МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Зелинская Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

"Мой край-Югра"

1. Введение

                  Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
  • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

3. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой край» заключается: 

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников

4. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: 

  • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;
  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры.
  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

Дополнительная образовательная программа «Мой край-Югра» рассчитана на 1 год.

5. Формы и режим занятий 

  • Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)

6. Методы и приемы: 

  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

7. Формы проведения 

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий

8. Цель и задачи данной образовательной программы:

Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка  через формирование основ краеведческой культуры

Задачи программы: 

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.
  • Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

9. Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий  и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы)

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

Критерии результативности 

  • Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 

  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Практическая часть

Примечание

1-2

Край, в котором я живу.

2 ч.

  Нефть – черное золото Югры.

Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

 

3-4

Герб, флаг ХМАО

2 ч.

Знакомство с символами ХМАО- Югры

кроссворд

 

5-6

Дружная югорская семья

2 ч.

Народы, населяющие территорию ХМАО

викторина

 

7-8

Памятники Югры - хранители истории.

2 ч.

О чем могут поведать памятники нашего края.

Сочинение «Памятники Югры – хранители истории»

9-10

Памятники  Югрска

2 ч.

Виртуальная экскурсия по городу

Рассказ «История одного памятника»

11-12

Сказки народов Севера – кладец мудрости.

2 ч.

Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры.

Чтение  и обсуждение сказок.

13

Загадки  народов Севера

1 ч.

Особенности загадок

Конкурс знатоков

14-15

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

2 ч.

Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»

 

16-17

Посещение городского краеведческого музея «Суеват-Пауль»

2 ч.

 

 

 

18-19

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

2 ч.

Медвежий праздник. Вороний праздник

Сюжетно-ролевая игра

 

20-21

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

2ч.

 

22-23

Сезонные изменения в природе

2 ч.

Путешествие в Югорский зимний лес

Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»

 

24-25

Многообразие растительного мира Югры

2 ч.

Животный и растительный мир Югры.

 Составление книги

 

26-28

Многообразие животного мира Югры

3 ч.

Создание газеты «Животный  мир Югры

 

29-30

Животный и растительный мир Югры

2 ч.

Игровая программа

 

 

31-32

Красная книга Югры

2 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание телегазеты «Красная книга Югры»

 

33

Травы Югры

1 ч.

Разнообразие трав.

Создание альбома лекарственных трав

34

Зеленая аптека Югры

1 ч.

Лекарственные травы.

Проект «Зеленая аптека Югры»

 

35

Посещение городского краеведческого музея

1 ч.

 

Сочинение- отчет

 

36

Экскурсия по городу

1 ч.

Основные исторические памятные места нашего города

 

 

37-38

Города нашего края

2 ч.

Виртуальная экскурсия по городам Югры

Гербы городов

Проект

39

Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры

1 ч.

 

Подготовка к литературному вечеру по произведениям Ю.Шесталова

 

40

Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель

1 ч.

Знакомство с мансийским поэтом и писателем

 

41

«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

1 ч.

 

Литературный вечер

 

42

Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны

1 ч.

 

Создание «Аллеи славы»

Проект «Ими гордится Югра»

43

Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне

1 ч.

 

Сочинение – отчет «Герои живут рядом»

 

44

Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане

1 ч.

 

Подготовка вопросов

 

45-46

Писатели  и поэты Югры

2ч.

презентация

 

Литературная гостиная

47

Художники Югры

1 ч.

презентация

 

Посещение галереи  «Метаморфоза»

48

Политические лидеры Югры.

1 ч.

презентация

 

 

49-50

Югорский лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

Создание телегазеты

 

51-52

Что дает нам лес

 2ч

 

Игровая программа

 

54-55

Полезные ископаемые нашего края

2 ч.

 

 

56-57

Экскурсия на Комсомольское ЛПУ МГ

58-67

Резервные уроки для создания проектов

68

Обобщающий урок

Игровая программа «Знаток Югры»

 

Итого – 68 ч.

 

 

 

 

Список литературы для учителя:

1. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2.
Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.

Список литературы для детей:

1. Мы- дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

 г. Югорска

Программа школьного летнего

 оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

 детей 6-7 лет

Югорск -2010г.

Срок реализации : 20 дней

Автор :  Зелинская Ирина Владимировна

Адрес организации : ХМАО-Югра, г. Югорск, ул. Ермака, д .7

Форма проведения :  летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием  детей  6-7 лет

Кадровое обеспечение: педагогический персонал МБОУ « СОШ №6», вожатые.

Нормативно-правовая основа организации работы с детьми  :

1.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Федеральный закон  об основных гарантиях прав ребёнка в РФ.

5. Приказ Министерства образования о «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,

6. Постановление Правительства ХМАО-Югра от 28.01.03 «О мерах по организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи», распоряжение главы г. Югорска о летнем отдыхе.

Количество смен: 1

Общее число детей, участников за сезон : 50

Условия для участия в программе : заявление  родителей

 Место проведения : МБОУ «СОШ №6»

Обоснование программы :

         Первый год учебы в школе имеет большое значение, как для ребенка, так и для его родителей. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка. Самая главная проблема – общение ребёнка в новом коллективе, умение взаимодействовать , сотрудничать  как друг с другом так и со взрослыми. В этой связи мы выделили 3  наиболее значимые проблемы :

1. Осознание себя как Личности в новом коллективе.

2. Проблемы  общения со сверстниками в новом коллективе.

3. Незнание правил общения с учителями.

Исходя из данных проблем вытекают цели и задачи в работе  летнего лагеря

Цель :  формирование коммуникативной компетенции будущего первоклассника через систему коллективных творческих дел.

