Краткосрочные планы

Джайлаубаева Жаннета Мырзахановна

Глава государства в своем Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечает, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, переподготовки кадров. Благодаря политике нашего государства реализуется программа развития образования, которая нацелена на модернизацию всех уровней образования – от дошкольного до высшего.

Поэтому сегодня огромная ответственная задача возложена на учителей: воспитать наших детей настоящими патриотами своей страны, хорошими специалистами, профессионалами, личностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Русский язык в 5 классе          Учитель Джайлаубаева Ж.М.

Тема:

Сочинения – описания. Описание предмета, места

Цель: 

обучение написанию сочинений – описаний.

Задачи: 

1) учить систематизировать материал, строить точно и последовательно  предложения; 2) развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; 3) воспитывать  бережное отношение к школьным принадлежностям.

Тип урока: 

урок развития речи

Вид урока: 

Вид урока: смешанный

І. Оргмомент.

ІІ. Повторение пройденного

ІІІ. Работа над темой.

IV. Тренировочные упражнения

V. Вывод. Оценивание

Ход урока:

Сообщение цели и темы

- Сегодня мы познакомимся с разновидностями сочинений – описаний. Научимся описывать предмет, его признаки, место нахождения предмета. 

1. Речевая гимнастика

Алёша Ульяне сигнал подаёт,

Ульяна услышит – Алёшу найдет.

  1. Составь рассказ по картинкам и вопросам.

 Учащимся даются картинки «ель» и «сосна».

Ответьте на вопросы:

  • К какой породе деревьев относятся ель и сосна?
  • Какой ствол у елки и какой у сосны?
  • Чем отличается хвоя ели от хвои сосны?
  • Где растут ель и сосна?
  • Как называются леса, где растут ели и сосны7

1) Наблюдение над  описанием предмета

- Среди двух текстов найдите тот, который представляет собой описание предмета:

1. В один неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на радиоприёмник! Лёг и стал слушать музыку.

Он медленно приоткрывал и открывал свои прекрасные громадные глаза, и вся его морда с точечным носом выражала углубленность.

  1. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых ногтей. Да зубы как иголки острые.

2) Наблюдение над описанием места

- Определите, какой текст описывает место.

1. В лесу на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.

2. Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.

- Какие признаки характерны для текстов – описаний? (наличие признака предмета).

  1. Опишите предмет «Моя любимая вещь»

Учитель предлагает предметные картинки: пенал, ручка, портфель и др.

  1. Опишите место, где находится этот предмет

Например: моя любима вещь – пенал. Он очень удобный. В него я складываю ручки, карандаши, линейку, резинку. Его я в школе всегда кладу на парту…

Зачитывание учащимися составленных описаний.




Предварительный просмотр:

Наименование занятия

  Русский  язык в 5 классе                                   Уяитель Джайлаубаева Ж.М.

Тема

§13 Синонимы

Общая цель

Формирование знаний учащихся о синонимах, о синонимическом ряде слов;

Развивать логическое мышление учащихся, аналитические способности (сравнивать, сопоставлять, делать выводы ), пополнить словарный запас;

Умения и навыки работы в группе, воспитывать сплоченность, культуру общения, расширить кругозор.  

Результат обучения

Знать:

- определение синонимов;

- о роли синонимов в речи;

Уметь:

- подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд;

- употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений

Научиться работать в группе, оценивать других

Основные идеи, ключевые слова

Синонимы, синонимический ряд  

Одно слово не способно выразить, раскрыть понятие

Ряд синонимов дают более понятное, широкое представление о предмете

Задания,

Источники

Русская речь

Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения

Авторы: У. А. Жанпеисова, Ш. Т. Кожакеева §13 стр 48 – 52,  стр. 49 упражнение 114;  

Оснащение и оборудование

ИКТ, презентации Microsoft PowerPoint, флипчарты, разноцветные маркеры, минусовки  детских песен

Последующие

действия

  1. Психологический настрой «От сердца к сердцу»  (звучит минусовка песни «Про дружбу»)

 «Дорогие ребята! Очень рада видеть вас сегодня. Желаю вам, чтобы этот день принёс много хорошего и полезного». Дети (стоят, образуя круг) по цепочке говорят друг, другу пожелания символически передавая друг другу цветок. В конце концов, этот цветок с пожеланием возвращается учителю.

Спасибо всем! А теперь с хорошим настроением приступаем к уроку

     2    Актуализация знаний учащихся по пройденной теме

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Какие слова называются однозначными?

 - Какие слова называются многозначными?

- Что вы знаете о прямом и переносном значении слов?

Ученики вспоминают теоретический материал, приводят свои примеры.

  1. Обобщения, выводы:  Слова – строительный материал языка, нельзя знать язык, не зная слов.
  2. Деление учащихся на группы. «Мозаика»:  Раздаю разрезанные картинки и прошу детей собрать две картинки – сюжеты из известного мультфильма «Маша и медведь»
  3. Стадия вызова

Знакомство учащихся с фрагментом сказки «Про храброго зайца» Д. Н. Мамина - Сибиряка. Выразительное чтение текста и анализ.

