Всё для сертифицированных учителей, прошедших курсы по программе Кембриджа

Джайлаубаева Жаннета Мырзахановна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.pptm919.19 КБ
Microsoft Office document icon kriterialnoe_otsenivanie.doc82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путеводитель по самооценке и оцениванию одноклассников Источники : http://nationalstrategies.standards.dcsf.gov.uk/node/18700 http://www.ukcle.ac.uk/resources/assessment/group.html http://www.sedl.org/pubs/tl05/images/icons.gif www.nsead.org/downloads/Art_ Peer _ Assessment _ example .doc

Слайд 2

Содержание Введение Указатель Обобщение Слайды для использования на уроках Бонус !

Слайд 3

Оценивание одноклассников при работе в парах и самооценка – есть нечто большее, чем просто выставление оценок детьми работам друг друга или собственным работам. Чтобы улучшить процесс изучения, эта деятельность должна вовлекать детей в качество их работы и помогать им в осмыслении того, как ее улучшить. Оценивание одноклассников предоставляет детям возможность давать друг другу ценную обратную связь, таким образом они учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Это раскрывает ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу позволяют детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения. Оценивание одноклассников помогает развить способность к самооценке, которая способствует независимому обучению, помогая детям брать все большую ответственность за собственный прогресс. Источник: http://nationalstrategies.standards.dcsf.gov.uk/node/18700 Путеводитель по самооценке и оцениванию одноклассников Вернуться к содержанию

Слайд 4

«Ученики могут выполнить множество заданий по оцениванию так, что не только сэкономят время учителя, но и получат пользу от обучения, особенно в плане развития навыков суждения». (Rust (2001) стр. 10) Вернуться к содержанию

Слайд 5

Не бойтесь не ставить отметки в их дневниках. Стремитесь оценивать примерно 25% работы и применяйте это для установления определенных сфокусированных целей Работа по оцениванию одноклассников покроет оставшуюся часть оценивания. Вернуться к содержанию

Слайд 6

А теперь путеводитель Вернуться к содержанию

Слайд 7

продумайте возможности для оценивания одноклассников и самооценке, например «обсудить в паре и поделиться с остальными» при проведении опроса 1 Вернуться к содержанию

Слайд 8

Объясните подразумеваемые результаты обучения для каждой задачи и то, как они относятся к целям обучения, при этом убеждаясь, что дети осознают возможности, которые предоставляет обучение (возможно, имеются возможности продлить обучение для более способных детей или устанавливать взаимосвязь с конкретными интересами детей). 2 Вернуться к содержанию

Слайд 9

предоставьте детям четкие критерии успеха, чтобы помочь им оценить качество своих работ 3 Вернуться к содержанию

Слайд 10

с течением времени научите детей оценивать их собственную работу и работу других, и выработайте соответствующий язык 4 Вернуться к содержанию Пошаговое действие Стратегия Вклад Краткосрочные результаты Долгосрочные результаты Цели Задачи Обучение Конкретизация задачи

Слайд 11

На уроках дайте детям возможность обсуждать и размышлять о разрешении проблем и вырабатывать стратегии, сравнивая и оценивая подходы 5 Вернуться к содержанию

Слайд 12

6 Вернуться к содержанию постоянно и часто побуждайте детей самоанализировать свое обучение и направляйте детей к выявлению их следующих шагов

Слайд 13

Еще раз Продумайте возможности для оценивания одноклассников и самооценки Свяжите результаты с целями обучения Предоставьте четкие критерии успеха Приучите детей развить подходящий язык в работе по оцениванию Предоставьте возможность обсуждать и размышлять Направляйте детей в самоанализе Вернуться к содержанию

