных учебных действий).

К развиваемым данным УМК универсальным учебным действиям можно отнести :

  • интеллектуально-речевые умения (умения работать с информацией, представленной в различных видах),
  • собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация и т.д. )
  • организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,
  • коммуникативных умений(эффективное и результативное общение в совместной деятельности),
  • нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
    - личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника.

В образовательной системе «Школа 2100» технология проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать о результатах своей деятельности. Для формирования коммуникативных общеучебных умений служит технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно - просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий. При этом он может смело опираться на подробные методические рекомендации, которые созданы на основе указанных технологий.

С какими трудностями сталкивается учитель, работая по УМК «Школа 2100»?

Прежде всего, урок с использованием принципа минимакса требует большой предварительной работы учителя. Приходится готовить большой материал, т.к. заранее неизвестно, что захотят узнать ученики. Кроме того, индивидуальная работа с учениками на уроке всегда должна предваряться выбором разных заданий, дополнительной разработкой новых упражнений.

Наконец, в ходе использования проблемно-диалогической технологии ученики часто высказывают необычные версии и задают вопросы, к которым учитель должен быть готов. Поэтому ему необходимы более широкие знания, выходящие за пределы темы и позволяющие отвечать на вопросы учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи учителя в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Слайд 2

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Александр Минц

Слайд 3

Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать: компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции , позитивной направленности на педагогическую деятельность; общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

Слайд 4

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, ЦОР

Слайд 5

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить всё, что запланировано на уроке Организовать деятельность учащихся: -по поиску и обработке информации; -по обобщению способов действий, -по постановке учебной задачи и т.д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/ или индивидуальная

Слайд 6

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Основная оценка - оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учёт динамики результатов обучения учащихся относительно самих себя . Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 7

. Какими компетентностями должен обладать учитель, реализующий новый ФГОС?

Слайд 8

Шесть базовых компетентностей , обеспечивающих эффективность педагогической деятельности 1.Компетентность в области личностных качеств. 2.Компетентность в мотивировании обучающихся. 3.Компетентность в постановке педагогических целей и задач . 4.Компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности. 5.Компетентность в разработке программы педагогической деятельности, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений . 6.Компетентность в организации педагогической деятельности.

Слайд 9

Компетентность – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности К К –компетентность З - знания У – умения С - способности З Л – личностные У качества Л С

Слайд 10

Профессиональные компетенции педагогической деятельности 1.Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлексия , самоорганизованность , общая культура; 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся , умение перевести тему занятия в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

Слайд 11

3. Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности: у мение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся, умение создавать условия для самомотивирования обучающихся . 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов. Профессиональные компетенции педагогической деятельности

Слайд 12

5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений : умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. 6. Компетентность в области организации педагогической деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, умение организовать учебную деятельность обучающихся , умение реализовать педагогическое оценивание. Профессиональные компетенции педагогической деятельности

Слайд 13

Что мешает учителю работать на новый результат? Раз но стиль ные учебники Методики обучения Приемы воспитания

Слайд 14

Задачи учителя 1. Изучить новые документы и сравнить их с действующими

Слайд 15

Задачи учителя 2. Определить программные требования к личностным, метапредметным, предметным результатам в процессе преподавания учебного предмета

Слайд 16

Пояснительная записка 1. Важность курса в образовании школьника 2. Цели и задачи курса Программы по учебным предметам, курсам Общая характеристика курса 1 .Особенности построения курса по конкретному комплекту Описание места учебного предмета в учебном плане 1.Сколько часов, в каких классах Содержание курса 1.Содержание курса из примерной программы Результаты освоения курса 1. Личностные 2. Метапредметные 3. Предметные Тематическое планирование 1. Порядок изучения по конкретному УМК 2. Виды деятельности учащихся

Слайд 17

Программы отдельных учебных предметов, курсов Документы и методические материалы для проектирования: ФГОС основного общего образования Примерная основная образовательная программа ОУ; Примерные программы по учебным предметам Тематическое планирование Тема К-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся №

Слайд 18

Задачи учителя Освоить системно-деятельностный подход к организации обучения. Оценить свой уровень компетентности, выявить затруднения, включить в план самообразования проблемные вопросы

Слайд 19

ФГОС: СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ?