- Что вы узнали из данного отрывка?

- Что делает этот текст выразительным?

- Назовите глаголы, которые показывают приход зайцев и их действия.

 (Собрались, сбежались, приплелись.)

- Чем интересны эти слова? ( Все они обозначают действие «пришли»)

- Почему вместо трёхразового употребления одного глагола сказочник использует разные глаголы? (Потому что один и тот же глагол не может передать (показать) поведение, возраст зайцев)

- Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули молодые зайчата, засмеялись старушки зайчихи, улыбнулись старые зайцы)

- Относятся ли эти слова к одной части речи? Чем они интересны?  (да, эти глаголы тоже передают характер героев их культуру поведения)

Выписывание слов:

 Собрались, сбежались, приплелись – пришли

 Хихикнули, засмеялись, улыбнулись – радовались  

Выводы:   Одно слово не способно выразить, раскрыть       понятие

Ряд слов с одним лексическим значением даёт более понятное, широкое представление о предмете.

5.   Объявление темы урока учителем:  Синонимы

- Нужны ли синонимы в нашей речи? Может гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название?

6.   Задание для групп: составление кластера «Синонимы»

Дополнения учителя:   От греч. син - со (одно) + оним – имя           Соименование, одноименный

  • Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или

очень близкое значение.

  • Синонимический ряд – группа синонимов, состоящая из двух и более слов, объединенных общим значением,

               различаются оттенками  взаимно дополняя друг друга.

Громоздкий, громадный, огромный, большущий, крупный, здоровенный (большой размер)

Работа, труд, дело, занятие (сущ)

Влажный, мокрый, сырой (прилаг)

Бежать, спешить, торопиться (глаг)

Вывод: Синонимы необходимы в речи, делают речь богаче, красивее, эффектнее; дают широкое представление о предмете.

7.   Работа с учебником (стр 49 упражнение 114)

Выразительное чтение текста

Ответно-вопросная беседа по содержанию текста:

- Вам понравился этот текст? (Нет)

- Что портит этот текст? (Повторяющиеся слова)

- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным?

- Как избежать подобных повторов?

(Необходимо заменить слова синонимами)

8.   Сравнивание учениками первоначального варианта текста и текста, который они подкорректировали сами.

9.  Задание

 Прочитать текст, выписать синонимы, составить синонимический ряд

Проверка с помощью ключа.

10.  Разминка

Закройте глаза. Представьте себе, что у вас длинный – предлинный нос, как у Буратино. Теперь начните «писать» кончиком этого носика в воздухе цифры от 1 до 10 и обратно.

11.  Задание для групп

Подберите синонимы к данным словам и составьте предложения:  1. Прекрасный, бросать, враг.

                             2. Занимательный, торопиться, приятель.

Цель: настроить учеников на урок

 

Цель: научить работать в группе, уметь слушать друг друга

Интрига.  С помощью этого отрывка я постепенно привожу учащихся к новой теме.  

Диалог учителя с учениками

Использование «толстых» и «тонких вопросов»

Вызов устойчивого интереса к теме урока, мотивация учащихся к учебной деятельности; побуждение учащихся к работе.

 

Подведение детей к самостоятельному выводу.

Групповая работа

Дети самостоятельно раскрывают тему урока, учатся мыслить критически

После защиты работ  -  

идет формативное оценивание (дети аплодисментами выражают свою оценку, учитель раздает звездочки  группам)

Подведение детей к выводу

Парная работа

Запись слов-синонимов  под диктовку и проверка написанного

Индивидуальная работа

Минусовка песни из кинофильма «Приключения Электроника».

Групповая работа

 

Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Что такое синонимический ряд?

Что вам понравилось на уроке?

Что вам не понравилось на уроке?

Оценивание

Формативное (обе группы комментируют работы друг друга при помощи стикеров)

Суммативное (учитель, узнав мнения детей и  проанализировав, выставляет оценки)  

Домашняя работа

§13 стр. 48 – 52, упражнение 119



Предварительный просмотр:

                          Урок контроля и оценки знаний учащихся.       Учитель:  Джайлаубаева Ж.М.

Урок расчитан на 2 часа

Дата:                                  Класс:    8                             Возраст:14-15 лет

Тема урока:

Направляемое изложение по тексту «Пичугин мост» (Е.Пермяков)

Ссылки:

Сборник текстов для изложений (4-8 классы) Авторы: Л.А.Виноградов, А.Н.Горчак. М.,Просвещение,1981.

Цели:

  • Развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы с текстом, умение передавать содержание связного текста.
  • Формировать навыки критического мышления, правильного выделения главного и второстепенного при составлении плана изложения, воображения и памяти.
  • Воспитание интереса к творческой деятельности и культуры письменной речи учащихся.

