подготовка к олимпиаде по русскому языку
ссылки на сайты
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/rus_yaz_reg...
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/olimp2009_rus.pdf
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/olimp_rus_abitura.htm
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/olimp_rus_5-11.htm
http://www.olimpus.org.ru/russkiy-yazyk-arkhiv-testov
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/olimp_rus_6-7-8.htm
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/olimp_rus_5-11n1.htm
http://irgali.narod.ru/files/olimpiada/olimp_rus_7-11_otvet.htm
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_medvezhonok_2001.rar | 123.77 КБ |
olimp2009_rus.rar | 194.02 КБ |
lingvist_zadachi_otvety.doc | 67 КБ |
russ_medvezhonok_2002.zip | 231.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок» – 2001
10-11 класс
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Во фразе: “Есть в три горла” – слово три означает ‘много’, а во фразе: “У него всё образование – три класса и коридор” – ‘мало’. А в каких из этих пяти примеров три означает ‘много’: 1) в трёх соснах, 2) в три ручья, 3) в три шеи, 4) в три погибели, 5) втридорога?
(А) во всех; (Б) во всех, кроме 1; (В) в 2; (Г) в 3 и 4; (Д) в 2 и 4.
2. Сказуемое во фразе: Вовочка слинял с уроков – это:
(А) архаизм; (Б) жаргонизм; (В) латинизм;
(Г) просторечное слово; (Д) диалектизм?
3. В известной математической шутке некая кривая определяется как “окружность, вписанная в квадрат 3 на 4”. Эта кривая на самом деле называется:
(А) эллипс; (Б) элипс; (В) эллепс; (Г) эллибз; (Д) эллебс?
4. Начался концерт. Прошло 5 минут, и прозвучала известная мелодия. После концерта пять слушателей рассказали об этом так:
1) Через пять минут прозвучала мелодия.
2) Пятью минутами позже прозвучала мелодия.
3) Пятью минутами спустя прозвучала мелодия.
4) Пять минут спустя прозвучала мелодия.
5) Спустя пять минут прозвучала мелодия.
Кто из них построил фразу правильно?
(А) все; (Б) все, кроме 3; (В) все, кроме 2, 3; (Г) все, кроме 3, 4; (Д) 1, 5.
5. Пословица: “Рука руку …” оканчивается глаголом:
(А) кроет; (Б) мажет; (В) моет; (Г) тянет; (Д) манит?
6. В каких словах из приведённых на месте многоточия пишется -уу-:
1) опосс…м, 2) индивид…м, 3) уник…м, 4) постскрипт…м, (5) вак…м?
(А) 1, 2, 5; (Б) 2, 5; (В) 2, 4, 5; (Г) 1, 2; (Д) 3, 5.
7. Посмотрите на список слов:
1) распетушиться, 2) съёжиться, 3) ишачить, 4) обезьянничать, 5) ощениться, 6) проворонить, 7) насвинячить, 8) присобачить, 9) окрыситься, 10) опороситься.
Какие из них не означают ‘вести себя, как существо, обозначенное корнем слова’?
(А) 5, 9, 10; (Б) 5, 10; (В) 6, 8; (Г) 5, 6, 8, 9, 10; (Д) 5, 6, 8, 10.
8. Вот шесть слов: 1) очевидно, 2) заочный, 3) воочию, 4) разочароваться, 5) очутиться, 6) очки. Какие из них исторически произошли от общего корня?
(А) все; (Б) все, кроме 5; (В) все, кроме 5, 6;
(Г) все, кроме 2, 5, 6; (Д) все, кроме 4, 5.
9. Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?
(А) Булгаков; (Б) Достоевский; (В) Толстой; (Г) Тургенев; (Д) Гончаров.
10. Даны четыре фразы:
– Однако (1) я скрывать не стану.
– Не стану я скрывать (2) однако.
– Скрывать (3) однако (4) я не стану.
– Ты скрыл (5) однако (6) я не скрою.
Где в местах, отмеченных цифрами, нужна запятая?