Задачи :  

1) познакомить со школьной жизнью,

2) формировать уверенность в своих способностях.

3) обучение сотрудничеству с другими людьми.

4) обучить управлять своим поведением.

Содержание мероприятий исходит из поставленной цели и сформулированных задач.

                  В рамках программы развития школы «Школа ХХI века», мы предлагаем организовать  лагерь с дневным пребыванием детей  «Тропинка к школе» для  родителей и детей  поступающих в первый класс. Воспитателями в лагере выступают будущие учителя первоклашек. Такой подход позволяет безболезненно пройти период адаптации.

             Данный лагерь является первой ступенькой к партнерству родителей и  педагогов.  В статье 2 Закона «Об образовании» сформулирован принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием. То есть родители и школа – партнеры, единомышленники и соучастники процесса демократического соуправления школой. А это и становиться фактором развития школы.  

     Каждый день в лагере включает в себя не только творческие, спортивные  ,музыкальные  занятия, но и  обучение ребят по программе, которую специально разработали именно с учётом возраста и психологии дошкольников, а так же  логопедические и психологические тренинги. Как для ребят , так и для родителей.

      По ходу посещениями детьми лагеря заполняется «Дневник путешественника». Целью которого  является повышение мотивации на обучение в школе.

           Итогом данного лагеря предполагается вручение Свидетельства об окончании школы будущего первоклассника «Тропинка к школе»

Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.

Направления программы

Содержание программы

Этапы программы

Этапы программы

Задачи

I.Подготовительный

Анкетирование

Выявление индивидуальных особенностей детей

II. Основной

Поляна Здоровья

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Озеро мудрости

Формирование учебной мотивации

В гостях у Бабы-Яги

Формирование экологической культуры

Во дворце у Василисы Премудрой

Формирование художественно-эстетического вкуса

Школа-наш дом

Формирование патриотического представления о Родине, о школе

III. Заключительный

Инфорационно-аналитический

Оформление и мониторинг по результатам проведённых мероприятий

Механизм реализации программы

Название остановок

Цели и задачи

Формы проведения

Мероприятия

Конечный результат

Поляна здоровья

Способствование формирования у детей представления о здоровом образе жизни.

Привить интерес к спорту и спортивным мероприятиям.

Зарядка.

Весёлые старты.

Соревнования.

Приложение №1

Ребёнок  готов к сотрудничеству в команде, в коллективе. Выполняет  элементарные правила гигиены . Знаком  с правилами поведения в спортзале.

Озеро Мудрости

Способствование формированию учебной мотивации.

Привитие интереса к школе.

Занятия.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Мониторинг.

Приложение №2

Ребёнок имеет представление о школе, о правилах поведения в школе. Умеет общаться со сверстниками. Знаком с классными комнатами школы. Свободно ориентируется  в школе (знает ,где библиотека и столовая)

В гостях у  Бабы-Яги

Способствование формированию экологического представления  , понятий. Воспитание ответственного отношения к природе.

Экскурсия в «Амарант».

Мероприятия по экологии.

Приложение №3

Повышение у ребёнка экологической культуры .

Во дворце у Василисы Премудрой

Способствовать развитию творческих способностей у детей.

Воспитание эстетического вкуса .

Формирование коммуникативной компетенции.

Конкурсы.

Музыкальная викторина

Тестирование.

Приложение №4

Утверждение ребёнка в коллективе.

Уметь оценивать работы товарищей.

Школа- наш дом.

Формирование представления о школьной жизни и правилах . Знакомство с учителями .

Конкурсы.

Мониторинг

Приложение №5

Сформированное представление о школьной жизни. Умеет ориентироваться в здании. Знает учителя.

Ожидаемые результаты

       Результатом работы летнего лагеря является привлечение наибольшего

числа детей к организованному активному летнему отдыху . Осознание

каждым ребенком собственной индивидуальности, раскрытие его

творческого потенциала посредством участия в предложенных

мероприятиях.

      Развитие способности  детей организовывать свою жизнь в  В общеобразовательном учреждении. А так же научить контролировать

своё поведение.

Практические результаты деятельности

1.Создание  «Дневника путешественника» , который станет приложением к Портфолио ученика.

2. Начало формирования банка данных о творческих возможностях детей на основе анкетирования и результатах участия в мероприятиях .

Структура управления  оздоровительным лагерем .

Главное управление

начальник лагеря

старшая вожатая


1.Отряд

2.Отряд

3.Отряд

Воспитатель

вожатая

Воспитатель

вожатая

Воспитатель

вожатая

Планирование занятий “Подготовка ребёнка к школе”.

Занятие №1. Тема “Давайте познакомимся”.

Цель: познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.

Занятие №2. Тема “Режим дня школьника”.

Цель: ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.

Занятие №3. Тема “Я и мои товарищи”.

Цель: ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.

Занятие №4. Тема “Наша речь”. (Тестирование)

Цель: выявит уровень готовности психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух – уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую звуковую ситуацию, в данном случае в кружки.

Занятие №5. Тема “Разные формы приветствия”.

Цель: ввести приветствие учителя, друг друга на противопоставлении школьной и нешкольной формы, показать разные формы приветствия, продолжить работу со схемой класса и лентой времени, ввести знак “стрелка” как обобщение передачи действий от одного к другому и порядок выступлений в группах.

Занятие №6. Тема “Вопрос – ответ”.

Цель: введение знака “хор”, противопоставление его знаку “я”, учить слушать и слышать вопрос, давать на него точный ответ.

Занятие №7. Тема “Учимся оценивать себя”.