Результат  обучения:

По окончании занятия учащиеся:

  • приобретут навыки критического мышления;
  • приобретут коммуникативные умения;
  • смогут описывать предметы;
  • смогут составлять план;
  • смогут по плану излагать прочитанный текст.

Ключевые идеи:

  • Направляемое изложение, «Пичугин мост», подвиг, крутые бережка.

Задания:

  • Словарная статья, вопросно-ответная беседа, предсказания  дальнейших событий, изложение.

Ресурсы:

  • Иллюстрации, флипчарт, фломастеры, стикеры, цветная бумага, клей, ножницы.
  • Оценочный лист.

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя  и действия учащихся

Примеча

ние

Приветствие.  Мотивация учебной деятельности

3 мин.

Классный кабинет чист и готов к проведению урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок контроля и оценки знаний

Подготовка к написанию изложения

Словарная статья

5 мин.

Дружеская атмосфера

1.Читаю название изложения, предлагаю написать словарную статью на тему «мост».

- Какими могут быть мосты?

2.Как вы думаете, что стоит за первой частью названия изложения, если его название «Пичугин мост»   Ученики записывают в черновик свои варианты развития сюжета (2-3 варианта зачитать)

Формативное оценивание

Самооценивание

Взаимооценивание

Наблюдения учителя

Чтение 1 части текста

3 мин.

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

Читаю первую часть текста.

«По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах. Мечтали о том, что хорошо бы отличиться во время пожара, поймать самую большую щуку или слетать на Луну.

Работа по 1 части

7 мин.

Заинтересован

ность, активность учащихся.

1.Лексическая работа. Словарная статья на тему «подвиг»;

2.объяснить, как понимаете фразу отличиться во время пожара;

3.описать щуку;

4.озаглавливание первой части изложения – Разговоры по пути в школу. – заголовок учителя. Обсудить несколько заголовок, придуманных учениками.

5.Версия учащихся по дальнейшему развитию действия. Обсудить 2-3 – предложения.

Самооценка

Чтение второй части текста.

3 мин.

Внимательность, дружеская атмосфера, сотрудничество

Читаю 2 часть. Сёма Пичугин ни о чём таком не мечтал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, перескакивать через неё было очень трудно.

(Дорога в школу Сёмы Пичугина – заголовок учителя)

Работа по 2 части

5  мин.

Дружеская атмосфера, активность учащихся.

1.Лексическая работа. Объясните, как понимаете «в крутых бережках»;

2.Опишите мальчика – какой он?

3.Опишите речку Быстрянку;

4.Озаглавьте 2 часть изложения. Проверить 2-3 варианта ученических заголовков.

5.Прогнозы учащихся на дальнейшее развитие действия. Обсудите 2-3 варианта.

ОдО-взаимопроверка

Чтение третьей части текста.

3 мин

Дружеская атмосфера, внимательность

 Читаю 3 часть

Ребятам запретили ходить короткой дорогой, а как длинной пойдёшь, когда короткая есть.

И вот задумал Сёма старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить ветлу. (Задумка Сёмы – вариант заголовка учителя)

Работа по 3 части

5 мин.

Самостоятельность, внимательность, активность.

1.Лексическая работа: ветла – объяснение учащихся; объяснение учителя: вид ивы, дерево с гибкими ветвями и узкими листьями;

2.Объяснить, как можно уронить дерево на другой берег;

3.Озаглавить эту часть текста. Проверить 2-3 варианта ученических заголовков;

4.Прогнозы учащихся на дальнейшее развитие действия. Обсудить 2-3 варианта.

ОдО-самооценка

Чтение четвёртой части

3 мин

Дружеская атмосфера

Читаю следующую часть.

Нелёгким оказалось это дело. Только на второй день рухнуло дерево и легло через реку. Решил Сёма приладить перильца из жердей. Дед помог. Хороший мостишко получился.

(Мостишко готов – вариант заголовка учителя)

Работа по 4 части

5 мин

Внимательность, активность, взаимоуважение.

1.Лексическая работа: приладить перильца, жерди – жердь – шест из длинного, тонкого ствола дерева, перила – ограда по краю лестницы, балкона, моста;

2.Нарисуйте мостишко, который сделал Сёма;

3.Озаглавьте часть текста. Проверить 2-3 варианта ученических заголовков;

4.Прогнозирование дальнейшего развития действия, обсудить 2-3 варианта.

Наблюдение и фиксирование работы учителем

Чтение 5 части

3 мин.

Внимательнось, взаимоуважение, сотрудничество

Читаю текст

Не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой, чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут: «Д ты куда идёшь? Иди прямиком через Пичугин мост». Так и стали его называть Сёминой фамилией.

(Мостишко имени Сёмы Пичугина – вариант учителя)

Работа по 5 части

5 мин.

Активность сотрудничество

1.Лексическая работа: прямиком;

2.С какой буквы следует писать «Пичугин мост» Почему?

3.Озаглавливание текста. Проверить 2-3 варианта ученических заголовков.