(А) везде; (Б) 1, 5; (В) 2, 3, 4; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) 2, 3, 4, 6.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Каждое из пяти приведенных ниже слов употреблено в прямом и переносном значениях. В каком из слов перенос значения произошёл не по тому признаку, что во всех остальных?
(А) колокольчик (звенит колокольчик – цветёт колокольчик);
(Б) класс (дружный класс – просторный класс);
(В) шапка (вязаная шапка – шапка снега);
(Г) яблоко (вкусное яблоко – глазное яблоко);
(Д) игла (швейная игла – сосновая игла).
12. В ряду тетрадь, тетраэдр, терраса, квартет, квартал, квадрат, четверг между всеми словами, кроме одного, есть некая смысловая связь. Какое же слово лишнее?
(А) квадрат; (Б) тетрадь; (В) тетраэдр; (Г) терраса; (Д) четверг.
13. Даны слова: 1) оптимальные; 2) самые оптимальные; 3) наилучшие; 4) самые наилучшие; 5) самые хорошие. Какие из них можно подставить вместо многоточия во фразу: Для работы были созданы ... условия?
(А) все; (Б) 2, 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 3, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.
14. Какое из данных мужских имён, имеющих общее происхождение, распространено только в Венгрии?
(А) Чарльз; (Б) Карл; (В) Карой; (Г) Карло; (Д) Шарль.
15. Какая из частиц указывает на голландскую фамилию?
(А) Мак; (Б) О’; (В) бен; (Г) ван; (Д) фон.
16. История неразрывно связала некоторые имена и понятия: геростратова слава, пиррова победа… Вот шесть имен: Ахиллес, Геркулес, Дамокл, Прокруст, Сизиф, Эзоп. А вот восемь понятий: 1) труд, 2) язык, 3) каша, 4) кинжал, 5) ложе, 6) столбы, 7) пята, 8) меч. Какие из восьми понятий не связаны ни с одним из шести имен?
(А) 6, 8; (Б) 4, 6; (В) 3, 4; (Г) 3, 8; (Д) 4, 2.
17. Депутат Сидоров на выборах в Городское Собрание набрал 7245 голосов. Сколькими голосами он был избран?
(А) семь тысяч двести сорока пятью;
(Б) семью тысячами двухстами сорока пятью;
(В) семи тысячами двумястами сорока пятью;
(Г) семью тысячами двумястами сорока пятью;
(Д) семью тысячами двести сорока пятью.
18. В слове документ ударение должно ставиться на последний слог, а любое другое ударение считается грубой ошибкой. Найдите среди перечисленных слов все слова с таким же свойством: 1) регламент, 2) аргумент, 3) инструмент, 4) орнамент, 5) ассортимент, 6) парламент.
(А) 2 и 3; (Б) 2, 3 и 5; (В) 2, 3, 4 и 5; (Г) все слова; (Д) 2 и 5.
19. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок:
(А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.
(Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
(В) Импресарио посчитал условия неприемлимыми и остался зарубежом.
(Г) Имприссарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.
(Д) Импресарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.
20. Какой тип придаточного представлен в сложноподчинённом предложении: Сергей стремился в Петербург, где прошли годы его юности?
(А) присоединительное; (Б) места; (В) изъяснительное;
(Г) определительное; (Д) причины.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Сколько раз встречаются звуки [б], [п] и [в] в пословице: Без труда не выловишь и рыбку из пруда?
(А) [б] – 0, [п] – 2, [в] – 1;
(Б) [б] – 1, [п] – 2, [в] – 2;
(В) [б] – 1, [п] – 1, [в] – 1;
(Г) [б] – 2, [п] – 1, [в] – 1;
(Д) [б] – 2, [п] – 1, [в] – 0.
22. От какой основы слова или псевдослова не могло бы произойти слово букашка?
(А) бука; (Б) *букан; (В) *букага; (Г) *букаха; (Д) *букаша.
23. Какие из названий дней недели нерусского происхождения?
(А) все русские; (Б) среда; (В) четверг;
(Г) суббота; (Д) среда и суббота.
24. Сколько различных смыслов имеет предложение
Белые лилии и розы сменили обычные ромашки ?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
25. Определите род существительных топорище и пожарище.
