Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юные тимуровцы"

Ширяева Татьяна Александровна

Программа включает титульный лист,поянительную записку,тематический план,календарно-тематическое планирование и список литературы для учителя и учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_timurovtsy_2014-15.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»

                                                                                                                                                                       

      УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

                 от 02.09.2014г. № 113/7  -ПД

Образовательная программа

« Все вместе» 

 объединения дополнительного  образования

«Юные тимуровцы» 

рассчитана на детей 13-18 летнего возраста

со сроком обучения на 1 год.

Педагог доп. обр.:

Шагина Татьяна Александровна,

учитель истории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол от 27.08.2014г. №8

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

___________ Г.Л. Абрамова

____________2014г.        

2014г.

г.Перевоз

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

программы «Все вместе»

Направленность

военно – патриотическая

Направление

благотворительная, историко-краеведческая

Вид образовательной деятельности

общеразвивающий

Название

«Все вместе»

Сведения об авторе

 Шагина Татьяна Александровна, учитель истории

Аннотация к программе

Возраст детей 13-18 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Цель программы «Все вместе»: возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание у детей и подростков доброты, чуткости, сострадания.

  Для реализации программы определены следующие задачи:

- развитие детской инициативы по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, одиноким престарелым людям, детям детского сада, учащимся начальной школы;

- сосредоточение деятельности объединения главным образом не в стенах школы, а в микрорайонах города Перевоз.

   Ожидаемые результаты

    В конце годичного занятия в объединении «Юные тимуровцы» учащиеся должны овладеть определенным набором умений и навыков:

- уметь правильно оценивать собственные поступки;

- обладать такими качествами, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь людям старшего поколения и нуждающимся, чувство собственного достоинства, уверенность, гордости за Отечество, патриотизма, ответственности перед младшими;

- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться;

- уметь ориентироваться в различных социальных ситуациях;

    Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента объединения: на начало года и на конец года.    

Формы занятий: беседа, диспут, концерт, практическая работа.

По итогам работы проводится награждение лучших тимуровцев.

Перечень методических приложений к программе              

Разработки теоретических занятий

Статус программы

примерная


Пояснительная записка.

«Добро существует там, где его постоянно творят.»

    Это девиз объединения дополнительного образования «Юные тимуровцы», и предназначена она тем, кто хочет ощутить себя сильным, благородным, помогающим слабому, нуждающемуся. Она и для тех, кто одинок и хочет найти друзей, чтобы заниматься вместе настоящим делом.

    Единственная школа, в которой можно научиться гражданственности - это живая жизнь. В ней всегда будет много трудностей и противоречий, но есть в жизни и другое – радость познания свободного творчества, естественность доброты и товарищества и для этого было организовано это объединение. Ведь чем раньше человек начинает жить такой жизнью, тем лучше, тем быстрее он станет личностью.

   Только когда человек реально за что-то отвечает, тогда он становиться бережливым созидателем. Всем нам жизненно необходимы: терпимость, чуткость, милосердие, и как показало проведенное анкетирование, у ребят существует потребность развития таких качеств.

  С целью определения направленности программы учащимся и их родителям (законным представителям) было предложены 9 направленностей дополнительного образования:

Направленность

1

Социально-педагогическая

2

Эколого-биологическая

3

Спортивно-техническая

4

Естественнонаучная

5

Художественная

6

Военно-патриотическая

7

Научно-техническая

8

Физкультурно-спортивная

9

Туристско-краеведческая

    По результатам анкетирования  учащимися и их родителями (законными представителями) была выбрана военно-патриотическая направленность:


       

Военно-патриотическая - 91%

 Данная направленность имеет свой методический аспект:

                 Военно-патриотическая направленность – история и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

      Программы военно-патриотической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на формирование единого образовательно-воспитательного, возрождение патриотических, нравственных и духовных традиций. Важнейшей составной частью воспитательного процесса сегодня является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащихся. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Военно-патриотическая направленность включает следующие группы программ: историческая реконструкция и поисковая деятельность, гражданско-патриотические и военно-патриотические клубы, тимуровское движение, работа по групповой сплоченности.