4.Можно ли на этом закончить текст?

Оценивание смайликами каждого

Чтение последней части.

4 мин.

Внимательность, активность

Читаю текст.

Вскоре стали выпрямлять шоссейную дорогу. Пошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу. Большой мост возвели. Такому можно было  дать громкое название, а его все по – старому называют Пичугин мост…

(Новый мост – вариант учителя).

Работа по последней части.

5 мин.

Внимательность, активность. Взаимоуважение.

1.Лексическая работа: пошла дорога, возвели мост, громкое название, выпрямилась.

2.Опишите новый мост.

3.Озаглавьте последнюю часть текста. Обсудить 2-3 варианта ученических заголовков. Предлагаю вернуться к началу текста. О чём говорили дети? Дайте оценку поступка Сёмы. Можно ли его работу назвать подвигом.

Формативное оценивание

Повторное чтение текста.

10 мин.

внимательность

Читаю текст изложения полностью. Учащиеся делают наброски в черновиках.

Корректировка плана. Написание изложения.

20 мин

Самостоятельность, активность. Внимательность, орфографическая зоркость.

Корректируем план. Учащиеся начинают писать изложение. По мере написания прочитывают части изложения, с целью исключения элементов сочинения. Самопроверка. Сдача тетрадей.

Суммативное оценивание

Итого

90 мин.

Последующее задание

Повторить пройденные темы.



Предварительный просмотр:

№ 10                Джайлаубаева Ж.М.             Урок литературного чтения

Класс:

Возраст:

7 класс

11-12 лет

Тема урока

Сергей Есенин «Берёза»

Ссылки

Календарный план, учебник Литературное чтение, Алматы, «Білім» 2003.

Цели

  • познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Берёза”;
  • работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  •  развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
  • развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать самостоятельную творческую активность.

Результат  обучения

По окончании занятия учащиеся:

  • смогут выразительно читать стихотворение;
  • смогут образно видеть красоту берёзы, пейзаж;
  • смогут описывать пейзаж;
  • смогут работать в группах;

Ключевые идеи

Биография С.Есенина. Стихотворение «Берёза». Пейзаж.

Материа

лы и оборудова

ние

  • мультимедийный проектор, компьютер; ноутбуки для каждого учащегося;

Microsoft Power Point 2003 “С.А.Есенин“Берёза” 

  • раздаточный материал для рефлексии и творческого задания;
  • маркер, бумага А4, стикеры.

Задания

  • Вопросно-ответная беседа.
  • Выразительное чтение.
  • Презентация слайдов, выполненных талантливыми и одарёнными учащимися.
  • Синквейн

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя  и действия учащихся

Примеча

ние

1.Организационный момент

2  мин.

Доброжелательность, Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.

Психологический настрой на урок

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой своей дорожи.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением настроений: радости и грусти.

Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/592426/img1.gif

(слайд №2)

2. Речевая разминка

5 мин.

Внимательность, взаимоуважение.

а) Урок начинаем со звуковой разминки. На выдохе читаем звукоряд:

И А Э О У Ы И

– мы эхо;
– читаем с убыстрением;
– напугал “У”;
– спроси “О”;
– похвастайся “А”;
– удивись “У”.

б) Назовите фамилии тех людей, которых вы видите на экране.

Л.Н. Толстой, Б. С. Житков, В.В. Бианки, С. А. Есенин.

Из перечисленных авторов назовите фамилию человека, который писал стихотворения. А для этого решите ребус: 6, 19, 6, 15, 10, 15. (Есенин)

(слайд №3)

(слайд №4)

(слайд№5)

3. Изучение нового материала.

а) сообщения детей об авторе (слайд №6,7,8).

б) Чтение стихотворения С. Есенина учителем наизусть (слайд №11)

в)лексическая работа (толкование даётся по словарю Ожегова) (слайд №13)

8 мин.

Активность, внимательность, уверенность

1-й ученик. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново,что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.

2-й ученик(слайд №9).Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.

3-й ученик (слайд №10).С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.

4-й ученик. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы,животных.

5-й ученик. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.

 (учебники у детей закрыты)

   Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина, которое называется “Берёза”. В 1914 году оно, стало первым опубликованным произведением Есенина и, было напечатано в детском журнале “Мирок”. Тогда поэту было 19 лет. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые мы с вами будем читать позже. (слайд №12)

   Послушайте, пожалуйста, стихотворение “Берёза”, а потом ответьте на вопрос.

   Что вы почувствовали? Какое настроение возникло у вас, слушая стихотворение?

кайма –

отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

бахрома –

тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

кисти

– украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

Оценивание стикерами (красными, синими)

4. Физкультминутка “Живые деревья” (слайд №14)

4 мин.

Активность, ответственность, взаимоуважение, взаимопроверка.