Цель: ввести различение оценки “за красоту” и “за правильность”.

Занятие №8. Тема “Нам хорошо работать вместе”.

Цель: ввести детей в атмосферу групповой работы (противопоставление групповой и индивидуальной работы), ввести знак “мы”, учить, внимательно, слушать партнёра, относиться с уважением к его высказываниям.

Занятие №9. Тема “Учимся оценивать себя и товарища”.

Цель: ввести знаки “- ” “+” (правильно, неправильно), продолжить организацию детского сотрудничества, добиваться, чтобы дети в своей работе учились слушать и адресоваться к своим сверстникам, а не к учителю, ждать реакцию детей на свой ответ.

Занятие №10. Тема “Взаимооценка”.

Цель: дать понятие “взаимооценка”, учить оценивать друг друга, отрабатывать ранее введенные знаки, ввести ситуацию несогласованности мнений в группах (разные мнения, столкновение этих мнений), на сюжете сказки ввести понятие “бессмысленности спора”.

Занятие №11. Тема “Критерии оценки”.

Цель: диагностика и отработка разных критериев оценки, повторение ранее изученных правил, учить детей спорить, приводя доказательства.

Занятие №12. Тема “Обратись с вопросом”.

Цель: введение знака “вопрос”, учить задавать вопросы с точным содержанием.

Занятие №13. Тема “Я в группе”.

Цель: продолжить организацию детского сотрудничества, отрабатывать ранее введённые знаки и понятия, выполнить общую работу как сумму индивидуальных (дети увидят результат общей работы при условии, что все приложили максимум стараний ).

Занятие №14. Тема “Спорь и возражай”.

Цель: учить детей, где нужно следовать за учителем как “ниточка за иголочкой”, а где, наоборот, не совпадать, спорить, возражать, использование приёма “провокации” (ловушки), как важнейшего элемента учительской диагностики.

Занятие №15. Тема “Правильно и оригинально”.

Цель: развивать линию оценки – противопоставление правильности и оригинальности.

Занятие №16. Тема “Учимся доказывать и аргументировать”.

Цель: отрабатывать ранее введённые знаки и понятия, упражнять детей в умении аргументировать, доказывать свои мысли.

Занятие №17. Тема “Учимся ясно выражать свои мысли”.

Цель: учить детей ясно выражать свои мысли, актуализировать все те навыки содержательного взаимодействия, которые отрабатывались на предыдущих занятиях.

Занятие №18. Тема “Мыслим логически”.

Цель: развивать логическое мышление на основе игры “третий лишний”, учить детей ясно выражать свои мысли.

Занятие №19. Тема “Я – ученик”.

Цель: закрепить все правила, понятия, знаки, введённые ранее.

Занятие №20. Праздник “Посвящение в первоклассники”.

Тема: Режим дня школьника.

Цель: - ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.

- развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику, умение слушать и слышать учителя, товарищей.

- учить соблюдать режим дня, прививать гигиенические навыки.

Оборудование: лента времени, сюжетные картинки “Утро школьника”, красный и синий карандаши каждому ребёнку, длинные прямоугольные полоски бумаги.

Ход занятия

Рассадить детей по группам, созданным на предыдущем занятии.

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, мы вчера учились или не учились?

У. О чём вы узнали на уроке?

Дети. Нужно отвечать по очереди, не перебивать товарища. Хочу сказать поднимаю руку (знак “Я”).

У. Чем же школьник отличается от дошкольника?

2. Постановка цели.

У. Сейчас мы узнаем ещё об одном отличии школьника от дошкольника. Как вы думаете, что это такое?

Учитель показывает ленту времени, на которой отмечено время, когда ребёнок встаёт, начало уроков, конец уроков, перемены.

У. Ребята, это наш школьный день. Кто догадался, что означает 7 ч. И нарисованный будильник?

Д. Мы просыпаемся.

У. Правильно, ребята. Прежде чем придти в школу нужно утром выполнить много дел. Сейчас каждая группа получит секретное задание.

3. Работа в группах.

Учитель. Объясняет работу в группах.

Вспомнить три дела, которые нужно сделать утром до школы.

Выбрать того, кто будет говорить от имени группы.

Говорите шёпотом, помните, что нужно выслушать каждого, кто хочет сказать, не перебивайте друг друга. Группа, которая закончит первой, сядет тихо, правильно, получит флажок. Начинаем по команде “начали”.

4. Ответы представителей от групп.

У. Ребята, важно внимательно выслушивать и не перебивать того, кто отвечает.

Учитель выставляет картинки “Утро школьника” по ходу ответов детей.

У. Мы все ответы выслушали, а теперь исправим порядок картинок. Покажите, как отвечает школьник.

Поднять руку, палец к губам. Учитель держит знак “Я”.

5. Физ. минутка. Игра “Беззвучный театр”

У. Давайте поиграем в игру “Беззвучный театр”. Водящий показывает любое утреннее дело без слов, все дети угадывают.

Работает знак “Я”, а также все дети после угадывания могут показывать эти движения.

У. Кто знает, чем утро школьника будет отличаться от утра дошкольника?

Д. У школьника есть портфель и школьные принадлежности.

Школьник с вечера собирает и проверяет свой портфель.

У. Ребята, очень важно, чтобы утром вы сами собирались в школу, проверяли свой портфель, ничего не забывали.

У. Что должен делать школьник после школы, а дошкольник не должен?

Д. После школы ученик должен отдохнуть, а потом делать уроки.

Собрать портфель.

6. Лента времени. Школьное время.

У. Сейчас, ребята, давайте обратимся к ленте времени. На нашей ленте можно найти и уроки и перемены. Кто догадался?