Слайд 14

«Найдите один пример, которым вы действительно гордитесь и обведите его в кружок. Расскажите соседу почему это нравится». «Решите с вашим партнером с каким критерием успеха вы больше всего преуспели, а какой из них требует помощи или может быть развит еще больше». (После того как весь класс высказывал мнения в течение 1-2 минут) «У вас есть три минуты, чтобы определить два отрывка, где как вы считаете, вы хорошо сработали, и зачитать их вашему партнеру». «У вас есть пять минут, чтобы найти один отрывок, где вы можете внести улучшение. Напишите улучшение внизу вашей работы» ' «Посмотрите на вопросы, которые вы сегодня решили. Где вы преуспели? Какой способ вы использовали?» Примеры подходящего применения Вернуться к содержанию

Слайд 15

Вот несколько слайдов, которые вы можете использовать на уроках Вернуться к содержанию

Слайд 16

Что это ? Значок « CE » показывает, что предметы соответствуют европейским стандартам здоровья и безопасности Вернуться к содержанию

Слайд 17

Для чего нужны схемы оценки ? Однородность - чтобы каждый знал, что все работают по одинаковым критериям Критика - Чтобы помочь объяснить, что хорошо, а что может быть улучшено Общение - Чтобы помочь каждому понять, что от него ожидается, что было достигнуто и что может быть улучшено Вернуться к содержанию

Слайд 18

Вспомните тот момент, когда вы сформулировали суждение о чем-то, что сделали вы или кто-то другой. ПОДУМАЙТЕ ОБСУДИТЕ В ПАРЕ ПОДЕЛИТЕСЬ Теперь поделитесь этим в парах Оценивание одноклассников и самооценка сводятся к вынесению суждения о вашей собственной работе и работе других Итак, что такое оценивание одноклассников и самооценка ? Вернуться к содержанию

Слайд 19

Оценивание одноклассников и самооценка сводятся к вынесению суждения о вашей собственной работе и работе других Оценивание одноклассников Вернуться к содержанию

Слайд 20

Вам следует – Определить, что было сделано хорошо Объяснить, почему это было проделано хорошо Затем ... iii) Определить, что может быть улучшено iv) Объяснить, как это может быть улучшено Вернуться к содержанию

Слайд 21

Комментарии всегда должны быть сведены к обучению Если вы скажете: Хорошо презентовано Ясно Красочно Это не поможет объяснить человеку, почему работа хорошая или может быть улучшена. Всегда сводите их к обучению! Вернуться к содержанию

Слайд 22

Бонус ! Вернуться к содержанию Самые лучшие моменты Рейтинг 5-ти лучших Рейтинг 5-ти лучших Предлагаемые улучшения КЛЮЧ 1 Что? Четкие и целесообразные цели обучения КЛЮЧИ К ХОРОШЕМУ ОЦЕНИВАНИЮ Стандарты оценивания высокого качества МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ Примеры из класса ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ Ответные комментарии для сопровождения рассказов ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Интересная статистика и научные изыскания ЧТО-ТО, ЧТО МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ Короткие занятия для формирования более глубокого понимания

Слайд 23

Пример оценки партнера взят из www.nsead.org/downloads/Art_ Peer _ Assessment _ example .doc Критерий для оценки Имя 1 Имя 2 Мое имя Есть ли признаки заднего фона ? Да нет Да нет Да нет Есть ли признаки середины ? Да нет Да нет Да нет Есть ли признаки переднего плана ? Да нет Да нет Да нет Аккуратно ли нарисован передний план? Да нет Да нет Да нет и более детализирован ? Да нет Да нет Да нет Нарисованы ли листья разных форм? Да нет Да нет Да нет ЛИСТ ОЦЕНКИ ГРУППЫ 7 ГОДА «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПТИЧКА» В группах по трое ответьте ниже о вашей работе и работе 2-ух других учеников Вернуться к содержанию Обсудите в группе, у чьей работы самая лучшая композиция, используя информацию , представленную выше ЗАМЕТКИ о том, как я мог бы улучшить мою работу имя ТЕПЕРЬ оцените вашу работу здесь, поставив себе «А», «В» или «С» (вы можете включить «+» или «-» – за старание)