Сейчас мы немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в деревья. Встаньте и представьте, что вы деревья. Вот мы вытянули руки вверх, будто веточки деревьев. Тихонько подул ветер, наши ветки тихонько колышутся. Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задрожали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят. Мы красивые, сильные деревья. Мы тянемся к солнышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми. Машем листочками небу, облакам, солнечным лучам. А теперь мы медленно опускаем руки и садимся на своё место.

Формативное оценивание

5.Работа над стихотворением

а)первичное чтение уч-ся

б) беседа после чтения (слайд №16)

7 мин.

Активность, внимательность учащихся.

– прочитайте стихотворение тихо, “жужжащим чтением”;
– чтение уч-ся вслух по четверостишьям;

– какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).
– с чем сравнивает поэт снег в первой строфе? (с серебром)
– с чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой)
– как называется этот приём? (сравнение)
– прочитайте последнее четверостишье хором;

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В первой строфе он использует сравнение. В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто.

– как называется такое сравнение? (скрытое сравнение называется метафорой)
– найдите в стихотворении ещё метафоры? (распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь, новым серебром)

Зачем поэт употребляет метафоры? (для создания образа берёзы)

Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением.

Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки)

А сейчас я хочу проверить вашу догадливость .Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

В каком значении – прямом или переносном –употреблено слово горят? (в переносном,снежинки не могут гореть, как дрова)

Подберите синоним к слову “огонь”? (жар, пламя)

Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).

А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

Ребята, закройте глаза и ещё раз представьте эту чудесную снежную берёзу.

Какой художественный приём раскрывает красоту берёзы? (метафора)

6.Физкультминутка для глаз (слайд №17)

3 мин.

Внимательность,

– быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, спокойно считая до 10;

– вытянуть правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз (повторить 4-5 раз);

7. Работа в группах, в парах.

Упражнения в выразительном, правильном чтении (слайд №18)

5 мин.

Активность  внимательность, дружеская атмосфера

Используя средства выразительной речи – темп, тон, правильность, попробуйте выразительно прочитать это стихотворение так, чтобы вы все увидели нарядную, тихую, сияющую берёзу.

– хоровое чтение “буксир”;
– чтение уч-ся (2-3 уч-ся вслух);
– чтение в парах;

8.Закрепление полученных знаний.

5  мин.

Самостоятельность, дисциплинированность

Самостоятельная работа. Работа с ноутбуками. Тестирование. (слайд №19)

Выбери правильный ответ.

1. Объясни, что обозначает здесь слово “кисть”?

а) разветвлённое соцветие на длинном стебле;
б) пучок ниток, шнурков, служащий украшением;
в) пучок волос на рукоятке, служащий для нанесения клея, краски;

2. Объясни значение слова “кайма”?

а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;

3. Объясни значение слова “бахрома”?

а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;

4. С чем поэт сравнивает снег?

а) с золотом; б) с алмазами; в) с серебром; г) с хрусталиками;

5. Какой поэт называет тишину?

а) мёртвой; б) тревожной; в) сонной; г) глубокой;

6. Чем заря обсыпает ветки берёзы?

а) новым серебром; б) новым золотом; в)солнечными лучами; г) алыми маковыми лепестками;

7. Какое настроение передаёт это стихотворение?

а) радостное, бодрое; б) спокойное, задумчивое;

в) грустное, тревожное; г) весёлое, шутливое;

8. Какие чувства передаёт это стихотворение?

а) сомнение, удивление; б) испуг, сочувствие;

в) любование, восхищение; г) веселье, восторг;

Самопроверка и самооценка.

9.Творческая работа в группах (слайд №22)

4  мин.

Синквейн.(пятистишие) на бумаге А4

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством С. Есенина и его стихотворением “Берёза”. Люди сочиняли стихи во все времена, попробуем, и мы на несколько минут стать поэтами и сочинить своё стихотворение о берёзе.

Итог урока

Рефлексия

3 мин.

Дружеская атмосфера

Наш урок подходит к концу. Подведём итог: начните свои ответы со слов: я запомнил (а), узнал(а), повторил (а) удивил (ась)ся…

Описание: http://festival.1september.ru/articles/592426/img1.gif

Вы все хорошо поработали. Ребята, если вам урок понравился, то поднимите карточку с улыбающимся человечком и сами улыбнитесь, а если вы чем-то не довольны, то поднимите карточку с печальным человечком.

Хорошо спасибо я довольна сегодняшним уроком. В подготовке презентации мне помогали учащиеся вашего класса вы все их знаете, за работу вам поставила пятёрки

Итого

45 мин.

Последующее задание

– выучить стихотворение наизусть;

– сочинить свое стихотворение о берёзе и прочитать наизусть;

– нарисовать рисунок о берёзе;

Спасибо за работу. Молодцы! (слайд 25)



Предварительный просмотр:

№2 Джайлаубаева Ж.М.

Урок русской речи   в 5 классе

Форма: игра  «Счастливый случай»

№ 1

Урок русского языка                               Класс:  5  класс       Возраст:  10-11 лет

Тема урока:

Состав слова. Урок – обобщение.