Предварительный просмотр:

 Городская научно-практическая конференция «Место и роль образования в социокультурном развитии города: история и перспективы»,

Усть-Илимский филиалРоссийской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации,

28 февраля 2013 г.

ПЕРЕХОД НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ: ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Болдина Е.К.,

МАОУ «СОШ № 5»

За последние время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. А это значит, что осуществляется переход на качественно новый уровень развития образования. Чем он характеризуется? В первую очередь - состоянием перехода от продолжающейся интенсивной модернизации к инновационному развитию. Научить учиться – лозунг стандартов второго поколения.

Функция школы – корректирующая. Учитель – направляющая сила для ребенка. Новые стандарты ориентированы прежде всего на то, что наш маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к выбору, самостоятельному поиску разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько взрослым, так как современные дети растут в условиях информационного, быстро развивающего общества. Они уже давно на "ты" с техникой и электроникой, с раннего детства дружат с компьютером, иными словами, наши дети другие... Вот почему так важно понять и принять идеологию нового образовательного стандарта.

Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся.  Поменялись функции учителя – был носитель информации, хранитель норм и традиций. Стал – консультантом, управляющим поисковой работы обучающихся,  организатором сотрудничества. Если говорить о конкретных методиках и технологиях,  обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире.

Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу через формирование социальных компетенций, социальной активности, проектную деятельность.  Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.

Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который прививает  учащимся жизненно необходимые знания и умения.  Развивает мышление, учит оценивать свою деятельность, формирует коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и др.).

Проектную  деятельность в начальной школе можно рассматривать как исследовательскую. Особенности  организации такой деятельности:

1. Узнаем. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы, обмениваются информацией.

2. Делаем. Дети работают над разными проектами, имеющими отношение к теме.

Цели проектной деятельности в младших классах: успех, поиск сведений, применение знаний, творчество, организация действий, общение, погружение родителей (очень важно, что родители и дети вместе). Помощь родителей в работе над проектом - это огромный воспитательный аспект.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика.  Метод  проекта позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения,  междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками проект  «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие. Во втором  классе  реализованы краткосрочные учебные  проекты:  «Азбука здоровья», «Мой папа самый лучший», «Обитатели морей»,  «Маски».

Проекты подбираю такие, которые были бы интересны и полезны детям.

В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы, придерживаюсь следующих требований:

1. Подготовка.

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование.

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию;б) определяем способы представления результатов;

в) распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

4. Результаты и выводы.

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании).

6. Оценка результатов и процесса

а) организация рефлексии, самооценка.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель - творцы.

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Проект – это, по сути дела, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое:  продукт, отношение, книга, фильм, сценарий,  презентация и т.д.

Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы. Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты. Проблема по определению метапредметных и личностных результатов обусловлена отсутствием диагностического инструментария.

Еще одна проблема – различный уровень мотивации учащихся и способность к освоению знаниями. Следующая проблема - многие педагоги не готовы к изменениям. Учитель прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию.  Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Быть гибким - вот задача школы и каждого учителя.  Лозунгом для современного учителя должно стать «Образование на протяжении всей жизни.




Предварительный просмотр:

III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: теория и практика»,

Усть-Илимский филиал ФГОУ ВПО «ВСГАО», декабрь 2012 г.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД: ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Болдина Е.К.,

МАОУ «СОШ № 5»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ (Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г. №373) ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования – становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, способного к выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный  подход, который предполагает

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе УУД (ФГОС, общие положения, пункт 7).

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, так как именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. А этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.                          

Как же проходила работа по внедрению стандартов в моем классе? Прежде нужно было разобраться и понять самой, что это такое «новые стандарты». Изучив литературу, поняла, что придется очень сильно потрудиться в первую очередь над собой, определить, что значит системно-деятельностный подход и как его осуществлять.

Системно-деятельностный подход предполагает  учет возрастных, психологических, физиологических  особенностей  детей, т.е. формирование личностных  УУД.