Слайд 24

Узнайте больше http://nationalstrategies.standards.dcsf.gov.uk/node/18700 http://www.qub.ac.uk/directorates/AcademicStudentAffairs/CentreforEducationalDevelopment/Resources/PeerandSelfAssessment/ http://video.google.com/videoplay?docid=-2041806810929460474# ( Пол Блэк описывает оценивание одноклассников и самооценку ) http://www.ltscotland.org.uk/video/s/selfandpeerassessmentdylanwiliam.asp ( Дайлан Виллиам об оценивании одноклассников и самооценке ) http://www.qcda.gov.uk/4334.aspx http://www.ltscotland.org.uk/assess/index.asp



Предварительный просмотр:

Министерство образования Пермского края

Департамент образования администрации г. Перми

Государственный университет – Высшая школа экономики

Четвертая краевая научно – практическая конференция

Университетского округа ГУ – ВШЭ

«Критериальное оценивание

в условиях компетентностного подхода

на уроках русского языка»

Автор работы:

учитель высшей категории

МОУ «СОШ № 72»

Матрохина Е.И.

Пермь, 2010


Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, очень важная методическая проблема. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и  ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериальном оценивании учащихся. Оно подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

  1. Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.
  2. Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.
  3. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.
  4. Фактически критериальная отметка рассматривается как  замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения.
  5. Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания - это конкретное выражение учебных целей.
  6. Критериальная отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она является лишь источником информации.
  7. Ученик сам оценивает свою работу.

Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные потом по схожести в несколько критериев. Именно этот принцип критериального оценивания приобретает особую значимость при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в выпускных классах. Часть «С» проверяется на основе трех основных критериев:А - содержание текста, В- организация текста, С- грамотность.

Учитель при этом должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь ясные описания идеально выполненной работы. Он включает учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценку. Рефлексия должна стать обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы.

Этот способ описания критериев я использую на уроках  русского языка, как при проверке письменных работ: тестов, изложений, сочинений- эссе, так и устных ответов: работа в группе, монологический ответ  в научном стиле речи, фронтальный опрос и др.

Предварительно знакомлю учащихся с критериями оценки письменной работы. Например, изложение в 8 классе по русскому языку. Объем – 1,5 страниц, время работы- 2 урока (по 40 минут).

Инструкции: изложение должно быть написано в классе с использованием плана и черновика. Источники: вы можете пользоваться памяткой «Как работать над изложением», словарями. Оценивание: ваша письменная работа будет оцениваться с помощью критериев: А, В, С.

Баллы

А

В

С

7-8

Изложение написано по теме, соответствует типу речи предложенного текста. Подробный пересказ. Фактические ошибки.

Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью. В тексте есть вступление и заключение, но допущено нарушение связности изложения (не более одного) или более одного случая абзацного членения текста.

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, но средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения) не использованы. Допущено не более одной орфографической и двух пунктуационных ошибок.

9-10

Изложение написано по теме,  соответствует типу речи предложенного текста.

Подробный пересказ.

Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения.

Работа характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств выразительности, разнообразием грамматических форм. Работа грамотная, допущена одна негрубая ошибка.

Текст читается 2 раза. Чтобы удачно написать сочинение, необходимо:

1. Поразмышлять над вопросами:

  • Кто из героев романа посетил профессора в день рождения?
  • Как М.Осоргин передал атмосферу гостеприимства в доме профессора- орнитолога?
  • Какие средства языковой выразительности использованы автором?

2. Знать, как пересказать текст.

Выполняя контрольную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности задания, выбрать сроки выполнения (из двух дат), при необходимости выполнить ее дважды, апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам контрольной работы поясняю, даю оценку качества работы. Акцент делаю на хорошо выполненных работах и продвижении ранее отстававших учащихся (ситуация успеха). Работа оценивается в баллах (1-10).