Ссылки:

Календарное планирование, учебник Русская речь, Алматы «Атамұра» 2006.

Цели:

  • Обобщить знания о составе слова.
  • Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
  • Развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.

Результат  обучения:

По окончании занятия учащиеся:

  • научатся разбирать слова по составу;
  • научатся работать в группах;
  • приобретут навыки критического мышления;
  • приобретут коммуникативные умения.

Ключевые идеи:

Состав слова, морфемы, приставка, суффикс, корень, основа, окончание

Ресурсы:

ИКТ: Компьютер, проектор, экран.  Наглядный материал:  схемы, таблицы.

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя  и действия учащихся

Примеча

ние

Психологический настрой на урок

3  мин.

Доброжелательность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная  расслабляющая мелодия)

Сообщение темы и задач урока

5 мин.

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 группы друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить группу - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберётся больше. Чтобы дать группам названия, ответьте на вопросы:

- Какие части слова знаете?

- Что такое приставка?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Что такое окончание?

Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание

Деление

на группы

Задание 1. Минутка чистописания

5 мин.

Активность, сплочённость, аккуратность.

 Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали  в порядке цифр(1, 7, 2, 3), то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.

По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь,

Пробежал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (Олень)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окна)

Что за дерево такое,

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

- Какое слово получилось? (Очки)

- Какая орфограмма в слове очки?

- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?

Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов-отгадок.

Задание 2. Словарный диктант

5 мин.

Активное взаимодей

ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов.

(Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой): (Карточки с гласными буквами (а, о, я, и, е  и  т.д.).

Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.

Разминка закончилась, начинаем игру.

Задание 3. Игра «Счастливый случай» Обобщение темы.

Работа в группе.

5  мин.

Активное взаимодей

ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже

ние,  выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность,  взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка.

1-й гейм. Найти друзей.

- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.

1 группа: лечить (лечение, лекарство, лекарь).

2 группа: берег (бережок, набережная, береговой).

3 группа: горка (горный, горец, пригорок).

2 гейм.

- Составить из частей слово, разобрать по составу:

1 группа: и, ник, под, снеж (подснежники);

2 группа: а, к, по, сад (посадка);

3 группа: а, ушк, корм (кормушка).

Группа, закончившая задание, поднимаетсигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов.

Физминутка

3  мин.

Комфортность, раскрепощённость, свобода, музыкальность, ритмика.

Танец  «Қара жорға»

Задание 4. Продолжение игры.

8 мин.

Взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопомощь.

3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме:

1 группа: корень, суффикс, окончание;

2 группа: приставка, корень, окончание;

3 группа: приставка, корень, суффикс, окончание.

4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:

1 группа: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;

2 группа: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;

3 группа: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».

Оценивание работы жетонами, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий

 Задание №5 Игра-Это всё мы проходили

5 мин.

Сплоченность групп

5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой группы по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других группах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ зачитывается очко.

1 группа задает вопросы: (ответы написать…

- Что такое основа слова?

- Какая часть слова бывает во всех словах? Заменить…… слова не имеют корня…….или раск5рыть учителю….

2 группа:

- Что называется корнем слова?

- Что такое окончание?

3 группа:

- Что такое приставка?

- что такое суффикс?

6 гейм. Стр. 170, упр.287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные слова:

1 группа: имена существительные;

2 группа: имена прилагательные;

3 группа: глаголы.

Оценивание работы жетонами

Итоги урока, награждение

поощрение

3 мин.

Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности,

Вывод: Помни, при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

-Ребята как вы думаете,  чья группа была активна сегодня?

- Подсчитайте свои жетоны и все узнают, какая группа работала лучше всех.

Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания

Рефлексия

3 мин.

Активность учащихся

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Чему учились?

- Что повторяли?

- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок.

Итого

45 мин.

Последующее задание

  1. Повторить состав слова.
  2. Написать синквейн с ключевыми словами:  Лето, Речка, Каникулы.



Предварительный просмотр:

№ 19                              Учитель:  Джайлаубаева Ж.М.

Дата:                                  Класс:   5                         Возраст:14-15 лет

Тема урока:

«Три дочери»-татарская народная сказка.

Ссылки:

Календарно-тематическое планирование, учебник русская речь для 5 класса, автор-К.Х.Жаданова, Алматы «Білім» 2003, методическое руководство для учителя, автор К.Х.Жаданова, Алматы «Білім» 2004.

Цели:

  • Познакомить с содержанием сказки;
  • Способствовать всестороннему анализу текста;
  • Формировать умение активно обсуждать содержание сказки, активизировать все виды мышления;
  • Научить работе в группе.

Результат  обучения:

По окончании занятия учащиеся:

  • приобретут навыки критического мышления;
  • приобретут коммуникативные умения;
  • обогатят словарный запас;
  • приобретут умение описывать героев, давать характеристику героям;
  • смогут рисовать героев.