Мой первый шаг как учителя был таким - провести исследование, насколько мои первоклассники готовы к школе. Я взяла параметры: общительность, речь, память, концентрация  внимания (в развитии детей 6-7 лет непроизвольное внимание еще преобладает над вниманием произвольным), развитие мелкой моторики рук. О личностной готовности  ребенка к школе можно судить по его поведению

а) на групповых занятиях,

б) по общению с другими детьми,

в) произвольности поведения при выполнении требований, правил, при работе по образцу,

г) когда доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце повествования.

Результаты моих исследований определили проблемные поля:  

1. 72% (16) детей умеют общаться, а 28% (6) - замкнутые дети, не посещали  детский сад.

2. 50% (11) чел. могут дать полный ответ, объяснить свой выбор, построить предложение, а 50% (11) – дают односложные ответы, из них четверо вообще не отвечают на вопросы учителя, только улыбаются. 28% (6) детей испытывают трудности в произношении разных звуков.

3. 69% (15) учеников имеют хорошую память, у 31% (7) первоклассников кратковременная память.

4. 40% (9) детей пришли с высокой концентрацией внимания, 35% (8) – имеют среднюю концентрацию внимания. 25% (5) – низкий уровень – проявляют детскую непосредственность, отвечают на уроке одновременно, не поднимая  руки и перебивая друг друга, включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, обижаются на замечания учителя.

5. 50% (11) учеников имеют развитую моторику рук, столько же, 50% (11) детей – слабую моторику рук.

Следующий признак системно-деятельностного  подхода – разнообразие организационных форм работы и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Встал вопрос: каким образом включить учеников, да еще с разной подготовкой, в образовательный процесс? Ответ был один – только с помощью действий! Деятельностный подход - это подход к обучению, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью не пригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать - вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности». Эти слова Г.В. Цукерман взяты мной за основу в работе с классом.

При подготовке к занятиям продумываю каждый этап, каждый шаг урока. Начало должно быть ярким, чтобы ребенку было интересно с первой минуты. В первой и второй  четвертях уроки начинались  со встреч с героями сказок или мультфильмов, которые знакомили детей со школьными знаками (поднятая рука учителя или ученика, карточки со знаками  «?», «!» и др.), загадывали разные загадки, простые ребусы. Во втором полугодии, когда все первоклассники научились читать,  каждый учебный день начинался с прочтения письменного пожелания или обращения учителя  к детям:

– Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня вы вновь отправитесь в путешествие по страницам знаний. Я желаю вам удачи на весь день!      

– Доброе утро всем мальчишкам  и  девчонкам! Закончились весенние каникулы. Начинается самая короткая четверть. Будьте внимательными и старательными. В этой четверти вас ждет много сюрпризов. Начинаем! В путь по страницам учебников!                                                

Это первый этап урока. Дальнейшая же работа определялась в зависимости от предмета и поставленных целей.

Урок литературного чтения. В первом классе это очень важный предмет, он является фундаментом для всего последующего обучения: формирует читательскую компетентность, расширяет кругозор, развивает речь. Это общая цель. Начинается  литературное чтение с уроков обучения грамоте. Главная цель обучения грамоте – открытие детьми неоднозначного характера отношений между звуками и буквами в слове и освоение действий письма и чтения. Чтобы на уроке было интересно всем, надо знать, с какой подготовкой пришли дети. Здесь мне помогают мои исследования. В начале года в классе:  35% (8чел.) – читают по слогам; 31% (7чел.) – знают почти все буквы; 31% (7чел.) – не знают буквы, и не все из них хотят знать.

Определилась новая задача – повысить школьную, учебную мотивацию. Значит, здесь нужны в первую очередь игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей.  Это поможет на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание.  

На родительском собрании решили, что родители будут записывать со слов детей их впечатления о первых днях ребенка в школе. Вот некоторые высказывания:

– Сегодня мы узнали, что, кроме дорожных знаков, есть школьные. Это когда надо руку поднять, чтобы ответить, или учительница палец к губам приложит – надо всем сидеть тихо.  (Злата Ш.).