(А) оба мужского рода; (Б) оба среднего рода;
(В) топорище – мужского рода, пожарище – среднего рода;
(Г) топорище – среднего рода, пожарище – мужского рода;
(Д) оба слова мужского или среднего рода в зависимости от значения.
26. Некоторые слова пишутся слитно или раздельно в зависимости от того, являются ли они прилагательными или частью причастного оборота. Например, допустимо как написание долгоживущий, так и долго живущий. Найдите в списке ещё одно слово с тем же свойством.
(А) свежевымытый; (Б) легковоспламеняющийся; (В) малозначительный;
(Г) краснознамённый; (Д) быстрорастворимый.
27. Современные русские фамилии подчиняются правилам написания прилагательных. Какие фамилии из следующего ряда нельзя считать современными русскими по этому признаку: 1) Синицын, 2) Ельцин, 3) Живаго, 4) Дурново, 5) Польских?
(А) 3, 4; (Б) 2, 3, 4; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2; (Д) 2, 3.
28. Даны старославянские слова и их переводы на русский язык: ð@êà – рука, ð@êû – рýки, ð@öh – две руки, ðàáú – раб, ðàáè – рабы, ðàáà – два раба, íî¾h – две ноги, ðî¾è – рогá, ðîãà – два рога. Как будет по-старославянски два врага, враги, две мýки, мýки?
(А) âðàãà, âðàãè, ì@êh, ì@êè;
(Б) âðàãà, âðà¾h, ì@öè, ì@êû;
(В) âðàãà, âðà¾è, ì@öh, ì@öè;
(Г) âðàãà, âðàãû, ì@öh, ì@êû;
(Д) âðàãà, âðà¾è, ì@öh, ì@êû.
29. Даны японские слова в русской транскрипции с переводами:
иэ-но нака-кара – из дома, иэ-но нака-ни – в дом, иэ-но соба дэ – у дома,
иэ-но соба-ни – к дому, иэ-но усиро-дэ – за домом. Как по-японски будет из-за дома?
(А) иэ-но усиро-ни; (Б) иэ-но нака-дэ; (В) иэ-но кара-дэ;
(Г) иэ-но усиро-кара; (Д) иэ-но соба-кара.
30. Склонение какого из этих существительных чем-то отличается от склонения других:
(А) рука; (Б) борода; (В) нога; (Г) голова; (Д) губа?
Предварительный просмотр:
Задача № 8 (автор Я.Г.Тестелец)
Даны местоимения на старославянском языке и их переводы на русский язык: – где, – тогда, – так.
Дано также еще восемь местоимений на старославянском языке: Известно, что три из них переводятся как здесь, туда (далеко), сейчас.
Определите, каким именно местоимениям соответствуют три приведенных выше перевода, а также установите переводы остальных старославянских слов.
Решение задачи № 8. Легко догадаться, что местоимение имеет значение как, а – когда. Однако самое главное наблюдение, которое мы можем сделать, заключается в том, что каждое старославянское местоимение состоит из двух частей (скажем, корня и суффикса): и т.д. Попробуем составить таблицу:
Оказывается, что суффикс означает место, суффикс – время, суффикс – способ действия. Значение суффикса , которое нам пока неизвестно, можно установить: ведь одно из местоимений значит туда (далеко), и мы приходим к выводу, что этот суффикс означает направление. Таким образом, – куда. Привлекая к решению два последних перевода – здесь и сейчас, устанавливаем значение местоимений с корнями и : значит здесь, – сейчас, – сюда, – там (далеко), – туда (далеко).
Особую разновидность представляют собой задачи, связанные с русским языком. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка. Эти задачи, как правило, затрагивают темы, не изучаемые в школе, привлекают внимание решающего к таким явлениям в родном языке, о которых ему не приходилось задумываться раньше. Но следует заметить, что даже те задачи, в которых предлагается анализировать материал совсем незнакомых языков, тоже позволяют глубже почувствовать русский язык (см. выше).
Задачи на русский язык затрагивают все уровни языка, интересны задачи на обнаружение следов древнего состояния в современном русском языке. Приводим пример задачи на словообразование.