Д. На ленте красным цветом показаны уроки, а синим перемены.

У. Правильно, ребята. Чем же урок на ленте отличается от перемены? Д. Красный прямоугольник длиннее, синий короче.

У. Как вы думаете, почему урок длится дольше перемены?

Поговорить, что делают на уроке, а что на перемене.

У. Ребята, я предлагаю построить такой школьный день, который бы вам понравился. Перед вами листочки, положите перед собой, что видите на них? Д. Белую длинную полоску.

У. Возьмите синий и красный карандаши, красный цвет - это урок, синий – это перемена. Поделите полоску на уроки и перемены. Может быть, кто-то захочет, чтобы завтра были одни уроки и не было перемен, а кто-то захочет длинные перемены и крохотные уроки. В школе начинают и заканчивают работу по команде “начали, закончили”. Это очень важно. Вместе начинаем, вместе заканчиваем. И так, всем всё понятно – “начали”.

По команде “закончили” дети откладывают карандаши.

7. Итог.

У. Я соберу ваши схемы и посмотрю, как бы вы хотели завтра учиться. Наш урок подошёл к концу. Что же вы узнали на уроке?

Д. Самостоятельно готовиться к школе утром, так поступают школьники.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6»  

Инновационный проект

Совершенствование здоровьесберегающей среды младшего  школьника в общеобразовательном учреждении.

Мягкие модули.

                                                         Автор: Зелинская Ирина Владимировна

                                                                      учитель   начальных классов  

                                                         Научный руководитель : Романовцева О.Н.

                                                                       зам. УВР

                                                         

                                                                     

Югорск

 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение

1.Обоснование актуальности проекта.

     2.Цель проекта

     3.Ожидаемые результаты и эффекты

    II. Основная часть

  1. Новизна проекта и практическая  значимость.

     2. Описание критериев и показателей  эффективности

           инновационной деятельности.

3.Основные этапы проекта.

     4.Календарный план реализации  проекта  2012-2014 г.г.

     5.Возможные риски.

     6.Финансирование проекта.

     III. Литература

     IV. Приложение

  1. План расположения  мягких модулей в рекреации школы.
  2. Проект Положения об организации подвижных перемен

I.Введение

1.Обоснование актуальности проекта.

       Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности

человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.  

      Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления). В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.  

В нашей школе  один спортивный зал, в перемену вход в него ограничен, возникает противоречие между необходимостью преодоления гиподинамии и гипокипезии и реально существующей материально-технической базой  для обеспечения двигательной активности. Несмотря на то, что во избежание травм во время перемены   в коридоре находится дежурный учитель, организация  отдыха  детей на перемене по мнению 72% родителей нуждается в совершенствовании.

           Решением проблемы может быть  создание в начальной школе мягких зон отдых, где обучающиеся смогут на перемене снять стресс  через умеренную физическую активность на матах и мягких игровых модулях или в пределах  зоны с мягким оборудованием для релаксации.

  
Участники проекта: обучающиеся начальной школы, учителя начальных классов, инструкторы по физической культуре.

2.Цель проекта – совершенствование культурно-образовательного пространства школы на основе создания зон  активного организованного отдыха в начальной школе.

В ходе реализации проекта должны быть решены следующие  задачи:

1.Оборудование уголков  отдыха  в рекреациях начальных классов, обеспечивающих двигательную активность обучающихся на переменах.

 2.Разработка и  апробирование пакета игр с использованием мягких модулей для проведения подвижных перемен.

3. Разработка нормативной базы использования мягких модулей для организации подвижных перемен.

4.Сохранение здоровья  обучающихся за счёт предупреждения гиподинамии и утомления, воспитания навыков культуры отдыха.

5.Выявление положительного опыта использования мягких модулей для организации подвижных перемен.

3.Ожидаемые результаты и эффекты:

-организованный культурный  отдых обучающихся в перемену,

- обеспечение двигательной  активности,

- развитие у младших школьников желания следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту, сберегать красоту  образовательного пространства,  

- возможность  использования мягких модулей   на  общешкольных мероприятиях,

-положительная динамика по показателям физического здоровья:

а) отсутствие отрицательной динамики по показателям здоровья,

б) положительная  динамика по показателям  физической подготовленности  (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость).   

- создание условий для развития ключевых компетенций.

II. Основная часть

1.Замысел, новизна проекта и практическая  значимость.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, это имеет важное значение для профилактики утомления у детей. Широкие возможности в этом отношении предоставляются  в результате использования мягких модулей при организации подвижных игр. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, обеспечивающий определенный эмоциональный подъем.  Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью.  Роль организатора (старшего по игре) подвижной перемены с использованием мягких модулей могут взять на себя  дежурный учитель по рекреации, инструктор по физической культуре или дежурный ученик старших классов под руководством дежурного учителя или инструктор по физической культуре.  После каждой подвижной перемены мягкие модули обрабатываются дезинфицирующим составом. Разнообразие используемых игр обеспечивает интерес и высокую двигательную активность обучающихся в перемену. Четкая организация игры, неуклонное выполнение соответствующих правил способствуют правильному   развитию моторики у школьников.

Руководство деятельностью детей способствует  мотивации к здоровому образу жизни, воспитанию культуры поведения, развитию физических качеств личности, укреплению здоровья. Старший по игре контролирует выполнение правил игры, определяет ее результат, разбирает конфликтные ситуации, если они возникают. Важно во время игры поощрять хорошие поступки детей.