– Наш урок назывался «Знакомство». Мы здоровались с соседом по парте за руку и называли свое имя, а Елена Константиновна говорила каждому, что обозначает его имя. Нам было весело и очень понравилось. Мое имя Аня обозначает «веселая» (Аня Ш.).

– В школе мне нравится. После того как мы поработали, нам раздали листочки-лепесточки, чтобы мы написали (кто как умеет) свои имена, а другую сторону раскрасили каким захотим цветом. Это чтобы учителю узнать наше настроение. (Антон С.).

– Мне сегодня очень понравилось. Мы были артистами и показывали сказку «Теремок». А потом писали названия животных из этой сказки, кто не мог  писать, просто их рисовал. Я нарисовал, писать еще не умею ( Никита У.).

– Я очень боялась идти в школу, потому что не умею читать и писать, даже буквы не все знаю. Думала, меня будут ругать. А сейчас не боюсь. Я могу отвечать на вопросы учителя, рисовать и писать палочки с наклоном. Меня хвалят и дают смайлики за хорошую работу (Вика Ф.).

Итак, первая задача выполнена. Дети в школу идут с желанием!

Первый год обучения предполагает подготовку к учебной деятельности. В нашем классе она уже началась. Дети поняли, что в школе не страшно, их ждут и принимают. Следующий мой шаг – продемонстрировать детям способы совместной работы, научить их осмысливать собственный опыт взаимодействия с природными объектами и получать ответы на вопросы о природе способами, которыми они уже в той или иной степени владеют (наблюдение, получение информации из книг, телепередач). Каждый урок должен быть интересным, логичным, познавательным, деятельностным. Дети должны открывать для себя новый способ действий, обнаружить, что они умеют работать каким-то способом и осмыслить, когда и как его применять. Постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой новой буквы (какую работу выполняет эта буква в слове, т.е. какой звук (звуки) она обозначает) и отражение их в звукобуквенных схемах придают осваиваемым первоклассниками  действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий. Дети способны не только правильно записать то или иное слово, но и объяснить основания собственного выбора каждой букве в слове, а если пока не могут этого выбора сделать, они обозначают как проблему (Ст?лы – идет выбор буквы а\о, маш?на – знаем орфограмму жи\ши, в?ехал – после приставки разделительный ъ ). Так в первом классе ребята учатся самостоятельно определять границу своих знаний. В итоге изучения Букваря дети могут ответить относительно каждой буквы алфавита на вопросы: зачем нужна эта буква? какую работу она может выполнять в слове?  

Для повышения активности детей на уроках я применяю проектную деятельность (один из видов деятельностного подхода) в букварный период, хотя проекты в начальных классах, особенно в первом, это проблематично. Дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно, главное – заинтересовать  детей в работе.

Знакомство с йотированными гласными проходило через реализацию  краткосрочных проектов, результатом которых стали детские работы - рисунки, сказки, составленные вместе с родителями. Первоклассники приобретали первый опыт коллективной работы: распределения обязанностей в группе, умения представлять свои наработки, обосновывать.

Театрализованная деятельность помогла мне в формировании у детей коммуникативной и речевой компетенций. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. Вместе с тем, театрализованная деятельность обладает огромными возможностями для коррекции личностного развития. Например, инсценировка стихотворения Эдуарда Успенского «Разгром» После прослушивания текста выясняем, бывали ли в их жизни такие моменты и как вели себя мамы. Определяем с детьми, можно ли сделать инсценировку по данному стихотворению, разбираем роли, включая учителя. Обучение грамоте как  учебный предмет стал любимым уроком у моих первоклассников.  Научились читать все. Выше нормы  (60-85 слов) читают 50% (11 учеников), 50% (11 учеников) выполнили норму в конце учебного года. Стали активными читателями городской и школьной библиотек  86% (19 чел.) моих первоклассников.