Задача № 9 (автор И.Б.Иткин)
Даны русские прилагательные с суффиксами -н(ый), -н(ий), -шн(ый), -шн(ий): арбузный, барабанный, ватный, верхний, вечерний, винный, внешний, вчерашний, доминошный, задний, зряшный, карандашный, киношный, крайний, летний, медный, новогодний, нынешний, осенний, передний, послезавтрашний, тогдашний, хвойный, шоколадный, янтарный.
1. Сформулируйте правила употребления каждого из суффиксов.
2. Добавьте к этому списку слово соседний. Согласуется ли употребление суффикса -н(ий) в этом прилагательном с вашими правилами? Если нет, внесите в них необходимые уточнения.
3. Подумайте, от какого слова образовано прилагательное домашний?
4. Попробуйте определить, как раньше выглядело в русском языке слово там.
Решение задачи № 9
1. Разделим все имеющиеся в задаче прилагательные на четыре группы в зависимости от того, какой суффикс в них содержится. Сделать это легко: нужно только не забыть, что в слове карандашный выделяют не суффикс -шн(ый), а корень -карандаш- и суффикс -н(ый).
Прилагательные | |||
на -н(ый) | на -н(ий) | на -шн(ий) | на -шн(ый) |
арбузный | осенний | послезавтрашний | доминошный |
В третьей и четвертой колонке в отличие от первой и второй суффиксы начинаются на -ш. Кроме того, во второй и третьей колонке согласный н в суффиксе мягкий, а в первой и четвертой – твердый. От чего же зависят эти различия?
По смыслу прилагательные третьей и четвертой групп явно не имеют между собой ничего общего; можно предположить, что согласный ш появляется в словах, образованных от определенных основ. Некоторые прилагательные на -шн(ый) и -шн(ий) образованы от наречий (послезавтра, вне, ныне, вчера, тогда, зря), а некоторые – от несклоняемых существительных (домино, кино). Эти два класса слов опять-таки никак не связаны между собой по смыслу, но их объединяет то, что и у одних, и у других существительных основа оканчивается на гласный. В то же время все прилагательные из двух первых колонок образованы от обычных склоняемых существительных (арбуз, вино, осень и т.д.), у которых основа оканчивается на согласный.
Напротив, у слов и словосочетаний, от которых образованы прилагательные из второй и третьей колонок, значения во многом сходны: все они обозначают либо пространство (например, край, верх, вне), либо время (например, Новый год, вечер, тогда). Для слов, от которых образованы прилагательные первой и четвертой групп, общее значение указать довольно сложно, но во всяком случае ни одно из них не обозначает ни пространство, ни время. Таким образом, правила употребления всех четырех суффиксов установлены.
2. Прилагательное соседний отличается от всех уже известных прилагательных с суффиксом -н(ий) тем, что слово сосед, от которого оно образовано, не обозначает ни пространства, ни времени. В то же время само слово соседний имеет пространственное значение: оно означает не 'принадлежащий соседу' – этот смысл в русском языке выражают с помощью прилагательного соседский, – а 'находящийся рядом, по соседству' (кстати, буквальное значение слова сосед – 'тот, кто сидит рядом'). Поэтому можно сказать, что суффиксы -н(ий) и -шн(ий) используются в относительных прилагательных с временным и пространственным значением, а суффиксы -н(ый) и -шн(ый) – в прилагательных, не имеющих такого значения.
3. То, что в прилагательном домашний есть суффикс -шн(ий), однозначно свидетельствует: оно образовано не от существительного дом, а от какого-то неизменяемого слова. Несложно догадаться, что таким словом может быть только наречие дома.
4. Установить, как раньше выглядело в русском языке слово там, очевидно, можно с помощью анализа образованного от него прилагательного тамошний. В этом слове выделите суффикс -шн(ий), который присоединяется к неизменяемым словам, оканчивающимся на гласный. При отбрасывании суффикса остается часть тамо-. Возможно, именно как тамо выглядело в прошлом наречие там.
Связь лингвистики с математикой отражают задачи на обозначение чисел в языках мира.