  • Новизна проекта  для нашей школы заключается в том, что в рекреациях нашей школы  отсутствует всякая мебель.  В основном мягкие модули используются   в дошкольных образовательных учреждениях и при проведении внеурочных спортивных мероприятий в общеобразовательных и специализированных школах. Организация отдыха младших школьников   в перемену  с использованием мягких модулей в школах нашего города,  по нашим сведениям, не используется. В нашей школе нет нормативной базы для организации активного отдыха в перемену с использованием  мягких модулей.
  • Практическая значимость проекта обеспечивается тем, что в наших климатических условиях невозможно полностью восполнить двигательную и физическую активность младшего школьника.   Модули разные и раз в четверть могут переставляться из одной рекреации в другую  ( архитектурная особенность – начальная школа расположена в двух рекреациях).
  • Рациональное использование перемены между уроками   имеет важное значение для профилактики утомления у детей, для решения проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений.
  • Регулярность, систематичность физических упражнений под руководством дежурного учителя или инструктора по физической культуре повышает функциональные возможности системы дыхания,   при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма.
  • Модули разные и раз в четверть могут переставляться из одной рекреации в другую, что позволит менять виды деятельности и поддерживать высокий интерес к физическим упражнениям.  (Приложение-1)
  • Мягкие модули компактные, не занимают много места, активный отдых остальной части детей  можно будет организовать в обычном режиме.  

2. Описание критериев и показателей определения эффективности инновационной деятельности:

Для определения эффективности инновационной деятельности по внедрению проекта определены следующие критерии и показатели:

1.Наличие нормативной базы по организации активного отдыха на перемене с использованием мягких модулей:

-Положение  организации активного отдыха на перемене с использованием мягких модулей;

-Положение о конкурсе методических разработок игр на перемене;

-внесение изменений в должностные обязанности дежурного учителя, уборщика служебных помещений, инструктора по физической культуре;

-инструкции по технике безопасности и охране труда при  использовании мягких модулей в рекреациях школы.

2. Учебно-методическое обеспечение:

-картотека подвижных игр для каждой параллели с использованием мягких модулей;

-методические рекомендации по организации активного отдыха на перемене с использованием мягких модулей;

3.  Отсутствие отрицательной динамики по показателям физического здоровья (осанка, плоскостопие).

4. Положительная динамика по показателям физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость).

5. Повышение уровня  культуры поведения на переменах.

6. Положительная динамика уровня развития ключевых компетенций.

Компетентность

Показатели

1.

Ценностно-смысловая

-   знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с друг другом;

2.

Информационная

-умение осознано воспринимать информацию о правилах игры

3.

Социокультурная

-умение выполнять социальные роли в игре,

4.

Учебно-познавательная

-ставить перед собой цель и организовать её достижение,

5.

Коммуникативная

-владение способами взаимодействия с другими обучающимися

-умение  договариваться в группе, в паре

Методы:  наблюдение, анализ, синтез, анкетирование, презентация.

   3.Основные этапы проекта

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

1.Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

  2012 г.

Обоснование инновационной идеи.

Информирование коллектива.

Диагностика готовности коллектива к инновационной деятельности Принятие управленческих решений по  инновационному проекту.

Определение педагогами задач инновационной деятельности.

 Организация  конкурса среди педагогов по  составлению пакета игр для проведения подвижных перемен.

Создание инновационной команды по организационной и методической поддержке проекта.

Распределение функциональных обязанностей между членами инновационной команды и чёткая постановка целей.

Приобретение мягких модулей.

Подготовка нормативно-правовой базы. (Приказ по МБОУ «СОШ №6 об инновационной деятельности. Положение об организации подвижных перемен. Должностные инструкции дежурного учителя, уборщика служебных, уборщика служебных помещений, инструктора по физической культуре. Памятки, правила для обучающихся. Информационные листки для родителей.

Мониторинговые исследования по показателям здоровья, уровня развития ключевых компетенций.

  1. Основной

 2013 г.

  Апробирование лучших пакетов игр для проведения подвижных перемен.

 

 

 

 Организация и проведение установочных инструктивно-методических совещаний, семинаров, открытых мероприятий по апробированию игр с использованием мягких модулей.

 Мониторинг процесса инновационной деятельности и его результатов.

Коррекция деятельности (проведение рефлексивных встреч, семинаров), консультирование, оказание методической помощи педагогам.

Систематическая учеба и самообразование по теме инновационной деятельности.

3.Обобщающий

2014г.

 Выявление  наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности.

Организация обмена педагогическим опытом.

Рефлексивные и инструктивно-методические совещания.

Участие в научно-практических семинарах и конференциях.

 Оценка динамики полученных результатов и эффектов.

 Показ результатов по использованию мягких уголков и их значимости для детей на родительском собрании.

4.Календарный план реализации  проекта  2012-2014 г.г.

п/п

 Мероприятия по созданию условий для реализации проекта

Сроки

исполнения

ответственный

Нормативно-правовой ресурс

1.

 Разработка локальных актов:  приказа по   об инновационной деятельности, Положения об организации подвижных перемен, о конкурсе методических разработок игр на перемене,  внесение изменений в должностные инструкции дежурного учителя, уборщика служебных помещений, инструктора по физической культуре,   правил для обучающихся при пользовании мягкими модулями.  

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

Организационный ресурс

2.

Создание инновационной команды по организационной и методической поддержке проекта.

 Март 2012г.

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

3.

Организация инновационной деятельности в работе с учащимися 1-4 классов по проведению перемен в школе.

 2013г.г.

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

4.

 Апробирование рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности.

 Январь  –май 2013г.

Учителя начальных классов, инструкторы по физической культуре.

 Научно-методический ресурс

5.