Учебная деятельность по разным предметам в первом классе начинается в разное время. По математике – в конце первой четверти, учебная задача связана с введением понятия «числа». Знания не должны даваться ребенку в готовом виде, они должны быть получены им в совместной деятельности с учителем и другими детьми. На уроках математики продолжаю формировать умение у детей оценивать себя. Предлагаю подумать, почему у одних получается быстро, а у других медленно, одни делают ошибки, а другие – нет, т.е. начинаю применять оценочный принцип. Задания типа «Проверь, правильно ли выполнено задание другими учениками» помогают мне увидеть и определить уровень сформированности у ребенка действий контроля и оценки. Если ученик способен выявить допущенные ошибки, то при самостоятельном выполнении аналогичных заданий он, прежде чем их выполнять, задумается над тем, какие ошибки возможны, не допустит их у себя.

На занятиях художественного труда создаю условия для проявления у детей творческой активности. Помогает в этом проектная деятельность. Вместе с ними составляем и реализуем проекты «Золотой листопад», «Волшебная птица», «Лебедь», «Зимняя сказка», «Лето». Работая над проектами, знакомлю ребят с произведениями искусства, работами художников М. Врубеля, В. Серова, И. Репина, музыкой известных русских композиторов  П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки. Создавая свои шедевры, первоклассники развивают мелкую моторику рук, кругозор, учатся правильно говорить, используя новую терминологию.                              

Независимо от того, чему именно учатся дети (математике, русскому языку, изобразительному искусству), учебная деятельность складывается из следующих действий: мотивации - интереса и желания научиться, оценки самим учеником собственных действий; контроля за способами своей деятельности. Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе. Контрольные действия начинают формироваться с первых учебных дней:

1 этап – введение в школьную жизнь (первые впечатления о школе, классе);

2 этап – первое полугодие, оценивание себя, своих действий в дневнике (зеленый кружок-все понял, хорошо работал; желтый – не все было понятно,  поэтому работал не всегда; красный – ничего не понял, хочу повторить).

Такие контрольные действия детей помогали  мне при подготовке к урокам. Подводя итог каждого урока, дети оценивали свои действия, проводили рефлексию. На страничках их дневников появлялись первые итоговые знаки. Здесь помогали и часы внеурочной деятельности, кроме исследовательской работы можно было заниматься индивидуально с теми, кто не знает букв, не успевает выполнять классную работу, т.е. заниматься корректировкой знаний.

Подводя итог первого года работы по новым стандартам, хочу заметить, что педагогу, проработавшему много лет в школе, трудно сразу перейти на  новые способы и методы обучения. Одних эмоций мало. С чего начать? Надо начинать с себя. Подготовить себя теоретически и направить свой багаж знаний и умений в новое русло. Работа по новым стандартам – это большой  и очень интересный труд. Впереди еще три года!



Предварительный просмотр:

                                План - конспект

                открытого урока  «Учусь учится»

Тема: Звуки окружающего мира: Сходство среди различия.

Назначение в системе уроков: изучение нового материала.

Задачи урока по достижению результатов:

Личностные: представлять информацию с помощью слов, рисунков, ассоциаций; принимать мысль о разнообразии мнений, терпимо относится к мнению одноклассников,.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: способность регулировать свою познавательную и учебную  деятельность, организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные УУД:  сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, вступать в диалог ( отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Предметные: обучающийся научится осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разных формах, описывать и характеризовать факты и явления природного мира, результаты своей исследовательской и практической деятельности, сравнивать и находить сходство объектов окружающего мира  по источникам звуков.

        Ведущее системное средство: интеграция предметов «окружающий мир», изобразительное искусство, музыка.

Оборудование: тетради, печатные листы с заданиями, цветные карандаши, компьютер, видеопроектор, фольга, стеклянная посуда, ложки, вода.

        Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Возможности реализации поставленных задач (+)

Личностные

Мета

предм.

Пред

метн.

1.Само-опреде-ление к деятель-ности

Добрый день, ребята, гости. Сегодня на нашем занятии мы будем играть, слушать музыку, думать, делать выводы.

 С каким настроением вы пришли в школу? А чтобы ваше настроение стало еще лучше, я предлагаю по доброму поприветствовать друг друга.

Девочки приветствуют мальчиков , мальчики – девочек:

-Добрый день, девочки!

-Добрый день, мальчики!

-Добрый день, всем нам!

2. Актуа-лиза-ция знаний.

Поста-новка учеб-ной пробле-мы.

Введение в новую тему

Совместное открытие знаний

Экспериментально – практическая работа.