Задача № 10 (автор И.Н.Шахова)
Даны числительные языка хауса:
А. Переведите с хауса: saba'in da biyar, shidda da sittin da shidda
Б. Запишите на хауса: 67, 5605.
Примечание. ', – особые согласные языка хауса.
Решение задачи № 10. Как и в русском языке, в языке хауса в названии числа сначала указываются бóльшие разряды, затем – меньшие: тысячи, сотни, десятки, единицы. Между числовыми значениями разрядов ставится слово «da».
Используя данные задачи, представим в таблице выражение числовых значений в разных разрядах:
Замечаем, что для обозначения сотен используется слово, обозначающее количество единиц, предваренное словом . Видимо, и значит '100'. Для обозначения одинакового количества единиц и десятков используются слова с разными корнями, а вот для десятков и тысяч используются те же корни. Это можно заметить, сравнивая sittin '60' и sitta '6000'. Для обозначения десятков используется суффикс -in (ср. также hamsin), тысяч – суффикс -а (saba'a).
Опираясь на подмеченные закономерности, выполняем задание.
A. 75, 666.
Б. sittin da bakwai, hamsa da shidda da biyar.
Среди самодостаточных лингвистических задач широко представлены и другие типы: задачи на дешифровку, на сравнительно-исторический анализ, на обнаружение правил построения определенных словосочетаний или выявление соотношений между словами и словосочетаниями. Многие задачи настолько оригинальны, что их трудно отнести к какому-то определенному типу. А количество и самих задач, и их типов продолжает увеличиваться.
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок» – 2002
6-7 классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Что бывает круглым, зелёным, сладким?
(А) огурец; (Б) крокодил; (В) апельсин; (Г) арбуз; (Д) перец.
2. Слово простокваша рассыпали на буквы. Из этих букв пяти школьникам предложили сложить два или три других слова так, чтобы неиспользованных букв не осталось. Вот что у них получилось: 1) ковш + пот + роса; 2) свора + штопка; 3) каша + пост + ров; 4) квас + шар + пот; 5) остров + шапка.
Сколько школьников выполнили задание правильно?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
3. Петя сказал: «На вешалке висели пять ...» — и задумался. Помогите ему выбрать нужное окончание предложения:
(А) польт; (Б) пальто; (В) пальтов; (Г) пальт; (Д) пальтей.
4. С каким из данных существительных прилагательное круглый имеет не такое значение, как с остальными?
(А) отличник; (Б) сирота; (В) дурак; (Г) год; (Д) поднос.
5. В каких словах на месте многоточия нужно вставить -е-:
1) тр...угольник, 2) тр...листник, 3) тр...зубец, 4) тр...волнение,
5) тр...десятое (царство)?
(А) везде; (Б) везде, кроме 5; (В) в 1, 2, 4; (Г) везде, кроме 2; (Д) в 1, 3, 4.
6. Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло...
Сколько в нём слов с окончанием -о?
(А) 10; (Б) 9; (В) 8; (Г) 7; (Д) 5.
7. «Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой...» А какой член предложения сама собой?
(А) подлежащее; (Б) часть сказуемого; (В) определение;
(Г) дополнение; (Д) обстоятельство.
8. Сколько из глаголов повелительного наклонения мели, пряди, соли, окуни, запой, попугай пишутся так же, как и существительные, но имеют другое ударение?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
9. Даны польские слова и их переводы на русский: droga – дорога,
proch – порох, strona – сторона.
Как переводится на русский язык польское слово sroka?
(А) строка; (Б) соро@ка; (В) со@рок;
(Г) срок; (Д) все переводы (А)–(Г) неверны.
10. В ребусах зашифрованы названия животных. Какое из этих животных выше всех?
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Семь бед — один ...
(А) совет; (Б) ответ; (В) привет; (Г) завет; (Д) кювет.
12. Найдите лишнее с точки зрения словообразования слово:
(А) директор; (Б) завуч; (В) завхоз;
(Г) пятиклассник; (Д) второгодник.
13. В каких существительных представлено окончание -и:
1) в Сочи, 2) в тетради, 3) в аудитории, 4) о матери?