     Милосердная помощь людям – это гуманизм каждого дня. Обращение к проблеме милосердия со стороны самих детей – важное направление в деятельности объединения «Юные тимуровцы», способствующее воспитанию гуманизма, человеколюбия и сострадания, именно на формирование таких качеств и направлена разработанная программа «Все вместе». Работа по ней предполагает не только написание отчетов о количестве окруженных вниманием ветеранов и одиноких престарелых людях, а простую  заботу о «ближнем». Без мысли о наградах, без подсказок.

Она рассчитанная на детей 13-18 лет, со сроком реализации 1 год. В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся среднего и старшего звена во второй половине дня.  

          Настоящая Программа разработана на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,

-Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989г.,

-Конституции РФ от 12.12.1993г.,

-Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»,

-Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе»,

-Положения о дополнительном образовании. 

           В основу разработанной Программы положены следующие принципы:

  • Системность.                            
  • Доступность.
  • Научность.
  • Создание развивающей ситуации
  • Занимательность.            
  • Сознательность и активность.
  • Наглядность
  • Связь теории с практикой
  • Преемственность.
  • Природосообразность
  • Гражданственность
  • Воспитывающего обучения

Исходя из вышеназванных принципов, сформулированы цель и задачи программы.

Цель программы «Все вместе»: возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание у детей и подростков доброты, чуткости, сострадания.

Для реализации программы определены следующие задачи:

- развитие детской инициативы по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, одиноким престарелым людям, учащимся младшего звена;

- сосредоточение деятельности объединения главным образом не в стенах школы, а в микрорайонах города Перевоз.

  В объединении занимаются дети и подростки, имеющие определенные навыки, полученные в школе, семье, в другом учреждении, и дети, и подростки, не имеющие подобных навыков.

   Для учащихся в деятельности программы «Все вместе» - это новые навыки общения, возможность развития эмоциональной сферы, преодоления скованности, эгоистических установок или комплекса превосходства.

    Реализация программы предполагает совместную работу объединения «Юные тимуровцы», Дома милосердия, городской администрацией, Молодежной Палатой, муниципального центра социальной помощи населению.

    Программа включает следующие направления:

-шефство над одинокими престарелыми людьми;

-благоустройство мемориальных памятников;

-шефство над учащимися начальных классов;

-благоустройство города Перевоза пришкольной территории;

-реализация краеведческой деятельности;

Организации работы объединения происходит с учетом особенностей каждой категории людей, нуждающихся в помощи и мнения актива объединения, его членов и руководителя, педагогов, работающих с детьми, при совместном осуществлении программы, дает возможность проявления способностей детей и подростков в разных направлениях деятельности.

Работа объединения «Юные тимуровцы» разделена на 3 периода: организационный, основной, итоговый.

    Значимым моментом при работе с объединением «Юные тимуровцы» является воспитательная работа, направленная на развитие патриотизма и гражданской идентичности. Главным звеном этой работы является то, что участие в деятельности объединения дает возможность проявить себя, почувствовать нужными и полезными обществу. Этому способствуют акции «Теплое сердце», «Малыш», «Сделай наш город чистым», «Обелиск».

     Самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, а также оказанную помощь нуждающимся, шефство над малышами детских садов дают учащимся уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших.

В объединении занимаются 23 человека. Объём часов в год составляет 38 часов. Занятия проводятся в штабе кабинета №211 и в микрорайонах города Перевоз.