Подготовка методических рекомендаций по вопросам  организации подвижных перемен.

 апрель -  декабрь

2012г.

Учителя начальных классов, инструктора по физической культуре.

6.

Подготовка диагностических материалов для  проведения мониторинга уровня физической подготовленности  и  культуры поведения обучающихся на перемене.

Март - декабрь 2012

 

Учителя начальных классов, инструктора по физической культуре.

7.

Подготовка материалов к научно-практической конференции.

Апрель 2014г.

Учителя начальных классов, инструктора по физической культуре.

8.

Совместная конференция педагогов и родителей по результатам работы

Май 2014г.

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

Информационно-аналитический ресурс

9.

 Организация и проведение информационно-аналитических  совещаний, планерок для  педагогов.

 2012г

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

10.

Обобщение и описание педагогического опыта подвижных перемен  с использованием мягких уголков.

Март-июнь 2014г.

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

11.

 Информационное обеспечение через школьный сайт, школьное радио, газету -«Улей».

В течение всего периода работы.

Рук. МО учителей начальных классов.

12.

 Родительские собрания на тему: «Организация подвижных перемен в начальной школе».

 ежегодно

Зам. УВР  

Кл. руководители.

13.

Информационные листки для родителей.

ежегодно

Учителя начальных классов, инструктора по физической культуре.

14.

Формирование и анализ банка методических разработок внедрения по  проекту «Организация подвижных перемен. Мягкий модуль»

2012 -2014г.г.

Рук. МО учителей начальных классов.

15.

Формирование и анализ банка результатов мониторинговых исследований по критериям результативности  реализации проекта.

2012 -2014г.г.

Рук. МО учителей начальных классов.

Материально-технический ресурс

16.

 Приобретение и установка оборудования.

2012г.

Зам. АХЧ

17.

Организационная работа по обеспечению санитарно-гигиенических условий эксплуатации оборудования.

2012г.

Зам. АХЧ

Мотивационный ресурс

18.

Внесение изменений в «Положение о системе стимулирования и доплат».

2012г.

Комиссия

19.

Конкурсы  на лучшую методическую разработку по организации подвижных перемен среди учителей.

 ежегодно

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

20.

Повышение статуса учителя при проведении открытых мероприятий.

 ежегодно

Зам. УВР  

Рук. МО учителей начальных классов.

5.Возможные риски

Риск

Управленческое решение

1.

Отказ  уборщика служебных помещений от обработки мягких модулей

Стимулирование через  систему дополнительных доплат за увеличение объема работы.

2.

Не желание педагогического состава руководить переменой.

Материальное стимулирование через фонд надбавок и доплат

Внесение дополнений в должностные инструкции учителя, дежурного учителя, руководителя физического воспитания

3.

Отсутствие мотивации учителей к разработке методических рекомендаций по организации подвижных игр.

Моральное стимулирование участников конкурсов (благодарность , грамота).

Стимулирующие выплаты по итогам конкурсов.

4.

Отсутствие средств для приобретения мягких модулей.

Поиски спонсоров, использование доходов от предпринимательской деятельности, участие в конкурсах на получение грантов.

6.Финансовое обеспечение проекта – бюджетные и внебюджетные источники финансирования:

Финансовые затраты

описание

размеры

стоимость

Арт. В-К003

Конструктор 30 элементов

9 видов деталей

Min: 20х10 см

Max: 90х10х15 см

13200 руб.

Арт. М-М004

Набор мягкой мебели

5 элементов

Диван

90х60х45 см

Кресло

 60х60х45 см

Стул 30х60х45 см  высота сидения 30 см

19715 руб.

Арт. В-ПП006

Полоса препятствий из 6 элементов:

мат – 1 шт.

туннель – 1 шт.

опора – 2 шт.

цилиндр – 1 шт.

труба – 1 шт.

Min: 60х60х30 см

Max: 100х40х5 см

17840 руб.

Арт. В-М007

Набор мягкой мебели

с аппликацией

4 элемента

Диван

80х40х50 см

Кресло

 50х40х50 см

Стол 40х40х40 см

8560 руб.

Дезинфецирующий раствор

 

 Клорсепт -25

ЗАО Дезнэт

Москва

(495) 980-08-99, 778-72-74

        

www.deznet.ru

Банка

 (300 табл. по 4 г) 1,2кг

        627,2         

522,67р.

Перевозка груза

Транспортная компания КИТ

20 000 руб

Итого:

79837 руб

Литература

  1.  Инновационные модели школы: учеб.-метод. Пособие: В 3-х кн..- СПб., 2003
  2. Котлярова И. О., Кутан Б. А., Сериков Г. Н. Модернизация образования на селе: инновационный проект: Научно-методическое пособие / Под науч. ред. Г. Н. Серикова. - Курган - Челябинск: ГлавУО, 2001.
  3. Лазарев B.C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002
  4. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.
  5. Программно-целевое управление развитием образования / Под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001.  
  6. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. - М: Педагогика, 1991.
  8. Информационные ресурсы: http://www.anell.ru/

Приложение-1

Схема возможного расположения мягких модулей  в

рекреации начальной школы

Приложение-2

Проект Положения

об организации и проведении  подвижных перемен

с использованием мягких модулей

  1. Общие положения.

Настоящее положение устанавливает порядок и организацию  и подвижных перемен в  школе.  Подвижные перемены  организуются с целью воспитания здорового образа жизни,  с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

Организовывает подвижные игры на переменах директор школы или его заместители, проводят их дежурные педагоги или  инструктора  физической культуры, а также  дежурные ученики старших классов под руководством дежурного учителя или инструктора по физической культуре (далее старший по игре). Подвижная перемена организуется продолжительностью 20 минут после третьего урока.