Созда-ние проблемной ситуа-ции.

Ребята, мы говорили, что природа и люди живут по своим законам. Но человеческие законы придумывают сами люди, а законы природы существуют вне нашего желания и воли. Мы можем только изучать их и подчиняться. Если мы не будем считаться с законами природы, она заболеет. А вместе с ней и мы. Что произойдет, если  в игре будет участвовать тот, кто не знает ее правил? А если в игре кто – то будет специально нарушать правила? Так и с природой. Главный закон природы, который мы должны уважать – закон ее разнообразия.

 -Почему в классе нельзя услышать полную тишину?

 -Скажите одним словом, что мы слышим в классе?

-Попробуйте определить, о чем мы будем говорить на уроке?(Слайд 1)

-Какие звуки мы можем услышать в классе? На улице? (Слайд 2,3)

 - Подумайте, на какие группы можно разделить звуки? (Слайд 4)

-Работа в группах

Привести примеры каждой группы звуков.

_Каких звуков больше – природных или технических? (Слайд 5)

Игра «Угадай звук», представь, что напоминает каждый из них? (фольга, бумага, вода).

Что бы вы сказали о звуках в окружающем нас мире?

Среди большого разнообразия звуков вокруг нас, много похожих.

(Слад 6)

Скажите, из каких материалов сделаны предметы?

(Слайд 7)

-Что они вам напоминают?

Сначала прослушать отдельно, а потом одновременно.

Звуки разнообразные, а сколько сходства!

-Какие органы чувств помогают дать описание звуков? (Слайд8 )

Природа заболеет

Игра будет разрушена

Ответы детей

Ответы.

Слушаем звуки.

Ответы

Природы живой и неживой, звуки техники, музыки.

1гр.-звуки живой природы

2гр. звуки неживой природы

3 гр.-звуки техники

4 гр. музыкальные звуки

Высказывают свои ассоциации.

Приведите примеры.

(страницу перелистнуть – шум ветра,)

- из металла, стекла,  бумаги.

Работа в группах

 Организовать звуки: металлические, бумажные, стеклянные, голосовые.

(слух, зрение, сердце)

Слушание музы-ки

Л.В. Бетховен «Элизе».

Попробуйте дать описание музыки при помощи слов – синонимов. (Слайд 9)

Подвигайтесь в такт музыке, почувствуйте ее характер, настроение.

Самостоятельно в группах подбирают синонимы к музыке.

Какие события напомнила вам эта музыка?

Попробуйте нарисовать эту мелодию при помощи

-точек

-линий

-пятен.

Составление общего рисунка.

Итог урока

Что нового вы взяли для себя?

Оцените свою деятельность на уроке.

Слайд 10



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  окружающего мира в 3Б классе

Тема урока: Потребители и разрушители экосистемы леса

 Практическая  работа «За страницами учебника».

Болдина Е.К., учитель биологии Сапрыко Е.А. )

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: знают основные виды растений и животных леса; умеют называть основные их «профессии» в экосистеме, характеризовать приспособления друг к другу, доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Метапредметные  (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в процесс деятельности с учётом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные: общеучебные – воспроизводить по памяти информацию, полученную на основе жизненного опыта; извлекать необходимые сведения из учебной литературы; логические – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают доброжелательность при взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Оборудование: иллюстрации обитателей леса, грибы, микроскопы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деят.

уч - ся

Оборудование к уроку.

1.Организационный момент

Учебник «Окружающий мир 3класс. Обитатели Земли»  А.А. Вахрушев, рабочие тетради,  компьютер, микроскопы,  

2.Мотивация и целеполагание

Блицопрос

Какую экосистему начали изучать?

Кто главные производители леса?

Из каких частей состоит дерево?

Какую роль они играют для дерева?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя при ответах таблицы. Делают выводы:

-Корни добывают воду и минеральные вещества;

-Ствол удерживает крону с листьями;

-Листья производят органические вещества и кислород

Изображения деревьев на слайдах

3.Постановка

проблемного вопроса

Вы выяснили, что деревья  -  главные производители леса. Могут ли деревья жить без других обитателей леса?

Высказывают свои предположения.