      В процессе занятий сочетается коллективно-групповая, индивидуальная работа. Форма проведения занятий, планируемые по программе: беседа, диспут, концерт, практическая работа и пр. Воспитательно – образовательная деятельность строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Ожидаемые результаты

    В конце годичного занятия в объединении «Юные тимуровцы» учащиеся должны овладеть определенным набором личностных и коммуникативных учебных действий. Таких как, например:

- уметь правильно оценивать собственные поступки;

- воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь,  

  чувство собственного достоинства, уверенность;

- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться.

    Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента объединения: на начало года и на конец года. По итогам года проводится анализ работы.

Учебный план

Разделы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Организационный этап I

 -

3

3

              Основной этап  II - 34

2

Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда

11

6

17

3

Шефство учащимися начальной школы

2

3

5

4

Благоустройство памятников.

6

-

6

5

Благоустройство города Перевоза,Благоустройство, озеленение школы.

3

-

3

6

Эколого-краеведческая деятельность

2

1

3

7

Итоговый этап III

-

1

1

Всего

38

Календарно-тематический план

№ раздела,

занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата, время

14.30

I.Организационный этап - 3

1

Вводное занятие.Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, поведения в общественных местах.

1

2

Беседа – размышление «Поговорим об ответственности».

Цель: способствовать развитию у детей чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

1

3

Час-общение: «Заповеди тимуровца».

Цель: определить в процессе коллективной работы заповеди тимуровца, способствовать формированию у детей потребности строить собственную жизнь, жизнедеятельность тимуровцев на основе духовно-нравственных ценностей.

1

II.Основной этап-34

4

Подготовка приглашений для ветеранов педагогического труда.

1

5

 Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и приглашение их на праздничный концерт в ПСОШ.

1

6

Подготовка материалов для проведения акции «Веселая перемена»

1

7

Проведение акции «Веселая перемена»

1

8

Очистка от снега памятника «Памяти учителям, погибшим в ВОВ»

1

9

Экскурсия в музей на выставку» Народные традиции моей малой Родины»

1

10-11

Подготовка материалов для проведения акции «Веселая перемена»

2

12

Проведение акции «Веселая перемена»

1

13-14

Участие в акции «Помни победу»(изготовление и раздача буклетов к 70-летию победы в ВОВ)

2

15-18

Организация и проведения концерта к Новому году в Доме Милосердия

4

19-21

Очистка от снега и приведение в порядок Аллеи Памяти по адресу: г. Перевоз пр. Советский

3

22-23

Очистка от снега памятника «Памяти учителям, погибшим в ВОВ»

2

24

Посещение музея. Выставка «Славим имя Победы»

1

25-28

Организация и проведение концерта в Доме милосердия, посвященному Международному женскому дню.

4

29

Беседа «Экологические проблемы нашего города»

1

30

Экскурсия в музей на выставку» Народные традиции моей малой Родины»

1

31-32

Участие в акции «Дети ветеранам»

Изготовление и дарение открыток для пожилых людей Дома Милосердия на праздник Победы

2

33-34

 Участие в акции «Дети ветеранам»

Изготовление и дарение открыток для пожилых людей Дома Милосердия на праздник Победы

2

35

Акция «Сделай наш город чистым»

Благоустройство г. Перевоза.

Цель: воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде. Способствовать единению экологической и трудовой деятельности учащихся.

1

36-37

Благоустройство и озеленение школы.

Цель: воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде. Способствовать единению экологической и трудовой деятельности учащихся.

2

III.Итоговый этап-1

38

Анализ проведённой работы. Выводы. Предложения.

Планирование работы на следующий учебный год. Награждение лучших тимуровцев.

1

Всего

38

Содержание программы

I. Организационный этап

     На первых занятиях учащиеся знакомятся друг с другом и с руководителем. Руководитель проводит инструктаж по правилам дорожного движения, поскольку члены объединения часто работают не в стенах школы, а в микрорайонах города; рассказывает о правилах техники безопасности, так как деятельность в объединении разнообразная (работа в огороде с различными инструментами, уборка квартиры и прочее) и может привести к травме.