Разрабатывает физкультурно-оздоровительные перемены  инструктор по  физической культуре, учитель начальных классов в рекреациях для занятий,  оборудованных мягкими модулями .

Дети, которые относятся к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой (аттракционные игры).

На переменах можно применять различные упражнения физической культуры. Однако наиболее эффективны физкультурно-оздоровительные перемены, если они построены на подвижных играх.

Игры, в отличие от упражнений физической культуры – строго регламентированных движений, связаны с инициативным моментом решения двигательных задач и проходят в основном на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность.

В процессе игры существенно улучшается кровообращение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, что благоприятно сказывается на общем состоянии организма. Эффективность проведения подвижных игр во время перемены во многом зависит от правильного дозирования физической нагрузки. Для этого нужно соблюдать основные требования: организационное начало игр, постоянное нарастание физической нагрузки и снижение ее в конце игр.

Слишком большая нагрузка в начале перемены может вызвать у детей чувство усталости, неблагоприятно скажется на их работоспособности. К концу перемены нагрузка должна быть снижена. Как показывают научные исследования, нормой можно считать, когда перед началом урока показатели пульса у детей на 15-20 ударов выше, чем перед началом подвижной перемены.

  1. Требования к проведению подвижных перемен.

Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям:

  • все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;
  • проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;
  • физическая нагрузка должна быть нормальной;
  • игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;
  • в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию.

3. Обязанности старшего по игре.

 Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим: название игры, роли играющих и их расположение, содержание игры, цель игры, правила игры.

Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

 

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Югорска

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

«Лего - конструирование»

Конструктор LEGOMINDSTORMS EV3»

Возраст учащихся: 9 - 12 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: Зелинская Ирина Владимировна

 

                             учитель начальных классов

 I квалификационной категории

Продолжительность реализации программы: 9 месяцев

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах.

Краткое содержание: программа состоит из 2- образовательных модулей.

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности.

Статус программы: дополнительная общеобразовательная программа по основам программирования.

Направленность: техническая

Цель программы:создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническому творчеству посредством.

Контингент обучающихся: учащиеся МБОУ “СОШ № 6».

Программа рассчитана на детей 9 - 12 лет

Краткое содержание :программа состоит из 2- образовательных модулей.

Модуль 1 – « Конструирование».

Дети знакомятся с компанией «Lego», узнают конструкторские решения для применения в Лего. Изучают  детали и узлы. Происходит практическая работа по сборке роботов. Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3. Он представляет собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией.

Модуль 2 – «Программирование» . Дети знакомятся с программированием  в среде LEGO MINDSTORMS на компьютере. Изучают работу датчиков . Изучают и применят конструкции программирования. Учатся работать с данными.

Ожидаемый результат: стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов. Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем.

Содержание

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка.....................................................................................5

1.2 Цель и задачи программы.................................................................................9

1.3 Содержание программы....................................................................................9

1.4 Планируемые результаты...............................................................................14

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график.......................................................................15

2.2 Условия реализации........................................................................................22

2.3 Формы аттестации (контроля)........................................................................23

2.4 Оценочные материалы....................................................................................24

2.5 Методические материалы...............................................................................31

2.6 Список литературы..........................................................................................36

I. Комплекс основных характеристик программы.

1.1 Пояснительная записка.

Направленность программы – техническая.

Актуальность программы .

        Рабочая программа кружка «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в оответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№6». Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.

LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.

Отличительные особенности программы

Программа имеет выраженную практическую направленность, которая определяет логику построения материала учебных занятий и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает комплексное освоение современных технологий в процессе сборки Лего. Дети получают представления о том, что роботом можно управлять с помощью программирования. Ребята получают азы инженерного образования.

Осваивая данную программу, каждый ребенок имеет возможность

приобрести опыт в  создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Адресат программы.

Программа разработана для детей 9 – 12 лет и составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся.  Учащиеся этого возраста очень активен, любит игры, исследовать что-то новое и незнакомое, свободно выражает свои эмоции, начинает быть самостоятельным.

Набор основного состава детей производится в свободной форме в установленные сроки. Во время учебного года предусмотрен дополнительный набор учащихся, так как происходит отсев детей по объективным причинам (смена места жительства, интересов деятельности и т.д.).

Объем и срок освоения программы.

Программа соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

- Конвенцией о правах ребенка;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - оз «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;

- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);

­        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008;

- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);

- Лицензией на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6»от 07.09.2017г № 2266;

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 34ч.

Прогнозируемые результаты: : Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда. Сформировать навыки конструирования и программирования роботов. Сформировать мотивацию к осознанному выбору инженерной направленности обучения в дальнейшем.

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения 8 – 10 детей.

Формы обучения по программе - очная.

Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые, фронтальные. Виды занятий: лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов, экскурсии, выставки, игры, соревнования.

Режим занятий

Общее количество часов в год –34  ч. (1 раза в неделю).

Продолжительность занятий 40 минут.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель : создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническому творчеству посредством обучения основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.

Задачи программы по формированию и развитию следующих качеств учащихся:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; · называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; · самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

-уметь работать в паре и в коллективе;

-уметь рассказывать о своей проделанной работе.

 -уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности .

  1. Содержание программы.

Учебный план

п/п

Название модуля

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

Теория

Практика

Всего

1

Модуль 1 «Конструирование»

2

13

15

Групповая, индивидуальная, комбинированное, повторение и усвоение пройденного, новый материал.