На слайдах фотографии  этажей леса.

4.Освоение нового содержания и его применение.

а) Работа по учебнику.

б) Разрешение

проблемы

Вы сказали, что лес – это не только деревья, но и животные и разные растения. Рассмотрите  рисунок на стр. 62.

-Что на нем изображено?

-Что обозначают стрелки?

-Назовите состав одной из цепей питания на рисунке.

-Как определили, что это цепи питания, а не круговорот веществ?

-Кого не хватает, чтобы замкнуть круговорот веществ?

-Какие вещества образуют разрушители?

-Смогут ли деревья жить без других обитателей  леса?

-Какие «мусорщики» живут в лесной экосистеме?

-А как вы думаете, грибы – это растения?

-Почему их отнесли к мусорщикам?

-Что такое грибы? Как они растут?

Теперь я передаю слово учителю биологии СапрыкоЕ.А.

Итак, давайте разбираться «Что такое грибы?»

- Посмотрите внимательно на слайд и назовите части растения.

- определите части гриба.

Одинаковое ли строение имеют растение и гриб?

Можно отнести грибы к растениям?

Грибы –  это отдельное царство живой природы.

Предположения детей.

На рисунке изображены обитатели леса и цепи их питания

Стрелки обозначают передачу орга-нических веществ

Круговорот – это движение по кругу

Нет разрушителей «мусорщиков» , которые перерабатывают мертвые организмы.

Предположения детей.

Предположения детей: растения.

Корень, листья, стебель.

Ножка, шляпка, грибница.

Нет

Нет

Запись в тетрадь.

При ответах ипользуют иллюстрации учебника.

Презентация

За страницами учебника.

Беседа.

Дополнитель-ный материал Занятие проводит учитель биологии Сапрыко Е.А.

Исследовательская работа

Впервые с понятием «плесень» вы познакомились при изучении темы экосистема болот. Вы захотели узнать подробнее о том, что такое плесень.  На протяжении 5 дней вы проводили исследовательскую работу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Как вы думаете, плесень можно отнести к грибам?

- Посмотрите на слайд и найдите часть организма, которая есть у грибов.  

- Плесень – это микроскопические грибы. - - Какие  условия благоприятны для выращивания плесени?

- Как Вы думаете, заводской или домашний хлеб дольше сохраниться? Почему?

- К какой природе относится плесень:  к живой или неживой?

Почему?

 

- Нужна ли плесень в природе?

- Приносит вред или пользу?

Приготовление микропрепарата плесени.

1.Подготовьте микроскоп к работе.

2.Возьмите предметное стекло, положите его на салфетку.

3.С помощью пипетки капните каплю, воды на центр предметного стекла.

4. Снимите  верхний слой  выращенной плесени и опустите ее в каплю воды, распрямите.

5. С помощью пипетки капните раствор йода.

6.Приготовленный микропрепарат закрепите на предметном столике микроскопа и рассмотрите.

Рассказывает эколог класса Шафурин Володя.

Предположения детей.

Грибница.

Ответы детей из собственного  наблюдения

( выращивание плесени).

Живой.

Растут, питаются, размножаются.

Ответы детей.

Работа с микроскопами

7.Обсудите в группе, то, что вы увидели в микроскоп.

Какая была проблема? Выполнен ли план?

Выполняли работу в группах

Представили исследовательские листы, проговаривали, как действовали

.

Рефлексия

Оценочный лист  «Все в твоих руках»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия Урок по окружающему миру, 1 класс ОС «Школа 2100 Составила: Болдина Е.К. МАОУ «СОШ №5»

Слайд 4

Звуки Природные Технические

Слайд 5

Звуки Природные Технические живая природа неживая природа музыкальные звуки техники

Слайд 6

Экспериментально-практическая работа Организовать звуки: металлические стеклянные бумажные голосовые

Слайд 7

Помогают дать описание звуков слух зрение

Слайд 9

Выберите слова-синонимы для описания музыки спокойная, умиротворенная тревожная, печальная бодрая, шутливая холодная громкая басистая звенящая выразительная

Слайд 10

Любите природу, окружающий нас мир, учитесь слушать звуки природы.