     На вводном занятии члены объединения знакомятся с содержанием предстоящей работы. Дается краткая историческая справка о тимуровском движении.

   Беседа – размышление «Поговорим об ответственности».

   Цель: способствовать развитию у детей чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

   Час - общение: «Заповеди тимуровца»

   Цель: определить в процессе коллективной работы заповеди тимуровца, способствовать формированию у детей потребности строить собственную жизнь, жизнедеятельность тимуровцев на основе духовно-нравственных ценностей.

   Цель: способствовать воспитанию у детей чувства уважения и сострадания к пожилому человеку.

II. Основной этап

Раздел 1. Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда

    Цель: пробудить у учащихся гуманное отношение к людям, желания делать добрые поступки.

      Учащиеся оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда и одиноким престарелым людям, нуждающимся в помощи, а также участвуют в организации и проведении концерта в Доме милосердия.

Раздел 2. Шефство над учащимися начальной школы

    Участие в организации и проведении акции «Веселая перемена».

   Цель: помочь ученикам мысленно вернуться в детство и ощутить его как величайшую ценность для дальнейшего становления человека, содействовать развитию гуманных отношений между малышами и подростками.

      Проведение перемен в начальной школе.

Раздел 3. Благоустройство памятников

   Участие в организации и проведении акции «Обелиск».

   Цель: способствовать формированию гражданственности и патриотизма, желания быть полезным своему обществу, городу.

      Наведение порядка, реконструкция памятников, стел, уборка мусора и прочее – дела тимуровцев.

Раздел 4. Благоустройство города Перевоза

   Участие в организации и проведении акции «Сделай наш город чистым».

   Цель: воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде. Способствовать единению экологической и трудовой деятельности учащихся.

Задача: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии города.

Раздел 5.  Эколого-краеведческая деятельность

      Цель: воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде. Способствовать единению экологической и трудовой деятельности учащихся.

 Формирование патриотизма и любви к родной истории.

III.Итоговый этап

           Анализ проведенной работы. Выводы. Предложения.

Список литературы для учащихся

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва «Педагогический    поиск»  2007 г.

2. Караковский В.А. Стать человеком. Москва «Вако» 2008 г.

3. Ромашкова Е.И. Нескучный досуг. Москва «Творческий центр» 2008 г.

4. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Мир школьных праздников. Москва «5 за знания» 2007 г.

5. Суворова О.М. Сценарии школьных праздников. Москва «Педагогический поиск» 2009 г.

6. Щербакова В.Н., Солдатенкова Н.Н. Калейдоскоп школьных дел. Псков – Москва «Творческий центр» 2008 г.

7. Александрова В.А. Учимся общаться. Воспитание школьников 2007 г. №5.

8. Афанасьев С.Е. Музыкальный тайник. Воспитание школьников 2007 г. №4.

9. Филиппова Г.Г. Материалы для классных часов. Классный руководитель 2007 г. №8.

10. Клубный вестник 2007 г. №9.

Список литературы для руководителя объединения

1 Алоева М. А., Бейсова В. Е. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 г.

2.Гребенников И.В. Школа и семья. Москва «Глобус» 2007 г.

3.Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. Москва «Педагогический поиск» 2008 г.

4.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя, 5-11 класс. Москва «Вако» 2007 г.

5.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва «Вако»2007 г.

6.Музыкина М., Монахов А. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков».,Ж. «Воспитание школьников», №6, 2003г.

7.Рожков М.Н., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе. Москва «Педагогический поиск» 2007 г.

8.Сластёнин В.А. Методика воспитательной работы. Москва «Академия» 2007 г.

9.Хрипкова А.Г.  Мир детства: подросток. Москва «Глобус» 2008 г.

10.Демакова Д.И. Воспитательная деятельности педагога. Воспитание школьников. 2007 г. №5

11.Проблемы школьного воспитания НГЦ. 2007 г. №1