Ключевые идеи:

  • Сказка «Три сестры», Республика Татарстан, Литературные кружки, анализ сказки.

Задания:

  • Выразительное чтение сказки
  • Опережающее задание
  • Вопросно-ответная беседа
  • Литературные кружки: Задающие – отвечают на вопросы, которые задают друг другу, Толкователи – рассказывают о героях, дают им характеристику и описание, Связисты – объясняют смысл предложений, пословиц, связывают их с текстом, Иллюстраторы – рисуют героев произведения.

Ресурсы:

  • Интерактивная доска, слайды о республике Татарстан, слайды с заданиями кружков, слайды с домашним заданием.

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя  и действия учащихся

Примеча

ние

Приветствие.  Психологический настрой на урок

2 мин.

Классный кабинет чист и готов к проведению урока

Звенит звонок, начинается урок.

Заходите дети в класс, много дел у нас

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, сказали самое хорошее слово.

Заранее поделены на группы

Проверка Д/З Групповая работа

8 мин.

Дружеская атмосфера активность групп, ответственность, открытость

1.Опережающее задание (тема: «Семья»)

По стратегии «Шесть шляп» -Раскрыть ситуацию в семье. Своё отношение с родителями.

Белая – раскрывает тему-Что такое семья?

Жёлтая – позитив – Что положительного во взаимоотношениях в семье?

Чёрная – раскрывает проблемы отношений в семье

Красная – эмоции – раскрывает положительные и отрицательные эмоции

Зелёная – творчество (инсценируют)

Синяя – подводят итоги (философствуют)

Оценивание на оценочных листах

Вызов

1.Постановка темы и целей урока

2.Работа с понятиями

5 мин.

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

- Сегодня мы прочитаем татарскую  народную сказку «Три дочери» и поработаем над её содержанием. Работать будем в литературных кружках – в группах.

- Что называется сказкой?

- Ребята, а со сказкой какого народа мы с вами познакомимся?

- А кто знает, где находится Татарстан?  Как называется столица Татарстана?

- Просмотрите слайды о Татарстане (показ слайдов)

Учащиеся оценивают себя в оценочном листе, а учитель оценивает у себя.

Осмысление

1.Чтение сказки

2.Работа в кружках

15 мин.

Заинтересован

ность, внимательность,активность учащихся.

- Прочитайте в группах сказку.

- Сейчас мы будем обсуждать прочитанное в кружках – группах. Каждый будет выполнять определённую роль. У вас на столах есть лист с ролью вашей группы. Задание вот на интерактивной доске

Задающие – отвечают на вопросы, которые задают друг другу

Толкователи – рассказывают о героях. Дают им характеристику и описание

Связисты – объясняют смысл предложений, пословиц, связывают их с текстом.

Иллюстраторы – рисуют героев сказки.

1 кружок «Задающие»

Составляют вопросы по сказке

-Сколько дочерей было у матери?

- Что делала мама?

- Как поступила младшая дочь?

- Кто не выполнил просьбу мамы, и что с ним сделала белочка? (предсказала будущее)

- А что предсказала ей белочка за доброе сердце?

2 кружок «Толкователи»

- Объясняют значение слов. Поступков, дают описание, характеристику.

Женщина-мама, три дочери – доют характеристику каждой дочери.

Реакция дочерей

Характеристика третьей дочери

3 кружок «Связисты»

- Объяснить выражения: «Собирает – день деньской», «К ярмарке холста наткать», «Плохого тому сыну, которого отец не учил», «Живы родители – почитай, а умерли – поминай», «При солнышке тепло, а при матери добро»

4 кружок «Иллюстраторы»

Нарисовать рисунок

Черепаха, паук, белочка, пчела, мама.

Оценивание Формативное оценивание

Рефлексия

Презентация групп

10  мин.

Дружеская атмосфера, активность учащихся, внимательность, взаимоуважение, взаимообучение

- Итак, ребята, вы работали подходы к пониманию текста с точки зрения той роли, по которой вы работали над сказкой. Теперь поделитесь результатами вашей работы с другими.

Оценивание  на оценочных листах

Итог урока

Оценивание

5 мин

Дружеская атмосфера, внимательность

Учащиеся сдают свои оценочные листы, учитель ставит оценки с комментариями учитывая самооценку учащихся

Суммативное оценивание

Итого

45 мин.

Последующее задание

Прочитать сказку, подготовить пересказ, написать письмо РАФТ



Предварительный просмотр:

№ 19                              Учитель:  Джайлаубаева Ж.М.

Дата:                                  Класс:   5                         Возраст:14-15 лет

Тема урока:

«Три дочери»-татарская народная сказка.

Ссылки:

Календарно-тематическое планирование, учебник русская речь для 5 класса, автор-К.Х.Жаданова, Алматы «Білім» 2003, методическое руководство для учителя, автор К.Х.Жаданова, Алматы «Білім» 2004.