(А) во всех; (Б) в 2, 3, 4; (В) в 2, 4; (Г) в 1, 2, 4; (Д) в 2, 3.
14. В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что у остальных?
(А) редактировать; (Б) регистрировать; (В) сортировать;
(Г) корректировать; (Д) транспортировать.
15. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» — прокричала мачеха. В скольких разных грехах она обвинила пасынка?
(А) в трёх; (Б) в четырёх; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в семи.
16. Какого рода существительное сани в русском языке?
(А) мужского; (Б) женского; (В) среднего; (Г) общего;
(Д) у этого существительного род определить нельзя.
17. Только одно из этих пяти предложений правильно. Какое?
(А) Списывать здесь неукого, да и незачем.
(Б) Списывать здесь не у кого, да и не зачем.
(В) Списывать здесь не у кого, да и незачем.
(Г) Списывать здесь неукого, да и не зачем.
(Д) Списывать здесь не у кого, да и не за чем.
18. Какое из перечисленных предложений содержит грамматическую ошибку?
(А) Вася заплатил за вход и вошёл в музей.
(Б) За курение в неположенном месте Вася уплатил штраф.
(В) Нужно срочно оплатить за телефон, иначе его отключат.
(Г) Издательство недоплатило мне за перевод сто долларов.
(Д) Если ты отдал за эту книгу сто рублей, то явно переплатил.
19. Какое из перечисленных слов по составу отличается от остальных?
(А) клеймо; (Б) кино; (В) ярмо; (Г) пшено; (Д) руно.
20. В каком из этих выражений слово виновник употреблено в необычном значении?
(А) виновник аварии; (Б) виновник беспорядков;
(В) виновник недоразумения; (Г) виновник поражения;
(Д) виновник торжества.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. В словах рыба и рыбка корень рыб- представлен в двух фонетических вариантах: [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических вариантах представлен корень -вод- в словах подвода, перевод, переводной, проводит, заводить?
(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти.
22. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников, 2) Скорняков, 3) Сыромятников,
4) Пономарёв, 5) Гончаров. Чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии по порядку.
(А) 1, 2, 3, 4, 5; (Б) 4, 2, 3, 5, 1; (В) 4, 3, 2, 5, 1;
(Г) 5, 2, 3, 4, 1; (Д) 5, 1, 2, 3, 4.
23. В каком из слов нет окончания?
(А) степной; (Б) стеной; (В) герой; (Г) долой; (Д) второй.
24. Укажите антоним для слова одеть:
(А) снять; (Б) надеть; (В) раздеть; (Г) одеться; (Д) обуть.
25. Какое из имён латинского происхождения в точности соответствует по значению древнему русскому имени Малой?
(А) Павел; (Б) Максим; (В) Валерий; (Г) Константин; (Д) Виктор.
26. Каждое из слов: рука, имя, бок, муха, каблук, замок – можно включить в устойчивое словосочетание так, чтобы все эти слова оказались в одной и той же падежной форме. В какой?
(А) в родительном падеже; (Б) в дательном падеже;
(В) в винительном падеже; (Г) в творительном падеже;
(Д) в предложном падеже.
27. Какое существительное образовано не так, как все остальные?
(А) льдинка; (Б) пылинка; (В) бусинка; (Г) соломинка; (Д) изюминка.
28. Даны существительные: яблоко, абрикос, вишня, черешня, слива, айва, виноград, крыжовник. Какое из них существенно отличается от остальных по значению?
(А) яблоко; (Б) абрикос; (В) вишня; (Г) слива; (Д) айва.
29. В словаре Владимира Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?
(А) циклон; (Б) космос; (В) атмосфера; (Г) вьюга; (Д) катакомба.
30. Какое из следующих утверждений правильно?
(А) В русском алфавите все шипящие согласные идут подряд.
(Б) В русском алфавите все звонкие парные согласные пред-шествуют всем глухим.
(В) В русском алфавите все звонкие непарные согласные пред-шествуют всем глухим.
(Г) В русском алфавите все только твёрдые согласные идут подряд.
(Д) Все утверждения (А)–(Г) неверны.