Правила оценивания  устного ответа, например, публичное выступление, в условиях компетентностного подхода должны вырабатываться и уточняться в совместной дискуссии педагога и учащегося. Начиная  с 5 класса, каждый ребенок имеет памятку, знает основные требования к устному ответу. Он должен быть полным, логичным, доказательным, последовательным, построенным в научном стиле речи.

Наибольшую трудность представляет оценивание в группе. Возникает ряд вопросов:

-Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал?

-Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали?

-Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики?

На первом уроке мы начинаем обсуждать работу в группе, основные критерии, предлагаемые учащимися, заносим их в таблицу:

Оценивание групп (№1)

Группы

Охват материала

Оригинальность идей

Дополнения

Поведение

в группе

Умение сотрудничать

Общий

балл

1

8

2

11

3

8

4

4

В то время, когда работают группы, заполняются на доске две предпоследние графы; и заполняется одновременно таблица индивидуального оценивания (таблица №2). На этапе представления результатов «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, делают дополнения.        Заполняются остальные графы. Каждая группа получает свои плюсы - общие баллы. На заключительном этапе задаю вопрос: Кто  работал более активно  (дополнял, исправлял, отвечал)? Таким образом, с помощью класса выставляется объективная индивидуальная отметка ученикам.

Индивидуальное оценивание (№2)

Список

учеников

Выдвижение идей

Вовлечение

товарищей в работу

Оригинальность идей

Задавание

вопросов

Умение

отвечать

на вопросы

Общий балл

Иван

5

Ольга

5

Во время работы в группе ученики слушают друг друга. Сами задают вопросы и отвечают на них; формируется живой интерес ко всему процессу обучения.

Алгоритм группового оценивания таков:

  1. совместная с учениками разработка критериев и составление критериальной таблицы
  2. Проведение текущего оценивания учителем и учениками с помощью условных значков,  например, «+»- соответствие критерию, «-» -несоответствие критерию. Ученики совместно с учителем просматривают критерии и вносят соответствующие дополнения в таблицу.
  3. Окончательное оценивание.
  4. Обсуждение полученных результатов: какие достоинства имела каждая группа, с какими трудностями столкнулась.

Используя критериальные таблицы, мы можем сделать вывод о преимуществе данного вида оценивания в группе:

  1. если оценивание ведется на протяжении всего урока, то наиболее вероятно, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
  2. Наглядность оценивания позволяет регулировать свои достижения, влиять в ходе урока на оценку.
  3. Стимулирует учеников узнавать как можно больше по изучаемой теме
  4. Весь процесс «прозрачен» для учеников, поэтому они не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
  5. При данном виде оценивания у учеников есть возможность улучшить качество своей работы, т.к. обсуждаются причины неудач.
  6. Формируются навыки сотрудничества, навыки общения и построения гармоничных отношений с окружающими

Оценки за групповую работу можно занести в тетрадь, а затем учесть при выставлении четвертных отметок. Если члены группы трудятся нескоординированно: кто-то работает, а кто-то нет, можно поставить знак «-» в графе «умение сотрудничать». Это повлияет на оценку группы в целом. Ученики непременно сами начнут регулировать работу так, чтобы все были вовлечены в деятельность. Работа в группах часто раскрывает возможности и слабых учеников, благодаря чему у них появляется возможность стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, которая,  как известно, бывает у них очень низкой и мешает в учебе, снижая познавательный интерес.

  Данные отметки не обязательно выставлять в журнал, они нужны как поощрение исследовательского интереса учеников. Если учителю необходимо выставить отметки в журнал, то можно предложить им выбрать из своей группы тех учеников, кто заслужил сегодня «5», и обосновать свой выбор.

  Таким образом, критериальные таблицы помогают увидеть дополнительные возможности групповой работы. На мой взгляд, данная методика оценивания позволяет максимально эффективно достичь целей интерактивного обучения.

Учебное взаимодействие, построенное на умении самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты индивидуально, в группе и коллективе, является неотъемлемой частью мониторинга качества компетентностно  ориентированного образования в современной школе.