Цели:

  • Познакомить с содержанием сказки;
  • Способствовать всестороннему анализу текста;
  • Формировать умение активно обсуждать содержание сказки, активизировать все виды мышления;
  • Научить работе в группе.

Результат  обучения:

По окончании занятия учащиеся:

  • приобретут навыки критического мышления;
  • приобретут коммуникативные умения;
  • обогатят словарный запас;
  • приобретут умение описывать героев, давать характеристику героям;
  • смогут рисовать героев.

Ключевые идеи:

  • Сказка «Три сестры», Республика Татарстан, Литературные кружки, анализ сказки.

Задания:

  • Выразительное чтение сказки
  • Опережающее задание
  • Вопросно-ответная беседа
  • Литературные кружки: Задающие – отвечают на вопросы, которые задают друг другу, Толкователи – рассказывают о героях, дают им характеристику и описание, Связисты – объясняют смысл предложений, пословиц, связывают их с текстом, Иллюстраторы – рисуют героев произведения.

Ресурсы:

  • Интерактивная доска, слайды о республике Татарстан, слайды с заданиями кружков, слайды с домашним заданием.

Этапы проведе

ния урока

Время – 45 минут

Атмосфера в классе

Действия преподавателя  и действия учащихся

Примеча

ние

Приветствие.  Психологический настрой на урок

2 мин.

Классный кабинет чист и готов к проведению урока

Звенит звонок, начинается урок.

Заходите дети в класс, много дел у нас

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, сказали самое хорошее слово.

Заранее поделены на группы

Проверка Д/З Групповая работа

8 мин.

Дружеская атмосфера активность групп, ответственность, открытость

1.Опережающее задание (тема: «Семья»)

По стратегии «Шесть шляп» -Раскрыть ситуацию в семье. Своё отношение с родителями.

Белая – раскрывает тему-Что такое семья?

Жёлтая – позитив – Что положительного во взаимоотношениях в семье?

Чёрная – раскрывает проблемы отношений в семье

Красная – эмоции – раскрывает положительные и отрицательные эмоции

Зелёная – творчество (инсценируют)

Синяя – подводят итоги (философствуют)

Оценивание на оценочных листах

Вызов

1.Постановка темы и целей урока

2.Работа с понятиями

5 мин.

Доброжелательный настрой преподавателя на успех.

- Сегодня мы прочитаем татарскую  народную сказку «Три дочери» и поработаем над её содержанием. Работать будем в литературных кружках – в группах.

- Что называется сказкой?

- Ребята, а со сказкой какого народа мы с вами познакомимся?

- А кто знает, где находится Татарстан?  Как называется столица Татарстана?

- Просмотрите слайды о Татарстане (показ слайдов)

Учащиеся оценивают себя в оценочном листе, а учитель оценивает у себя.

Осмысление

1.Чтение сказки

2.Работа в кружках

15 мин.

Заинтересован

ность, внимательность,активность учащихся.

- Прочитайте в группах сказку.

- Сейчас мы будем обсуждать прочитанное в кружках – группах. Каждый будет выполнять определённую роль. У вас на столах есть лист с ролью вашей группы. Задание вот на интерактивной доске

Задающие – отвечают на вопросы, которые задают друг другу

Толкователи – рассказывают о героях. Дают им характеристику и описание

Связисты – объясняют смысл предложений, пословиц, связывают их с текстом.

Иллюстраторы – рисуют героев сказки.

1 кружок «Задающие»

Составляют вопросы по сказке

-Сколько дочерей было у матери?

- Что делала мама?

- Как поступила младшая дочь?

- Кто не выполнил просьбу мамы, и что с ним сделала белочка? (предсказала будущее)

- А что предсказала ей белочка за доброе сердце?

2 кружок «Толкователи»

- Объясняют значение слов. Поступков, дают описание, характеристику.

Женщина-мама, три дочери – доют характеристику каждой дочери.

Реакция дочерей

Характеристика третьей дочери

3 кружок «Связисты»

- Объяснить выражения: «Собирает – день деньской», «К ярмарке холста наткать», «Плохого тому сыну, которого отец не учил», «Живы родители – почитай, а умерли – поминай», «При солнышке тепло, а при матери добро»

4 кружок «Иллюстраторы»

Нарисовать рисунок

Черепаха, паук, белочка, пчела, мама.

Оценивание Формативное оценивание

Рефлексия

Презентация групп

10  мин.

Дружеская атмосфера, активность учащихся, внимательность, взаимоуважение, взаимообучение

- Итак, ребята, вы работали подходы к пониманию текста с точки зрения той роли, по которой вы работали над сказкой. Теперь поделитесь результатами вашей работы с другими.

Оценивание  на оценочных листах

Итог урока

Оценивание

5 мин

Дружеская атмосфера, внимательность

Учащиеся сдают свои оценочные листы, учитель ставит оценки с комментариями учитывая самооценку учащихся

Суммативное оценивание

Итого

45 мин.

Последующее задание

Прочитать сказку, подготовить пересказ, написать письмо РАФТ