Творческая работа

2

Модуль 2 «Програмирование»

8

11

19

Групповая, индивидуальная, комбинированное, повторение и усвоение пройденного, новый материал.

Тест

Итого часов:

10

24

34

Содержание учебно-тематического плана.

Модуль 1 «Конструирование».

1.Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила работы с конструктором LEGO

2.Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGOMINDSTORMSEV3.

     3.Виды узлов и соединений. Основы конструирования.

4.Датчики . касания. Практикум.

 5.Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.

6.Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами  

                 LEGOMINDSTORMS».

Модуль 2 «Программирование».

1.Среда программирования модуля

2. Решение задач на движение вдоль линии.

3. Программирование модулей.

4. Соревнование роботов на тестовом поле.

5.Измерениеосвещенности. Определение цветов.

6.Измерение расстояний до объектов.

Календарный учебный график

п/п

Дата

Месяц

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

всего

Модуль 1 «Конструирование»

1

Февраль

Введение в робототехнику Вводное занятие.

Групповая, индивидуальная, новый материал.

1

1

2

МБОУ «СОШ № 6»

2

Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Правила работы с конструктором LEGO

Групповая, индивидуальная, новый материал.

1

1

3

МБОУ «СОШ № 6»

3

март

Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGOMINDSTORMSEV3.

Групповая, индивидуальная, новый материал.

2

2

МБОУ «СОШ № 6»

4

Датчик касания. Практикум

Групповая, индивидуальная, новый материал

2

2

МБОУ «СОШ № 6»

5

Апрель

Датчик цвета, режимы работы датчика.

Групповая, индивидуальная, новый материал

2

2

МБОУ «СОШ № 6»

6

Ультразвуковой датчик.

Групповая, индивидуальная, новый материал

2

2

МБОУ «СОШ № 6»

7

Подключение датчиков и моторов. Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.

Групповая, индивидуальная, новый материал

2

2

МБОУ «СОШ № 6»

8

май

Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами LEGOMINDSTORMS».

Индивидуальная

1

1

МБОУ «СОШ № 6»

тест

Модуль 2  «Программирование»

п/п

Дата

Месяц

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Место проведения

Форма контроля

теория

практика

всего

1

сентябрь

Среда программирования модуля.

Групповая, индивидуальная, новый материал.

2

1

3

МБОУ «СОШ № 6»

2

Решение задач на движение вдоль линии.

Групповая, индивидуальная, новый материал.

2

1

3

МБОУ «СОШ № 6»

3

Октябрь

Программирование модулей.

Групповая, индивидуальная, новый материал.

2

1

3

МБОУ «СОШ № 6»

4

Соревнование роботов на тестовом поле

Групповая, индивидуальная, новый материал

1

1

МБОУ «СОШ № 6»

5

Ноябрь

Измерениеосвещенности. Определение цветов

Групповая, индивидуальная, новый материал

1

1

2

МБОУ «СОШ № 6»

6

Измерение расстояний до объектов

Групповая, индивидуальная, новый материал

1

1

2

МБОУ «СОШ № 6»

7

Декабрь

Сила. Плечо силы. Подъемный кран.

Групповая, индивидуальная, новый материал

2

2

МБОУ «СОШ № 6»

8

Проектная работа. Защита.

Групповая

3

3

МБОУ «СОШ № 6»

Защита проектов

2.2 Условия реализации

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям и нормам. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.

Материалы и инструменты:

  1. Ноутбук.
  2. Поле.

3.  Конструктор LEGOMINDSTORMSEV3.

 Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

1. Сборник дидактических материалов: разработка внеклассных мероприятий; открытые занятия; родительские собрания; технологические карты; творческие тесты; методические разработки.

2. Методическая литература.

3. Дидактические и развивающие игры.

4. Репродукции.

5. CD, DVD - диски.  

Кадровое обеспечение: учитель начальных классов, первой квалификационной категории.

2.3 Формы аттестации (контроля)

На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:

- Беседа в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.

- Игра - данный вид контроля позволяет повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования.

- Тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам).

- Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их родители).

- Открытое занятие.

- Защита творческих проектов.

- Участие в научно-исследовательских конференциях.

 Участие в городских, окружных, всероссийских выставках и конкурсах, представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого ребенка.

По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:

- Начальный или входной контроль (начало учебного года), для определения уровня развития детей, их творческих способностей проходит в виде беседы и теста.

- Текущий контроль (в течение учебного года), для определения степени усвоения учащимися учебного материала и готовности к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Контроль проходит в виде наблюдения, опроса, итоговых занятий, самостоятельной работы.

- Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела), для определения степени усвоения учащимися учебного материала, проводится в форме творческой работы, конкурса, теста.

- Итоговый контроль (в конце учебного года), для определения результатов обучения, ориентирование учащихся на дальнейшее обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Проводится в форме тестового задания, творческой работы, игры-испытания.

По итогам аттестации заполняются таблицы диагностики и мониторинга в начале, середине и конце учебного года.

2.4 Оценочные материалы

В качестве критериев мониторинга и диагностических исследований учащихся, в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом увидеть и проанализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в программу.

Оценка результатов выставляется по трехбалловой шкале: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (табл.1 ).

Таблица 1

Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся творческого объединения

 «Лего конструирование»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

баллов

Методы диагностики

.Теоретическая подготовка:

1.1 Теоретические знания

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень(ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень(объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

Максимальный уровень(ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

Минимальный уровень(как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень(сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

II. Практическая подготовка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

Минимальный уровень(ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень(объем усвоенных умений и навыков более1/2);

Максимальный уровень(овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

Минимальный уровень(ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание